f Бора
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Бора  (Прочитано 17140 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Бора
« Ответ #20 : 07 Февраля, 2012, 17:38:49 »
Бриз 26 м/с - оригинально. Конечно, это был он ;D
Обращу внимание на важную деталь - берег был строго подветренный во всех случаях. И никаких других вариантов.

Уважаемый Илья.
   Во-первых, про 26 м/с Вы ранее В ЭТОЙ ТЕМЕ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛИ. (К сожалению полностью прочитать описания Вашего Курильского путешествия я еще не сподобился.) Я уже писал, что «Сложно судить по такому скудному описанию» и «Для более точного определения необходимо более точное описание». А без подробного описание местности, сопутствующих атмосферных процессов и откуда велось наблюдение делать обоснованные выводы бессмысленно, т.к. они будут некорректны.  :-\ Про подветренный берег, извините, упустил из вида (основывался на Ваших рассуждениях о тепловых машинах где не было указано на переваливание воздуха через хребет). В таком случае это не фен у наветренного берега, но не исключается другая разновидность фена. Повторюсь - нужно детальное описание.
Цитировать
Воздух ещё как нагревается от суши, иначе не было бы тропических штормов.
   Во-вторых, тропические шторма (видимо Вы говорите о тропических циклонах, они же тайфуны, ураганы) действительно возникают в результате нагрева воздуха от подстилающей поверхности, но не над сушей, а над морем (посмотрите любое грамотное определение, хоть в тех же БСЭ и Вики, достаточно даже карты с указанием траектории). А вот с выходом на сушу они затухают и распадаются. Все это легко объясняется, если разобраться в физике процесса, т.к. свою энергию тайфуны черпают при конденсации водяного пара.
   Над нагретой сушей воздух действительно нагревается, но дуть начинает не от того, что воздух нагрелся и стал расширяться в стороны создавая поток. Проделайте два простых опыта. Для этого возьмите лист тонкого железа и сверните его в трубку.
1. Держите получившуюся трубку горизонтально над огнем - воздух, нагреваясь и расширяясь начнет выходить из трубки.
2. Разверните трубку в лист и так же подержите его над огнем - воздух, нагреваясь, начнет подниматься вверх, а на его место начнет поступать более холодный воздух с периферии. При определенных условиях можно добиться возникновения вертикального вихря.
   В природе более развит второй вариант (первое встречается локально в горных долинах, но и здесь не обходится без второго процесса). На этом основано возникновение бризов, муссонов, тайфунов и многих других ветров. Так же может нагреться от суши воздух, проходящий над ней (т.е. ветре, дующем через область с более теплой подстилающей поверхностью). Но это лишь процесс обусловливающий изменение характеристик уже существующего потока (с возможным его усилением или ослаблением), а не причина возникновения указанного потока.
Цитировать
Вообще говоря, я и не настаиваю на правильности терминологии. По описанию в БСЭ борой чего только не называют. А вот под фёны от БСЭ курильские ветра никак не катят(ИМХО)
   В-третьих, борой (в метеорологии) называется ветер, возникающий при вполне определенных условиях. Верно и обратное, что при вполне определенных условиях возникнет именно бора, а не другой ветер. Возможно Вас ввело в заблуждение обилие названий ветров, относящихся к боре. Но это местные названия  одного и того же процесса (как географические названия у вина и др. спиртных напитков). При описании этих ветров указывают, что они носят характер боры, т.е. имеют такую же природу возникновения. Это их всех объединяет в единое множество «БОРА», которое в свою очередь входит во множество «СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ НАПРАВЛЕННОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ» (к последним относятся например фены и струйные ветры). Аналогичное можно разложить про любой другой ветер. Если это понимать, то не будет никакой путаницы.
   Во-четвертых, не обязательно ограничивать себя только Вики или БСЭ. Есть много других специализированных литературных источников значительно более информативных, но при этом вполне доступных. Относительно нашей темы - уже упоминавшийся «Словарь ветров» (достаточно пройти по ссылке и найти нужное). Я уж не говорю про Яндекс, Гугл и прочее. Не считайте это за наезд, но если есть желание разобраться, то, ИМХО, нужно разбираться, а не гадать.  ;)

Сталкивались с аналогичным ветром на Шантарах (о.Беличий). Сильный ветер разгонялся над морем, сталкивался с препятствием в виде острова и прорывался через долину на противоположный берег. Достаточно сильный (пришлось стоянку и лодку переносить под прикрытие скал и кустов, на старом месте палатку не мог поставить - выламывало). Бора ли это? Думаю, что да, тот же описанный в справочниках механизм разгона (хотя байкальская горная обычно посильнее будет), только локальный - хребтик небольшой, и вместо плоскогорья - море . Существенен ли нагрев воздуха от суши - думаю, что нет (хотя, действительно, ветер был нехолодный). Теплый нагретый воздух должен подниматься вверх, здесь же этого не было (возможно, мешал поток холодного воздуха выше острова). Нагрев от суши должен в этих условиях приводить к расширению воздуха и некоторому усилению ветра. Думаю, что по сравнению с кинетической энергией ветра перед островом увеличение энергии за счет нагрева все же небольшое и существенной роли в данном явлении не играет.
   Здесь куча неверных посылов. Если так рассуждать, то можно прийти к выводу, что сильный ветер, дующий на пустыре, наталкивающийся на дома жилого квартала и прорывающийся внутрь квартала является БОРОЙ.  ;D
   В описанном случае на Шантарах (опять же судя по описанию) типичное усиление ветра при сужении потока, который «сталкивался с препятствием в виде острова и прорывался через долину на противоположный берег» (подобное локальное усиление может произойти с любым ветром). Плюс к этому теплообмен проходящего воздуха с подстилающей поверхностью, рассмотренный в ответе Илье.
   К боре это не имеет никакого отношения, т.к. из двух основных определяющих ее возникновение факторов - наличие 1) высоко поднятой холодной и плотной воздушной массы (ВМ), обладающей значительной потенциальной энергией и 2) вынуждающей силы, выводящей указанную ВМ из равновесия и переводящей ее потенциальную энергию в кинетическую - в наличии имеется лишь вынуждающая сила (т.е. тот самый «Сильный ветер», который «разгонялся над морем»). Если же внутри о.Беличий имеется небольшое приподнятое плоскогорье, отгороженное от моря «небольшим хребтиком», то можно говорить о возможности возникновения боры. Дальше необходимы уточнения, про которые уже говорил.
   Про нагрев воздуха над подстилающей поверхностью (которая не обязательно является сушей). Создается впечатление, что люди считают, что воздух (пусть даже перемещающийся), нагреваясь будет расширяться ТОЛЬКО В ПОДВЕТРЕННУЮ СТОРОНУ и тем самым будет усиливать скорость потока.  ??? Логично предположить, что однородное тело (воздух в турбулентном потоке при ветре можно смело отнести к однородному) при нагревании будет равномерно расширяться ВО ВСЕ стороны. И, следовательно, логично, что при выходе из области нагрева, это расширение будет приводить к указанному усилению скорости. Однако перед областью нагрева, это же расширение (направленное навстречу ветру) будет притормаживать поток. Плюс на минус - получаем нулевой прирост. Единственно на чем скажется нагрев - это на усилении вертикальной составляющей потока.
Желаю всем успехов в познании ПРИРОДЫ.

PS. Никому не в укор, просто мысли вслух. Похоже, что проблемы с физикой могут возникать у любого, а не только у изобретателей. ;)
« Последнее редактирование: 07 Февраля, 2012, 18:30:44 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Сергей_Р_Спб

  • Сообщений: 475
  • Уважуха: +68/-46
  • Тип: Ветер
  • Номер: СП 128
Re: Бора
« Ответ #21 : 07 Февраля, 2012, 19:11:37 »
Гидролог
Очень познавательно и доходчиво!
Респект и плюс в уважуху.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3277
  • Уважуха: +314/-125
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Бора
« Ответ #22 : 08 Февраля, 2012, 10:25:40 »
Гидролог
Очень познавательно и доходчиво!
Респект и плюс в уважуху.

Полностью присоединяюсь!

Модераторы всё испортили - перенесли в тематический раздел ;D тему в рюмке я завёл  исключительно потому, что мне понравилась идея о подобии метеорологических процессов и тепловой машины. Мне это интересно, поскольку по образованию инженер-двигателист. Законы термодинамики универсальны для атмосферы и продуктов сгорания ракетного топлива. Только есть специфика - малые перепады давления и огромные расходы. Процессы по циклу тепловой машины вполне возможны и в атмосфере и я уверен, что они там встречаются.

Гидролог, Вы меня убедили, что ветра на Курилах и НЗ были разные. Обязуюсь впредь борой называть только бору. Жалко, что для прочих подобных ветров нет такого короткого слова. Остаётся непонятным, как бора может дуть две недели подряд? Тут уже похоже на стационарный процесс с подпиткой энергией, а не сбросом ранее накопленной энергии.

По Курильским ветрам попробую собрать все данные и выложить для обсуждения.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Илья МГУ

  • Сообщений: 3277
  • Уважуха: +314/-125
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Бора
« Ответ #23 : 08 Февраля, 2012, 10:31:27 »
что люди считают, что воздух (пусть даже перемещающийся), нагреваясь будет расширяться ТОЛЬКО В ПОДВЕТРЕННУЮ СТОРОНУ и тем самым будет усиливать скорость потока.  ??? Логично предположить, что однородное тело (воздух в турбулентном потоке при ветре можно смело отнести к однородному) при нагревании будет равномерно расширяться ВО ВСЕ стороны. И, следовательно, логично, что при выходе из области нагрева, это расширение будет приводить к указанному усилению скорости. Однако перед областью нагрева, это же расширение (направленное навстречу ветру) будет притормаживать поток. Плюс на минус - получаем нулевой прирост.

PS.... проблемы с физикой могут возникать у любого, а не только у изобретателей. ;)

Тут уже буду злобно спорить.
Как изобретатель изобретателю:
Процесс очень даже можно организовать так, что движение воздухапри подогреве будет однонаправленным. Разумеется приведу в качестве примера тепловую машину - ПВРД. Голимая труба с камерой сгорания посередине. При размещении в потоке воздуха создаёт тягу. На малых скоростях - малую (мала степень сжатия), на гиперзвуке превосходит по кпд газотурбинные двигатели.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Rogozhonok

  • Сообщений: 825
  • Уважуха: +42/-32
Re: Бора
« Ответ #24 : 08 Февраля, 2012, 13:39:36 »
2 Гидролог: Простите а Вы что заканчивали? Уж не Геофак ли МГУ? Метеорология или Гидрология?
Вообще-то я противник всякой войны. Война портит солдат, разрушает шеренгу и пачкает мундиры. (с) Ерофеев

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1511
  • Уважуха: +137/-117
  • М625 "Негордый"
Re: Бора
« Ответ #25 : 08 Февраля, 2012, 21:01:30 »
Ух, как народ в метеорологию бросился! Но главное, потихоньку смысл явления начинает проступать. Т.е. кому интересно - разбирается потихоньку.
Попробую своими словами, поскольку определения все довольно-таки однотипные и короткие.
Бора - естественно, от северного ветра (борей). Как писал Гидролог, для ее возникновения нужны две ВМ - холодная и теплая, а также невысокий горный массив на разделе. Водная поверхность, в принципе, не обязательна. Главное - градиент (контраст) температур и давлений в ВМ. Это есть та сила, которая приводит в движение холодную ВМ, из области высокого давления в область низкого, как бабушка учила. Больше перепад - эффект получается большим. Это - главное.
Почему борой называют еще и ветра других направлений, кроме северных? По условиям, которые для нее характерны. Борой- то назвали средиземноморские европейцы, у которых холодные ВМ приходят обычно с севера. Ну а у нас, понятно, отовсюду.
Ни о каком заметном нагреве воздуха во время боры не может быть речи - масса-то холодная приходит, на 300-400 м падения уровня (от перевала до уровня моря) не очень-то адиабатически разогреешься. Так что - может быть только небольшой предвестник, слабой силы, от нагретой суши. Обязательно должны быть облака на границе ВМ.
Ну и о распространении - местное явление, небольшой вертикальный масштаб (сотни метров), и относительно небольшой горизонтальный масштаб - десятки километров. Так что, Илья, если речь идет о позапрошлогоднем июльском шторме - так он весь бассейн Баренцева и Белого морей охватил, глобальный процесс это был. Вам, может, несколько посильнее досталось в начале, поскольку ущелья, ветровые трубы, кои были у вас в наличии - могут это все вполне усилить. Чтож не усилить, когда вдоль по ущелью ветру куда приятнее дуть, чем поперек перевала.
Да, в качестве поверхности для образования небольшой холодной ВМ в районе НЗ или Вайгача может служить Карское море, ну а Баренцево - заведомо теплее, вот и градиент температуры и давления. Но этот градиент там не настолько высок, чтобы совсем уж не поймешь что (бурю) вызвать. Так что бора  у нас в Евразии (в смысле как опасное явление) - возникает при мощных холодных и сухих арктических вторжениях, с севера и востока.
Насчет Курильского случая - если остров достаточно большой (больше 100 км в длину и  десятки в ширину) - может быть такое явление от его наличия. Меньше - вы на что-то другое нарвались.
А так - здесь всех-таки не  JGR (джорнал геофизикал ресёч),  не  Nature , не  Наука и жизнь и даже не РГО. Не объять необъятного, в смысле что авторы вполне могут что-то не знать, при написании своих отчетов, рассказов и историй.
А "подпитка энергией" - просто все. Холодная ВМ как была, так и есть, стоит себе по одну сторону горного массива, море остается теплым (в случае с теплыми странами) градиент давления и температур - пожалуйста. Долгоиграющая штука выходит.
Нет, Илья, твой пример насчет аналогии тепловой машины и атмосферных процессов - неправильный. Замкнутый объем, жесткие граничные условия - в одном случае (машина, камера, сопло) - и почти отсутствие таковых в другом.
P.S. Думается, модераторы и не совсем удачно пошутили, переместив тему из "рюмки"
« Последнее редактирование: 08 Февраля, 2012, 21:04:03 от ВРан »
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Kirjala

