f Книги по гидрометеорологии для всех
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Книги по гидрометеорологии для всех  (Прочитано 26121 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Здесь представлены выходные данные на книги по вопросам гидрометеорологии. Книги эти не заумные  ??? (т.е. не научные труды по узким специальным вопросам), а рассчитанные в основном на относительно слабо подготовленного читателя  ;) (в первую очередь судоводители и др. интересующиеся граждане). Слабая подготовка все же подразумевает знания по физике, физической географии и природоведению в рамках школьной программы :). Если кого интересует, можно поискать и более продвинутые варианты книг по данной тематике, т.е. специальная литература.
На знакомые (лично читанные) книги, кроме выходных данных, приводится краткая характеристика и, иногда, содержание. Ссылки интернетовские не даю, т.к. практически не имею таковых. Кто хочет - сам найдет в сети в электронном виде или на распродажах. На сканирование, к сожалению, нет времени :'(.

Вейль Питер. Популярная океанография.— Л. Гидрометеоиздат, 1977. 503с.
Пер. с англ. Г. И. Баранова, В. В. Панова, А. О. Шпайхера
Очень хорошая книга в переводе профессионалов (а не только знатоков языка). Старая, но добротная. Дает основополагающие сведения по океанологии (наука об океане) в целом и по отдельным ее дисциплинам (физика и динамика океана, химия океана, взаимодействие океана и атмосферы, морские геология и биология, влияние океана на климат). Несмотря на кажущуюся грандиозность рассматриваемого объекта (океан все же), совершенно аналогичные процессы, только в меньшем масштабе, свойственны всем морям. А многое можно перенести даже на дачный пруд или озеро (касается в основном физики и динамики вод и их взаимодействия с атмосферой, т.е. волны, течения, лед и др.). Видел в инете для скачки и в продаже.
СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ I. ОБЗОР
1 Введение
2 Человек и Земля
3 История жизни на Земле
4 Картирование Земли
ЧАСТЬ II. ЗЕМЛЯ КАК ТЕПЛОВАЯ МАШИНА
5 Солнечный свет
6 Климат Земли
7 Вода
8 Движение жидкостей
9 Воздух и циркуляция атмосферы
10 Взаимодействие океана и атмосферы
11 Ветровая циркуляция в океане
ЧАСТЬ III. ЗЕМЛЯ ПОД ОКЕАНОМ
12 Рельеф дна океана
13 Денудация материков
14 Движущаяся береговая линия
15 Материковые окраины
16 Океанические бассейны
17 Дрейф материков
ЧАСТЬ IV. СОЛЬ В МОРЕ
18 Вода – универсальный растворитель
19 Речные и морские воды
20 Круговорот углерода
21 Геологическая история мореной воды
ЧАСТЬ V. ЖИЗНЬ В МОРЕ
22 Основа жизни
23 Растительная жизнь в море
24 Морские животные
25 Морская экология
ЧАСТЬ VI. МОРСКАЯ СРЕДА
26 Коралловые рифы
27 Эстуарии и средиземные моря
28 Глубинная циркуляция вод океана
29 Океан и изменения климата
Приложения

Ян Проктор. Плавание под парусами. Ветер, волны и течения— Л.: Гидрометеоиздат, 1981.— 133 с.
Добротная книга, написанная яхтсменом, переведенная специалистом по океанологии (Лопатухин Л.И.) под редакцией, видимо ???, специалиста по парусному спорту (Линд Х.Я.). Хорошо рассмотрены вопросы влияния гидрометеорологических процессов и явлений на плавание под парусом (особенно волны и течения, чуть хуже - ветер). Сделан упор на разъяснение сущности явлений и даны рекомендации по использованию г/м процессов себе во благо. Есть для скачки по ссылке Евгения
Спасибо
http://www.svoimi-rukami.com.ua/kniga.htm

Уотс А. Ветер и парусные лодки.
Уолкер С. Ветер и стратегия.

К сожалению в инете не нашел выходных данных на них  :'(, а единственное упоминание касается предисловия редактора к предыдущей книге. Если кто-нибудь видел, читал, знает - поделитесь пожалуйста. Эти книги рекомендованы редактором для желающих более подробно ознакомится с аспектами яхтенной метеорологии. При упоминании зарубежной литературы редактором сказано, что «имеется несколько хороших книг по яхтенной метеорологии и гидрологии». Все три книги отнесены к ним

Давидан И.Н., Лопатухин Л.И. На встречу со штормами.— Л.: Гидрометеоиздат, 1982.— 136 с.
Хорошая научно-популярная книга о ветровых волнах, написанная отечественными корифеями океанологии. Весь материал излагается легко и доходчиво, но без излишнего упрощения физики природных процессов до невнятного состояния. Много примеров из истории судововождения. Последняя глава называется «Волны, несущие гибель».

Шлыгин И.А. Популярная гидрометеорология и судовождение.— М.: Транспорт, 1987.— 192 с.
Неплохая книга для первичного знакомства с морской гидрометерологии в связке с мореплаванием. Отдельно рассмотрено судоходство в прибрежных районах и в открытом море. Многие природные явления объясняются так сказать «на пальцах» (не путать с распальцовкой  ;D). Книга написана простым языком, но на основе солидной специальной литературы во многом являющейся учебной по гидрометеорологическим специальностям (океанология, гидрология суши, метеорология).

Стехновский Д.И., Васильев К.П. Справочник по навигационной гидрометеорологии .— М.: Транспорт, 1976.— 168 с.
Из аннотации: «…приведены сведения о г/м обеспечении мореплавания. …». Хорошая книга рассчитанная на относительно продвинутых пользователей, в первую очередь для морских судоводителей. Много картографического, табличного и др. справочного материала, который поможет разобраться в различных г/м картах (синоптических, ледовых и др.). Справочник относительно старый, видел в инете и в продаже новые издания того же профиля. Постоянное обновление объясняется, видимо, использованием в качестве учебной литературы (наверное, т.к. соответствующей надписи в книге не видел).

Пока все. В дальнейшем надеюсь пополнять список. Приглашаю других к сотрудничеству.
« Последнее редактирование: 17 Апреля, 2010, 00:43:49 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #1 : 17 Апреля, 2010, 00:23:59 »
Продолжаю рассказ про книги по гидрометеорологии для всех (и не только об этом).
В дополнение к первому посту нашел ссылки в Инете на некоторые из указанных книг.
     Вейль Питер. Популярная океанография     
http://www.vopona.com/13634-populyarnaya-okeanografiya.html, там на выбор три адреса. Я качал с http://depositfiles.com/ru/files/ngi8fgphx, объем ок. 29 Мб в формате RAR, при раскрытии ок. 30 Мб в формате DJVU. Ссылки на программу просмотра есть и на этом форуме и легко найти в Инете задав расширение.
     Шлыгин И.А. Популярная гидрометеорология и судовождение
На http://www.bookshunt.ru/b3543_populyarnaya_gidrometeorologiya_i_sudovozhdenie/download даны две ссылки. Качал с обеих. На http://infanata.ifolder.ru/6400113 предлогают много дополнительных действий, на http://rapidshare.com/files/111915294/Shligin_Populus_Sudus.rar сразу качаешь. Вроде обе ссылки нормальные. При скачивании объем 1.4 Мб в RAR, раскрывается в тот же объем в PDF. Тут еще подвернулась ссылка http://www.hydrometeorology.ws/soderganie.html, но ее не проверял (книга представлена по частям).
     Стехновский Д.И., Васильев К.П. Справочник по навигационной гидрометеорологии
Скачивал на http://cnf.by.ru/books_12_03.html. Объем при скачивании 14.9 Мб (RAR), распаковывается в 15.2 Мб (PDF). Архивный файл при распаковке запрашивает пороль, который  уазан на сайте (CNF.SeaSoft). Вообще на этом сайте куча ссылок на литературу на русском (для механиков, штурманов и др) и иностранном, программы, карты. В разделе для штурманов есть книги и по гидрометеорологии. О них подробнее потом, когда просмотрю.
     Указанные ссылки проверил скачиванием. Вроде все без проблем. Кому не нравиться, может поискать другие, благо поисковики выдают достаточно много.
     Книгу Давидан И.Н., Лопатухин Л.И. На встречу со штормами в Инете для скачки не нашел. Это весьма печально, т.к. книга действительно весьма хороша. Однако полно в Инете ссылок для покупки бумажного варианта и стоимость приемлемая (80-500 р).

