f СибКат-28. Походные впечатления.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: СибКат-28. Походные впечатления.  (Прочитано 41638 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
СибКат-28. Походные впечатления.
« : 09 Января, 2011, 18:42:23 »
По просьбам друзей - впечатления от катамарана Сибкат-28.
Довелось поучаствовать в походе "Экспедиции" по Балтийскому морю. Маршрут: о. Рюген (Германия) - Калининград, всего около 650 км (я закончила поход раньше, в г. Гдыня, Польша).
Сроки 29 сентября-2 октября.
Погода: короткая крутая волна до 1 м, ветер до 10 м/с, за редким исключением в морду. Шли круглосуточно, в основном под мотором.

Подготовка.
Сборка проходила в яхт-клубе г. Лаутербах и заняла несколько дней.
В походе участвовало два катамарана Сибкат-28. Один из них был новый, только построенный. Второй катамаран до этого участвовал в походе по Эгейскому морю, и также пришел из Новосибирска, где проходил профилактику (!) после похода.

Сборка обкатанного катамарана оказалась наиболее проблематичной.
По степени серьезности.

1. Очень сильная коррозия. Поверхность труб буквально пошла пузырями. Соединения труб со внутренними втулками не стыковались, поскольку внутренняя поверхность труб была покрыта слоем, состоящим из продуктов окисления и соли (оказалось, каркас после похода пресняком не промывали). Такого видеть еще не приходилось, хотя мне тоже иногда удавалось промыть каркас на экс-моем катамаране ("Гоблине") через несколько месяцев после финиша. На "Гоблине" была вилсовская анодировка, коррозия проявлялась только в местах, где трубы подвергались трению, но разрушения не было, анодированная поверхность оставалась нетронутой.

В нашем случае с СК28, когда дело дошло до пирамиды, оказалось, что вилки-законцовки ног пирамиды дали коррозию, продукты которой изнутри разорвали трубы насквозь на длину в несколько сантиметров. Сами вилки тоже местами были сильно побиты. Разрывы труб были и возле головы пирамиды. Эти места одни из самых нагруженных  в каркасе. При этом в октябре на Балтике дует в среднем 6-10 м/с, а во время подготовки стабильно было 15, с порывами до 20. Поэтому, увидев разорванные трубы, я подумала, что поход для этого ката закончен (где-нибудь на Сахалине так бы и оказалось).
Но у немцев в яхт-клубе была мастерская с запасом дюраля и нержавейки и полной кухней резки-гибки-сварки. И немцы работают весьма оперативно. За два дня пирамида была практически перебрана, рваные трубы заменены на новые (меньшего диаметра - на те, что были).
Вилки неохотно были признаны годными.

Особо циничным показался тот факт, что корродировавшие трубы были поверх точек коррозии покрашены у Кулика в рамках подготовки к походу полимерной пленочкой оранжевого фирменного цвета. Пленочка была и на сквозных трещинах... Использование пленки непонятно, даже на новых трубах, поскольку коррозия под пленкой идет в несколько раз быстрее, промыть нельзя, так же как и сохранить целостность пленки по всей поверхности, она нарушается при сборке, при транспортировке и т.д.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #1 : 09 Января, 2011, 18:52:38 »
2. Из-за порочной конструкции соединительных узлов (стрингер с люфтом вставляется в стальной хомут и фиксируется шплинтом, при этом в динамике на болтанке ударную нагрузку от стали воспринимают стенки трубы стрингера - по краям хомута и в отверстии со шплинтом) - отверстия в стрингерах были сильно разбиты, так же как и трубы на выходе из хомутов сточены, имели вмятины иногда больше чем на миллиметр. Один стрингер имел сквозную трещину в стенке. Наиболее силовые участки стрингеров мы с помощью замечательной команды немецких слесарей усилили изнутри полуметровыми кусками труб стыкующегося диаметра.
Уже перед выходом нашли еще одну сквозную трещину в трубе - в поперечной балке возле крепления ноги пирамиды, ее стянули снаружи хомутами.
 
3. Рули не поднимались и не опускались, они были намертво заклинены в коробках. Коробки по замыслу конструктора имеют два положения. В каждом положении (поднят и опущен) зубчики на коробке руля входят в соответствующие отверстия коробки румпеля. Коробки вырезаны из стали 4 мм. Зубчики не соединены между собой, в ходе прошлой жизни они разошлись. Теоретически руль поднимается и фиксируется из кокпита - (при этом расстояние от кормовой балки до руля 1.5 м, доступа к рулю нет, к нему надо ползти по баллону!) Разошедшиеся края внутренней части не двигались во внешней части коробки. Один руль опускался с некоторым усилием на катамаране, стоящем на земле, если давить на него стоя рядом на земле (с кокпита это было бы невозможно). Второй не двигался в принципе. Рулевые коробки в сборе мы отдали немцам, они выровняли зубцы и по нашей просьбе наварили на зубчики тонкие стальные соединительные пластинки, зафиксировав этим расстояние между ними и придав конструкции жесткость (на фото). Копеечная, в общем-то, операция. Коробки обрели подвижность. То же профилактически сделали на другом катамаране.
« Последнее редактирование: 09 Января, 2011, 19:22:59 от Олеся Ильина »
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #2 : 09 Января, 2011, 18:58:42 »
4. На фанерном моторном транце болты были без шайб и резали фанеру. Мы не стали заморачиваться на шайбы, просто заказали у немцев большую стальную пластину с отверстиями, которую наложили целиком на фанеру. Кроме того, часть болтовых соединений была на обычных, не самоконтрящихся гайках, при этом гроверов не было! В том числе на моторном устройстве, с максимальной вибрацией. К счастью, яхтенный магазин с крепежом также имелся неподалеку. Проблема невелика, но чревато саморазбором конструкции..

