f Строительство катамарана для дальних путешествий
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Строительство катамарана для дальних путешествий  (Прочитано 16883 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Kirjala

  • Сообщений: 2163
  • Уважуха: +63/-179
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Планируется заказать строительство катамарана для дальних автономных (около 2-2,5 мес.) путешествий в “Тритоне”.
Технические требования:
Вместимость – 6 спальных мест.
Объем поплавков – 8 куб. м.
Ширина (по осям) – 3,6 м
Длина баллонов – 10,5 м
Высота мачты – 10 м
Парусность: грот – 17 кв.м., стаксель 9 кв.м.
Вес без снаряжения –  500 - 600 кг.
По силовой схеме – прототип Гандвика, Вайгача.
Обязательное наличие кают-компании и двухслойной палатки.
Подробности обсуждаются.

В связи с этим ищутся желающие заказать себе подобный катамаран. Тритон возьмётся за заказ, если количество катамаранов будет не менее 3. Ориентировочная цена 600-700 тыс.р. Ориентировочные сроки заказа – осень 2011 года, а сроки строительства – 1,5 года.
В настоящее время есть два потенциальных заказчика:
1) А. Литвинов и И. Статейкин (andrey.litvinov@mail.ru, 89219840590; iast@bk.ru)
2) А. Хазацкий (khazatsky@gmail.com)

Ber

  • Сообщений: 2847
  • Уважуха: +98/-41
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Что то монстроидальное. На мой взгляд лучше добавить денег и купить:

http://www.virusboats.com/sailing-1-Catamaran_V8.html
« Последнее редактирование: 03 Апреля, 2011, 22:53:35 от Ber »
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Kirjala

  • Сообщений: 2163
  • Уважуха: +63/-179
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Что то монстроидальное. На мой взгляд лучше добавить денег и купить:

http://www.virusboats.com/sailing-1-Catamaran_V8.html

Прошу дополнять конструктивными советами, а не пожеланиями, не имеющие никакого отношения к теме. Варианты, подобные тому, что вы рекомендуете, были давным давно рассмотрены и безоговорочно откинуты, как не отвечающие целям, ставящимся перед проектируемым катамараном.

sessam

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +3/-8
  • Тип: Ветер
А какая конструктивная ширина?

Kirjala

  • Сообщений: 2163
  • Уважуха: +63/-179
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
А какая конструктивная ширина?

По габаритам ориентировочно 4,2-4,4 м.

sessam

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +3/-8
  • Тип: Ветер
Это мало, оптимальная область для судов такого размера, лежит в пределах  5.7-6.8м. хотя встречаются значения и до 7м.

sessam

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +3/-8
  • Тип: Ветер
Кстати и парусность в среднем для катамаранов такого размера 18-34 кг. на метр парусности, у вас приходиться не менее 65-66. ходить будет весьма не быстро.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Это мало, оптимальная область для судов такого размера, лежит в пределах  5.7-6.8м. хотя встречаются значения и до 7м.
Вопросы.
На сколько возрастут нагрузки в узлах при увеличении ширины до указанных величин?
Какой, примерно, вес катамарана получится, учитывая морской район плавания и приспособленность к ветру больше 20 м/с?
Чем достигается при такой ширине, сравнимая или бОльшай продольная остойчивость?
На какую среднюю скорость в крейсерском режиме можно будет рассчитывать, построив такого монстра?
Сколько он может стоить?
Какое, для примера, разборно-надувное парусное крейсерское судно имеет большую энерго-вооруженность и скорость хода?
Правда, в объявлении не указан размер кливера. Основное вооружение рассчитано на ветер сильнее четырех-пяти узлов.

Наше участие под вопросом. Вообще, проект и так достаточно безумен, и не хочется закладывать в него не проверенные на практике решения.

Ber

  • Сообщений: 2847
  • Уважуха: +98/-41
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Я посмотрел, это же больше чем Сибкат-28. А они сами называют его: "Несомненно, это «монстр» в надувном
судостроении."
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

sessam

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +3/-8
  • Тип: Ветер

На сколько возрастут нагрузки в узлах при увеличении ширины до указанных величин?
Нагрузки будут обычные для многокорпусника таких размеров.
Цитировать
Какой, примерно, вес катамарана получится, учитывая морской район плавания и приспособленность к ветру больше 20 м/с?
Трудно сказать, есть соответствующие таблицы, уже поздно не буду смотреть.
Цитировать
Чем достигается при такой ширине, сравнимая или бОльшай продольная остойчивость?
При таких соотношениях продольная и поперечная остйчивость примерно равны, это средние значения для катов. таких размеров.
Цитировать

Правда, в объявлении не указан размер кливера. Основное вооружение рассчитано на ветер сильнее четырех-пяти узлов.
Рефление должно решать вопрос усиления ветра. Какой смысл делать заранее зарефлёный парусник. Тем более на таком большом кате и команда и место позволяют выполнять рифление.
« Последнее редактирование: 04 Апреля, 2011, 02:04:53 от sessam »

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71

На сколько возрастут нагрузки в узлах при увеличении ширины до указанных величин?
Нагрузки будут обычные для многокорпусника таких размеров.


увы увеличаться еоще как. С увеличением ширины увеличиваются "плечи  рычагов" при восхождении баллона на волну. Увеличивается нагрузка на балки от груза на палубе, опять же за счет увеличения "плеча".

Ширина выбирается из несколько критериев. Один из главных это противостояние против кренящего момента от ветра на парус. У Перегудова это коротко и понятно расписано. Второй критерий - это прочность балок. Третий - создание удобной каюты. И получается с увеличением ширины растет остойчивость судна (можно нести больше парусов), каюта становится более просторной, увеличиваются нарузки на раму (балки), что ведет за собой усиление рамы, сложности и стоимости конструкции рамы.
Я конечно повторяю все то что все знают, но почему то вдруг такие вопросы.
И повторяюсь, в начале надо определиться с целями, задачами - что главное в судне. Здесь не Закон Сложения не проходит.    Например нужна просторная палатка. Пожалуйста, в ТЗ указываете ширину каюты, а дальше проявляется соответствено ширина судна, далее зная ширину судны, расчитываете востанавливающий момент, а отсюда расчет парусности. Далее расчет труб, конструкции рамы.  Или главное грузоподъемность. Зная водоизмещение, определяется необходимая парусность, далее зная вес, парусность определяется минимальная ширина. Далее ширина корректируется, но не в меньшуюю сторону, от размеров каюты.
Ориентироваться на отношение длины к ширине не имеет смысла. В учебниках приводят отношения, из ходя из существующих судов. Это не аксиома!

 

 

Протей

  • Сообщений: 128
  • Уважуха: +3/-3
  • Название: КАТЁНОК
  • Тип: Бриз - микро
Есть еще один немаловажный критерий -т. н. катамаранный эффект. Чем ближе корпуса , тем больше воды тащится между ними и тем меньше скорость. А вот силы, если с увеличением ширины не увеличивать площадь парусов, увеличатся незначительно. 

Ber

  • Сообщений: 2847
  • Уважуха: +98/-41
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
   Вот какая мысль пришла в голову, после прочтения топика:

Я так понимаю катамаран такого размера вряд ли кто ни будь будет поездом забрасывать. Что если  перейти от кучи труб к блочной конструкции. Не собирать каркас с нуля, а разделить его на несколько блоков, легко соединяемых на стапеле, это должно увеличить прочность конструкции и теоретически снизить вес. При такой конструции можно перейти от труб к компзитным (стекло/углеплатик) панелям. Возьмите конструкцию того же V8.  Надежность обеспечивается жесткими корпусами, а корпуса соединяются простыми, но достаточно толстыми  трубам. Если сделать две панели которые устанавливаются поверх баллонов, каждая такая пенель может состоять например из трех частей, каждая часть при ваших габаритах, около трех метров в длину, тоесть легко поместится в автотранспорт. На панелях, уже размещены узлы крепления такелажа, крепления баллонов, места для крепления шверцов, сделаны пазы для креплния палубы и т.п.
    Такая конструкция дает, на мой взгляд массу преимуществ. Например можно вставить палубу в специальные места на панелях, и натягивать раздвигая панели на поперечных трубах. Время сборки сократится в несколько раз за счет меньшего количество узлов, а ведь тот же Тайфун собирается 4 часа, Гандвик, говорят 8 часов.  Можно сделать лодку более жесткой, это позволит  увеличить и ширину, а следовательно площадь паруса, повысить обитаемость. Вес я думаю в данном случае не столь критичен, хотя то же пресловутый V8  имеет массу 650 кг при 60 квадратах парусов, и очень большой палубе.
    Мне кажется идея имеет право на жизнь, и несет в себе много плюсов по сравнению с традиционной трубчатой конструкцией.

З. Ы. Сяду дома за корел, нарисую.
« Последнее редактирование: 04 Апреля, 2011, 16:33:40 от Ber »
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
Есть еще один немаловажный критерий -т. н. катамаранный эффект. Чем ближе корпуса , тем больше воды тащится между ними и тем меньше скорость. А вот силы, если с увеличением ширины не увеличивать площадь парусов, увеличатся незначительно. 

Честно признаюсь - не могу сообразить, что это за катмаранный эффект? Как тащим воду между баллонами? Ну понимаю, что создается волна при встрече носовых волн, которая сильно бьется об мост и притормаживает.
Серьезно, объясните или дайте сылку.

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
   Вот какая мысль пришла в голову, после прочтения топика:



Увы, эта идея уже несколько лет здесь обсуждается. Все правильно, но есть факторы, которые отметают эту идею.
Эта цель, которую можно достичь только надувном. Например последняя, если бы тримаран Кулика был бы не надувной, то он не попал бы в книгу Гинесса. У меня есть маршруты, в которых только надувашка логична.
И еще не менее важные факторы это лень и привычка.

Kirjala

  • Сообщений: 2163
  • Уважуха: +63/-179
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
   Вот какая мысль пришла в голову, после прочтения топика:

Я так понимаю катамаран такого размера вряд ли кто ни будь будет поездом забрасывать. Что если  перейти от кучи труб к блочной конструкции. Не собирать каркас с нуля, а разделить его на несколько блоков, легко соединяемых на стапеле, это должно увеличить прочность конструкции и теоретически снизить вес. При такой конструции можно перейти от труб к компзитным (стекло/углеплатик) панелям. Возьмите конструкцию того же V8.  Надежность обеспечивается жесткими корпусами, а корпуса соединяются простыми, но достаточно толстыми  трубам. Если сделать две панели которые устанавливаются поверх баллонов, каждая такая пенель может состоять например из трех частей, каждая часть при ваших габаритах, около трех метров в длину, тоесть легко поместится в автотранспорт. На панелях, уже размещены узлы крепления такелажа, крепления баллонов, места для крепления шверцов, сделаны пазы для креплния палубы и т.п.
    Такая конструкция дает, на мой взгляд массу преимуществ. Например можно вставить палубу в специальные места на панелях, и натягивать раздвигая панели на поперечных трубах. Время сборки сократится в несколько раз за счет меньшего количество узлов, а ведь тот же Тайфун собирается 4 часа, Гандвик, говорят 8 часов.  Можно сделать лодку более жесткой, это позволит  увеличить и ширину, а следовательно площадь паруса, повысить обитаемость. Вес я думаю в данном случае не столь критичен, хотя то же пресловутый V8  имеет массу 650 кг при 60 квадратах парусов, и очень большой палубе.
    Мне кажется идея имеет право на жизнь, и несет в себе много плюсов по сравнению с традиционной трубчатой конструкцией.

З. Ы. Сяду дома за корел, нарисую.