     Продолжение списка.
Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана.— М.: Транспорт, 1986.— 181 с.
http://seamanstorage.com/page5.php раздел «Книги», около 800 кб (RAR), при распаковке дает папку с файлами DOC и картинки-вкладки в JPG и GIF (ок. 2 Мб).
В книге по данной теме интересен раздел 5 «Навигационная гидрометеорология». Про тропические циклоны (ураганы) здесь мало кому может пригодиться (разве только для общего развития). А вот строение циклона, различных фронтов (теплых и холодных) и потоки воздуха в них - это уже интересней. Приведены признаки изменения погоды, приближения циклонов, фронтов и близости льда. Есть и расшифровка обозначений на картах погоды. Признаки изменения погоды (или т.н. приметы, в которые не очень верят ученые метеорологи) весьма неплохи. Когда еще учился в школе, по этим признакам пытался предсказывать погоду на завтра и получалось не хуже (а то и лучше) чем фоновый прогноз  по радио. Мистики или гениальности в этом нет. Просто указанные признаки учитывают местные (достаточно локальные) особенности погоды в настоящий момент времени, а Гидрометцентр (и другие организации) передают фоновый прогноз на достаточно большие площади. Отсюда и достаточно размытые рамки или погрешность прогноза для конкретной точки при нормальной оправдываемости для района в целом. Когда идет целевой прогноз (метео или гидрологический) по запросу конкретного судна, оправдываемость его весьма высока и судоводители обычно не жалуются. Однако нашему надутому флоту такой индивидуальный подход скорее всего не грозит (особенно где-нибудь в Ладожских шхерах). Так что прогноз по радио - хорошо, а по сторонам глядеть тоже надо и уметь, и не забывать.
     На этом же сайте есть еще справочная литература для судоводителей на русском и иностранном. В разделе «Скачать программы» есть интересные программки для морского плавания, в том числе и по гидрометеорологии (расчет приливов для различных портов мира в виде графиков и таблиц). Программы не проверял, на сколько достоверные данные используются для расчета приливов - не скажу. Если будет время и желание (у меня и знакомого спеца по приливам) попробую проверить на наших северных морях (по ним мне легче найти инфу).
     Пока все, но продолжение будет  ;).

PS. Буду рад, если кому-то эти книги помогли лучше понять наши стихии - воду и ветер. И использовать эти знания себе во благо и на безопасность. Если есть вопросы по гидрометеорологии - задавайте, постараюсь ответить. Не сильно большой ученый, но кое-что смыслю.  :D
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Los-Boobas

  • Сообщений: 640
  • Уважуха: +53/-55
  • Александр Зобенко
  • Название: Путешественник
  • Тип: Sailboat Freedom 21
  • Номер: 234
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #2 : 17 Апреля, 2010, 08:45:05 »
Спасибо!
С уважением, Александр.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #3 : 31 Декабря, 2010, 15:47:58 »
     Еще небольшая добавка про книжки.

     Сторм Данлоп. Атлас погоды. Атмосферные явления и прогнозы. - СПб.: Амфора, 2010. - 192 с.
Очень хорошая научно-популярная книга известного английского профессора популяризатора метеорологии и астрономии. Книга освещает метео от теоретических основ в целом до особенностей местной погоды (попала даже европейская часть России). Хоть и не много, но основные принципы понятны. Хороший раздел по облакам (этакий мини атлас облаков) со множеством отличных фоток. Вообще книга с большим количеством качественных рисунков и фотографий, наглядно показывающих что к чему. Большой подробный раздел по метеонаблюдениям и картам погоды. В конце есть пару главок по самостоятельному прогнозированию погоды (на пальцах, но с научной подоплекой) и по наблюдению и фотографированию неба. В целом занятно.
     Полиграфия замечательная, однако не обошлось без бича постсоветского книгоиздания  :'( - низкое качество корректуры. Две опечатки точно заметил при беглом просмотре. На стр.114 перепутаны альбедо воды при разных высотах Солнца (поменяны местами цифры) и на стр.163 аналогично перепутаны гребень и седловина на рисунке с элементами барического рельефа. Так что будьте бдительны, не забывайте включать голову.
     В общем книга понравилась. К сожалению бесплатно скачать ее в Инете не смог, что и не удивительно с учетом года издания. По адресу www.catalog-knig.ru предлагали скачать за SMSки. Я не пробовал. Для покупки в Инете предлагают за 300-450 рублей. С учетом содержания и качества печати, книга того стоит.

     Колс К.А. Под парусом в шторм. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 128 с.
     С этой книгой рискую вызвать бурю эмоций у форумчан. Может это и не плохо.  ;)
     Относительно не плохие мемуары, но, пожалуй, и не более того.
     Не буду касаться яхтенной квалификации автора (хотя тут тоже есть над чем подумать). В данной теме нас интересуют вопросы гидрометеорологии. Здесь эта книга рассматривается только потому, что уж больно она популярна на форуме и к ней часто аппелируют, когда разговоры заходят о штормовой погоде, волнах, сильных ветрах и т.д. Специально очень внимательно прочитал всю книгу (в эл. виде) вместе с приложениями.
     Сама книга произвела очень слабое впечатление с точки зрения разбора г/м условий и их влияния на плавание под парусом. Точнее этих самых разборов как раз практически нет. Есть только: 1) констатация фактической погоды в общих чертах (по оценкам яхтсменов и метеоцентров); 2) констатация (опять же в основном в общих чертах) поведения конкретных яхт в конкретных условиях под управлением конкретных яхтсменов; 3) куча упоминаний о «ненормальных» волнах, бешенных ветрах, очень низком атмосферном давлении и недоумении, как яхты могут выдерживать такие условия не ломаясь. При этом напрочь отсутствует анализ влияния погодных условий на поведение яхт с учетом их конструкции и квалификации судоводителя. Нет и соответствующих (обоснованных) выводов. Таких выводов, на основе которых, любой грамотный яхтсмен смог бы предвидеть поведение своего судна в разных условиях.
     Нет всего этого потому, что рассматривается не суть процессов, а только их внешнее проявление. Надо отдать должное автору, периодически мелькают по тексту отдельные мысли, соответствующие физике природы. Однако их не много, они приводятся без разбора подоплеки (просто как констатация) и, в добавок, они в достаточном количестве перемежаются, скажем так, не очень верными мыслями о тех же природных процессах. Встречающиеся по тексту неточности выловить может только человек, относительно подготовленный в гидрометеорологических вопросах. Следовательно, не искушенный читатель может принять все за чистую монету и попытаться взять на вооружение (хорошо если без плачевных последствий). Но применять подобные знания в других условиях (другие район, погода, конструктив судна) достаточно проблематично.
     Большие надежды возлагал на гл. 21 «Метеорология циклонов». Колс утверждает, что ее написал профессиональный метеоролог и яхтсмен (по совместительству) - Алан Уотс. Я прочитал главу ОЧЕНЬ внимательно. Сначала осторожно подумал, что чего-то не понял (моя специальность океанология, метео изучал, но предмет не основной). Для резюме дал почитать старшему товарищу (тоже океанолог, но он 2 года проработал синоптиком на аэродроме, он сам анализировал информацию и составлял прогнозы для выпуска самолетов и в метео шурупит по более моего). Он сначала заинтересовался, но после первой страницы бросил со словами: «что за бред и какой .удак это писал». Если в квалификации своего товарища я не сомневаюсь (много раз проверено делом), то сомнения в грамотности этого Алана Уотса только усилились.
     Приложения, написанные Колсом или Уотсом, оставляют такое же впечатление как и книга. При чтении приложений других авторов настроение улучшается. Вершиной же является приложение 11 «О наблюдениях за ветром и волнением» Лопатухина. Приведу только одну его фразу, которая полностью отражает уровень освещения вопросов морской гидрометеорологии у Колса: «Однако некоторые выводы и рекомендации автора не совсем правильны или противоречат действующим в настоящее время наставлениям и инструкциям». (Лопатухин писал официальное приложение к нашему изданию и его корректность в высказываниях вполне понятна.  :))
     Как говориться решайте сами. Можно конечно вопросы тактики и стратегии изучать по художественным фильмам про войну, но результат такого обучения может оказаться не одназначным.  ??? (Сравнение возможно не совсем корректное, но суть отражает.)
     Этим отзывом на книгу Колса, я ни в коем случае не хотел сказать, что книга никчемная. Она интересна как мемуары бывалого яхтсмена. В книге есть довольно много интересного и полезного по разным направлениям. Надо только не забывать включать голову и помнить, что это далеко не учебное пособие и не использовать эту книгу как основу в вопросах гидрометеорологии.