  • Сообщений: 1582
  • Уважуха: +68/-210
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Бора
« Ответ #26 : 08 Февраля, 2012, 22:17:38 »
Да, в качестве поверхности для образования небольшой холодной ВМ в районе НЗ или Вайгача может служить Карское море, ну а Баренцево - заведомо теплее, вот и градиент температуры и давления. Но этот градиент там не настолько высок, чтобы совсем уж не поймешь что (бурю) вызвать. Так что бора  у нас в Евразии (в смысле как опасное явление) - возникает при мощных холодных и сухих арктических вторжениях, с севера и востока.
Зимой бора на НЗ в целом понятна. Однако можно прояснить её возникновение в летний период, ведь температура Карского и Баренцева морей в этот период слабо отличаются, более того, Карское море может быть даже теплее Баренцева. Также хотелось бы более глубоко понять почему???, даже при ветре в 2 м/c с востока, возникает сильная (от 20-25 м/с и выше) бора, в то время (как я понимаю) если с ветром всё наоборот, то на восточном берегу НЗ боры нет.......... или я не прав? Может быть тут доминирующее влияние на появление боры в этом районе оказыают локальные климатические и географические особенности?
« Последнее редактирование: 08 Февраля, 2012, 22:19:52 от Kirjala »

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1511
  • Уважуха: +137/-117
  • М625 "Негордый"
Re: Бора
« Ответ #27 : 08 Февраля, 2012, 23:02:34 »
Зимой бора на НЗ в целом понятна. Однако можно прояснить её возникновение в летний период, ведь температура Карского и Баренцева морей в этот период слабо отличаются, более того, Карское море может быть даже теплее Баренцева. Также хотелось бы более глубоко понять почему???, даже при ветре в 2 м/c с востока, возникает сильная (от 20-25 м/с и выше) бора, в то время (как я понимаю) если с ветром всё наоборот, то на восточном берегу НЗ боры нет.......... или я не прав? Может быть тут доминирующее влияние на появление боры в этом районе оказыают локальные климатические и географические особенности?
Баренцево теплее - ответвление Гольфстрима, Атлантика ближе.
Местные климатические особенности вызываются как раз особенностями географическими и орографическими (рельеф).
Как уже сказано, для возникновения этой самой боры нужно 3 условия: холодная и сухая ВМ, относительно теплая и влажная ВМ, и горный раздел посредине. Поэтому меридиональная направленность НЗ, Атлантика с одной стороны с ее влажными и относительно теплыми циклонами (пониженное давление), настоящая восточная Арктика (со льдами впридачу) плюс невысокие горы - как раз то, что нужно для боры. Чтобы 2 м/с на перевале превратились в 20-30 м/с - вряд ли. На наветренном берегу - запросто может быть 2 м/с (в горы упираясь). На перевале уже ускорение начинается, под действием разницы давлений, и просто ВМ ускоряется под действием силы тяжести. А там - ущелья всякие, говорил уже. К сожалению, нет возможности простым языком и понятно и обстоятельно все изложить. Набреду на какое-нибудь без сложных формул нормальным людям понятное описание, - выложу. А так - по бОрам совсем уж узкого специалиста нужно спрашивать, который хорошо знает эти самые борские особенности для разных территорий.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Kirjala