И по мелочи:
5. На мачте на фалах стояли грустные маленькие пластмассовые уточки, рожки у них отогнулись под нагрузкой, шлаги имели выраженную тенденцию соскальзывать.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #3 : 09 Января, 2011, 19:04:28 »
Новый катамаран немного отличался от ветерана. Проблемы тоже были.
1. Видимо, в новой серии были изменены размерения мачты, при этом краспицы не просчитали. Ромбованты пересекались с основными вантами при любом способе проводки ромбовант (внутри или снаружи основных), и терлись между собой. При повороте мачты под нагрузкой от парусов трение тросов могло бы стать критичным (в этом походе шли все время под мотором, потому не стало). Пытались лечиться, укоротив краспицы, талрепы и планки позволяли отрегулировать ромбованты под новую длину. Но этого оказалось недостаточно. Нужно еще переносить точку крепления ромбовант и краспицы вниз, этого уже не успели. 

2. При контрольной, видимо, сборке почему-то был выломан степс. Узел упорный, болтовое соединение несиловое, поэтому оставили как есть. Но неприятно. Неясно, почему там силумин.

3. Шверт с поворотными укосинами (пруток на талрепах) и на тритоновском кардане. При этом шверт садится на ось кардана безо всякой усиливающей втулки, в дереве просверлено отверстие по диаметру. Шверт сделан даже не из фанеры, а из мебельной доски! Без комментариев. Шверт мы сломали на лавировке при 6-8 м/с в первый же день, с того момента ехали чисто на моторе.

4. Содержимое палатки отделено от стихии свободновисящим пологом, пришнурованным изнутри к юбке палатки. Щель для попадания воды остается, при ударе волны в борт значительная часть воды попадает внутрь (по моим прошлым впечатлениям от сибкатов) Чтобы максимально отделиться от неласковой октябрьской балтийской воды, мы превентивно пробили люверсы по краю палатки (пробойником и люверсами разжились на месте) и пришнуровали его плотно к трамплину снаружи. Результат положительный.

5. Вертлюги, соединяющие румпели с перекладиной.На нашем катамаране они крепились даже не сквозными заклепками, а вытяжными ф4.8. Помятуя, как подобный узел сломался у нас еще в 2007 г на ФГ, мы превентивно заменили заклепки на сквозные болты и поставили в трубы румпеля и перекладины усиливающие втулки. Но "эти узлы всегда ломаются (с)", на второй или третий день пути у нас сломался сам болтик-ось вертлюга (кажется, ф5). На втором катамаране, где вертлюги крепились сквозными заклепками, они также сломались. В итоге вместо вертлюгов были поставлены мягкие веревочные закрутки.

6. Грота-фал. Он был выполнен из сильно тянущейся веревки ф8, в сочетании с несколько корявым ликтросом грота его постановка была проблематичной для двух человек среднего сложения, даже при безветрии. Проблему можно решить установкой нормальной фаловой веревки. Штатная была неприемлемого качества.

7. У этого катамарана из новой серии по сравнению с ветераном был увеличен диаметр баллонов. С одной стороны, больше клиренс. С другой стороны, даже при самом низком уровне постановки транца (в том числе подпилили сверху транцевую доску, чтобы опустить мотор) винт на волне цеплял воздух и постоянно работал в промежуточном слое, тянул соответственно хуже - при этом сам транец уже греб воду, мотор часто заливало волной изза низкой посадки. Но мотор был с короткой ногой (Хонда 4Т 10 л.с.). Возможно, длинная нога была бы эффективна, так что это не косяк - просто нюанс. На втором кате, с меньшим диаметром баллонов, такой же коротконогий мотор работал хорошо - по словам команды.
« Последнее редактирование: 17 Мая, 2011, 16:58:13 от Олеся Ильина »
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #4 : 09 Января, 2011, 19:12:26 »
О технической состоятельности - имхо, многие из описанных проблем делает судно неприемлемым для сколько-нибудь серьезных морских условий. Так суда к морю готовить нельзя, если придерживаться стандартной морской практики.

На ходу добавились еще замечания.