PS. Всех с наступающим Новым Годом!!!  :D
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Den_irk

  • Сообщений: 232
  • Уважуха: +19/-6
  • Название: Осип Федорович
  • Тип: Катамаран
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #4 : 02 Января, 2011, 20:55:15 »
Кто нибудь сталкивался с книгой Титова "Ветровые волны"?
Стоящая книга?

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #5 : 12 Января, 2011, 02:39:24 »
     Den_irk, Вы, по видимому, имеете ввиду книгу
Титов Л.Ф. Ветровые волны. –Л.: Гидрометеоиздат. –1969. –294 с.
Мое мнение такое.
     Книга хорошая, но это уже специальная литература по ветровым волнам (ВВ) и в разряд научно-популярных ее записать ну никак нельзя  :). Это, кстати, отражено в аннотации к книге, где сказано: «Книга представляет собой монографическую сводку материалов по теории и расчету ветровых волн в море. … уделено внимание … методам … расчета элементов ветровых волн и их практическому использованию.
     Монография рассчитана на специалистов океанологов, … может быть … пособием для кораблестроителей, моряков, гидротехников, гидрометеорологов и других специалистов, сталкивающихся с необходимостью учитывать воздействие ветровых волн.
     … может служить учебным пособием для студентов гидрометеорологических институтов … по … разделам … «Физика океана», «Морские прогнозы» и «Общая океанология».»
     Когда учился в ЛГМИ-РГГМУ пользовался ею. Т.к. сейчас в основном занимаюсь льдом и динамикой океана, то редко прибегаю к этой книге. К тому же она достаточно древняя  :). Основы теории ВВ те же, а вот используемые сейчас (у специалистов) методы расчета, скорее всего, немного другие. Для первого знакомства с ВВ рекомендовал бы что-нибудь по проще (см. эту тему). Если же есть желание существенно повысить уровень знаний – то вперед.  ;)
     И, соблюдая традицию, пару слов о доступности этой книги. В Сети для скачивания ее не нашел (правда не очень старался), а вот в продаже попалась на alib.ru за 500 р. (в свое время стоила 76 коп.). Я брал на работе в библиотеке.
     PS. Извиняюсь за долгий ответ, но библиотека в каникулы не работала.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #6 : 08 Апреля, 2011, 22:23:42 »
Задается фаза луны - задается широта - задается время сигизийного мах и мин
Нет, всё не так сладко. Фазы луны лишь дают намёк на величину приливов. Не могут эти часики учесть форму дна и его сопротивление. Чего там не задавай, нужна ручная коррекция. Всё это отлично устраивает, если сидеть на месте или незначительно передвигаться. А если переходы боьшие, то всё съезжает. Иногда так сильно, что приходится опять выставлять по колышкам в отливе.
Да, с приливами вообще оч. интерсный вопрос. Я не так давно натолкнулся на такие слова как "амфидромическая точка", полез в вики и узнал что есть места где колебаний уровня нет вообще. Т.е. модель не двух горбов по оси Земля-луна, а кучи волн бултыхающихся в раскачиваемом тазике с разными препятствиями в виде материков и пр. Вот из Вики:
     Народ, зачем все так усложнять для себя (и черезмерно упрощять по полученным результатам)? Не знаю тонкостей применяемых в часах и GPS алгоритмов для вычисления приливов, однако, основываясь на сущности океанских приливов, могу предположить. Считаю, что эти алгоритмы имеют очень большую погрешность и, как минимум, требуют введения поправок с отслеживанием (достаточно длительным) приливных колебаний на местности. В этом моя большая уверенность как профессионального океанолога.
     Сейчас не могу осветить интересующие вопросы по приливам адекватно интересу форумчан. Однако на вскидку рекомендовал бы хорошую книжку "Динамика океана" под редакцией Доронина Ю.П. (не путать с "Физикой океана"). Эта книга, правда , является учебником по соответсвующим специальностям (т.е. не научно-популярное изложение материала  :'(), однако и не особо заумная (расчитана всеже на студентов  :)). Там очень хорошо изложена теория приливов для понимания сути явления и ориентирования в физике процесса и терминах. К сожалению в Инете для скачивания ее не нашел. На вскидку могу еще рекомендовать посмотреть по ссылкам:
     1) http://lib.oceanographers.ru/component/option,com_booklibrary/task,showCategory/catid,29/Itemid,39/ в учебниках - Приливные движения, Ржонсницкий В.Б. (книжка "Океанология. Физика океана. Том 2. Динамика океана. Каменкович В.М., Монин А.С." на том же сайте тоже освещает эти вопросы, но достаточно заумно написана; плохо разбирающимся в высшей математике не рекомендовал бы); там же среди научно-популярного есть "Тайны океана", Горский Н.Н. - не скажу на счет приливов, но в целом очень познавательная книжка;
     2) http://www.seapeace.ru/oceanology/inflow/ - симпатичный сайт для просвещения по приливам; все не просматривал, но по анотациям вроде бы просто и по делу написано;
     3) есть еще научно-популярная книжка - то ли "Океан в движении", то ли "Царство приливов" (может и обе есть, если правильно помню), авторов не помню и в Инете с ходу не нашел; там скорее всего там тоже есть интересное по теме приливов.
     А для плавания (имею ввиду серьезные походы) по морям-океанам, по моему, проще купить "Таблицы приливов" для соответсвующего региона (например, Том 3, Зарубежные воды - Северный Ледовитый, Атлантический и Индийский океаны. № 6003. Морские гидрометеорологические пособия. ГУНиО). Если не ошибаюсь, именно она издается каждый год, имеет предвычесленные характеристики приливов для основных пунктов соответсвующих морей, поправки для перехода к другим пунктам и стоимость ок.900 руб. По моему, на общем фоне затрат цена теряется. Книга имеется в свободной продаже (конечно не в простом книжном магазине  ;D). Подробности смогу прояснить на следующей неделе, когда переговорю со спецом и подержу книгу в руках.

   PS. То что имел ввиду ГШ, говоря про "модель двух горбов по оси Земля-луна", называется статический прилив. Он открыт Ньютоном и , описывая основны физики приливов (т.е. взаимное притяжение в системе Земля-Луна-Солнце), имеет мало общего с натуральным положением дел. Натуральный прилив точно предвычисляется (именно не предсказывается или прогнозируется, а предвычисляется) на основе теории динамического прилива, длительных наблюдений и их гармонического анализа. Там все намного сложнее. А амфидромические точки появляются из-за того, что длинная волна (здесь - приливная) проходит по системе бассейнов-каналов (т.е. океанов-морей-заливов) и, отражаясь, может образовывать стоячие волны. Узлы этой стоячей волны и есть амфидромические точки.

   PPS. В данной теме не приводил книги по теории приливов, т.к. основная масса ходит по акваториям, которые мало подвержены приливам. У нас приливными являются по сути (т.е  там где приливы действительно значимы) только следующие моря: северные (Белое, Баренцево), арктические (от Карского до Чукотского) и далневосточные. Т.е. те которые имеют непосредственное общение с океанами. Постараюсь ликвидировать пробел. Быстро не обещаю, т.к. скоро в экспедицию.
« Последнее редактирование: 09 Апреля, 2011, 00:25:42 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #7 : 15 Сентября, 2011, 17:03:44 »
В связи с большим интересом к полярным плаваниям и не совсем правильными суждениями о ледовой обстановке в районе СЛО, решил написать небольшой реферат страниц на 15. Так сказать для интересующихся. Там есть как научные данные в популярном изложении, так и ссылки на литературу и Инет. Если есть дополнительные вопросы - готов к диалогу.
PS. Заранее извиняюсь за несвоевременные ответы, т.к. много работы (в том числе с экспедиционными разъездами по Северу).
PPS. Для удобства пользования ссылками отдельно текст по ним.

"Про сказки о глобальном потеплении и о возможностях воздействия человека на климат есть много ссылок в Инете, вот несколько из них:
особенно рекомендую почитать http://www.bellona.ru/enwl/Archive/2008/1237406834.09 или http://www.ivik.ua/news/full.html?n=1201;
а так же http://www.argumenti.ru/print/toptheme/n230/54454;
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2726/;
http://kp.ru/daily/23011/2992/;
http://svpressa.ru/society/article/18055/."

