f Ледовый прогноз
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Ледовый прогноз  (Прочитано 18262 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #30 : 02 Апреля, 2013, 16:19:40 »
     По традиции выкладываю свежий долгосрочный ледовый прогноз по российскому сектору Арктики на июнь-август 2013 года (см. прикрепленный файл). Кроме этого дам ссылки еще на несколько долгосрочных прогнозов. Они не совсем ледовые, но все же касаются таяния льда, поэтому и дам здесь (чтоб не плодить отдельных тем). Некоторые ссылки уже приводил при ответах в др. темах, но здесь все до кучи. Если модераторы сочтут нужным переместить, возражать не буду.
     1. Гидрологический прогноз на вскрытие рек.
Здесь (http://meteoinfo.ru/hydro-spring) базовый прогноз о вскрытии рек и половодье.
Здесь (http://meteoinfo.ru/news/1-2009-10-01-09-03-06/6760-28032013---------) уточнение от 28.03.13.
     2. Вероятностный прогноз температуры и осадков в России теплый период.
Здесь (http://meteoinfo.ru/veget-period-2013) базовый прогноз в целом на апрель-сентябрь 2013 г.
Здесь (http://meteoinfo.ru/1month-forc) уточненный фоновый прогноз на апрель 2013 г.

PS. Постараюсь не забывать выкладывать сюда дальнейшие обновления/уточнения.  ;)
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Илья МГУ

  • Сообщений: 3286
  • Уважуха: +316/-132
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #31 : 02 Апреля, 2013, 16:30:39 »
Оптимистичный прогноз. Льда в этом году не меньше чем в 2010 точно, а то и побольше. Грешным делом подумывал, что халява последних лет на 2013 закончилась.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #32 : 02 Апреля, 2013, 16:36:11 »
Куда же денется, закончится чуть погодя. Только не вдруг, а постепенно. Климатические эпохи одномоментно только в кино наступают, а в жизни они потихонечку подкрадываются.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Илья МГУ

  • Сообщений: 3286
  • Уважуха: +316/-132
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #33 : 02 Апреля, 2013, 16:42:34 »
Да чего-то довольно резко получается. Припай с запада НЗ шириной почти с НЗ, когда такое было?

Зы: не припай, конечно, молодой лёд.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1522
  • Уважуха: +142/-119
  • М625 "Негордый"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #34 : 02 Апреля, 2013, 18:22:15 »
Не знаю, как насчет долговременного прогноза, который временами оказывается уж слишком вероятностный (ну, мечтать можно об оптимистическом сценарии дальнейшего развития погодной и ледовой обстановки, примерно как о светлом будущем), а в настоящий момент реалии таковы. См. ледовое покрытие по двум морям. Т.е., Баренцево после трудного марта потихоньку расчищается, но не слишком поспешая, Карское - стоит твердо.
Резюме - тяжелый год в Российской Арктике, хуже прошлого, и пока - хуже всех 5 последних лет, исключая Баренцево. Беломорские мореплаватели и юго-западно-баренцевские могут не беспокоиться, тем, кому сильно восточнее - пока весьма неутешительно.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #35 : 02 Апреля, 2013, 20:22:58 »
Да чего-то довольно резко получается. Припай с запада НЗ шириной почти с НЗ, когда такое было?
Зы: не припай, конечно, молодой лёд.
     И не так уж давно аналогичные льды у западного берега НЗ были. Всего то в 2010-ом. Если смотреть ледовые условия в этом районе в этот же период (не по цифровым значениям площади льдов, а по картам, т.е. на глаз) то (с 1997 г) наиболее легкие были 2005-07 и 2011-12 гг, а достаточно тяжелыми 1998-99 и 2010 гг. (можно еще 2003 упомянуть).

