f Про автоприведение и дрейф
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Про автоприведение и дрейф  (Прочитано 9435 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

gvd

  • Сообщений: 253
  • Уважуха: +10/-5
  • Название: Ветер`OK
  • Тип: Ветер 2М
  • Номер: ВЛ-3
Про автоприведение и дрейф
« : 25 Июня, 2010, 11:34:35 »
Недавно,на Ивановской регате "Белые ночи",столкнулся с такой конструктивной особенностью(?) Ветра-2м.Не груженный кат без активности рулевого невозможно удержать в левинтике.Сразу же уваливается на ветер.Почему озаботился этим вопросом?Часто бывают авральные ситуации,когда нужно бросить руль и что то делать...А лодку-несет..  :(юПробовал завалить в корму мачту,максимально что позволяют заводские регулировки...-помогает мало.Вообще-то ситуация малоприятная:например требуется бросить руль чтобы оказать медпомощь матросу..?Да и небезопасна такая лодка,особенно в крепкий ветер.Тайфун ,наоборот,приводится и это правильно...
Кто-нибудь этой проблемой занимался?Шверт к носу двигать?
Хотелось бы по этому поводу выслушать авторитетное мнение уважаемого И.Романова.
ЗЫ.А может у меня одного так?
С уважением,Геннадий,г.Владимир
С  уважением, Геннадий (г.Владимир)

Алекс М560

  • Сообщений: 4013
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #1 : 25 Июня, 2010, 11:43:54 »
Нет, а что ты хотел? Левентик, задний ход - по всем законам физики не может быть устойчивым положением. Проверяли ведь, даже с отпущенным с носа плавучим якорем, и то строгого удержания в левентик не получается. Клади в дрейф, и занимайся чем хошь  ;)
« Последнее редактирование: 25 Июня, 2010, 11:46:48 от Алекс М560 »
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

кэп-Сталкера-

  • Сообщений: 431
  • Уважуха: +30/-20
  • Туризм это не спорт, это образ жизни.
  • Название: Сталкер
  • Тип: Тайфун
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #2 : 25 Июня, 2010, 16:55:03 »
Генадий не это имел в виду. Он пишет, что парусник заметно уваливается на ветер. При остром бейде и не сильном ветре руль под значительным углом удерживал судно на требуемом направлении. И это не только значительно понижало скорость но и острота курса не выдерживалась. Т.е. по всей видимости не гружённый парусник (два человека) имеет заметно выдвинутый вперёд центр парусности. Для нас это конечно удивление ведь суда проектируются под безопасность, которая определяется тем, что при брошенном руле судно приводится в левентик. Тем более это удивительно тем, что мы на Тайфунах имеем совершенно противоположный геморой. И тоже не знаем как быть с тем, что Тайфун очень сильно приводится, зависает в левинтике т.е. ц. парусности слишкм сзади.
Вот Генадий и спрашивает это только у него не правильный "лучший парусник Тритона", может он его собрал не правильно? ;D
Волков Андрей г. Владимир

gvd

  • Сообщений: 253
  • Уважуха: +10/-5
  • Название: Ветер`OK
  • Тип: Ветер 2М
  • Номер: ВЛ-3
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #3 : 25 Июня, 2010, 17:07:18 »
2Alex
На Тайфуне,например,можно руль заложить гр. на 15 и зафиксировать.Лодка приводится,уходит под ветер,выправляется рулем,приводится и тд.И так до бескнечности пляшет почти на месте.А ты занимайся своими делами...И это положение дел кажется мне правильным для любого сбалансированного судна(приводиться а не уваливаться!) А как рулевой в соло гонке за борт вывалится?И как Ветер-2м потом ловить?
С  уважением, Геннадий (г.Владимир)

