f Волны "убийцы"
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Волны "убийцы"  (Прочитано 29818 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

EMayd

  • Сообщений: 3147
  • Уважуха: +244/-200
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Волны "убийцы"
« : 05 Марта, 2010, 12:44:11 »
Как результат сложения волн различной длины и скорости

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4142
  • Уважуха: +221/-155
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #1 : 05 Марта, 2010, 18:44:50 »
Читал я что-то про это, но вроде явление локальное, известно где-то у Ю.Африки - при сильном течении и каких-то ветровых условиях. То ли как-то волны собираются в один пакет, то ли похоже на сулой но из-за масштабов рейнольдс побольше - но несколько крупных кораблей в тех краях переломились.
Григорий Шмерлинг

EMayd

  • Сообщений: 3147
  • Уважуха: +244/-200
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #2 : 05 Марта, 2010, 20:19:13 »
Это одна из гипотез, как при относительно небольшом волнении могут появляться катастрофические волны.
Разговор зашел об этом после присшестви в Средиземке на прошлой неделе.

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4585
  • Уважуха: +309/-125
  • М554
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #3 : 05 Марта, 2010, 20:33:48 »
А чё было в Средиземке?
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

Лоцман

  • Сообщений: 1419
  • Уважуха: +50/-51
  • Пепелац
  • Тип: Альбатрос
Если ты прав, то я лев!

EMayd

  • Сообщений: 3147
  • Уважуха: +244/-200
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #5 : 05 Марта, 2010, 21:16:39 »
Два человека при этом погибли. Порезало осколками стёкол

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4142
  • Уважуха: +221/-155
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #6 : 05 Марта, 2010, 22:02:04 »
Тут могло обойтись и без специфичных факторов, нарвались на крупную волну на "хвосте" функции распределения.

Цитировать
h3% — высота волн 3% обеспеченности. Применяется в отечественной практике. Означает, что только 3 волны из 100 имеют такую или ещё большую высоту. h3% вдвое больше средней высоты волн.
h1/3 — высота "значительных" волн. Используют зарубежные моряки. Средняя высота самой крупной трети волн. h1/3 ~ 0,75 h3%
Высота наибольшей из 1000 волн (обеспеченность 0,1%) принимается за максимально возможную в данном месте моря при шторме определенной силы; она приблизительно втрое больше средней высоты волн и в 1,4 раза больше h3%.

т.е. при средней выслоте 2,5 м одна из тысячи будет 7,5... а одна из 10000 возможно и все 10.

PS - см.скан
« Последнее редактирование: 05 Марта, 2010, 22:26:43 от ГШ »
Григорий Шмерлинг

CB

  • Сообщений: 1977
  • Уважуха: +73/-23
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #7 : 05 Марта, 2010, 22:36:15 »
Читал я что-то про это, но вроде явление локальное, известно где-то у Ю.Африки
Локальное, но, как выясняется, достаточно распространенное. Аномальные волны обнаруживали и в Северной Атлантике, и в Тихом океане, и даже в Эгейском море(!).
В том же форуме когда-то ссылались на рассказ об одиночном  плавании на яхте  с Балтики на Шпицберген и далее. Впервые увидев аномальные волны, человек их поначалу за острова принял. А потом попал-таки на такую волну, и яхта перелетела через глубокую впадину между гребнями. 
Тут могло обойтись и без специфичных факторов, нарвались на крупную волну на "хвосте" функции распределения.
Вряд ли.  Аномальные волны отличаются крутыми склонами, и здесь, похоже, как раз такой случай - кораблик ее прорезал.

Los-Boobas

  • Сообщений: 596
  • Уважуха: +53/-60
  • Александр Зобенко
  • Название: Путешественник
  • Тип: Sailboat Freedom 21
  • Номер: 234
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #8 : 05 Марта, 2010, 23:36:03 »
В этом посте с форума КиЯ описываются аномальные волны. Кто не читал - рекомендую к прочтению всю ветку форума. Это один из самых впечатляющих морских рассказов (баек?)
http://katera.ru/forum/index.php?showtopic=4046&st=125

8.06.05 2 часа ровно
Усиление ветра до 5 баллов. Юго-запад. Волна до 5 метров.

8.06.05 21 часов ровно
Шторм. Появление волн в виде холмов с обрывающимися гребнями.
Высотой более 10 метров.

Моя вахта. Ветер усиливался весь день, достигнув к вечеру 9 баллов. В течение дня волны росли – постепенно и неотвратимо. Теперь к вечеру, море напоминало какую-то гравюру восемнадцатого века: тесные ряды зеленовато-серых валов с пенными разводами, выстроившихся через равные интервалы, двигались чередой, увенчанные неестественно живописными гребнями пены. На глазах растет высота волн, уже достигнув второй пары краспиц. Шли они с юго-востока, я принимал волну кормой, стараясь не попадать в гребень. Грот убрали заранее, еще на Лехиной вахте. Генуя была почти скручена, только небольшой платочек поддерживал нос для управляемости. Скорость менялась от 5 до 10 узлов, разгоняясь на серфинге. О курсе на это время забыли, т.е. было понятно, что мы с каждым часом удаляемся дальше и дальше от берегов Норвегии. Но в такой ситуации, я опасался подставить под столь разрушительные волны борт. Иногда не удавалось избежать гребня, или он появлялся неожиданно из-за спины, а пару раз, когда я пытался прикурить, заслоняя телом, огонь нескольких спичек (зажигалки в таких условиях не работали) гребень с исполинской мощью наваливался на лодку, и меня как муху смывало с банки и тоннами воды впечатывало в палубу кокпита. В такие моменты кокпит напоминал аквариум с одним живым существом в виде меня. Леха тут же высовывался проверить - я еще здесь или уже смыло.
До этого подобные картинки приходилось видеть только в кино, помните фильм “Идеальный шторм”. У меня складывалось впечатление нереальности происходящего, просто невозможно было поверить, что это происходит с нами в реальной природе, а не на экране. Но надо было бороться за себя и за лодку. А в реальной борьбе, зажав румпель, как-то все эмоции уходили на второй план. Ворочать румпелем становилось все тяжелее, сказывалась возрастающая нагрузка на перо руля, но управлялась лодка хорошо. Она тоже впервые подвергалась таким испытаниям, и в глубине души все время скребло – выдержит ли?
Тем временем ветер крепчал. По воде пошли длинные белые полосы. Ложбины между валами становились все глубже, волны все круче. Картинка разбушевавшейся стихии потрясала воображение. Вой ветра в такелаже напоминал рев реактивного лайнера. Ветер срывал брызги пены с гребней волн и они неслись как пули в горизонтальном полете.
И так, подъем кормой на подветренный склон волны, серфинг по склону вместе с волной - разгон, подъем на вершину волны (увернуться от буруна), провал во впадину - торможение и все начинается сначала. Все время приходится крутить головой, то на нос - удерживать точно на склоне волны, то на корму - не попасть в бурун. Вроде попривык, успокоился, но тут ….
Сквозь пелену дождя и срывающихся брызг, я не поверил своим глазам – остров по левому борту! Не может быть, открытый океан, я помнил карту, ничего подобного быть не должно. Потом этот “остров” вдруг начал перемещаться, пересек линию курса и оказался по правому борту. Потом на курсе возник еще один, явно выше мачты. Когда и он плавно сместился, на левый борт я понял – это интерференция волн. Потом Леха рассказывал, как у него на вахте перед лодкой сошлись два таких “острова”, один с левого борта другой с правого, как он выкрутился? - детали Леха не помнил.
Сдал вахту Лехе – развлекайся. Спустился вниз. Внутри как в бетономешалке. Откуда- то что-то вылетает, падает, разбивается. Отдыхать можно только в гробах. Но настолько наадреналиненый, что сна нет и в помине, лежишь на животе и слушаешь весь этот грохот. Когда волна пролетает под корпусом лодки внутри звук такой – как будто пролетает самолет, никак не мог привыкнуть к этому звуку. Снаружи значительно приятнее. Так и провалялся свои четыре часа, не заснув. Перед самой сменой подполз к камбузу, закрепился, не выпуская из рук чайника, вскипятил воду заварил чай из трех пакетов разломил пополам плитку шоколада, половину съел, половину оставил Лехе. Оделся, нацепил страховочную сбрую, вылез в кокпит и принял вахту.
Волна еще подросла. Увеличилось количество “островов” и скорости их перемещения. Забавно было смотреть, как они двигаются во всех направлениях по волне и против волны, по ветру и против ветра. Фантастика. Появился навык рулежки в шторм, пришел автоматизм, а вместе с ним и какое-то удовольствие оттого, что вступил в смертельную схватку со стихией и в этой схватке можно не только бороться, но и побеждать. Крутишь головой и несешься вперед. Как на горных лыжах. Адреналин через край. И вот когда в очередной раз повернул голову на корму. Увидел такое, от чего уверенность на положительный исход мероприятия поколебалась.
Из-под кормы уходила вода. Она просто отливала. Вот уже транец оказался вывешен, вот половина кокпита уже висит в воздухе. Ослабла нагрузка на руль. Я поднял голову и не поверил своим глазам. За кормой поднималась стена воды, такой высоты, что пришлось задирать голову, чтобы рассмотреть ее вершину. Стена приближалась, у меня точно была уверенность, что ее можно потрогать, стоит только протянуть руку, настолько она была близка и казалась абсолютно вертикальной. Даже анемометр почти перестал крутиться. Вот она подошла к корме и стала медленно поднимать лодку на себя. Когда она стала затягивать лодку, дифферент на нас составил градусов 60, мне пришлось упереться ногой в поперечную переборку кокпита. Но, тем не менее, лодка поднималась все выше и выше на склон волны. И вот когда мы поднялись на три четверти склона, лодка вдруг рванулась вперед. С нарастающей скоростью вниз под углом 60 градусов мы приближались к подошве волны. Подошва приближалась, у меня мелькнула мысль, сейчас мы под этим углом врежемся в подошву волны, уйдем под воду и превратимся в подводную лодку. Но у подошвы скорость лодки замедлилась, дифферент на нос сократился и волна, поднатужившись, опять подняла лодку на свой склон и забросила к себе на спину. На вершине свистел ветер, она была ровная как стол, вся в белесых, пенных разводах, уходя по левому и правому борту за видимый горизонт и шириной в три корпуса лодки. И только я вздохнул с облегчением, как за кормой увидел приближающуюся точно такую же стенку. Между первой и второй расстояние было приблизительно два корпуса, но разделяла их пропасть глубинной метров пятнадцать. А вершина первой стенки уходила из под лодки и я уже мог заглянуть в эту пропасть но ее дна не увидел, глубокая зараза. Вот уже корма зависла над ней. Тут сразу понял, стоит свалиться в эту пропасть, вторя, стенка тут же прихлопнет лодку. Но ничего не сделать, вершина первой стенки уходит. Лодка должна кормой вперед свалиться в пропасть. И вторая стенка догоняет первую, и они смыкаются под корпусом лодки. В кокой-то момент нос лодки находился на вершине первой стенки, а корма опиралась на вторую. Все, я съезжаю по наветренному склону второй стенки кормой вниз. А стена уже состоящая из двух волн так и пошла вперед, заслонив собой весь горизонт. Во, как бывает. Сдал вахту и постарался уснуть. Провалялся часа два - никак. В шторме мы уже находились сутки.
Во время Лехиной вахты ветер подскис и он решил развернуть геную, хотя непонятно было, зачем потому как этим курсом вместе со штормом мы удалялись от берегов Норвегии, и скорость была просто не нужна. Леха больше гоньщик, чем походник и иногда его гоночные инстинкты преобладали над чувством здравого смысла. Тем более, что высота волн сохранялась и когда волна на подходе прикрывала ветер, генуя обвисала, но на вершине волны ветер с динамическим ударом ее резко наполнял, так что внутри лодки казалось, что еще такой удар и оторвет штаг. Пришлось мне вылезти и призвать Леху к порядку, т.е. сократить площадь генуи до минимума, на грани потери управляемости и всяческие эксперименты с парусами прекратить.
Включил компьютер для определения места. Оказалось, от берегов Норвегии нас отделяло уже 150 миль, по прямой. Надо было принимать какое-то решение. Когда я вылез на свою вахту, волны были уже метров шесть и не такие злые, дуло 17 метров в секунду. И я решил развернуть лодку лагом к волне, взять курс 90 и попытаться пробиваться к норвежскому берегу. Сначала опасался, как лодка будет принимать волну бортом, но за счет своих круглых шпангоутов она легко всходила лагом на шестиметровую волну, и немного качнувшись в противоположную сторону, опять вставала на ровный киль. Про себя я рассыпался благодарностями в ее адрес. Главное было недопустить тяжелых ударов в борт гребня волны, для этого необходимо все время иметь управляемость, для чего поддерживать скорость. Под голым такелажем с немного раскрученной генуей скорость 5 узлов, лодка нормально управлялась, позволяла маневрировать и избегать столкновений с многотонными гребнями. Я рад был, что теперь мы приближаемся к берегу, а не удаляемся от него. Так прошла моя вахта. На Лехиной ветер скис до 10 метров и управляемость упала, Леха несколько раз принял тяжелые удары гребней в борт, из-за чего мне опять пришлось выползать и вмешиваться в процесс управления. Я сказал тогда Лехе: “ Еще пара таких ударов в борт и мы пойдем ко дну, но ты утонешь, первый потому как ты привязан к лодке. Я тоже утону, но вторым, еще смогу вволю поплавать. Спасательный плот мы просто не успеем развернуть”. Леха посетовал, на то что я ему запретил разворачивать геную, а без нее лодка не управляется. Пришлось объяснить что значительно безопаснее, находясь лагом к волне, иметь небольшой платок от генуи, чтобы нагрузить нос и не бояться шквалов, а для управляемости запустить дизель на малые обороты. Почему-то для гонщика команда на запуск дизеля звучит как личное оскорбление. Пока Леха пытался спорить со мной, в борт ударил еще один гребень, после чего дизель был запущен. Лодка получила управляемость и через некоторое время, Леха сказал мне, что это хорошая система – немного генуи и дизель на малых оборотах. Надо было спорить?
Несколько раз гребни наваливались на корму, и Леха плавал в нашем аквариуме.
Так мы спокойно и без суеты продвигались к берегам солнечной Норвегии.
На моей вахте, взлетев в очередной раз на вершину волны, вдалеке заметил ярко освещенные нефтяные буровые платформы. А, проваливаясь между волнами, они исчезали из вида. Подумал, еще не хватало врезаться в платформу. Но все обошлось. Вдруг, ни с того ни с сего, ожил аварийный буй КОСПАС-ИНМАРСАТ. Он начал мигать красным, зеленым огнем включил, проблесковую сигнализацию, в общем стал демонстрировать свои неограниченные возможности. Этого нам еще не хватало. Кричу Лехе – “Аварийный буй сработал, хватай его, а то нас щас спасут”. Пока Леха выползал, буй продолжал проявлять активность и так помигает, и этак. Красиво. Он у нас висит на переборке в кают-компании, так что мне его видно, но румпель не бросишь. Леха снял его с переборки, чека цела, положил горизонтально – перестал мигать. Видно укачало парня, а может, действительно почувствовал - пора спасать.
Моя вахта. Утренняя. Вылез в кокпит, как всегда обратился к иконе Святого Николая Чудотворца, осенил себя крестным знаменем и тут….
На небе по левому борту в тяжелых низких тучах открылось окно и засветило солнце. Это продолжалось не более трех минут, а когда тучи сомкнулись, на горизонте увидел маяк Тронхейма. Бог нас хранил и вел.
Ветер повернул к западу и пошли шквалы с периодом в полчаса. Скорость ветра нарастала, достигая 24-26 метров в секунду. И опять стала подниматься волна.
Я сдал вахту, спустился вниз, перенес подушку с одеялом на подветренный борт, положил на подушку компьютер, включил и стал искать варианты подхода к берегу и укрытия. Береговая линия вся изрезана фиордами, кругом скалы, подводные камни, но глубины хорошие. Выбрал наиболее приемлемый заход (широкий, глубокий фиорд) и нашел в нем закрытую гавань с аванпортом и обставленным подходом к ней. Но, до нее надо было немного подняться на север. А погодные условия все ухудшались. Шквалы шли один за другим, пошел дождь, береговую линию затянуло туманом. Леха за румпелем не видел ничего.
Я включил радар, на нем береговая линия почти соответствовала карте. На компьютере значок указывал наше фактическое положение, я прикидывал курсы, брал пеленги, контролировал дистанцию и давал указания Лехе. Он видел перед собой только высокие горы в тумане – больше ничего. Я же на приборах видел все. Знал, что этим курсом надо пройти такую то дистанцию, при текущей скорости компьютер выдавал время прибытия в точку поворота на новый курс, через указанное время по прибытии в точку, выдавал Лехе новый курс и контролировал прибытие в следующую точку поворота. К этому времени Леха уже весь промок под дождем, продрог на шквальном ветру, и живого места на нем не оставалось. Но мы неумолимо приближались ко входу в фиорд. Основная Лехина задача была – держать по компасу точный курс, на сонаре следить за глубинами и рельефом дна, и в случае чего – громко кричать.
В конечном итоге мы вошли в фиорд зашли в бухту и миновав аванпорт оказались в закрытой гавани. Разгулявшийся не на шутку ветер даже здесь создавал волну и швартовка была скомкана. Хотя, какие мы швартовщики, после почти трехсуточного шторма. Промокшие, продрогшие на негнущихся ногах.
Гавань Seter Brygge, поселок Saetervik.

10.06.05. 12 час. 30 мин.
Ошвартовались в гавани Сэтер Бригг
64N23,65 10E28,93
ЛАГ 1725 NM
С уважением, Александр.

Яковлев Юра

  • Сообщений: 94
  • Уважуха: +22/-3
  • Название: Торнадо
  • Тип: Катамаран надувной
  • Номер: СП 37
Re: Волны "убийцы"
« Ответ #9 : 06 Марта, 2010, 00:25:32 »
На Баренцевом море у меня была встреча с одиночной волной. Море было спокойное(ветер 3-5 м/с, волна не более метра), шли в бакштаг. Вдруг нос ката начал задираться. Всё выше и выше, чуствую - сейчас кильнёмся через корму, и добежать до носа уже не успеть.Последняя мысль - как сушить пассажиров пока не замёрзли.И тут носы ушли в низ. Дальше не помню, но Юля рассказывает ,что вдруг вода куда-то исчезла и мы долго-долго скользили вниз. А всего-то между островами на мелководье встретилились два встречных течения и прилив.