     С реалиями тоже достаточно верно. Но смотреть надо не только на «что было», т.е что накопили, но и на «что будет», т.е. как поменяются определяющие факторы (в данном случае синоптические процессы и, соответственно, температурный фон). Прогнозы на учете этих двух параметров и базируются. Март действительно был достаточно суровым на северах (из-за разросшейся области высокого давления, которая и обеспечила в районе НЗ низкие температуры и восточные ветры), но сейчас обстановка изменилась и в район Баренцева-Карского морей уже идет заток тепла по своеобразному «коридору» из районов нижней Волги-Каспия-Казахстана, т.е. с Ю-ЮЗ на С-СВ, что хорошо видно на картах атмосферного давления. Видимо не зря на апрель обещают температурный фон выше нормы на значительной части страны (в том числе и в Арктике). Если подобный «коридор» будет преобладать в апреле, то тепла на просторы нашей родины «надует» достаточно. Да и для восточного сектора Российской Арктики пока аналогичные предпосылки прослеживаются, но только с затоком с ТО. Как то так.
     Кстати и «что накопили» тоже понятие растяжимое. Кроме площади ледяного покрова нужно учитывать еще и объемы этих льдов (т.е. их толщины или возраст). И не только в конкретном море, а по всей Арктике. Так например многолетних льдов в Арктике в этот сезон существенно меньше, чем в аналогичное время в 2012-ом. А ведь и это «ядро» очень весомым образом влияет на летнюю навигацию.
     А то что любой прогноз веешь вероятностная, так это и так давно обговорено. Как и то, что точность и детализация прогнозов с увеличением заблаговременности уменьшается. Потому в долгосрочном прогнозе и фигурируют аномалии среднемесячных температур, а не конкретные значения, которые на градуснике можно будет увидеть. Кстати, для любителей точности Гидрометцентр указывает степень достоверности фонового прогноза (69-72%), что весьма прилично для прогноза на полгода. А так же приводит такую фразу: «Представленная информация ориентирована на ее использование федеральными органами исполнительной власти для оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, в интересах сельского хозяйства, охраны лесов от пожаров, водного транспорта, энергетики», что свидетельствует о достаточной официальности прогноза.
     Всем успехов и сбычи мечт о больших плаваниях.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1522
  • Уважуха: +142/-119
  • М625 "Негордый"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #36 : 03 Апреля, 2013, 00:58:26 »
Вы, пожалуйста, расшифруйте подробнее, что означает "легкий тип ледовых условий" в проливе Вилькицкого и к северу от него в июне-августе. Ну, к примеру, для июня, что это означает? для кого легкий? т.е. ледоколам будет легко? а остальным как?
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #37 : 17 Апреля, 2013, 10:08:09 »
Попробую, только не обижайтесь за развернутость ответа. И так.
     Во-первых, понятие «легкий тип ледовых условий» указывается безотносительно типа и категории (класса) судна. Тип ледовых условий указывают относительно нормы (т.н. климатической нормы), т.е. среднемноголетних условий (естественно для конкретного района и конкретного времени года). Про это сказано во вводной части прогноза. Там же указывается период для которого рассчитывалась норма (1970-2005 гг.). Таким образом, желающие могут не только узнать отклонения ледовых условий от используемой нормы на качественном (легкие, средние или тяжелые условия) и количественном (относительное отклонение от нормы в процентах) уровне, но и сравнить используемую норму со среднемноголетним значением за другой период (т.е. другой нормой, которая могла использоваться в справочниках более раннего периода, например). Про это не зря сказано, т.к., например, если сравнить нормы площадей ледяных массивов в настоящем прогнозе и в моем реферате (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=7048.msg107862#msg107862), где они приводятся по достаточно давней литературе, то будет заметна разница, хоть и не значительная. Это связано именно с различными периодами осреднения. Сравнение норм может показать в целом насколько суровее или легче были условия в разные периоды истории (однако это мы уже в климат полезли). Так что «легкие условия» они для всех легкие (относительно «средних» или «тяжелых»), и для ледоколов, и для простых судов.
