Попробую, только не обижайтесь за развернутость ответа. И так.
Во-первых, понятие «легкий тип ледовых условий» указывается безотносительно типа и категории (класса) судна. Тип ледовых условий указывают относительно нормы (т.н. климатической нормы), т.е. среднемноголетних условий (естественно для конкретного района и конкретного времени года). Про это сказано во вводной части прогноза. Там же указывается период для которого рассчитывалась норма (1970-2005 гг.). Таким образом, желающие могут не только узнать отклонения ледовых условий от используемой нормы на качественном (легкие, средние или тяжелые условия) и количественном (относительное отклонение от нормы в процентах) уровне, но и сравнить используемую норму со среднемноголетним значением за другой период (т.е. другой нормой, которая могла использоваться в справочниках более раннего периода, например). Про это не зря сказано, т.к., например, если сравнить нормы площадей ледяных массивов в настоящем прогнозе и в моем реферате (
http://gik.fordak.ru/index.php?topic=7048.msg107862#msg107862), где они приводятся по достаточно давней литературе, то будет заметна разница, хоть и не значительная. Это связано именно с различными периодами осреднения. Сравнение норм может показать в целом насколько суровее или легче были условия в разные периоды истории (однако это мы уже в климат полезли).
Так что «легкие условия» они для всех легкие (относительно «средних» или «тяжелых»), и для ледоколов, и для простых судов.
Во-вторых, попробуем разобраться, что же значат «легкие условия» в конкретном районе Арктики для капитана конкретного судна. Для этого необходимо заглянуть, например, в
Том 1 Правил классификации и постройки морских судов Российского Морской Регистр Судоходства (раздел 2.2.3 Знаки категорий ледовых усилений Регистра и знаки полярных классов МАКО). Вообще-то для конкретного судна может существовать «ледовый паспорт», но мы будем рассматривать в целом категории. Для начала возьмем
табл. 2.2.3.4-1 «Районы и условия эксплуатации судов арктических категорий». По ней видно, что в летне-осеннюю навигацию при легких ледовых условиях допускается самостоятельное плавание (т.е. без ледокольной проводки) во всех арктических морях судов всех арктических категорий, в том числе и наинизшей
Arc4 (бывшая
ЛУ4 или
Л1). По следующим двум таблицам определяем допустимые ледовые условия для
Arc4: разреженный (4-6 баллов сплоченности) средний однолетний лед толщиной до 0.8-0.9 м. Отметим, что эти значения ориентировочные, учитывают в основном общий класс усиления корпуса судна, а при эксплуатации конкретного судна необходимо пользоваться ледовым паспортом или др. документом, в котором учитываются все особенности конструкции судна (усилений корпуса, тип движителя, мощность СУ и др.) и ледовых условий плавания.
В-третьих, для желающих более подробно представить себе, например, что такое легкие ледовые условия западной части м.Лаптевых, т.е. как раз к северу от пр.Вилькицкого. Для этого существует раздел ААНИИ на сайте ЕСИМО (
http://www.aari.ru/projects/ECIMO/index.php). Там можно посмотреть (все слева от основного экрана) раздел «
Тип ледовых условий», где для арктических морей, года и месяца указан тип ледовых условий (от оч.легких до оч.тяж.). Например легкие условия (не считая оч. легких) в ЗчмЛ в июле были в 2003, 2000, 1999, 1994, 1992, 1983 и т.д., в августе – в 2005, 2002, 1994 и т.д., в сентябре – 1994, 1991 и т.д. Выписав эти годы и месяцы переходим к архивным картам в разделах:
«Обзорные ледовые карты СЛО», «Архив обзорных карт Евразийской Арктики», «Региональные карты Евразийской Арктики», «Исторический массив общей и частных сплоченностей морского льда Арктики». Информация конечно за разные периоды и в разном виде, но для общего представления вполне достаточно. Таким образом мы подбираем несколько годов-аналогов по которым можно, в первом приближении, судить о том, чего нас может ждать в выбранном районе СЛО. Дальнейшее развитие процессов необходимо отслеживать по фактическим и прогностическим картам (ледовая обстановка и синоптика).
В-четвертых, есть еще полезные разделы на указанной странице ЕСИМО:
«Климат морского льда Арктики», «Ледовитость арктических морей», «Площади ледяных массивов», «Сроки ледовых явлений» и др.
на странице «Приложения и ИР».
Есть и другие интересные страницы: «ДЭСП и Справочники» и др (см. над основным экраном). Там тоже можно много интересного и полезного выцепить, если посмотреть/посравнивать.
В-пятых,
необходимо помнить, что даже малая площадь ледяных массивов или просто льда в летние месяцы еще не означает однозначно вседозволенного прохождения в любом месте в любое время. Так рассмотрим очень наглядный пример – Новоземельский ледяной массив. Его площадь за лето может сойти на нет, но пока он существует есть опасность попасть в .ОПУ. Подробнее это выглядит так. Как указывалось в реферате, этот массив может занимать несколько положений в пределах ЮЗчКм. Самым безобидным (с точки зрения плавания по СМП) является западное положение, когда массив прижат к Новой Земле. При этом даже достаточно большая его площадь не особенно беспокоит судоводителей. Если же массив перегонит в центр или к востоку, то существенно осложняться переходы в этой акватории или вообще будет блокирован подступ к Ямальскому берегу (Харасавэй и др.). Но самое веселое положение возникает, когда массив (пусть даже и сильно сокращенный) отгоняет ветром к югу. При этом льды могут в самый разгар навигации серьезно блокировать проливы у о.Вайгач. Относительно любого другого ледяного массива ситуация может быть аналогичной (естественно с поправкой на условия конкретной акватории). Таким образом
прогнозируемые на основе количества льда (площади) легкие условия еще не гарантируют легкое плавание, но указывают на определенные предпосылки к этому. Далее все зависит от гидрометобеспечения во время плавания. Ко всему сказанному выше необходима одна оговорка: все перечисленные официальные материалы писались, обобщались, анализировались и на их основе составлялись официальные прогнозы практически исключительно из расчета на судовождение больших карабликов, а не нашего надувного флота. Поэтому следует быть весьма осторожным как при анализе, так и в выводах. Всегда помнить, что даже небольшой катер или бот не только существенно тяжелее наших парусников, но и существенно прочнее с точки зрения воздействия льда.
Как то так. Будут вопросы – постараюсь ответить. (только появляюсь здесь не часто) Успехов.
PS. Забыл добакить несколько ссылок из новостей Гидрометцентра (
http://meteoinfo.ru/news):
1)
http://meteoinfo.ru/news/1-2009-10-01-09-03-06/6830-16042013-16042013-25042013- - Прогноз средней температуры на декаду (с 16.04.2013 по 25.04.2013) по территории России;
2)
http://meteoinfo.ru/news/1-2009-10-01-09-03-06/6832-162042013-16-2013- - Гидрологический обзор от 16 апреля 2013 года.
3) еще кому интересно - Гидрологическая информация по рекам бассейна Кубани (уровень воды на реках) (
http://meteoinfo.ru/kuban)