f Парус "стриж" 10 кв м
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Парус "стриж" 10 кв м  (Прочитано 51335 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Mutant

  • Сообщений: 1349
  • Уважуха: +69/-27
  • Тип: Витамин, Дак13, Волк
  • Номер: Е6-Е8, Е14
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #90 : 20 Марта, 2010, 12:42:59 »
Спасибо, Валерий Михайлович! Есть над чем подумать...

Сергей М414

  • Сообщений: 1422
  • Уважуха: +143/-74
  • Вечный странник
  • Название: VITA
  • Тип: Катамаран
  • Номер: М 414
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #91 : 20 Марта, 2010, 14:57:55 »
 Благодарю за статью, Валерий Михайлович! На следующий сезон появится целая флотилия Стрижей :o и бермудчанам придётся переходить на жёсткое крыло с щелями и ломаным профилем как у ВМV-orakul на Кубке Америки! ;D
Бережёного Бог бережёт!

Просто ТУРИСТ

  • Сообщений: 3417
  • Уважуха: +165/-222
  • Название: АТАКА
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #92 : 20 Марта, 2010, 15:16:32 »
Бермудчане это жители Бермудских островов????Сами вы стрижане. ;D ;D ;D
Клятвы данные в штормовую погоду,очень быстро забываются в тихую.Погоду и Родину, не выбирают.

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #93 : 20 Марта, 2010, 16:07:28 »
В меру имеющегося у меня практического опыта постараюсь ответить на некоторые вопросы.
Валерий Михайлович искренне рад Вашему появлению на этом форуме т.к. этот самый опыт - это то золото, которое намывают крупицами. Был бы особенно благодарен за более подробный рассказ о аэроригах упомянутых Вами во вкладке.
Глядя на рисунки стрижа увидел много общего у гоночного стрижа и крыла Юры Яковлева стоящего на Перчике (см.фото) - и в связи с имеющимся уже некоторым опытом его эксплуатации хотелось бы заметить несколько серьезных недостатков (дабы их избегали).
- во первых ЦТ паруса из за задранного уишбона получается высоко (уишбон тяжелый на большой парус) и в результате в слабый ветер парус начинает болтать (ветра не хватает отжимать парус и он под весом уишбона ходит как хочет) приходиться постоянно держать его рукой (выдавливая под ветер преодолевая вес конструкции).
- регулировка паруса с высоким уишбоном затруднена (особенно если парус с латами) и получается практически однорежимный парус, причем на сильный ветер (6-8 м\с) вот там его аэродинамика на высоте. Но при этом начинает уже играть высокий ЦП гоночного стрижа и даже откренивая все одно инстинктивно слегка сбрасываешь ветер - в результате выигрыш формы теряется из за высокого ЦП - теоретически, можно "побороть инстинкт" вывеситься в трапеции и додавить парус но любая ошибка на легком гоночном катамаране (при 6-8 м\с) скорее всего будет оверкильной.

Я не ратую против гоночного стрижа на высокой мачте - мне хотелось обратить внимание на некоторые неудобства эксплуатации :)
Кстати - делая в ГОНОЧНОМ стриже латы, проходящие сквозь карман и упирающиеся в мачту - ОСОБО обратите внимание на эргономику этого узла. Собирая Юрино крыло я тратил чуть ли не полчаса втыкая латы и попадая (вслепую) ими в фиксаторы на мачте - а если еще учесть что ленты фиксации (для натяжки) были обрезаны под самый замок (для улучшения аэродинамики, чтоб длинные концы по задней шкаторине не болтались) то натягивалось все это с матами и поминанием Юры всуе :)

Сергей М414

  • Сообщений: 1422
  • Уважуха: +143/-74
  • Вечный странник
  • Название: VITA
  • Тип: Катамаран
  • Номер: М 414
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #94 : 20 Марта, 2010, 18:08:42 »
"натягивалось все это с матами и поминанием Юры всуе"
 Потому что это не Стриж, а Стрижанутый! Внимательно читайте В.М. и не приписывайте ему своих "подвигов". Ну всё уже разжёвано Мастером! И про высокий ТЦ- он рассмотрел все варианты для ГОНОК и привёл пример достижения компромисса между максимальной тягой и реальными возможностями откренивания экипажем. И управляемость пузом паруса одна и та же-простая и удобная, потому что Стриж как схема не меняется! И гик не болтается, потому что парус-флюгер с регулируемым пузом до НУЛЯ! И латы КОРОТКИЕ!!!!!!!
Бережёного Бог бережёт!