     Во-вторых, попробуем разобраться, что же значат «легкие условия» в конкретном районе Арктики для капитана конкретного судна. Для этого необходимо заглянуть, например, в Том 1 Правил классификации и постройки морских судов Российского Морской Регистр Судоходства (раздел 2.2.3 Знаки категорий ледовых усилений Регистра и знаки полярных классов МАКО). Вообще-то для конкретного судна может существовать «ледовый паспорт», но мы будем рассматривать в целом категории. Для начала возьмем табл. 2.2.3.4-1 «Районы и условия эксплуатации судов арктических категорий». По ней видно, что в летне-осеннюю навигацию при легких ледовых условиях допускается самостоятельное плавание (т.е. без ледокольной проводки) во всех арктических морях судов всех арктических категорий, в том числе и наинизшей Arc4 (бывшая ЛУ4 или Л1). По следующим двум таблицам определяем допустимые ледовые условия для Arc4: разреженный (4-6 баллов сплоченности) средний однолетний лед толщиной до 0.8-0.9 м. Отметим, что эти значения ориентировочные, учитывают в основном общий класс усиления корпуса судна, а при эксплуатации конкретного судна необходимо пользоваться ледовым паспортом или др. документом, в котором учитываются все особенности конструкции судна (усилений корпуса, тип движителя, мощность СУ и др.) и ледовых условий плавания.
     В-третьих, для желающих более подробно представить себе, например, что такое легкие ледовые условия западной части м.Лаптевых, т.е. как раз к северу от пр.Вилькицкого. Для этого существует раздел ААНИИ на сайте ЕСИМО (http://www.aari.ru/projects/ECIMO/index.php). Там можно посмотреть (все слева от основного экрана) раздел «Тип ледовых условий», где для арктических морей, года и месяца указан тип ледовых условий (от оч.легких до оч.тяж.). Например легкие условия (не считая оч. легких) в ЗчмЛ в июле были в 2003, 2000, 1999, 1994, 1992, 1983 и т.д., в августе – в 2005, 2002, 1994 и т.д., в сентябре – 1994, 1991 и т.д. Выписав эти годы и месяцы переходим к архивным картам в разделах: «Обзорные ледовые карты СЛО», «Архив обзорных карт Евразийской Арктики», «Региональные карты Евразийской Арктики», «Исторический массив общей и частных сплоченностей морского льда Арктики». Информация конечно за разные периоды и в разном виде, но для общего представления вполне достаточно. Таким образом мы подбираем несколько годов-аналогов по которым можно, в первом приближении, судить о том, чего нас может ждать в выбранном районе СЛО. Дальнейшее развитие процессов необходимо отслеживать по фактическим и прогностическим картам (ледовая обстановка и синоптика).
     В-четвертых, есть еще полезные разделы на указанной странице ЕСИМО: «Климат морского льда Арктики», «Ледовитость арктических морей», «Площади ледяных массивов», «Сроки ледовых явлений» и др. на странице «Приложения и ИР». Есть и другие интересные страницы: «ДЭСП и Справочники» и др (см. над основным экраном). Там тоже можно много интересного и полезного выцепить, если посмотреть/посравнивать.
     В-пятых, необходимо помнить, что даже малая площадь ледяных массивов или просто льда в летние месяцы еще не означает однозначно вседозволенного прохождения в любом месте в любое время. Так рассмотрим очень наглядный пример – Новоземельский ледяной массив. Его площадь за лето может сойти на нет, но пока он существует есть опасность попасть в .ОПУ. Подробнее это выглядит так. Как указывалось в реферате, этот массив может занимать несколько положений в пределах ЮЗчКм. Самым безобидным (с точки зрения плавания по СМП) является западное положение, когда массив прижат к Новой Земле. При этом даже достаточно большая его площадь не особенно беспокоит судоводителей. Если же массив перегонит в центр или к востоку, то существенно осложняться переходы в этой акватории или вообще будет блокирован подступ к Ямальскому берегу (Харасавэй и др.). Но самое веселое положение возникает, когда массив (пусть даже и сильно сокращенный) отгоняет ветром к югу. При этом льды могут в самый разгар навигации серьезно блокировать проливы у о.Вайгач. Относительно любого другого ледяного массива ситуация может быть аналогичной (естественно с поправкой на условия конкретной акватории). Таким образом прогнозируемые на основе количества льда (площади) легкие условия еще не гарантируют легкое плавание, но указывают на определенные предпосылки к этому. Далее все зависит от гидрометобеспечения во время плавания.
     Ко всему сказанному выше необходима одна оговорка: все перечисленные официальные материалы писались, обобщались, анализировались и на их основе составлялись официальные прогнозы практически исключительно из расчета на судовождение больших карабликов, а не нашего надувного флота. Поэтому следует быть весьма осторожным как при анализе, так и в выводах. Всегда помнить, что даже небольшой катер или бот не только существенно тяжелее наших парусников, но и существенно прочнее с точки зрения воздействия льда.
     Как то так. Будут вопросы – постараюсь ответить. (только появляюсь здесь не часто) Успехов.