Исключительно поездом или самолетом, поэтому размер упаковок не должен превышать в длину 2,5 м. На счёт времени сборки 4 и ли 8 часов это ниочём. Проводка той же электрики и прочих мелких вещей при сборе катамарана занимает время сопоставимое со сбором лодки. Поэтому мы ориентируемся на время сбора примерно 30-50 часов.
« Последнее редактирование: 04 Апреля, 2011, 17:00:45 от Andrey_Litvinov »

Ber

  • Сообщений: 2847
  • Уважуха: +98/-41
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
   Вот какая мысль пришла в голову, после прочтения топика:



Увы, эта идея уже несколько лет здесь обсуждается. Все правильно, но есть факторы, которые отметают эту идею.
Эта цель, которую можно достичь только надувном. Например последняя, если бы тримаран Кулика был бы не надувной, то он не попал бы в книгу Гинесса. У меня есть маршруты, в которых только надувашка логична.
И еще не менее важные факторы это лень и привычка.

Я понимаю, что ничего нового почти невозможно придумать. Но ведь лодка остается надувной, и конструкция сборная. В чем проблема? Сам я в книги попадать не хочу, мне нужна, надежная, компактная в транпострировке конструкция, которая позволяет выходить к на дикие непригодные для жестких корпусов берега.

З. Ы. Надо все таки нарисовать.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
. Но ведь лодка остается надувной, и конструкция сборная. В чем проблема?

З. Ы. Надо все таки нарисовать.

Проблема, в том что я не собразил что лодка остается надувной. Каюсь прочитал поверхностно.
Это похоже на балку Простора, но больше по размерам и функциям?
Конечно рисовать!
« Последнее редактирование: 04 Апреля, 2011, 17:14:54 от Евгений »

Ber

  • Сообщений: 2847
  • Уважуха: +98/-41
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Исключительно поездом или самолетом, поэтому размер упаковок не должен превышать в длину 2,5 м. На счёт времени сборки 4 и ли 8 часов это ниочём. Проводка той же электрики и прочих мелких вещей при сборе катамарана занимает время сопоставимое со сбором лодки. Поэтому мы ориентируемся на время сбора примерно 30-50 часов.

Экипаж я так понимаю человек восемь. 600/8 = 75 кг на человека плюс личный груз. Тяжко самолетом, очень тяжко, и поездом нелегко. 

Кстати если идею блочности приложить к  конструкции тримарана, то вполне можно вписаться в 2.5 метра.
Если сделать центральный баллон 8 метров, а аутригеры по 6 то получим лодку нужного водоизмещения и очень приличной ширины, а наличие центрального корпуса значительно снизит нагрузку на конструкцию.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Экипаж я так понимаю человек восемь. 600/8 = 75 кг на человека плюс личный груз. Тяжко самолетом, очень тяжко, и поездом нелегко. 
Экипаж, 6 человек.

Цитировать
Есть еще один немаловажный критерий -т. н. катамаранный эффект. Чем ближе корпуса , тем больше воды тащится между ними и тем меньше скорость. А вот силы, если с увеличением ширины не увеличивать площадь парусов, увеличатся незначительно. 
Отношение длины и ширины, выбрано исходя из практики, когда еще нет заметного взаимного влияния корпусов, чуть больше, чем у гоночных 13 метровиков. Полметра пришлось добавить для комфортной рубки. В данном случае, лобовое воздушное сопротивление сильнее сказывается.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
600/8 = 75 кг на человека плюс личный груз. Тяжко самолетом, очень тяжко, и поездом нелегко.
Они же не собираются его ручной кладью перевозить, только грузовым рейсом!
600кг для лодки такого размера - очень мало, imho. Я бы вес хотя бы до тонны довел - не для балласта, а для прочности, однако.
0.6т лодка + снабжение столько же+ экипаж столько же - получаем около 2т водоизмещение.
Маловато для 6чел. при автономности порядка 2 мес.
Палубу в кокпите и бортовые рундуки имеет смысл сделать жесткими из стеклопластика (сэндвич).

Kirjala

  • Сообщений: 2163
  • Уважуха: +63/-179
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
600/8 = 75 кг на человека плюс личный груз. Тяжко самолетом, очень тяжко, и поездом нелегко.
Они же не собираются его ручной кладью перевозить, только грузовым рейсом!
600кг для лодки такого размера - очень мало, imho. Я бы вес хотя бы до тонны довел - не для балласта, а для прочности, однако.
0.6т лодка + снабжение столько же+ экипаж столько же - получаем около 2т водоизмещение.
Маловато для 6чел. при автономности порядка 2 мес.
Палубу в кокпите и бортовые рундуки имеет смысл сделать жесткими из стеклопластика (сэндвич).

Ориентируемся на водоизмещение 2,5-2,7 тонны, изходя из которого обозначен объём баллонов приблизительно как три водоизмещения.
Палуба будет вся фанерная и рундуки также жёсткие под типу таких, которые на "Котоярви".

Kirjala

  • Сообщений: 2163
  • Уважуха: +63/-179
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104

Экипаж я так понимаю человек восемь. 600/8 = 75 кг на человека плюс личный груз. Тяжко самолетом, очень тяжко, и поездом нелегко. 


А чего тяжкого то? Заказываете грузоперевозчика, заказываете грузчиков, а сами только следите за процессом. Ничего самому тоскать и перегружать не надо.

БВВ

  • Сообщений: 1922
  • Уважуха: +116/-101
  • Название: "Кураж"
  • Тип: Верфь Успенских
   Ещё закажите сборщиков и бюджет мероприятия сравнится с доставкой Авроры на северный полюс. ;D

Kirjala

  • Сообщений: 2163
  • Уважуха: +63/-179
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
   Ещё закажите сборщиков и бюджет мероприятия сравнится с доставкой Авроры на северный полюс. ;D
Вы не правы, в прошлом году для погрузки Котоярви с 6 этажа в машину нанимали грузчиков, стоило это всего 2 тыс.р. Гораздо лучше заплатить эти деньги, чем надорвать спину перед отпуском и никуда не поехать.

БВВ

  • Сообщений: 1922
  • Уважуха: +116/-101
  • Название: "Кураж"
  • Тип: Верфь Успенских
   Согласен, мне и в голову не могло прийти что Котоярви живёт на шестом этаже.
У нас цены на гаражи поменьше московских.  ;)

Никанор Воронежский

  • Пользователь забанен
  • Сообщений: 5587
  • Уважуха: +233/-303
  • Анша Абдуль
  • Название: Торнадо был.
  • Тип: Сейчас Ямаха ттр-250

увы увеличаться еоще как. С увеличением ширины увеличиваются "плечи  рычагов" при восхождении баллона на волну. Увеличивается нагрузка на балки от груза на палубе, опять же за счет увеличения "плеча".

Ширина выбирается из несколько критериев. Один из главных это противостояние против кренящего момента от ветра на парус.
Не совсем верно. Существуют оптимальные параметры для большинства "технических приспособлений". Например известно что винт самолёта, начинает "вырождаться" при превышении определённой скорости. И это объективный физический факт. То же касается и конструкционных материалов, например сталь не выгодна для постройки очень маленьких судов, а дерево очень больших. И это то же физический факт и аксиома. так же и для катамарана, существуют диапазоны в которых оптимально со читаются множество факторов. Эти диапазоны не только отработаны практически но и обоснованны теоретически.
Цитировать
Ориентироваться на отношение длины к ширине не имеет смысла. В учебниках приводят отношения, из ходя из существующих судов. Это не аксиома!
К сожалению это аксиома, и главные границы очень чётко выражены. например если катамаран узкий, то резко возрастает сопротивление корпусов. Если же катамаран слишком широкий, то начинает переворачиваться через носа, не реализуя восстанавливающего момента заложенного за счёт ширины. То есть, ширина оказывается лишний, и кроме веса и стоимости не чего не даёт.
« Последнее редактирование: 05 Апреля, 2011, 00:10:51 от Никанор Воронежский »

