f Плавучий якорь из парашюта.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Плавучий якорь из парашюта.  (Прочитано 6799 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Плавучий якорь из парашюта.
« : 06 Декабря, 2010, 19:45:34 »
Чуть ли не за неделю до начала экспедиции на Новую Землю, на форуме промелькнуло обсуждение теории плавучих якорей. Перерыв весь "Гик" я этого обсуждения не нашёл. Зато, Григорий Шмерлинг дал мне ссылку на статью по плавучим якорям: http://parusa.narod.ru/bib/papers/2009/seanchor/  Кажется, эта статья тогда и обсуждалась.
Так или иначе, взглянув на цифры я малость обалдел. Решив, что ГШ ошибся в расчётах, я сам посчитал потребную площадь плавучего якоря и ужаснулся: имеющийся на "Котоярви" плавучий якорь совершенно бесполезен ввиду своих крохотных размеров. Учитывая, что на Архипелаге часто наблюдается новоземельская бора с востока (т.е. уносящая нас в открытое море), я решил во что бы то ни стало успеть изготовить к плаванию новый плавучий якорь.
  Потребная площадь для "Котоярви" оказалась огромной, около 9м2. Перерыв все тряпки в мастерской, я наткнулся на разорённый купол парашюта. Судя по незатейливости конструкции, это была запаска. От парашюта уже отгрызались отдельные лоскуты, но сохранилась целой половина купола, т.е. полный сегмент круга охватом в  180 градусов. Изучил конструкцию. Сделано очень добротно и крепко. Суммарная прочность заделок строп, учитывая их количество, явно превышала прочность якорного каната. Посчитал оставшийся периметр кромки купола. Ура! Как раз, то, что нужно! Удалив отгрызенные лохмотья, прошил два радиальных шва и получил конус с диаметром основания в 4 метра. Для хранения якоря-парашюта я изготовил узкий мешок, с вшитым в дно бобом, торчащим наполовину внутрь мешка, и наполовину - наружу.
 Доделка якоря продолжалась при сплаве по Печоре. Количество строп не помню, НУ ОЧЕНЬ МНОГО!! Извёл примерно 150 метров 4-мм верёвки. Концы строп я привязал к бобу с внутренней стороны мешка. Для вытаскивания купола из воды добавил ещё один строп другого цвета от вершины купола с наружной стороны. Укладка не вызвала затруднений: сначала стропы, потом - купол. Якорь получился очень компактным, учитывая малый вес ткани и отсутствие каркаса.
 Полевое (и учебное) испытание устроили в заливе Цивольки на Новой Земле. Для установки якоря, из мешка вытащили вытяжную часть купола и бросили привязанный мешок в воду. Через несколько секунд дрейфа купол без всяких капризов наполнился водой, превратившись в здоровенную капроновую медузу! Несмотря на отсутствие дополнительных грузов. при канате длиной в 20 метров, парашют расправился полностью. К сожалению, достоверно померить скорость дрейфа было невозможно, т.к. ветер (ок. 7 м/с) и отливное течение совпадали по направлению. Но брошенный в воду окурок никуда от катамарана отплывать не собирался.
 Убирается такой купол нереально легко! Не прикасаясь к натянутому якорному канату, стоит лишь немного потянуть за дополнительный строп, и парашют почти без сопротивления вытаскивается на бак. Упаковка в полевых условиях оказалась несколько сложнее, чем на Печоре, но тоже терпимой.
 Воспользоваться этим девайсом "по делу". к счастью, не довелось. Но его наличие добавило уверенности на протяжении всего путешествия.
« Последнее редактирование: 15 Января, 2011, 10:41:59 от Arkadiy73 »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

MaxZZZ

  • Сообщений: 1574
  • Уважуха: +111/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Re: Пара-якорь (по мотивам пропавшего обсуждения)
« Ответ #1 : 06 Декабря, 2010, 20:20:57 »
Илья, спасибо, интересная информация.
Вопрос. Чтобы не стоять на месте, а дрейфовать под голым рангоутом кормой к волнам,  что нужно? Т.е. когда задача в брочинг не попасть и волны не обгонять? В таком режиме нагрузка на разборный катамаран минимальная. Если направление устраивает. Жесткие яхты  травят  длинную веревку с кормы. А катамаранам уже тормозной парашют нужен? У Шмерлинга, по-моему ,  диаметр в пропорциях  длины поплавков...
Цель не мотивирует, если при ее достижении не меняется стиль жизни

MaxZZZ

  • Сообщений: 1574
  • Уважуха: +111/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Re: Пара-якорь (по мотивам пропавшего обсуждения)
« Ответ #2 : 06 Декабря, 2010, 21:03:58 »
, Григорий Шмерлинг дал мне ссылку на статью по плавучим якорям: http://parusa.narod.ru/bib/papers/2009/seanchor/  Кажется,
Была где-то статья интересная про новый способ применения пара-якоря. Он НЕ опускается  на глубину. Верхний край - на поверхности воды. Основная фишка в том, что  плавучий якорь работает как волнорез - волны после него сглаживаются, обрушивающиеся гребни пропадают. Еще хитрость - не строго в диаметральной плоскости, а под углом к лодке. Не помню точно, в таверне обсуждалось или где-то еще.
Цель не мотивирует, если при ее достижении не меняется стиль жизни

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Пара-якорь (по мотивам пропавшего обсуждения)
« Ответ #3 : 07 Декабря, 2010, 02:45:30 »
Чтобы не стоять на месте, а дрейфовать под голым рангоутом кормой к волнам,  что нужно? Т.е. когда задача в брочинг не попасть и волны не обгонять? В таком режиме нагрузка на разборный катамаран минимальная. Если направление устраивает. Жесткие яхты  травят  длинную веревку с кормы.

Кормой к волне встать совсем несложно, гораздо проще, чем носом. для этого требуется совсем небольшое сопротивление со стороны кормы. Лучше всего, конечно, плавучий якорь. Верёвка с кормы, это и есть классический плавучий якорь. Только она вытравливается не концом, а петлёй с двух бортов. Как ни странно, 50метровая бухта вытравленная петлёй создаёт сопротивление сопоставимое с якорем в квадратный метр. При аварийном дрейфе скорость можно регулировать размером этой петли.

Была где-то статья интересная про новый способ применения пара-якоря. Он НЕ опускается  на глубину. Верхний край - на поверхности воды.
Я новый якорь испытывал без груза. Вода была совершенно прозрачная и был виден почти весь купол. Несмотря на то, что верхняя кромка стелилась по воде, купол был отлично наполнен. Кто знает, может, такая масса воды и впрямь способна разрушать гребни. Чтобы попробовать, сначала надо влипнуть (не дай Бог!)
« Последнее редактирование: 07 Декабря, 2010, 02:52:02 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор