f Волны "убийцы"
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Волны "убийцы"  (Прочитано 28993 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Ивакин

  • Сообщений: 2107
  • Уважуха: +131/-120
  • Кулик Т-23mini НС08
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #50 : 25 Марта, 2010, 20:45:47 »
Про эти волны-убийны очень хорошо написал Колс в своей книжке "Под парусом в шторм" - Глава2. Впервые накрыло волной.

 
Цитировать
Из этого случая можно извлечь несколько полезных уроков.
1. Захлестывание кормы волной. Словарь морских терминов Анстеда гласит: “Когда волна проходит над кормой судна, говорят, что она захлестывает его”. Если это так (а многие яхтсмены согласны с этим определением), то океанские гоночные яхты при попутном ветре более 7 баллов нередко захлестываются волной, так как гребни волн часто обрушиваются над кормой и наполовину заливают кокпит. Однако я считаю, что захлестывание кормы — нечто гораздо более страшное. Оно происходит, когда корму накрывает попутная волна. Такое захлестывание иногда приводит к брочингу* — при повороте к ветру яхту бросает на борт. Это очень опасно, так как в результате может сломаться мачта или повредиться корпус. По-настоящему корму захлестывает волной (а не гребнем) очень редко — со мною такое случалось только два раза в жизни.
2. Опасность попутного ветра. “Зара” начала плавание в защищенных водах — она уходила из-под прикрытия берега, поэтому волнение усиливалось постепенно, с увеличением разгона волн. Когда ветер попутный, хочется его использовать, а когда сильный встречный — хочется повернуть назад, настолько затруднительно движение. Однажды, во время западного штормового ветра, три гребные лодки вышли их Кихейвена в Лимингтон. Когда они отошли от подветренного берега, волн не было, но волнение постепенно возрастало, и где-то у Лимингтона две лодки перевернулись и гребцы утонули. Плавание по ветру — причина многих несчастных случаев с открытыми лодками и шверботами, так как сила ветра и волнения возрастает настолько медленно, что замечают их уже слишком поздно.
3. Ненормальные волны. В ненастную погоду есть вероятность появления волн, которые крупнее и круче других. Та особенная волна, которую можно назвать ненормальной, образуется при резонансе, сложении серий волн на приливном течении, при наличии банок и препятствий. В описанном случае “Зара”, видимо, прошла над затонувшим судном западнее того места, где раньше находился буй Лайм. Глубина в этом районе составляет примерно 42 м, но над затонувшим судном, расположенным в одной миле к западо-юго-западу от буя, глубина составляет только 29 м. Ясно, что западное течение при встрече с таким большим препятствием ускоряется и завихряется, при этом большие волны могут искажаться и опрокидываться. Полезно запомнить, что при сильном приливном течении и большом волнении подводные скалы и затонувшие суда, даже если они лежат на большой глубине, могут вызвать неправильное волнение и толчею на поверхности.

Тм еще много чего интересного написано, книжка есть в инете, хорошее чтиво на ночь

MaxZZZ

  • Сообщений: 1593
  • Уважуха: +124/-50
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #51 : 25 Марта, 2010, 20:51:18 »
MaxZZZ -у.  Скорее всего, сие есть интерференция волн при огибании наветренного (более мористого островка или мыса, он у вас есть на картинке), т.е. изменение направления распространения
Я думал, такие явления возможны на ограниченном участке - ну 500 метров, ну километр. А тут на протяжении 5 км интенсивно, а потом еще почти до самого мыса Крестового отдельные встречные волны прорывались. От берега отходил на  расстояние до километр,  потом шел ближе к берегу. Наверное, сразу много факторов повлияли. В т.ч. не нужно доверять этому затишью между бурями.

Ивакину - мда, книгу надо перечитать... И еще про атмосферные явления чтонибудь поискать
Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.   И.В. Гёте

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #52 : 29 Марта, 2010, 23:52:56 »
Ну, рыбку кто-то глушанул хорошо так, от души...
ВО ! Они виноваты в ямах в океане и аномальных волнах

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #53 : 30 Марта, 2010, 01:03:00 »
Волны - убийцы тузиков  ;D
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Los-Boobas

  • Сообщений: 596
  • Уважуха: +53/-57
  • Александр Зобенко
  • Название: Путешественник
  • Тип: Sailboat Freedom 21
  • Номер: 234
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #54 : 03 Апреля, 2010, 07:07:52 »
Вот не знаю, могу ли я поделиться с братьями по разуму, материалами  из честно кропленого журнала? ...(прислушивается к совести)... Совесть сказала - можно! ::)
В последнем КиЯ есть довольно бестолковая статейка - почти в тему, но поскольку интересна любая информация по вопросу, решил поделиться.
С уважением, Александр.

EMayd

  • Сообщений: 3090
  • Уважуха: +239/-190
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #55 : 03 Апреля, 2010, 13:08:01 »
Нашел схему возникновения перпендекулярных систем волн.
В книге, которую я упоминал, говорится, что это возникает при проходе холодного фронта, в связи с разными напрвлениями ветра перед и после фронта.

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #56 : 20 Апреля, 2010, 18:17:35 »
Читал всю тему, жаль времени не было написать ответ. Позвольте пару слов, как более-менее профессионалу в гидрометеорологии (г/м). (если будет небольшой оффтоп - прошу сильно не бить)
     1. Картинка в начале темы эффектная, жаль прочитать аннотацию не могу (не разумею по ихнему). Есть однако подозрение (сужу по своему опыту), что написана там полунаучная полуправда.
     2. Про Средиземку. Кадры впечатляют, но если разобраться - случай достаточно тривиальный. Волна 8-10 м. для моря (а тем более океана) не редкость (особенно при визуальной оценке). Максимальные волны зафиксированные до 1980 гг составляют в Северном море - 21.8 м, Балтика - 9 м, Баренцево - 11.9 м. И это инструментальные данные, которые проводятся очень редко. В Средиземке же наиболее штормовым является северо-западный район, где и произошел инцидент. По оценкам специалистов, волны там в холодный период года могут достигать 17 м. (по книге Давидан И.Н., Лопатухин Л.И. На встречу со штормами). Как говориться почувствуйте разницу. Для океанов такие оценки составляют порядка 30 м (некоторые дают и более). А то что такие фонтаны и стекла повышибало волной… Измеренная сила удара волны в стенку (а борт судна можно приближенно принять за таковую) составляет: 14 т/м.кв (Сочи), 37 т/м.кв (Дэнбере, Шотландия), 60 т/м.кв (Дьепп, Франция). При этом вода может выбрасываться на высоту в несколько десятков метров со скоростью 60-70 м/с (по книге Горский Н.Н. Тайны океана). Так что судите сами. И вины производителей стекол и судостроителей (которых хотел бы засудить Анархист  ;D) в разбитых окнах скорее всего нет. Как показывает практика, весьма вероятна ошибка судоводителя (неправильно выбранный курс по отношению к волне) + роковое стечение обстоятельств.
     3. Как это преподнесли СМИ - отдельная песня. Судя по общей массе сообщений пассажиры получили ранения осколками стекол и мебелью, два человека погибло от этого, остальным оказана помощь (кого надо госпитализировали). Но какой-то корреспондент сообщает, что погибших смыло за борт. А пару заголовков вообще душераздирающе выглядят: «Волна смыла салон круизного лайнера» и «ВИДЕО съемка волны разбившей круизный лайнер в Средиземном море». Как хочешь, так и понимай. Ну и куча эпитетов: «гигантская волна», «смертельная волна». Думаю, что многие профи, когда речь в СМИ заходит об их специальности, неоднократно сталкивались с подобной безграмотностью (если не сказать маразмом) некоторых журналистов.
     4. Теперь, что касается «аномальных волн», «волн убийц». Бермудский треугольник отнюдь не является самым гиблым местом на Земле. О другом месте знали давно, но с открытием Суэцкого канала подзабыли. Осложнения же в районе Суэца заставили гонять суда из Европы в Азию вокруг Африки. Тогда и обнаружилось вновь, что воды у побережья Африки южнее о.Мадагаскар славятся своими «волнами убийцами». Суда которые терпели аварии здесь были совсем не маленькие, шторма не сказать, что очень сильные. Но самое странное, что одно судно могло относительно спокойно штормовать, а на расстоянии в несколько десятков миль от него другое судно могло перевернуться или разломиться пополам из-за более существенных ветровых волн (ВВ).
     После подробного изучения г/м режима (условий) данного района выяснилось, что здесь складываются длинные волны зыби из открытой части океана с местными достаточно короткими ВВ. В результате возникают своеобразные пакеты волн с разными по высоте волнами. (Попробуйте сложить две синусоиды с разными частотами и посмотреть результирующий график. Амплитуды для понимания процесса не столь важны. Интереснее менять соотношение частот.) Но это еще не криминал. Такая ситуация в разной степени характерна для любой акватории (вплоть до озер и др.). Хуже было, что эти волны накладывались на встречное весьма сильное (до 4-5 уз) и узкое Агульясово течение. При таких условиях ВВ начинают тормозиться, а некоторые из них (определенной частоты) вообще могут остановиться на месте. Возникающие в результате волны имеют сильную ассиметрию переднего и заднего склона. Кроме этого соседние волны могут очень сильно отличаться по высоте при относительно одинаковой длине. В такой ситуации если судно попадало перпендикулярно на два гребня, оно могло переломиться. Если параллельно - могло съехать в ложбину и перевернуться от второй волны. Это конечно крайние варианты. Плюс большая ассиметричность профиля волны из-за которого, при встрече носом, судно может не успеть всплыть на него и получит сильный удар. О силе удара уже говорилось выше. Здесь уже не то что стекла… Были случаи когда ударом волны отламывало нос судна.
     Это к вопросу об истории явления. Нас же интересует его физика (как это не скучно  :'(). Ведь сложение систем волн на фоне течений, хоть и не столь глобальных масштабов, встречается очень часто. Взять к примеру любое из наших больших окраинных морей с хорошо выраженными приливными течениями. В первую очередь это будет проявляться где-нибудь между островами или над банками, т.е. в местах локального усиления течений. И волнения не надо очень большого. Достаточно обычной волны в средний ветер с наложением на зыбь, пришедшей из другого района моря (+ еще искажение волн у препятствий). И имеем ту же картину, что у Мадагаскара только в уменьшенном виде. Но для нашего флота уже может хватить для оверкиля или серьезной поломки (у нас ведь не линкоры или супертанкеры   ;)).
     5. Вообще, при чтении данной темы, возникает ощущение, что у значительной части авторов постов или очень слабые, или вообще отсутствуют элементарные знания по навигационной гидрометеорологии, т.е. г/м как науке в приложении к задачам судовождения. Причем часто кажется, что знания почерпнуты, в лучшем случае из научно-ПОПУЛЯРНОЙ литературы (именно с упором на второе слово) или из публикаций СМИ. И зачастую их авторы весьма далеки от г/м и сами имеют познания о ней на бытовом уровне. НАРОД, ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЕСЛИ КОГО ОБИДЕЛИ МОИ СЛОВА, НО ВЕДЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШЕГО ПЛАВАНИЯ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ УРОВНЯ ЭТИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИХ НА ПРАКТИКЕ.
    Во-первых, если Вы хотите разобраться, когда что-то не так работает в двигателе автомобиля, к кому Вы обратитесь в первую очередь: к опытному автослесарю-практику (А) или к классному гонщику (Б). Думаю, что многие предпочтут ответ (А). С погодой же часто встречается противоположенный вариант. Колс видимо классный яхтсмен, но его книга, после беглого знакомства с ней (к сожалению всю еще не успел прочитать), кажется мне довольно слабой с точки зрения объяснения г/м процессов и их влияния на яхтинг. Более подробную оценку смогу дать только после полного прочтения (а может оценка и изменится).
     Во-вторых, наличие контрольных приборов (анемометр и др.) и аппаратуры для приема прогноза - это хорошо, но далеко не все (а часто и не главное). Прогноз на район (часто весьма большой) это одно, а учет местных погодных и гидрологических условий - это совсем другое. И идеальный вариант - корректировка (уточнение) первого с учетом второго.

Именно посты в данной теме побудили меня открыть тему «Книги по гидрометеорологии для всех» в разделе «Книги, статьи». Там инфа о НАУЧНО-популярных книгах по гидрометеорологии, т.е. где научные материалы излагаются популярным языком. По мере возможности буду ее пополнять.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

Гидролог

  • Сообщений: 293
  • Уважуха: +49/-14
  • Название: Водя
  • Тип: байдарка "Щука-3"
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #57 : 20 Апреля, 2010, 18:40:22 »
Нашел схему возникновения перпендекулярных систем волн.
В книге, которую я упоминал, говорится, что это возникает при проходе холодного фронта, в связи с разными напрвлениями ветра перед и после фронта.

Это далеко не единственный случай возникновения "перпендекулярных систем волн". С ходу могу предложить еще парочку: искажение фронта волны за препятствием или наложение местных ветровых волн на зыбь, пришедшую из другого района.

PS. Очень странно, что люди занимающиеся парусами как открытие воспринимают сообщение о такой элементарной вещи из метеорологии, как поворот ветра на 90 градусов при прохождении атмосферного фронта (причем не только холодного, но и теплого). Учите матчасть, господа, и будет Вам счастье.  ;)

PPS. Только, пожалуйста, без обид. Просто пример уж больно наглядный.
Роман Виноградов. СПб
Если не прав, не кидайте тапками, а аргументировано поправьте. :)

EMayd

  • Сообщений: 3090
  • Уважуха: +239/-190
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #58 : 20 Апреля, 2010, 19:02:12 »
Про поворот ветра и изменения направления волн я тоже упоминалб также, как и про влияние отмелей и береговой линии.

По поводу процитированного поста -
Я просто нашёл хорошо нарисованную картинку в книге по метеорологии (самому рисовать лень).
Правда руки всё не доходят - просканировать и вывесить :)

В чем каюсь - так это в грамматической ошибке в слове попердикуляр :).
Извините - общаюсь больше на аглицком и алеманском языках. Родной и могучий использую мало.

ИВ

  • Сообщений: 2429
  • Уважуха: +149/-183
  • эндемик....однако
  • Номер: М 450
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #59 : 20 Апреля, 2010, 19:15:10 »
 
Цитировать
Причем часто кажется, что знания почерпнуты, в лучшем случае из научно-ПОПУЛЯРНОЙ литературы (именно с упором на второе слово) или из публикаций СМИ. И зачастую их авторы весьма далеки от г/м и сами имеют познания о ней на бытовом уровне. НАРОД, ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЕСЛИ КОГО ОБИДЕЛИ МОИ СЛОВА, НО ВЕДЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШЕГО ПЛАВАНИЯ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ УРОВНЯ ЭТИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИХ НА ПРАКТИКЕ.



Именно так.

Вообще то слабо представляю как безопасность зависит от уровня моих знаний об образовании волн.
Если идеш и жопа случилась, то либо уходиш на бакштаге в ближайшее укрытие, либо писец. А если писец. то мне пофиг какая это волна будет, аномальная или нет.
поэтому базовых знаний достаточно.
Можно еще, про применение на практике. Вы умеете заклинать волны ;D
По причине моей постоянной забанености, если надо со мной связаться, то: ioklmn@bk.ru