Никанор Воронежский

  • Пользователь забанен
  • Сообщений: 5587
  • Уважуха: +233/-303
  • Анша Абдуль
  • Название: Торнадо был.
  • Тип: Сейчас Ямаха ттр-250


Честно признаюсь - не могу сообразить, что это за катмаранный эффект? Как тащим воду между баллонами? Ну понимаю, что создается волна при встрече носовых волн, которая сильно бьется об мост и притормаживает.
Серьезно, объясните или дайте сылку.
"Если корпуса катамарана расположены слишком близко друг к другу, поток между ними преобретает большую скорость, что приводит к росту сопротивления формы (в некоторых случаях в 2-3 раза). "Парусные катамараны" стр.47 в низу. Далее стр.54 "яхтенный конструктор Н. Херешов, обнаружил что если расходящейся носовые волны корпусов, встречаються под мостиком в нос от миделя, то происходит рост сопротивления и потеря скорости....B0=0,365L

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Я уже писал в теме "Лодка для Арктики", где обсуждалось судно под маршруты Андрея Литвинова, свои мысли про такое судно (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8055.msg91181#msg91181). Но поскольку основная концепция у топистартера уже оформилась и не планируется ее изменение, то часть мыслей устарела (т.е. переход к жесткокорпуснику и модульности). Может, правда, отдельные моменты по снаряжению судна будут еще интересны.  ???
Успехов.  :)
« Последнее редактирование: 05 Апреля, 2011, 01:11:50 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71

увы увеличаться еоще как.

Не совсем верно.

может быть я неправ. Выбираю условия и пытаюсь представить их в натуре и соответсвенно "просматриваю" как что работает. Понимаю это не научный метод.
Но наши метры тоже дают инфу для размышления
например Крючков
http://www.boatportal.ru/master/290/
"...Наибольшие нагрузки на балки возникают при ходе катамарана с креном, когда наветренный корпус выходит из воды (рис. 3). Этот режим движения и принят за расчетный. Рама, включающая корпуса, Подмачтовую и кормовую балки, испытывает при этом изгиб и кручение.

В сильный ветер при выходе наветренного корпуса из воды создается, помимо крена, и дифферент на нос. В этом случае в конструкции мостика, рангоуте и такелаже катамарана развиваются максимальные усилия. Силы тяги Т и дрейфа Д создают в мачте сжимающую нагрузку Q, которая передается на подмачтовую балку. Натяжение S наветренной ванты приложено к наветренному корпусу, удерживая его над водой. Вес команды Рd и вес судна Рк приложены к подмачтовой и кормовой балкам.

На кормовую балку действует натяжение гика-шкотов. Кроме того, корпуса (и через них балки) воспринимают нагрузки от поперечных сил Уш и Ур, создаваемых швертами и рулями» Соответствующая схема сил, действующих на катамаран, показана на рис. 3, в.

Расчетная схема подмачтовой балки. Наибольшие усилия, действующие на рангоут, такелаж и мостик катамарана, могут быть найдены по максимальному восстанавливающему моменту Мв, создаваемому весом судна и команды. Из рис. 3, а, пренебрегая влиянием угла крена ϕот вследствие его малости (что всегда идет в запас прочности), находим:



где Рк — общий вес катамарана без команды; Ра — вес команды; В0 — конструктивная ширина судна (расстояние между ДП корпусов); Вм — наибольшая ширина судна. Этот восстанавливающий момент противодействует кренящему моменту: Мк = Дh, где Д — сила дрейфа; h — расстояние по вертикали между ЦП и ЦБС катамарана. ..."


"...... "Парусные катамараны" стр.47 в низу. Далее стр.54 "яхтенный конструктор Н. Херешов, обнаружил что если расходящейся носовые волны корпусов, встречаються под мостиком в нос от миделя, то происходит рост сопротивления и потеря скорости....B0=0,365L

Спасибо.

Вот тоже нашел
http://seacrew.ru/content/view/541/82/
« Последнее редактирование: 05 Апреля, 2011, 01:12:48 от Евгений »