f Место установки мачты.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Место установки мачты.  (Прочитано 34974 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Евгений

  • Сообщений: 4421
  • Уважуха: +183/-78
Место установки мачты.
« : 08 Октября, 2010, 17:36:24 »
Не нашел подходящей темы. Меня интересует вопрос. Кто-нибудь практически наблюдал как бегает катамаран при изменении установки мачты (в нос в корму) ( соответственно с перестановкой шверта, т.е. связь Цпарусности и ЦБС постоянная).
Наблюдаю, на яхтах мачта обычно стоить в носовой половине. У нас есть катамараны, где мачта стоит посредине габаритной длины и даже в кормовой половине. Я ставил всегда по середине. Сейчас делаю новый катамаран и хочу найти закономерности.  Может, кто, что подскажет

Евгений

  • Сообщений: 4421
  • Уважуха: +183/-78
Re: Место установки мачты.
« Ответ #1 : 08 Октября, 2010, 21:00:09 »


ага, один фактор есть. Спасибо!

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2068
  • Уважуха: +128/-27
Re: Место установки мачты.
« Ответ #2 : 08 Октября, 2010, 21:01:21 »
Не нашел подходящей темы. Меня интересует вопрос. Кто-нибудь практически наблюдал как бегает катамаран при изменении установки мачты (в нос в корму) ( соответственно с перестановкой шверта, т.е. связь Цпарусности и ЦБС постоянная).
У нас, как не крути, получается по центру. Но может быть можно немного назад сдвинуть. Для походной лодки сложно сделать очень высокую мачту. Нагрузки и вес сразу возрастают. Из за этого приходится добирать парусность в слабые ветра, передними парусами. Для этого нужно место. Назад двигать тоже не хочется, чтобы грот сделать пошире и боюсь в штормовую погоду центровка нарушится без стакселя.
Сейчас на Гандвике мачта точно по центру и с центровкой катамарана все хорошо. Лодка не лежит на руле и нормально лавируется со стакселем и без.

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3371
  • Уважуха: +119/-73
  • Тип: пешеход
Re: Место установки мачты.
« Ответ #3 : 09 Октября, 2010, 00:21:03 »
Евгений,
поскольку боковое сопротивление у надувного катамарана создают в основном шверт и руль, а роль корпусов ничтожна, то ставить мачту, по большому счету, можно где угодно, исходя из конструктивных и компоновочных соображений.
Я бы сначала нарисовал парусное вооружение, а потом прилаживал его к катамарану. :)

Кравченко Сергей

  • Сообщений: 1628
  • Уважуха: +137/-87
  • Название: "эЛКа "
  • Тип: "эЛКа" разные модификации
  • Номер: 9
Re: Место установки мачты.
« Ответ #4 : 09 Октября, 2010, 00:25:45 »
Важно не где мачта стоит, а важно адекватно мачте установить шверт и руль.
Полностью согласен с Наилем.
Разработка и изготовление снаряжения для парусного туризма
www.elandka.com

старшина

  • Сообщений: 476
  • Уважуха: +21/-17
  • Название: Тургояк
  • Тип: катамаран
Re: Место установки мачты.
« Ответ #5 : 09 Октября, 2010, 07:38:54 »
Еще важно расстояние между швертом и рулями. Чем больше- тем рыскливость меньше. И на мой вкус надо иметь возможность это расстояние регулировать. Для центровки лодки. Для круизера мачту можно сдвинуть в немного в нос (смотри Перегудовские лодки). Поплавки больше по объему, экипаж, мотор, часть барахла, все на корме.
В Калахари всегда вторник.

Серж

  • Гость
Re: Место установки мачты.
« Ответ #6 : 09 Октября, 2010, 09:13:40 »
На мой взгляд, местоположение мачты по длине определяется в основном нормальной дифферентовкой. Дабы при экипаже и снаряжении на штатных местах лодка была на ровном киле. Хороший пример из недавних - лодка Александра Якуненко. http://gik.fordak.ru/index.php?action=dlattach;topic=7401.0;attach=31907;image Автор хотел подстраховаться от зарывания носов, сдвинув мачту назад, а лодка стала тащить воду кормой.

Евгений

  • Сообщений: 4421
  • Уважуха: +183/-78
Re: Место установки мачты.
« Ответ #7 : 09 Октября, 2010, 21:43:11 »
а важно адекватно мачте установить шверт и руль.

понятно, правда это было в условии.

Спасибо всем.

Евгений

  • Сообщений: 4421
  • Уважуха: +183/-78
Re: Место установки мачты.
« Ответ #8 : 23 Октября, 2010, 12:41:50 »
Смещением мачты в корму конструкторы пытаются уменьшить вероятность переворота катамаранов через нос.

Я немного проэкспреминтировал на моделе. практически при одиннаковых усилияхтяги на мачту приподнимается корма, а дальше .. когда мачта возле кормы усилие прикладывается меньше. Возможно что с подъемом кормы увеличивается длина рычага. Так что вопрос спорный.

Но я сейчас не об этом.
Заметили где находится мачта на тримаране Кулика?
Ради интереса, предлагаю дать свои мнения и даже прогнозы по движению тримарана из-за расположения мачты. А потом после плавания сверить и проверить насколько были неправы или вдруг - правы.

Евгений

  • Сообщений: 4421
  • Уважуха: +183/-78
Re: Место установки мачты.
« Ответ #9 : 23 Октября, 2010, 12:53:09 »
Мое мнение. Из-за такого расположения мачты - шверт будет находиться вблизи перьев рулей. Отсюда будет плохая устойчивость на курсе. Грот (без стакселей) на попутных будет крутить судно (приводить). Изза большого переднего треугольника можно нести  стакселя, генуи с длинной нижней шкаториной. И даже Цстакселя могут оказаться чуть не на миделе. Можно идти в лавировку под одними стакселями, если поставить еще один шверт под Цп стакселей. Без дополнительного шверта все передние паруса будут сильно уваливать. И даже грот не уравновешит, слишком шверт (ЦБС) стоит в корме.
Конечно я могу быть не прав, во первых это тримаран, а я ходил только на катамаранах, во вторых еще не полностью видел конструкцию, может там уже что то заложено.