"Для самостоятельного знакомства с ледовой обстановкой в Арктическом регионе могут быть полезны так же следующие ссылки:
1) http://www.seaice.dk/test.N/2011
космические снимки в видимом диапазоне по районам (есть и в ИК, но там могут быть ошибки с определением относительно молодых льдов, т.к. интерпретацию делает машина; старые льды показываются достаточно точно);
2) http://www.polarview.aq/
космические снимки и ледовые карты по районам;
3) http://rapidfire.sci.gsfc.nasa.gov/realtime/
космические снимки Terra/MODIS, видимый диапазон по миру (с указанием района);
4) http://lance.nasa.gov/imagery/rapid-response/
«тоже самое, только с боку», здесь есть снимки на Балтику и Ладогу (известные многим на форуме «Под гиком»);
5) http://www.aari.nw.ru/resources/m0001/sea_ice/CD1/VISUAL_ATLAS/introduction/wmo_sea_ice_glossary/sea_ice_glossary.htm#10
ледовые термины;
6) http://www.aari.ru/main.php
главная страница сайта ГУ «ААНИИ»; смотреть разделы «Оперативные данные» и «Архивные данные». Здесь ледовые карты по Арктике и отдельным морям, климатические оценки по ледовой обстановке и многое другое;
7) http://www.aari.ru/resources/m0001/
электронные атласы Северного Ледовитого океана."
« Последнее редактирование: 17 Сентября, 2011, 13:46:21 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

ASTRуительный

  • Сообщений: 773
  • Уважуха: +41/-18
  • "Аструительный"
  • Название: Аструительный,Борей
  • Тип: самострой
  • Номер: Х8,UKR-08
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #8 : 15 Сентября, 2011, 17:55:26 »
Спасибо,очень полезный и познавательный труд
Золотов Борис,Харьков

Kirjala

  • Сообщений: 2482
  • Уважуха: +61/-172
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #9 : 15 Сентября, 2011, 18:05:58 »
Пару лет назад делал небольшой анализ ледовой обстановки по Арктике на период навигации на основе данных ААНИИ за 2005-2008 года, может кому пригодится.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #10 : 15 Сентября, 2011, 18:17:31 »
Andrey_Litvinov, собственно Ваши "не совсем правильными суждениями о ледовой обстановке в районе СЛО" из ветки http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8034.msg91953#msg91953 меня и сподвигли на написание реферата. То что Вы представили здесь не есть "анализ ледовой обстановки по Арктике". Это всего лишь набор карт без какого-либо анализа (если только Вы все загрузили, т.к. текста никакого нет) и к тому же за очень короткий и не показательный период. Советую все же прочитать мой реферат.
Более детальные ответы на Ваши высказывания по ссылке выше постараюсь подготовить сегодня-завтра и выложить там.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Kirjala

  • Сообщений: 2482
  • Уважуха: +61/-172
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #11 : 15 Сентября, 2011, 18:22:37 »
Andrey_Litvinov, собственно Ваши "не совсем правильными суждениями о ледовой обстановке в районе СЛО" из ветки http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8034.msg91953#msg91953 меня и сподвигли на написание реферата. То что Вы представили здесь не есть "анализ ледовой обстановки по Арктике". Это всего лишь набор карт без какого-либо анализа (если только Вы все загрузили, т.к. текста никакого нет) и к тому же за очень короткий и не показательный период. Советую все же прочитать мой реферат.
Более детальные ответы на Ваши высказывания по ссылке выше постараюсь подготовить сегодня-завтра и выложить там.
Предполагаю, что из находящихся здесь на форуме людей, которые планируют осуществлять путешествия в Арктику, относят это к ближайшему времени, а не через 30-50 лет, в связи с чем анализ ледовых карт за ближайшее время куда полезнее, чем за предыдущих 20 лет или полвека.

Также интересует информация о том, с какой точностью и на какой период Вы максимально близко к реальности можете предсказать прогноз ледовой обстановки в Арктике на будущее. Был ли положительный опыт? Если да, то просьба дать на это ссылочку. Или пока, что Вы научились ТОЛЬКО анализировать имеющуся ледовую обстановку?
« Последнее редактирование: 15 Сентября, 2011, 18:50:58 от Andrey_Litvinov »

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #12 : 15 Сентября, 2011, 22:46:23 »
Предполагаю, что из находящихся здесь на форуме людей, которые планируют осуществлять путешествия в Арктику, относят это к ближайшему времени, а не через 30-50 лет, в связи с чем анализ ледовых карт за ближайшее время куда полезнее, чем за предыдущих 20 лет или полвека.

Почитайте пожалуйста реферат и мой ответ в другой ветке (http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8034.msg107912;topicseen#msg107912). Думаю, что многое станет ясно.

Также интересует информация о том, с какой точностью и на какой период Вы максимально близко к реальности можете предсказать прогноз ледовой обстановки в Арктике на будущее. Был ли положительный опыт? Если да, то просьба дать на это ссылочку. Или пока, что Вы научились ТОЛЬКО анализировать имеющуся ледовую обстановку?

   Во-первых, что такое "максимально близко к реальности можете предсказать прогноз ледовой обстановки в Арктике на будущее"? На сколько "близко к реальности" Вас интересует? (прогноз не предсказывают, а составляют  ;))
   Как уже отмечал в реферате я, "являясь по образованию гидрометеорологом (специализация - физика океана), на прямую не связан по работе ни с климатологией, ни с ледовыми прогнозами (разве только как потребитель). Однако данная тема весьма знакома как по литературе, так и по общению с коллегами - специалистами в данных вопросах." Так что ледовые прогнозы не совсем мой профиль деятельности. Однако, думаю, что смогу составить прогноз несколько точнее Вас. Кстати, в реферате приводится инфа и к самостоятельному составлению ледового прогноза. Почитайте, вдруг пригодиться (с учетом Вашего интереса к Арктике).
   Во-вторых, что же касается моего института (ГУ "ААНИИ"), то могу сказать, что положительный опыт весьма богат. Согласно следующей литературе (она указана в реферате) -
Гудкович 3.М., Кириллов А.Л., Ковалев Е.Г., Сметанникова А.В., Спичкин В.А., Основы методики долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей, Под редакцией канд. геогр. наук Н.Л. Волкова и канд. геогр. наук Ю.В. Николаева, Гидрометеоиздат, Ленинград 1972, 348 стр.
Горбунов Ю.А., Карелин И.Д., Кузнецов И.М., Лосев С.М., Соколов А.Л., Основы физико-статистических методов ледовых прогнозов и расчетов для арктических морей заблаговременностью до 30 суток, Под редакцией канд. геогр. наук А.Я. Бузуева и Ю.А. Горбунова, Гидрометеоиздат, Ленинград, 1983, 288 стр.
- оправдываемость разных (от часов до месяцев) ледовых прогнозов (в том числе с навигационными рекомендациями), составленных в ААНИИ, колеблеться около 90% (+/-5). Да, сведения достаточно давние (см. год издания книг), однако методы прогноза не стоят на месте. Примеры из современности смотри здесь http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8034.msg107912;topicseen#msg107912.
« Последнее редактирование: 17 Сентября, 2011, 13:49:28 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #13 : 15 Сентября, 2011, 23:13:27 »
Никакие прогнозы в этом году в Гренландии нам не помогли. Как сказали местные, последний раз такая ледовая обстановка была лет 50 назад.




Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #14 : 15 Сентября, 2011, 23:43:42 »
Наши спецы тоже отмечают ненормальность нынешнего года. Однако суда по СМП проводят и вроде успешно. А так... любой прогноз вешь вероятностная. Может будет, может нет. Вопрос сколько процентов дают, что сбудется. 50 или 80. По льду, как и по метео, слишко много факторов влияет.
PS. Смотрел сообщения о Вашем походе. И поход интересный, и фотки завораживающие. Респект.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Алекс М560

  • Сообщений: 5273
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #15 : 16 Сентября, 2011, 00:08:35 »
Цитировать
последний раз такая ледовая обстановка была лет 50 назад.
...спецы тоже отмечают ненормальность нынешнего года.
- А как думаете, в чем причина? Конец естественного цикла (с крахом теории глобального потепления, или действительно Гольфстрим умер из-за нефтяной пленки в Мексиканском заливе?
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #16 : 16 Сентября, 2011, 00:18:28 »
Цитировать
последний раз такая ледовая обстановка была лет 50 назад.
...спецы тоже отмечают ненормальность нынешнего года.
- А как думаете, в чем причина? Конец естественного цикла (с крахом теории глобального потепления, или действительно Гольфстрим умер из-за нефтяной пленки в Мексиканском заливе?

Да нет, это как в том анекдоте: "... не с нашим еврейским счастьем..."
Просто принесло локальное раздробленное ледовое поле, километров двести в длину, и километров 20 - 30 в ширину.
И гоняло его туда-сюда, то загоняяя в фиорды, то вытаскивая. Севернее было чисто, южнее было чисто.
В общем ... не с нашим еврейским счастьем... :)

Kirjala

  • Сообщений: 2482
  • Уважуха: +61/-172
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #17 : 16 Сентября, 2011, 11:38:34 »
Цитировать
последний раз такая ледовая обстановка была лет 50 назад.
...спецы тоже отмечают ненормальность нынешнего года.
- А как думаете, в чем причина? Конец естественного цикла (с крахом теории глобального потепления, или действительно Гольфстрим умер из-за нефтяной пленки в Мексиканском заливе?
Конец цикла? Особенно это хорошо подтверждается небывалой для этого года обстановкой в районе пролива Вилькицкого, который уже в марте-апреле был свободен ото льда.

Kirjala

  • Сообщений: 2482
  • Уважуха: +61/-172
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #18 : 16 Сентября, 2011, 11:44:41 »
Наши спецы тоже отмечают ненормальность нынешнего года. Однако суда по СМП проводят и вроде успешно. А так... любой прогноз вешь вероятностная. Может будет, может нет. Вопрос сколько процентов дают, что сбудется. 50 или 80. По льду, как и по метео, слишко много факторов влияет.
PS. Смотрел сообщения о Вашем походе. И поход интересный, и фотки завораживающие. Респект.
Если любой прогноз, который Вы и Ваши спецы дают вещь сильно вероятностная, да ещё и заранее Вы не можете определить вероятность этого всего с приемлемой точностью, то как-то и не понятно, какое это всё отношение имеет к науке и какова вообще польза от Ваших исследований для прогнозирования ледовой обстановки? Также не понятно актуальность и надёжность в использованиии полученных от Вас данных. И после этого Вы говорите изучайте Ваш реферат? А есть ли смысл на его основе прогнозировать, если всё имеет крайнюю неопределенность? Проще за месяц до выхода на маршрута посмотреть спутниковые снимки ледовой обстановки и на основе этого выработать решение. Те же прогнозы погоды на 3 суток дают с 80% точностью вероятности, а на 1-2 дня с 90-95% точностью.
« Последнее редактирование: 16 Сентября, 2011, 13:01:12 от Andrey_Litvinov »

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #19 : 16 Сентября, 2011, 11:53:08 »
Проще за месяц до выхода на маршрута посмотреть спутниковые снимки ледовой обстановки и на основе этого выработать решение. Те же прогнозы погоды на 3 суток дают с 80% точностью вероятности, а на 1-2 дня с 90-95% точностью.

У нас ситуация менялась каждые два дня, а то и чаще. Но это было связанно с изрезанностью берега и сильными приливно - отливными течениями в фиордах. А вообще, за неделю до отлёта, всё выглядело прекрасно.

Возможно при маршруте по открытым акваториям долговременный прогноз возможем. Основные проблемы скорее можно ожидать при огибании мысов и проходе узостей. Одна из возможностей - использование осушаемых зон во время прилива.
Хотя от мелкой "каши" это не спасает

Kirjala

  • Сообщений: 2482
  • Уважуха: +61/-172
  • Название: Мурман
  • Тип: Самострой
  • Номер: СП 104
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #20 : 16 Сентября, 2011, 11:58:55 »
Проще за месяц до выхода на маршрута посмотреть спутниковые снимки ледовой обстановки и на основе этого выработать решение. Те же прогнозы погоды на 3 суток дают с 80% точностью вероятности, а на 1-2 дня с 90-95% точностью.

У нас ситуация менялась каждые два дня, а то и чаще. Но это было связанно с изрезанностью берега и сильными приливно - отливными течениями в фиордах. А вообще, за неделю до отлёта, всё выглядело прекрасно.


Я так понимаю спутник к тому же лёд тоньше 10-15 см просто не показывает? На какой лёд по толщине Вы наткнулись?

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #21 : 16 Сентября, 2011, 12:06:29 »
Проще за месяц до выхода на маршрута посмотреть спутниковые снимки ледовой обстановки и на основе этого выработать решение. Те же прогнозы погоды на 3 суток дают с 80% точностью вероятности, а на 1-2 дня с 90-95% точностью.

У нас ситуация менялась каждые два дня, а то и чаще. Но это было связанно с изрезанностью берега и сильными приливно - отливными течениями в фиордах. А вообще, за неделю до отлёта, всё выглядело прекрасно.


Я так понимаю спутник к тому же лёд тоньше 10-15 см просто не показывает? На какой лёд по толщине Вы наткнулись?

70 - 80% - 0.5 - 1 метр + отдельные айсберги и льдины более 2 м толщины.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #22 : 16 Сентября, 2011, 23:25:56 »
Конец цикла? Особенно это хорошо подтверждается небывалой для этого года обстановкой в районе пролива Вилькицкого, который уже в марте-апреле был свободен ото льда.

   Андрей, не надо некорректно подавать факты. После Ваших слов можно подумать, что с апреля судоводители спокойно могли ходить проливом Вилькицкого.
   В прикрепленном файле карта ледовой обстановки в СЛО за 27-29.03.2011. Получалось, что почти в разгар ледового сезона вдоль восточных берегов Северной Земли (и Новой Земли тоже) можно было хоть на веслах плавать. Неделей позже представленной карты в начале апреля можно было и пр. Вилькицкого на веслах или катере переплыть. Однако это не означает еще легких условий плавания. Просто благодаря воздействию ветров соответствующих направлений дрейфующий лед снесло и с подветренной стороны островов образовалась полынья. Стандартная ситуация. Не стандартное в этом было размеры полыньи и длительность ее существования, что, соответственно, относится и к ветру. Примечание: именно эта полынья остановила два трансарктических перехода на автомобилях через Северный полюс в Канаду в этом году (экспедиция МЛАЭ и «Полярное кольцо - 2011» Чукова).
   А в остальном… Посмотрите какой лед вокруг. Относительно стандартная обстановка для этого сезона. Далее, в мае и июне, пролив был блокирован с запада однолетними льдами. В августе он открылся. И что… Ситуация близкая к модальному распределению льда (см. сайт ААНИИ «Архивные данные :: Климатология морского льда :: August / mode»). Ничего сверх естественного.

Если любой прогноз, который Вы и Ваши спецы дают вещь сильно вероятностная, да ещё и заранее Вы не можете определить вероятность этого всего с приемлемой точностью, то как-то и не понятно, какое это всё отношение имеет к науке и какова вообще польза от Ваших исследований для прогнозирования ледовой обстановки? Также не понятно актуальность и надёжность в использованиии полученных от Вас данных. И после этого Вы говорите изучайте Ваш реферат? А есть ли смысл на его основе прогнозировать, если всё имеет крайнюю неопределенность? Проще за месяц до выхода на маршрута посмотреть спутниковые снимки ледовой обстановки и на основе этого выработать решение. Те же прогнозы погоды на 3 суток дают с 80% точностью вероятности, а на 1-2 дня с 90-95% точностью.

   Верить или не верить - это вопросы теологии. Прогноз всегда вещь вероятностная (хоть Вы сами его составите, хоть возьмете у кого-то). Метео и ледовые прогнозы не исключение.
   Вероятность оправдывания метеопрогноза - да (и то не всегда, т.к. очень мало инерционен). Говоря про оправдываемость ледового прогноза, я говорил про прогнозы от краткосрочных до долгосрочных, т.е. от нескольких часов до 6 месяцев (http://www.aari.nw.ru/gdsidb/glossary_bgk/ru/k.htm). Согласитесь, что средний показатель оправдываемости прогноза по району в 90% для нескольких месяцев это совсем неплохо (интересно - кто для наших морей сможет предсказать точнее). Можно конечно не обращать внимания на этот прогноз, но 90% (да даже 55%), по моему, лучше чем ничего. (Для справки. Ледовая обстановка более инерционна, чем метеорологическая. И по ней, все конечно относительно, легче давать прогноз.)
   Предлагая свой реферат, я не ставил целью навязывания услуг (потому и предложил альтернативу в виде самостоятельного прогноза). Не хотите читать и использовать - Ваше право. Думаю, что профессионалы (чьи труды я попробовал обобщить), которые много лет успешно работают (в том числе и практически) по вопросам прогнозирования, предоставляют прогнозы (им за это платят деньги и продолжают платить), успешно проводят суда по СМП на протяжении многих лет и, так же, успешно обеспечивают многие работы в Арктическом регионе (особенно в Российском секторе), заслуживают, если не уважения, то, хотя бы, доверия к результатам своего труда.
   Кстати, Вы же сами ранее предлагали свой файл с ледовыми картами ААНИИ. Я предлагаю использовать их же, но обращаясь на сайт ААНИИ. Там они выложены бесплатно и за значительно больший период + детализация по регионам + результаты статистической обработки. Прогнозных карт там нет - это коммерческий продукт (как и многие прогнозы по миру).

У нас ситуация менялась каждые два дня, а то и чаще. Но это было связанно с изрезанностью берега и сильными приливно - отливными течениями в фиордах. А вообще, за неделю до отлёта, всё выглядело прекрасно.

Возможно при маршруте по открытым акваториям долговременный прогноз возможем. Основные проблемы скорее можно ожидать при огибании мысов и проходе узостей. Одна из возможностей - использование осушаемых зон во время прилива.
Хотя от мелкой "каши" это не спасает

   Полностью согласен. В принципе достаточно посмотреть в реферате рис. 14 кривая №3 (для точки) и прочитать раздел 3.3. Там все понятно и все согласуется. Зная начальное распределение льда, представляя схему течений (в том числе приливных) и прогноз ветра, можно представить дрейф льда (см. раздел 3.3 реферата).
   А долговременный прогноз тем точнее, чем больше осреднение (в частности - пространственное), т.е. рассматриваемый район и период, и больше инерционность процессов (так же как в метеорологии). В районе неоднородностей, т.е. мысы, проливы и прочее, действительно можно ожидать всяких пакостей (именно в силу неоднородности условий).
   От мелкой каши это действительно мало спасет (даже с точки зрения теории), т.к. при приливе вектор скорости воды (и дрейфа льда) направлен в сторону зоны осушки. Мелкие льдинки (т.н. «каша» и прочее), как менее инерционные, в первую очередь трогаются в дрейф. Но, если прилив значителен (и соответствующие скорости течений тоже), да еще и с ветром в придачу , то в зону осушки могут отдрейфовать и более крупные льдины. Боле того, они могут вызвать навалы льда на берег, и весьма значительные (до нескольких метров в высоту/ширину и несколько десятков/сотен метров по фронту). Не далее как этим летом наблюдали подобное в Обской губе (см. прикрепленный файл).
   Кстати, интересно, какие прогнозы Вы использовали?

Я так понимаю спутник к тому же лёд тоньше 10-15 см просто не показывает?

   Спутники бывают разные. Любителям проще анализировать снимки видимого диапазона (фотоснимки). Профессионалы используют три вида снимков: видимый диапазон, ИК и радиолокационные снимки. Более того, они используют различные комбинации снимков по волновому спектру. Благодаря этому профессионалы получают для диагностики и прогноза более объективную информацию, чем при использовании только одних фотоснимков. Кроме того, при анализе изображения важно знать правила интерпретации полученных снимков, т.е. какому льду (иногда льду или воде) соответствует конкретный тип изображения в данном диапазоне (или смеси диапазонов). Наиболее значимым является РЛ диапазон, поскольку позволяет получать изображения практически независимо от освещенности и облачности. Но там, при интерпретации, тоже не все так просто. Кроме того, при анализе ледовой обстановки и составлении карты, специалист (хоть наш, хоть импортный) использует, как и синоптик, все свои знания по району анализа (особенности режима, синоптику и прочее). К тому же при составлении любой карты (в том числе и топографической) существует такое понятие как генерализация, т.е. некоторое сокращение информации в угоду легкости восприятия с учетом масштаба. При таком раскладе, естественно, что более реальная карта получается у местного специалиста для отдельного региона. С этой точки зрения имеет смысл анализировать в первую очередь карты, а потом снимки и, опять же в первую очередь, карты местных ледовых центров (снимки у нас, по крайней мере сейчас, используются импортные, но карты по нашим морям более детальные).

PS. Верить или не верить предоставленной информации - Ваше право. Вам идти в плавание.
PPS. Про Гольфстрим не скажу, но точно знаю что так быстро Природа не реагирует в глобальном масштабе. Так, например, Атлантические воды, проникающие в СЛО, проходят расстояние от Исландии до Восточно-Сибирского моря за 3-5 лет. Потом это начинает отражаться на образовании льда в начале транарктического переноса. Потом собственно глобальный дрейф льда через полюс к проливу Фрама - это еще может дать 2-3 года. А ведь есть еще речной сток, атмосферные процессы и т.д., и т.п.
« Последнее редактирование: 17 Сентября, 2011, 14:17:24 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #23 : 28 Ноября, 2012, 08:41:33 »
Собственно началось все с этого:
http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10376.msg158525#msg158525

... Правда, у меня за плечами всего 3 "яхтенных", причем речных, навигации; моя библия - шкала Бофорта, а хрестоматия - учебник Мошковского.  Оба эти источника говорят о том, что 7-мибальный ветер называется "почти крепкий ветер", а "шторм" начинается от 48 узлов, но это не критики ради...

Просто так, не критики ради. Шкала Бофорта не является моей библией, но припоминаю, что более 48 узлов это уже «Сильный шторм, 10 баллов». Заинтересовался, стал разбираться и удивился разнообразию кочующих по Инету шкал Бофорта. Основные отличия касаются названий градаций и диапазонов скорости ветра (в том числе и ошибок пересчетов). Вот это официальная шкала, принятая сейчас ВМО: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Бофорта%20шкала/, здесь еще с интересными подробностями http://www.kakras.ru/interesn/wind.htm, http://www.oceanplanet.ru/polezno-znat-pro-jakhting/30/416/.
Но бывает и так: http://www.fps-nn.ru/parusnaja-shkola-20148/shkala-boforta/ (названия) или http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EA%E0%EB%E0_%C1%EE%F4%EE%F0%F2%E0 (узлы).

Да, по поводу шторма:
Есть две шкалы - для оценки ветра, и для оценки волнения. Они похожи, но разные. Отсюда и разночтения.

Это типично американский стиль для подобного рода текстов. Оригинал я не читал, но из перевода ГШ, это хорошо видно.
2EWS в прогнозе было написано "GALE", то есть сильный ветер.

На сколько я понимаю, здесь
... моя библия - шкала Бофорта, а хрестоматия - учебник Мошковского.  Оба эти источника говорят о том, что 7-мибальный ветер называется "почти крепкий ветер", а "шторм" начинается от 48 узлов...
Вы говорите о шкале Бофорта, т.е. шкале силы ветра, а не о шкале оценки волнения моря. Точно так же в своем посте (№100) я указывал на разночтения, относящиеся исключительно к шкале Бофорта. Так что шкала оценки волнения моря (в которой, кстати, нет упоминания о шторме) здесь ни при чем. Рассмотренные вопросы не относятся непосредственно к узкой специфике моей работы, но периодически с ними сталкиваюсь по профессии уже в течении более 20 лет. Иметь представление положение обязывает. Успехов и извинения за некоторый оффтоп.

PS. Здесь (http://www.ym-online.ru/intro/beginning/81/, http://www.tarkhankut.com/articles/Bofortnum.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/Состояние_моря) про шкалу волнения подробнее.

   В оригинале (по ссылке ГШ www.sfbaysss.org/tipsbook) фраза звучит так: «But an ominous note on the thrice daily weather fax charts was the notation “GALE” between our position and the Pacific Coast.», т.е. действительно “GALE” (прогноз или текущая погода не сказано). Но означает ли это «сильный ветер», как пишет Nnnnnnn.
   Если смотреть просто перевод, то имеем (http://slovari.yandex.ru/gale/en-ru/#lingvo/):
перевод из «Англо-русского словаря общей лексики Lingvo Universal» ABBYY Lingvo
gale:
а) шторм; буря; ветер от 7 до 10 баллов (порыв, движущийся со скоростью от 51 до 100 км/час).
б) (поэт.) ветерок, зефир

   Учитывая, что “GALE” (по тексту) фигурировало в метеофаксе, т.е. официальном документе, посмотрим соответствующие правила.
2.3. Гидрометеорологические предупреждения.
Опасные для навигации явления показываются на картах погоды в виде гидрометеорологических предупреждений. Виды гидрометеорологических предупреждений:
1. Предупреждения о ветре:
− [W] – предупреждение о ветре (Warning) со скоростью до 17 м/с. (33 уз., 7 баллов по шкале Бофорта);
− [GW] – предупреждение о сильном ветре (Gale Warning) со скоростью 17 – 23 м/с. (34 – 47 уз., 8 – 9 баллов по шкале Бофорта);
− [SW] – предупреждение о штормовом ветре (Storm Warning) скоростью 24 – 32 м/с. (48 – 63 уз., 10 – 11 баллов по шкале Бофорта);
− [TW] – предупреждение об ураганном ветре (Typhoon Warning) со скоростью более 32 м/с. (более 63 уз., 12 баллов по шкале Бофорта).

http://forum.katera.ru/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=68099?s=95d72b0d11c109e0e1f44e266fa94bb7
Или Стехновский Д.И., Васильев К.П. Справочник по навигационной гидрометеорологии (http://www.razym.ru/spravochniki/spravochnik/183107-stehnovskiy-di-vasilev-kp-spravochnik-po-navigacionnoy-gidrometeorologii.html) табл. IV.2. «Термины, используемые в метеорологических бюллетенях для мореплавания» (см. присоединенные файлы). «Предупреждение о сильном ветре» - «Gale warning», «Очень сильный ветер» - «Near gale», «Штормовой ветер» - «Gale», «Шторм» - «Strong gale».
   Вроде как опять расхождения в названиях? Но везде по тексту есть ссылки на шкалу Бофорта (то с чего начинали) с указанием баллов и скорости ветра. Смотрим далее литературу (опять же официальные документы). Официальным документом является шкала Бофорта в версии ВМО, принятая в 60-х годах ХХ века. В русской транскрипции уже давал ссылку (http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Бофорта%20шкала/), а вот в английской (http://www.metoffice.gov.uk/weather/marine/guide/beaufortscale.html UK Meteorological Office). Можно еще посмотреть http://www.sizes.com/natural/beaufort.htm и http://en.wikipedia.org/wiki/Beaufort_scale с более подробными описаниями и с особенностями названий.
   Сравнивая баллы и скорости получаем, что “GALE” фигурирует в названиях от 7 до 9 баллов (ВМО, стандартная версия для морей и в англ. версии), от 8 до 11 б (амер. версия). Только “GALE” без дополнительных слов соответствует 8 баллам по всем версиям кроме амер. (у них 8-9 баллов). А что в русской версии? «Крепкий» - 7 б, «Очень крепкий» - 8 б, «Шторм» - 9 б, «Сильный шторм» - 10 б, «Жестокий шторм» - 11 б (скорости, естественно, тоже соответствуют). Т.е. “GALE” = «Очень крепкий» = 8 баллов (34-40 уз, 17.2-20.7 м/с). А по амер. версии (судя по рассказу, метеофакс был американским) “GALE” = «Очень крепкий» - «Шторм» = 8-9 баллов (34-47 уз, 17.2-24.4 м/с). Да и указанные скорости ветра (30-35 уз) тому подтверждение, т.к. захватывают по нижней границе 8 баллов.
   Так что и автор рассказа (Скип Аллен), и переводчик (ГШ) были правы в формулировках и речь шла о 8 баллах по шкале Бофорта.
   О причинах разночтений в литературных и интернет-версиях шкалы можно только догадываться. Первое, что приходит на ум – неточность переводов неспециалистами (или без проверки по официальным документам). Ведь в версии ВМО нет понятия «почти крепкий ветер». А дальше идет размножение в литературе и Сети. Возможно, что и источник ews по ссылке http://gik.fordak.ru/index.php?topic=10376.msg158874#msg158874 аналогичного происхождения.
   PS. В своем кругу можно применять любые определения, знакомые поймут устоявшиеся формулировки. Но если выходить за рамки этого круга, то, ИМХО, логичнее применять общепринятые понятия, дабы быть уверенным, что тебя поймут правильно. В данном случае это официальные определения (профессиональный сленг) по гидрометеорологии.
« Последнее редактирование: 28 Ноября, 2012, 08:49:22 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Velsky

  • Администратор
  • Сообщений: 3907
  • Уважуха: +166/-82
  • Тип: Микро
  • Номер: RUS 35
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #24 : 28 Ноября, 2012, 09:18:21 »
О, спасибо. Но проще отбить мне, я бы и перенес

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4089
  • Уважуха: +203/-143
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #25 : 28 Ноября, 2012, 09:38:37 »
Перевод вообще дело интересное. Вот если пожить сколько-то лет в стране, свободно говорить, причем именно в том кругу о котором речь - тогда да, будет точный перевод, не то что по словарям шариться и догадываться...  :-\
Ну, а вот забавный момент - пишет он про гонки, что нефиг на старте лезть в толпу у судейского судна, и он обычно стартует с другого, тем более одиночник.  Из толпы мол все равно тольк один первый на хорошей позиции, а остальные will be sucking искаженный ветер. Хорошо сказано, но если буквально - по-русски вроде как грубовато, вряд ли автор имел в виду то что, в силу своей испорченности, ...  ;)
Григорий Шмерлинг

ews

  • Сообщений: 30
  • Уважуха: +2/-2
  • Название: Конрад-25
  • Тип: яхта-четвертьтонник
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #26 : 02 Декабря, 2012, 00:03:24 »
О, спасибо. Но проще отбить мне, я бы и перенес
Я с Вашего позволения повторю здесь шкалу Бофорта, которую выкладывал в исходной теме.
Возможно, там её можно и удалить.
Дело в том, что в этой шкале присутствует весьма полезная для практиков, а не для теоретиков, графа - удельное давление ветра на парус.
Шкала взята из учебника С.Я.Мошковского; о нем, наверное, рассказывать не стоит.

Los-Boobas

  • Сообщений: 640
  • Уважуха: +53/-55
  • Александр Зобенко
  • Название: Путешественник
  • Тип: Sailboat Freedom 21
  • Номер: 234
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #27 : 02 Декабря, 2012, 13:51:59 »
Интересно было бы узнать методику расчета этого "среднего давления на парус". Мне кажется,  при одной и той же силе ветра, давление на ткань может  радикально отличаться. Наибольшая разница, думаю, будет у грота большого  парусника типа "Седов",  поднятого единственным при курсе фордевинд  и  Бермудским  вооружением  легкой лодки, работающем в ламинарном потоке.
С уважением, Александр.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #28 : 02 Декабря, 2012, 23:54:01 »
В строительстве обычно используют такое (http://www.teclar.ru/info/normdoc/snip2-01-07-85/snip_2_01_07_85_VI.php)
Цитировать
   «Нормативное значение средней составляющей ветровой нагрузки Wm на высоте Z над поверхностью земли следует определять по формуле: Wm = Wo*K*C; где Wo - нормативное значение ветрового давления; K - коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте; C - аэродинамический коэффициент.
   Нормативное значение ветрового давления Wo, следует определять по формуле Wo = 0,61*Vo*Vo; где Vo - численно равно скорости ветра, м/с, на уровне 10 м над поверхностью земли»
   Коэффициент 0.61, надо полагать, получается следующим образом: Ro/2=1.22/2=0.61 где Ro - плотность воздуха.
   Если совсем просто, то так (http://www.avers-steel.ru/artcl/stolb_windForce.html) P=(Ro*V*V)/(2*g) (если в кгс/м^2), т.е. для условия обтекания некоторых видов цилиндров на открытой местности на высоте 10м, когда С=1 и К=1. Таким образом - в принципе тоже самое.
   Аналогичная формула используется в «Жорник Д. Т., Лушников К. В., Пясецкая Г. Б., Стасевич Р. А., Сторчиенко П. А., Ткаченко Е. В. Теория и практика подготовки парашютистов (Издание второе, исправленное и дополненное), Изд. ДОСААФ, М.: 1969»  :) (http://www.borkodrom.ru/My/books/Teory/04glava4.htm) и в других источниках, где рассматривается сопротивление ветра.
   Естественно, что везде расчет для случая перпендикулярного расположения к потоку. Прочие положения учитываются аэродинамическим коэффициентом, который так же рассматривается в СНиП (правда с точки зрения строительства). В указанной книге для парашютистов тоже есть интересная табличка на этот счет.
Цитировать
Коэффициент сопротивления некоторых тел:
Пластинка (установленная под углом 90 гр. к потоку) - 1,28
Шар - 0,30
Палое полушарие выпуклой стороной к потоку - 0,34-0,36
Полое полушарие вогнутой стороной к потоку - 1,40-1,44
Парашют (обычной формы─круглый или квадратный) - 1,04-1,3
Хорошо обтекаемая (каплевидная) форма - 0,065
   Дальнейшие манипуляции для проверки дают интересный результат. В парусной литературе (а подобные шкалы с указанием давления ветра при разных скоростях даются во многих источниках - у Е.П. Леонтьева в его «школах» яхтенного рулевого и капитана, у В.М.Перегудова и др.) значения давления на м^2 оказываются несколько более, чем рассчитанные по упрощенной формуле
P=(Ro*V*V)/(2*g) (в кгс/м^2). Видимо учитывается коэффициент Сх. Причем если у Перегудова он стабильно равен 1.2 (близко к пластине), то у Леонтьева с Мошковским этот коэффициент гуляет от 1.0 до 2.0 (если грубо) для разных скоростей ветра по их вариантам шкалы Бофорта. Причем это на наиболее близких нам от 1 до 5-6 баллов, далее Сх стабилизируется ок.1.1. С чем связано? ...  ??? Так что как использовать эти шкалы с точки зрения практики не совсем понимаю, т.к. не полностью ясен путь получения значений.  ???
   Относительно приведенного примера маленькое уточнение. Под вариантом с «Бермудским  вооружением  легкой лодки, работающем в ламинарном потоке», как понимаю, подразумевались острые курсы на яхте. Если так, то стандартные (рассмотренные выше методики) относятся только к фордевинду, ну и с некоторыми оговорками (см. аэродинамический коэффициент) к бакштагу. Опять же ИМХО, размер паруса роли не играет, т.к. рассматриваем из расчета на 1 квадратный метр поверхности. Скорее значение имеет его конфигурация, удлинение (как известно низкие и широкие паруса на фордаке эффективнее высоких и узких). Когда же угол атаки уменьшается, то, в упрощенном варианте, будет уменьшаться и давление на парус до минимума при флюгерном положении. Это не говоря про подъемную силу крыла и все, что с ней связано.
По моему так, но могу и ошибаться, т.к. с давлением ветра сталкиваюсь больше как практик, а не теоретик. Здесь знатоков и без меня хватает. Успехов.
« Последнее редактирование: 03 Декабря, 2012, 04:42:20 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

ЗАК

  • Сообщений: 3686
  • Уважуха: +331/-121
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #29 : 03 Декабря, 2012, 02:54:25 »
Цитировать
значения давления на м^2 оказываются несколько более, чем рассчитанные по упрощенной формуле P=(Ro*V*V)/(2*g). Видимо учитывается коэффициент Сх.
Конечно, Сх учитывается, поскольку давление на пластину, расположенную перпендикулярно потоку, расчитывается по формуле Р=Cx*Ro*V^2/2 . Никакого g (если это ускорение силы тяжести) там быть не может - проверьте по размерности.
К-т Сх зависит от формы тела, для пластины - от удлинения. В "упрощенной формуле" Сх опущен. Про нее цитирую М.Н.Розина: "На практике же сила, действующая на плоскую пластинку, поставленную поперек потока, на несколько десятков процентов больше, чем дает эта формула. Вдоль краев пластины возникают буртики уплотненного воздуха, которые мешают проходу потока и как бы увеличивают площадь пластины." [ http://www.rosinmn.ru/vetro/plastina_velobok/plastina1.htm ]. Оттуда же привожу значения Сх для разных удлинений:
λ = бесконечн. Cx =2
λ = 20 Cx =1,4
λ = 10 Cx =1,3
λ = 5 Cx =1,22
λ = 2 Cx =1,16
λ = 1 Cx =1,1
Подчеркиваю, это значения Сх для пластины, перпендикулярной потоку.

Цитировать
Скорее значение имеет его конфигурация, удлинение (как известно низкие и широкие паруса на фордаке эффективнее высоких и узких)
Интересно, откуда взялось это стойкое заблуждение?
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #30 : 03 Декабря, 2012, 04:39:12 »
Я же говорил, что здесь знатоков и без меня хватает. Влез со своими комментариями исключительно по причине чувства ответственности за мной спровоцированный разговор.
...Никакого g (если это ускорение силы тяжести) там быть не может - проверьте по размерности.
Андрей Кириллович, согласен, что по размерности там нет силы тяжести. Однако в исходнике (см. табл. от ews ответ 26), среднее давление на парус дано не в Па, а в кг/м^2. Вот для перехода от "непонятных" Па или Н/м^2 к более осязаемым кгс/м^2 и ввел это самое g. Виноват, надо было писать скорее F, чем Р или указывать единицы измерения. В предыдущем посте поправил для согласованности.

Цитировать
Интересно, откуда взялось это стойкое заблуждение?
Исключительно из литературы. Как минимум следующие книги указывают на это: В.М.Перегудов (обе книги), Ю.С.Крючков и В.И.Лапин (Парусные катамараны), Г.С.Эпов (Парусное вооружение судов). Поверил им на слово.  :)

PS. Спасибо за табличку с Сх. Стало понятно, что Перегудов взял 1.2 как характерное для наших парусов с удлинением 3-5. А у Леоньтева с Мошковским для больших скоростей ветра идет как квадратная пластина. Но по прежнему не понятны скачки Сх для малых скоростей в их шкалах.
« Последнее редактирование: 03 Декабря, 2012, 04:49:34 от Гидролог »
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4089
  • Уважуха: +203/-143
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #31 : 15 Декабря, 2012, 13:27:52 »
Вчера Роман привез толстую пачку книг. Для Москвы Каспийское, Японское, Берингово, Охотское моря + у меня будет Балтика. Доступ через Яну.
Для Урала (кто-как соберетесь забрать, выходите на связь) Японское, Каспий, Берингово.

Это не легкое чтение - можно сказать, как кино "не для всех". Фундаментальные монографии, "гидрометеорология и гидрохимия морей".
Лучше всего бы конечно сделать выжимки интересного для наших ненаучных целей - ветровой режим, волнение, шторма, туманы - где когда куда сколько чего бывает. Но размер "исходников" устрашающий.
« Последнее редактирование: 15 Декабря, 2012, 13:30:54 от ГШ »
Григорий Шмерлинг

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #32 : 17 Апреля, 2013, 19:08:10 »
     Выкладываю справочник по режиму ветра и волнения для Балтийского, Северного, Черного, Азовского и Средиземного морей. Это не столь заумная (научная) литература, как та, что оставил ГШ, но тоже впечатляет. Здесь практически одни таблицы со статистическими характеристиками ветра и ветрового волнения по районам указанных морей с разбивкой по месяцам и в целом за год. Даже без спецподготовки и высшей математики можно разобраться что к чему. Правда кроме ветра и волнения больше ничего (видимость, туманы и т.д. отсутствуют).
     Поскольку общий объем книги не влезает на форум, буду давать по частям.
1. Обложки, часть 1 - методики расчетов, часть 2 - введение.
2. Статистики ветра и волнения по Балтийскому морю.
3. Статистики ветра и волнения по Северному морю.
4. Статистики ветра и волнения по Черному и Азовскому морям.
5_1. Статистики ветра и волнения по Средиземному морю: западная часть (к западу от Италии) и юг центральной части (к югу от Сицилии).
5_2. Статистики ветра и волнения по Средиземному морю: север центральной части (к востоку от Италии-Сицилии) и восточная часть (южнее и восточнее Греции).
     Все заархивировано WinRAR-3.00. Исходники в PDF. Желающим могу выслать целиковый исходник в PDF объемом чуть больше 24 Мб.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #33 : 17 Апреля, 2013, 19:09:02 »
Продолжение. Часть 2.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #34 : 17 Апреля, 2013, 19:09:32 »
Продолжение. Часть 3.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #35 : 17 Апреля, 2013, 19:09:55 »
Продолжение. Часть 4.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #36 : 17 Апреля, 2013, 19:10:22 »
Продолжение. Часть 5_1.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #37 : 17 Апреля, 2013, 19:10:45 »
Продолжение. Часть 5_2.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)


Los-Boobas

  • Сообщений: 640
  • Уважуха: +53/-55
  • Александр Зобенко
  • Название: Путешественник
  • Тип: Sailboat Freedom 21
  • Номер: 234
Re: Книги по гидрометеорологии для всех
« Ответ #39 : 03 Августа, 2013, 16:47:46 »
Круто, почти 4 месяца прошло, а фордак по гидрометеорологии на первом месте.
С уважением, Александр.