Алекс М560

  • Сообщений: 4013
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #4 : 25 Июня, 2010, 17:32:15 »
Цитировать
Для нас это конечно удивление ведь суда проектируются под безопасность, которая определяется тем, что при брошенном руле судно приводится в левентик.
- н совсем так. Или точнее, эти рассуждения верны при положительном значении скорости относительно воды  ;).
А когда судно привелось до потери хода, остановилось а потом начало двигаться обратно, т.е. как бы рулем вперед - проиграйте мысленно эту ситуацию, или карандаш с бумагой возьмите - там ИМХО вполне понятно, что ни о какой стабилизации в положении строгий левентик не может идти речь. Обязательно занесет, причем если руль строго в ДП, то занесет в непрогнозируемую сторону. После чего - повтор цикла: разгон, приведение, задний ход и уваливание.
Выход - научиться класть в нормальный дрейф, без дерганий вперед-назад и самопроизвольных перекладок на случайный галс.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

piton45

  • Сообщений: 2660
  • Уважуха: +145/-64
  • Название: Лягуха
  • Тип: Простор (мудернезированный)
  • Номер: М-594
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #5 : 25 Июня, 2010, 18:22:37 »
Собственно зачем руль в воде оставлять? Его наоборот надобно вынимать из воды, шверт отклонять на максимум вперед, стаксель скручивать (убирать) а грот крепить в ДП. Таким макаром ЦБС резко смещается вперед относительно ЦП и катамаран сам будет ориентироваться носом на ветер находясь (АВТОМАТИЧЕСКИ) в положении близком к левентику.

Алекс М560

  • Сообщений: 4013
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #6 : 25 Июня, 2010, 18:42:18 »
Дим, у стандартного Ветра шверт нельзя отклонить более вперед, чем его нормальное, вертикальное положение. Хватит ли достать руль из воды для стабмильного движения задним ходом? Не знаю, пробовать надо...
Я несколько раз попадал в аналогичную ситуацию (до берега далеко, волна, вдувает все сильнее, надо зависнуть в левентике для рифления). К счастью, все эти случаи на борту был матрос, которому я поручал рулить на заднем ходу, принудительно удерживая катамаран точно носом на ветер, а сам занимался с гротом. Если бы был один - сомневаюсь, что получилось бы столь же удачно...
А вот зато когда тренировался в дрейф класть - был один, и лодка сразу становилась ну очень успокоенной...
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-170
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #7 : 25 Июня, 2010, 19:35:25 »
Что б потом не ловить, сначала надо пивязать себя страховочным концом - ХМП. Сложно предположить, что какая-либо лодка сама по себе спослбна как вкопанная замереть в левентике.
Если же валит действительно при любых настройках и лодка серийная, то по логике так должно быть у всех. Хотя, странно...
Сергей Мягков

ИВ

  • Сообщений: 2429
  • Уважуха: +149/-183
  • эндемик....однако
  • Номер: М 450
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #8 : 25 Июня, 2010, 20:23:08 »
Цитировать
Я несколько раз попадал в аналогичную ситуацию (до берега далеко, волна, вдувает все сильнее, надо зависнуть в левентике для рифления). К счастью, все эти случаи на борту был матрос, которому я поручал рулить на заднем ходу, принудительно удерживая катамаран точно носом на ветер, а сам занимался с гротом. Если бы был один - сомневаюсь, что получилось бы столь же удачно...

А зачем рифится в левентике ???

Можно лечь в дрейф, растравив грот и выдрав стаксель на ветер, а руль закрепить на приведение. Катамаран сам будет дрейфовать в бейд к ветру тока назад. Можно все бросить и спокойно рифится.
По причине моей постоянной забанености, если надо со мной связаться, то: ioklmn@bk.ru

Алекс М560

  • Сообщений: 4013
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #9 : 25 Июня, 2010, 20:43:42 »
Стаксель был свернут, и разворачивать его в ту погоду уже не хотелось  ;)
А в дрейф я кладу иначе, без стакселя.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #10 : 25 Июня, 2010, 20:57:33 »
Вдвоем мы еще так делали: один под стакселем потихоньку  идет в бейдевинд ("круто стоит"), другой в это время занимается растравленным гротом. Грот (не катамаран)  - в положении левентик, гик в пределах палубы. Дрейф по ветру при этом отсутствует, что важно в узкостях.
У старого "Ветра" центровка нормально регулировалась наклоном мачты, причем для наклона мачты вперед стаксель  с закруткой в "передний треугольник" не помещался, приходилось цеплять стаксель к крепящемуся выше спинакер-фалу.
Цитировать
А в дрейф я кладу иначе, без стакселя
У меня без стакселя получался только дрейф бортом к ветру и волне, что само по себе опасно.

gvd

  • Сообщений: 253
  • Уважуха: +10/-5
  • Название: Ветер`OK
  • Тип: Ветер 2М
  • Номер: ВЛ-3
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #11 : 26 Июня, 2010, 01:09:01 »
У старого "Ветра" центровка нормально регулировалась наклоном мачты, причем для наклона мачты вперед стаксель  с закруткой в "передний треугольник" не помещался, приходилось цеплять стаксель к крепящемуся выше спинакер-фалу.(цитата)
Не...У ветра2-м мачту сильно назад для центровки..Так сильно что хоть ванты укорачивай!
И что вы все про то как рифится? А если ситуация хуже?(Оказание медпомощи?Спасение выпавшего за борт?И тп)Когда руль ДЕЙСТВИТЕЛЬНО надо бросить?
И еще.В гонках на слабых ветрах тайфуны идут круче к ветру,но оверштаги неохотней крутят.Это все про центровку лодок....
зы.А Ветер до модеф. как себя ведет?
« Последнее редактирование: 26 Июня, 2010, 01:17:05 от gvd »
С  уважением, Геннадий (г.Владимир)

Алекс М560

  • Сообщений: 4013
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #12 : 26 Июня, 2010, 01:32:40 »
Цитировать
А если ситуация хуже?(Оказание медпомощи?Спасение выпавшего за борт?И тп)Когда руль ДЕЙСТВИТЕЛЬНО надо бросить?
- Тогда опускай и грот.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #13 : 26 Июня, 2010, 07:00:49 »
Когда руль ДЕЙСТВИТЕЛЬНО надо бросить?
Тогда надо делать ветровой авторулевой. Чертежи простых конструкций опубликованы. Вес их небольшой. Третий год собираюсь - никак руки не доходят, не успеваю.

кэп-Сталкера-

  • Сообщений: 431
  • Уважуха: +30/-20
  • Туризм это не спорт, это образ жизни.
  • Название: Сталкер
  • Тип: Тайфун
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #14 : 26 Июня, 2010, 10:20:11 »
Подождите народ! Два или три года назад уже обсуждалось как устанавливать парусник в устойчивое положение без управления рулём. В первый же поход (ну да БМ 2008 года) я отрепетировал чётко согласно рекомендациям и с тех пор, что рифы брать, что народ дожидаться на волне пока догонят - легко и без проблем. Чёткое устойчивое положение по сути при любом ветре и волне достигалось установкой одного грота в почти ДП, а румпель зажимался с приблизительно 15гр, кажется на уваливание. И наступало чудо, до этого тебя в двух метровую волну било и заливало, а здесь наступает тишь и благодать. Лодка держиться одним носом на волну, легко без скорости на неё всходит, правда движение вперёд есть, медленное. Но не ломает и не захлёстывает. Мы так отдыхали и румпель ни кто не держал. Одно правда, что это было на переделанном Просторе где я несколько раз переставлял швертовую балку пока не добился хорошей работы парусника, а вот как поведёт себя Тайфун при таком способе? Хотя кажется тоже нормально, в прошлый сезон прыгая поперёк Онеги я брал рифы на волне. Так, что пробуйте этот вариант.
Волков Андрей г. Владимир

gvd

  • Сообщений: 253
  • Уважуха: +10/-5
  • Название: Ветер`OK
  • Тип: Ветер 2М
  • Номер: ВЛ-3
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #15 : 29 Июня, 2010, 12:23:02 »
2CB Подскажите,пожалуйста,где про ветровые авторулевые почитать?Принцип работы?Конструктив?Чертежи?
Пока вижу из этой ситуации один выход:дрейф под голым рангоутом плюс плавучий якорь с носа :(
А вот когда лодку делают сами,как расчитывается взаиморасположения шверта и мачты и исходя из каких соображений?При брошенных шкотах лодка должна:1.приводится2.уваливаться3.стремиться встать в левентик?????
С  уважением, Геннадий (г.Владимир)

Илья МГУ

  • Сообщений: 3340
  • Уважуха: +306/-114
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #16 : 29 Июня, 2010, 13:31:31 »
Пока вижу из этой ситуации один выход:дрейф под голым рангоутом плюс плавучий якорь с носа :(

Тоже не выход. При описанной комбинации лодка удивительным образом встаёт бортом к волне. В писании сказано, что так ведут себя все мелкие (до 10 м катамараны). Чтобы лодка устойчиво встала носом к волне, надо отдавать плавучий якорь  с довольно длинного шпрюйта, закреплённого с двух носов. Устойчивое положение получается при отдаче пл. якоря с кормы. Лучше это делать с одного из кормовых углов (для более комфортного дрейфа).
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +207/-148
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #17 : 29 Июня, 2010, 14:46:14 »
Цитировать
Сообщений: 764
Уважуха: +51/-7
[добавить] [убавить]
« Ответ #16 : Сегодня в 12:31:31 »ЦитироватьЦитата: gvd от Сегодня в 11:23:02
Пока вижу из этой ситуации один выход:дрейф под голым рангоутом плюс плавучий якорь с носа

Тоже не выход. При описанной комбинации лодка удивительным образом встаёт бортом к волне. 
Писание писанием  ;) а сие значит только то что плавякорь мал. Для нас он нужен гораздо больше чем по яхт.рекомендациям. См. http://parusa.narod.ru/bib/papers/2009/seanchor/ Когда сделал побольше - лодка стала стоять носом на ветер как положено.
Раньше, на Ветре, заставить его дрейфовать (без плавякоря) никак не удавалось, зато получалось с брошенным рулем на резинке стабильно ходить кругами примерно на месте.  На Меве удавалось дрейфовать так - без стакселя, грот растравлен, руль на резинке положен на привод. Лодка совершала этакие зигзагообразные движения - порывается привестись, теряет ход не доходя левинтика, ее сносит и уваливает, парус забирает ветер - и по новой.
Григорий Шмерлинг

Илья МГУ

  • Сообщений: 3340
  • Уважуха: +306/-114
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #18 : 29 Июня, 2010, 16:00:30 »
Ужас кошмарный!(это про цифири)
Я всё тот петромамоновский якорь и таскаю. Не знаю, стоит ли на парашют заморачиваться, слишком уж здоровый.

Григорий, а размеры парашютов, это диаметр разложенного в плоскость купола? Или диаметр в наполненном состоянии?  Если первое, то не так страшен чёрт.
« Последнее редактирование: 29 Июня, 2010, 16:09:29 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +207/-148
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #19 : 29 Июня, 2010, 17:01:44 »
Цитировать
Григорий, а размеры парашютов, это диаметр разложенного в плоскость купола? Или диаметр в наполненном состоянии?  Если первое, то не так страшен чёрт.

Черт его и знает  :) насчет первого варианта я вообще как-то не врубаюсь - про что собственно?
Ежели по табличке парашютов то там слова диаметр нет но предполагаю что например самый маленький 6 фт Sea anchor size - это и есть наполненный диаметр, т.е. 1,8м. Другого определяющего размера ведь нет. Ну они тем и славны что здоровенные, но фишка в том что не только/не столько парашют но и традиционный конус нужен  побольше! Для яхт до 10 м рекомендуют диам.1 метр - а для 5-6 м катамарана этого не хватит.
А, есть там диаметр, но это про упакованный тючок - 6"
Григорий Шмерлинг

Илья МГУ

  • Сообщений: 3340
  • Уважуха: +306/-114
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #20 : 29 Июня, 2010, 19:37:57 »
Вспомнились некоторые эпизоды и появились сомнения.
 Ни Котоярви ни Пола не встанут в левентик ни с какими парашютами. Это следует из поведения лодок на донном якоре. Обе начинают описывать зигзаги с периодическим уваливанием бортом к волне. Наиболее устойчивое положение на якоре (для Котоярви), это когда канат зацеплен за один из носов. Тоже болтается, но меньше.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #21 : 29 Июня, 2010, 21:29:12 »
Вспомнились некоторые эпизоды и появились сомнения.
На Байкале наш "Ветер" дрейфовал носом на волну. В качестве плав. якоря использовали просто тяжелый (наверное, не менее 30кг) рюкзак.
Ветер был сильный (инструментально не меряли, по ощущениям - более 30м/с) , волна около 3м. Рыскал заметно, градусов до 30, наверное.
Шверт был поднят, руль - точно не помню, видимо, тоже).
При ослаблении ветра до 6б. ориентация носом на волну сохранилась, даже и с пустым рюкзаком. Дергать стало меньше - волна поменьше и более пологая.

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +207/-148
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #22 : 29 Июня, 2010, 22:56:48 »
Цитировать
Ни Котоярви ни Пола не встанут в левентик ни с какими парашютами. Это следует из поведения лодок на донном якоре. Обе начинают описывать зигзаги с периодическим уваливанием бортом к волне
А пожалуй, в смысле зигзагоустойчивости плавучий может оказаться даже несколько лучше донного.  Ведь, если тяга плавучего близка к горизонтали, возвращающее усилие тоже в гориз.плоскости.  А вот если конец донного уходит достаточно круто вниз, лодке вертеться он мешает мало. Конечно при условии что якорный не выпущен далеко, когда он тоже вытянут ближе к горизонтали. (Здоровенные корабли на якорях тоже туда-сюда заметно водит).
Кстати отсюда следует что по гвоздевской схеме водить сильнее должно... но она вряд ли работает так как задумано, в сильный ветер на натянутом конце любой разумный груз далеко не провиснет, его будет поднимать.
Григорий Шмерлинг

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #23 : 29 Июня, 2010, 23:09:22 »
Обе начинают описывать зигзаги с периодическим уваливанием бортом к волне.
Понятно, что это из-за каюты в носу. А не пробовали парусину в корме натягивать? Типа импровизированной "бизани" в ДП?
Я пытался на "Ветре" подобное делать - результат не ощутил, тряпка слишком низкая было (на уровне плеч). Надо бы ее повыше поднимать - на кормовой дуге или на гике.
И еще - при таких зигзагах были ли опушены рули и шверты? Пробовали ли их поднимать?

Илья МГУ

  • Сообщений: 3340
  • Уважуха: +306/-114
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #24 : 30 Июня, 2010, 13:32:21 »
Обе начинают описывать зигзаги с периодическим уваливанием бортом к волне.
Понятно, что это из-за каюты в носу. А не пробовали парусину в корме натягивать? Типа импровизированной "бизани" в ДП?
Я пытался на "Ветре" подобное делать - результат не ощутил, тряпка слишком низкая было (на уровне плеч). Надо бы ее повыше поднимать - на кормовой дуге или на гике.
И еще - при таких зигзагах были ли опушены рули и шверты? Пробовали ли их поднимать?

Если честно, то не было нужды с этим экспериментировать. Ну болтает, и пусть себе. Рули и шверт точно не влияют.

Подумалось, что не надо задаваться совсем малой скоростью дрейфа. Очень уж большая разница по площади получается между 1 и 0,5 м/с. 1 м/с (2узла) это совсем неплохая скорость для штормового дрейфа. К тому же огромный водяной парашют может оказаться небезопасным в употреблении. Если светит разбиться о скалы, всё же лучше уповать на донный якорь. Как правило, ближе к берегу мелеет. И чем круче дно, тем лучше забирает якорь. А задача якоря плавучего - чтобы не очень сильно унесло при аварийном дрейфе и управление курсом судна. Итого - требуемая площадь п.я. -0,2 от площади воздушного сопротивления
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #25 : 01 Июля, 2010, 21:05:39 »
Ну болтает, и пусть себе. Рули и шверт точно не влияют.
Обязаны влиять, особенно руль без шверта. Собственно, вокруг него и болтает. ЦП - впереди, ЦБС - сзади, получаем неустойчивую систему.

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #26 : 01 Июля, 2010, 21:20:15 »
2CB Подскажите,пожалуйста,где про ветровые авторулевые почитать?Принцип работы?Конструктив?Чертежи?
См. http://www.mindspring.com/~waltmur/Self-Steering/
Конструкции разные, есть и из сантехнических труб.
Авторулевые с однокаскадным гидродинамическим усилителем. Фанерный флюгер, становясь по ветру, изменяет угол атаки вертикальной лопасти. Та, двигаясь в потока воды поперек ДП (ось вращения - горизонтальная), через штуртросы перемещает румпель. 

О.Алексей

  • Сообщений: 31
  • Уважуха: +1/-0
  • Осипов Алексей
  • Название: Ветер'OK
  • Тип: Ветер
  • Номер: Мо58
Re: Про автоприведение и дрейф
« Ответ #27 : 22 Июля, 2010, 09:37:25 »
Я тут испытал свой "авторулевой": у меня на "Ветре" установлены бортовые тритоновские баллоны, так я вокруг каждого из них на уровне стека румпеля обернул по резиновому жгуту (ну эти, обычные багажные, которые мы пользуем и для швертов, и для рулей). При необходимости бросить руль легким движением руки засовываю стек под резиновый жгут - и иду на "авторулевом". В одиночку зарифить грот и скрутить стаксель на приличном ветру хватало.