1.Опять рули! Фиксация поднятых или опущенных рулей достаточно эфемерная (по сравнению с вариантом, когда используется подъем и фиксация талью или тугой резинкой), из рабочего или из поднятого положения выбивает резкая волна или неаккуратное движение рулем. На скорости опустить проблематично, учитывая, что каждый руль вынесен за кокпит на полтора метра на транцы баллонов, контроль только с помощью румпеля, рукой перо не задавишь. К тому же рули разнесены на 3.5 м, контролировать их при отходе-подходе к берегу должны два человека. Соединительная перекладина свободно движется в горизонтальной и в вертикальной плоскостях, при управлении обеспечить параллельность перекладки обоих рулей крайне сложно.


2. Сам процесс рулежки. Мне после катамарана с центральным длинным пером и после яхты вахта на Сибкате казалось крайне тяжелой. Диаметр баллонов увеличен по сравнению с предшествующими СК28, при этом рули не удлинили (при существующей конструкции коробки увеличить длину - проблема), на волне они выскакивают, что приводит к нарушениям управляемости. Рулевая коробка крепится на транцах баллонов, которые имеют неизбежный твист из-за того же консольного выноса баллонов в корму, на ходу они заметно скручиваются, естественно несинхронно. При этом даже на спокойной воде транцы баллонов и, соответственно, рули, не вертикальны - нижним концом перья рулей заметно "смотрели" наружу

3. Шверт. Подвеска шверта на катамаране экспедиции была лишена переднего упора, поэтому шверт при опускании может уходить далеко вперед относительно рабочего вертикального положения. При постановке нужно выбирать и фиксировать сначала таль опускания шверта, а потом набивать встречную таль подъема, следя при этом, чтобы шверт стоял вертикально. При этом контроль вертикальности постановки затруднен, особенно на ходу, кроме того длинные регулирующие снасти могут растягиваться.
К слову, в июне 2010 я столкнулась на Сахалине с другим Сибкатом28. Там упор таки был - он представлял собой болт М8, зафиксированный вертикально на уголке, приклепанным перед швертом. При постановке шверта в вертикальное положение он по замыслу конструктора бьется в шверт. Болт повело в ходе первого же пробного выхода. Перед походом владельцам пришлось срочно делать более основательный упор из подручных средств.

4. Подмоторный транец. Отсутствуют какие-либо амортизационные прокладки, вся вибрация от мотора передается на каркас. Плюс уже упоминавшееся отсутствие гроверов на несамоконтрящихся гайках. Две гайки потеряли, несмотря на регулярные проверки.

5. Палатка для катамарана таких размеров очень мала. Экипаж нашего катамарана состоял из 6 человек, мы были затарены максимум на 10 дней. В палатке, кроме вещей, спало одновременно максимум 4 человека в зимней одежде, было очень тесно. Кокпит также был очень тесен - для длины в 28 футов. На мой взгляд, просится шестая балка в корму и увеличение палатки опять же в корму - кормовые выстрелы баллонов можно безболезненно уменьшить.
« Последнее редактирование: 09 Января, 2011, 19:18:40 от Олеся Ильина »
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #5 : 09 Января, 2011, 19:20:06 »
Подвеска шверта с болтом.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Stan_NSK

  • Сообщений: 2681
  • Уважуха: +105/-68
  • Название: Шаман
  • Тип: ФГ-22
  • Номер: НС5
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #6 : 09 Января, 2011, 19:31:50 »
На месте Олеси должен был быть я :)

Шверт надо было целиком заснять. Меня относительно его сомнения грызут.
Станислав Березкин, ФГ-22 "Шаман", НС5,  г. Новосибирск
http://www.i-transat.com/
http://www.moya-planeta.ru/clubmembers/view/45999/

DSSh

  • Гость
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #7 : 09 Января, 2011, 19:42:14 »
Олеся, спасибо. Читается как Шекспир и Пушкин... иллюстрации достойны Босха... и ведь без мата...
Это прекрасно: "грустные маленькие пластмассовые уточки, рожки у них отогнулись"...
« Последнее редактирование: 09 Января, 2011, 19:43:59 от DSSh »

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #8 : 09 Января, 2011, 19:46:54 »
:))) Маты остались в Германии, тем более уточки не виноваты

Стас, а ты не в курсе, что было с первым швертом? Я так поняла, он треснул, не доехав до стапеля, и этот, из доски, делали в крайний момент (прислали неокрашенный)? Красили его уже немцы при мне.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Stan_NSK

  • Сообщений: 2681
  • Уважуха: +105/-68
  • Название: Шаман
  • Тип: ФГ-22
  • Номер: НС5
Re: СибКат-28. Походные впечатления.
« Ответ #9 : 09 Января, 2011, 19:54:25 »
Стас, а ты не в курсе, что было с первым швертом? Я так поняла, он треснул, не доехав до стапеля, и этот, из доски, делали в крайний момент (прислали неокрашенный)? Красили его уже немцы при мне.

Не в курсе. Я тогда документами своими занимался, когда Сергей позвонил. Не до того было. Ну и конторы у нас с Палычем немного разным занимаются, ты же знаешь :)
« Последнее редактирование: 09 Января, 2011, 19:57:35 от Stan_NSK »
Станислав Березкин, ФГ-22 "Шаман", НС5,  г. Новосибирск
http://www.i-transat.com/
http://www.moya-planeta.ru/clubmembers/view/45999/