  • Сообщений: 1582
  • Уважуха: +68/-210
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Бора
« Ответ #28 : 08 Февраля, 2012, 23:09:49 »
К сожалению, нет возможности простым языком и понятно и обстоятельно все изложить. Набреду на какое-нибудь без сложных формул нормальным людям понятное описание, - выложу. А так - по бОрам совсем уж узкого специалиста нужно спрашивать, который хорошо знает эти самые борские особенности для разных территорий.
Если нет возможности изложить простым языком, так может быть на математическом языке изложите с использованием формул и дифуров, это куда понятнее будет?
Цитировать
Баренцево теплее - ответвление Гольфстрима, Атлантика ближе.
Тут я повторюсь, это не факт. Как показали собственные наблюдения за температурой воды в Карском море в районе пр. Карские ворота и восточного побережья острова Вайгач, температура воды в том районе была в районе 6-7 градусов. Это почти вдвое теплее температуры воды со стороны запада Вайгач у пролива Карские ворота. Может это конечно локальная особенность, но если не так, тогда получается, что температура воды в Карском море в районе юга НЗ не сильно холоднее суши и Баренцева моря.

ЗЫ: И ещё помнится на полярке нам начальник станции говорил, что максимальная сила боры как раз находится на юге НЗ - там высота гор наименьшая из всего Архипелага. Как это объяснить? Почему с ростом высоты гор падает сила боры?
« Последнее редактирование: 08 Февраля, 2012, 23:12:54 от Kirjala »

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Бора
« Ответ #29 : 09 Февраля, 2012, 00:46:15 »
Остаётся непонятным, как бора может дуть две недели подряд? Тут уже похоже на стационарный процесс с подпиткой энергией, а не сбросом ранее накопленной энергии.
     Вполне логичное предположение. Однако в начале кое-что уточним. Максимальная продолжительность боры составляет все же немного меньше, но тоже прилично (читал о 10 сутках). Во-вторых, в предыдущем посте я указал на два фактора, определяющих возникновение боры, но не рассмотрел факторы обусловливающие ее длительность (или мощность).
     Про весьма значительную вынуждающую силу здесь очень хорошо дополнил мои слова ВРан, указывая на градиент давления (между холодной и теплой ВМ или, соответственно для случая на НЗ, холодным воздухом с гор и теплым над Баренцевым морем). Он (градиент) наверное всегда причина всех ветров. Но вынуждающей силой может выступать и ветер поперек хребта дующий со стороны плоскогорья. Причем этот ветер может быть и теплым (относительно находящейся на плоскогорье ВМ). Проходя над плоскогорьем этот ветер будет сгонять холодную ВМ к краю плоскогорья и стараться перекинуть ее через граничный хребет как через порог (подобное происходит при ветровом нагоне у дамбы, когда сначала уровень воды с наветренной стороны дамбы повышается, а потом вода может начать переливаться через дамбу). Когда же холодная ВМ перевалиться через этот порог, она, за счет бОльшей плотности относительно окружающего воздуха начнет падать вниз, переводя потенциальную энергию в кинетическую (естественно в добавление к градиентной составляющей). Так как падение происходит быстро, то теплообмена с окружающей средой практически нет. Так как падение происходит на высоту несколько сот метров, окружающее атмосферное давление увеличивается на несколько десятков гПа и ВМ сжимается (адиабатически, т.е. без теплообмена). Из-за адиабатического процесса происходит нагрев, но он не очень заметен поскольку падение невелико, а ВМ сильно холодная. Поэтому бора вызывает значительное похолодание у подножия хребта. (Если же при сильном ветре с гор похолодания не наблюдается, это может быть не бора. Так не любой сильный ветер в Новороссийске является борой.)
     Другой вынуждающей силой может быть теплый ветер, дующий вдоль наружной (морской) стороны хребта. При этом создается большой градиент давления в районе хребта, который и заставляет холодный воздух с плоскогорья двигаться через хребет. Теплый воздушный поток как бы вытягивает холодную ВМ (вспомним опыт с нагретым листом железа и подсосом более холодного воздуха с периферии). Падающая холодная ВМ может толкать перед собой вниз этот наружный теплый воздух, за счет чего и создастся эффект потепления перед бурей. Эффект потепления может вызвать и теплый ветер поперек хребта (как в предыдущем абзаце), который выталкивает ВМ и идет несколько выше. Правда наблюдаться потепление будет скорее всего только на расстоянии от хребта (в море), а не у его подножия.
     Характер вынуждающей силы, размеры холодной ВМ в районе хребта, а так же общий градиент температуры (и, соответственно, давления) поперек хребта и будут в совокупности определять мощность и, соответственно, продолжительность боры.
     Наименьшую повторяемость и продолжительность бора имеет в первой половине лета (на НЗ в июле) когда разница в температуре моря и суши не столь значительна, наибольшую - в зимний период (особенно при наличие больших пространств открытой воды, которая теплее воздуха). По распределению атмосферного давления усилению боры способствует наличие антициклона (АЦ) со стороны гор и циклона (Ц) со стороны моря (подножия хребта). Особенно если АЦ пришел с севера и обеспечил заток холодного воздуха.
     Исходя из сказанного становиться ясно, что летом, когда определяющие факторы развиты в наименьшей степени, бора будет не столь свирепой. Зимой же - наоборот. Относительно западного побережья НЗ зимой имеем:
1. Достаточно теплое Баренцево море (на значительной акватории свободное ото льда из-за затока теплых вод с Атлантики).
2. Значительно более холодное Карское море (почти полностью покрытое льдом).
3. Развитый Сибирский АЦ, который может распространиться своим отрогом до НЗ.
4. Значительное массы холодного воздуха над НЗ, покрытой снегом и ледниками.
В итоге весь спектр усиливающих факторов налицо. Бора может иметь максимальную продолжительность. Запас холодного воздуха при этом черпается не только с плоскогорий НЗ, но и из «кладовых» АЦ. Как видим никакой подпитки от нагретой суши и Солнца нет (если не считать температурного градиента между подножием и плоскогорьем).