PS. Забыл добакить несколько ссылок из новостей Гидрометцентра (http://meteoinfo.ru/news):
     1) http://meteoinfo.ru/news/1-2009-10-01-09-03-06/6830-16042013-16042013-25042013- - Прогноз средней температуры на декаду (с 16.04.2013 по 25.04.2013) по территории России;
     2) http://meteoinfo.ru/news/1-2009-10-01-09-03-06/6832-162042013-16-2013- - Гидрологический обзор от 16 апреля 2013 года.
     3) еще кому интересно - Гидрологическая информация по рекам бассейна Кубани (уровень воды на реках) (http://meteoinfo.ru/kuban)
« Последнее редактирование: 17 Апреля, 2013, 11:16:41 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

ВРан

  • Moderator
  • Сообщений: 1522
  • Уважуха: +142/-119
  • М625 "Негордый"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #38 : 18 Апреля, 2013, 13:47:45 »
Спасибо, Гидролог, за исчерпывающий ответ, от которого легче, правда, не стало. Примерно так себе и представлял, что нюансы могут быть в любой год, даже самый благоприятный, и что типы условий определяются относительно неких средних. Ну, а любой основной прогноз на два-три месяца вперед в лучшем случае может выдать ожидаемое усредненное по этому периоду значение температуры, осадков и т.п., не вдаваясь в более дискретное временное и пространственное разрешение этих параметров и обстановки.
Т.е. - ближе к делу (к лету) станет несколько понятней, а пока мало что реально изменилось, за 20 дней апреля.

Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Ледовый прогноз
« Ответ #39 : 07 Мая, 2013, 20:05:34 »
To ВРан. Если честно, не понял, что так тревожит или чего ожидали услышать? Понятно, что нюансы могут быть любыми. Понятно, что при плавании в конкретное время по конкретному маршруту условия будут отличаться (возможно ОЧЕНЬ значительно) от данных для конкретного месяца по всему морю (хоть прогнозных, хоть диагностических). Это было достаточно подробно, кмк, расписано в реферате (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=7048.msg107862#msg107862). Понятно, что долгосрочный прогноз дает меньшую точность и детализацию, чем краткосрочный (тот кто выдает точную температуру или скорость ветра по точке на срок более 1-2 недель или профан, или лжец). Т.е. это все понятно и было известно ранее. И что?  ???
     Район прол.Вилькицкого наверное один из самых сложных для навигации именно по ледовым условиям. Причем это круглогодично и для любого судна (вплоть до атомного ледокола). Ясно, что есть колебания в течении года (однозначно В ЦЕЛОМ летом проще, чем зимой) и от года к году. Есть они и в синоптическом масштабе, т.е. в течении нескольких суток. И что? Из-за этого не верить или не ориентироваться на долгосрочный прогноз? По моему глупо. Этот прогноз как раз и оценивает межгодовые колебания. И если говорится, что условия легкие (легче среднемноголетних), то появляется надежда, что и плавание пройдет легче. А абсолютную гарантию безледового плавания даст только прогноз, что льда на акватории не будет совсем.  :)  По этому различают, как минимум, замерзающие моря (где льда летом не бывает по определению) и арктические моря.
     И расстраиваться или не верить прогнозу еще рано. Вон аналогичные картинки за апрель - начало мая (файлы типа Barents_Sea.jpg). На мой взгляд они не очень информативны, по этому приведу еще другую разновидность графиков (файлы типа Barents.jpg) для этих же акваторий с сайта (http://arctic.atmos.uiuc.edu/cryosphere/). На них хорошо видно, что начиная с середины апреля стала заметно увеличиваться отрицательная аномалия во всех трех морях (красная линия). Т.е. происходит уменьшение площади льдов в морях и, следовательно, облегчаются условия плавания (по крайней мере по этому показателю, т.к. не забываем еще про толщину/возраст льда). Так что все в соответствии с прогнозом. А что будет дальше - поглядим.  ;)
     Успехов и сбычи мечт.
« Последнее редактирование: 07 Мая, 2013, 20:07:59 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)