Про бору есть еще пара интересных ссылок, поясняющих ее особенности.
Про НЗ бору: http://belushka.ru/forum/viewtopic.php?t=253&postdays=0&postorder=asc&start=180 пост под названием «Итак, начинается песня о ветре...» в середине страницы (как понимаю отрывок из книги Зиновия Каневского. Льды и судьбы. РУССКАЯ ГАВАНЬ)
Про Новороссийскую бору и сарму: http://meteoweb.ru/phen060.php

Процессы по циклу тепловой машины вполне возможны и в атмосфере и я уверен, что они там встречаются.
     Отдельные составляющие этого цикла точно встречаются. Я уже сравнивал значительный адиабатический нагрев (на 10-20 гр) при падении воздуха с большой высоты (несколько км) во время фена с разогревом до температуры воспламенения топливной смеси при сжатии в дизеле. Встречается ли цикл Карно или что-то подобное в атмосфере в полном виде, а не по частям - не знаю (на вскидку не сообразить).

Тут уже буду злобно спорить.
Как изобретатель изобретателю:
Процесс очень даже можно организовать так, что движение воздухапри подогреве будет однонаправленным. Разумеется приведу в качестве примера тепловую машину - ПВРД. Голимая труба с камерой сгорания посередине. При размещении в потоке воздуха создаёт тягу. На малых скоростях - малую (мала степень сжатия), на гиперзвуке превосходит по кпд газотурбинные двигатели.
Не надо злобно спорить, лучше мирно поговорим.  ;)
     ИМХО, ключевая фраза здесь «можно организовать». Но попробуем разобраться по порядку. Понятно, что отдельным частям ПВРД (а именно: труба с центральным телом и входным устройством с одной стороны сужающимся соплом с другой, см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8) могут найтись относительные аналоги в природе. Например, ущелье со скалой на входе и сужением на выходе. Роль камеры сгорания будет выполнять средняя часть ущелья. Поток воздуха будет обеспечивать ветер вдоль ущелья, направленный от скалы к сужению. Вроде бы не хватает только разогрева в «камере сгорания». Эту роль Вы отводите теплообмену между нагретой Солнышком поверхностью земли в ущелье и проходящим воздушным потоком (предположим, гипотетически, что снаружи ущелья нагрева потока нет).
     Позволим воздушному потоку нагреться на 30 гр (весьма неплохой вариант для природы, если не рассматривать пожар). Согласно коэффициенту объемного теплового расширения для воздуха 0.003665 1/гр.К (http://www.helpw.ru/rashirveshestv.php) получим расширение на 10% (если я правильно вспомнил термодинамику, давно это было). Вроде бы должны получить соответствующий прирост скорости потока, однако, ИМХО, вряд ли его получим. У нас ведь не труба как ПВРД, а только ее жалкое подобие разрезанное вдоль (крыши же в ущелье нет). И нагретый воздух начнет подниматься из ущелья ничем не сдерживаемый. Естественно, что горизонтальная составляющая останется, и на выходе из ущелья будем иметь более теплое дуновение ветра, чем на входе.
     Но только ли в разрезе трубы «природного ПВРД» мы не соблюдаем подобия? Опять же ИМХО, т.к. я не спец, тут Вам, Илья, карты в руки, но мне кажется , что мы ошиблись при постановке эксперимента еще в одной детали. А именно - забыли про впрыск топлива и сгорание топливно-воздушной смеси. Ведь в ПВРД нагрев рабочего тела происходит за счет именно этого. Объемом топлива при впрыске можно пренебречь, т.к. для керосина он составить ок. нескольких % от всей смеси. А вот расширением при сжигании смеси вроде как уже нельзя пренебречь. Опять же если правильно разобрался, то безразмерный коэффициент расширения продуктов сгорания смеси равен примерно 8 (http://www.sferaksb.ru/gosti/gostr12.3.047-98.html, http://www.q02.ru/trub/r/244/index.html). В результате получаем добавку от расширения в 700%. Всему этому избыточному объему необходимо куда-то деваться. В ПВРД в сторону входного устройства ему мешает выйти резкое сужение (больше чем на выходе в сопле) и встречный поток воздуха. Здесь создается избыточное давление подобное стенке в которую упираются разогретые продукты сжигания. Истечение газов происходит со стороны сопла. Данный процесс, ИМХО, во многом схож у ПВРД и ПуВРД. Отличие в том, что у ПуВРД есть воздушные клапана на входе, которые в момент повышения давления при сжигании закрываются, создавая упорную стенку. В ПВРД такую стенку создает набегающий поток воздуха. Поэтому Большинство ПуВРД могут работать при нулевой скорости, а ПВРД - нет. У нас же в ущелье нет сгорания топливно-воздушной смеси с соответствующим расширением. Но если бы и было, то опять же расширение пошло не только горизонтально, но и вертикально вверх. Мне кажется, что эффективность ПВРД с разрезанной «голимой трубой» существенно пострадала бы, относительно нормального агрегата. Так что аналогия, ИМХО, оказалось неуместной.

2 Гидролог: Простите а Вы что заканчивали? Уж не Геофак ли МГУ? Метеорология или Гидрология?
Нет, не угадали. Заканчивал ЛГМИ-РГМИ-РГГМУ, специальность «Океанология», специализация «Физика океана». Метеорология хоть и не профильный предмет, но давалась хорошо. А вообще еще со школы интересовался природными процессами.

Так что, Илья, если речь идет о позапрошлогоднем июльском шторме - так он весь бассейн Баренцева и Белого морей охватил, глобальный процесс это был. Вам, может, несколько посильнее досталось в начале, поскольку ущелья, ветровые трубы, кои были у вас в наличии - могут это все вполне усилить.
Точно синоптическую обстановку в то время не скажу (надо смотреть карты), но, если правильно помню из отчетов Ильи и Андрея, получалось, что сначала была бора при восточном ветре, которая сменилась штормом с запада (пришел обширный циклон).

Зимой бора на НЗ в целом понятна. Однако можно прояснить её возникновение в летний период, ведь температура Карского и Баренцева морей в этот период слабо отличаются, более того, Карское море может быть даже теплее Баренцева. Также хотелось бы более глубоко понять почему???, даже при ветре в 2 м/c с востока, возникает сильная (от 20-25 м/с и выше) бора, в то время (как я понимаю) если с ветром всё наоборот, то на восточном берегу НЗ боры нет.......... или я не прав? Может быть тут доминирующее влияние на появление боры в этом районе оказыают локальные климатические и географические особенности?
В основном ответ смотри в начале поста. Добавлю только, что бора на НЗ наблюдается и на западном, и на восточном берегу (при соответствующих условиях). И дуть при этом может в разные стороны в разных частях НЗ. В Русской Гавани, например, бора дует с юга. Если и теперь не все понятно, постараюсь ответить позже. И так очень долго ответы кропал. Домой пора.  :'(
Всем успехов.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)