ВРан

  • Сообщений: 1817
  • Уважуха: +170/-141
  • М625 "Негордый"
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #95 : 20 Марта, 2010, 19:03:04 »
Появления гранда разборно-надувного судостроения нельзя не приветствовать, тем более с новыми творческими планами и прежними наработками. Валерий Михайлович, мое почтение как давнего Вашего читателя и почитателя Вашего таланта!
Сергей М414 , вы сначала прочитайте, что пишут люди, сталкивавшиеся с проблемами, с которыми и вам придется столкнуться, если вы, конечно, не передумаете делать большой стриж. А думать тут вполне есть над чем, и kun вполне резонно пытался предостеречь от повторения ошибок.В частности, уишбон на середине мачты - где точка крепления гика-шкотов?  На палубе, внизу? А теперь представьте, к чему приведут нагрузки, неизбежные при выбирании шкотов втугую. И предлагаемый для 10 квадратов диаметр мачты 90-100 мм - против 60-70 мм поперечного сечения на мачтах с доп и ромбовантами - так ли заметен будет выигрыш от обтекаемого кармана?  Плюс неизбежный прогиб мачты с топовыми вантами под ветер при сильных ветрах, компенсируется ли еще и этот эффект положительными свойствами? Тут долго и внимательно смотреть и думать надо. Не знаю, как вам, а мне - точно.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыкальный ;) канал на ютуб

Сергей М414

  • Сообщений: 1422
  • Уважуха: +143/-74
  • Вечный странник
  • Название: VITA
  • Тип: Катамаран
  • Номер: М 414
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #96 : 20 Марта, 2010, 19:33:33 »
 Уважаемый ВРан, мне не надо ничего думать "а что будет"-я под этим парусом ходил. Мачта Ф90-тогда не нашлось Ф85. Шкоты как у всех, а усилие существенно ниже-парус-флюгер и гнуть мачту не надо, да и не гнётся она даже при топовых вантах, а уж с ромбовантами и подавно. Но чтобы Вас успокоить открою секрет: у меня будет Стриж-автомат с антикрылом, элероном или как ещё его там. Гика-шкота не будет в принципе, только тросик настройки элерона и грота-шкот -регулировка пуза. Гнуть мачту нечем (кроме ветра). Думаю лобовое сопротивление мачты Ф90х7м всё же меньше ,чем у нижней трети бермуды, работающей тормозом на лавировке. Высоту ЦП  и гика соответственно буду делать с учётом своих возможностей по открениванию.
Бережёного Бог бережёт!

Валерий Перегудов

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +21/-2
  • Тип: Разные
  • Номер: М20
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #97 : 21 Марта, 2010, 03:06:15 »
Уважаемый Kun! 
Сергей М414  прав. Сквозные латы – это совсем из другой оперы. «Стрижу» они просто не нужны и противопоказаны. Не ставьте их – и не будет проблем. А парус будет стоять хорошо и регулироваться на все ветра, как положено.
Не нужны «Стрижам» и большие горбы по задним шкаторинам. Двух рейков вверху и внизу вполне достаточно. Если хотите изящества, то загибайте назад верхушку мачты по типу крыльев хорошо планирующих птиц. (При сильно загнутой назад верхушке мачты возникает ряд нюансов, но они решаемы).

Вы правы в том, что большой и высокий парус имеет более высокий ЦТ и большой опрокидывающий момент. Приводите в соответствие остойчивость своей лодки и кренящий момент Вашего паруса. Методы известны.
При подсчёте восстанавливающего момента своего судна учитывайте способности экипажа по его открениванию, акробатические навыки. В походных условиях, чтобы гарантировано не кильнуться, используйте «слабые» и «сигнальные звенья» (книга, стр.114)

Чтобы в слабый ветер парус с «тяжёлым гиком» не стремился под собственным весом встать в ДП лодки – ставьте мачту вертикально или с небольшим наклоном в нос. В этом случае парус под собственным весом будет разворачиваться поперёк лодки. (А увеличивающий при этом решении уваливающий момент компенсируйте переносом шверта немного в нос)

Уважаемый  ВРан.   Вы правы – чем выше расположен гик, тем больше вертикальная составляющая тяги гика-шкота. Но вопрос решаемый. (Вспомните «брасы» и «эренс-бакштаги» прямых и гафельных парусов, там задачи были ещё сложней, но их решали).
Топенант «Стрижа» легко компенсирует вертикальную составляющую натяжения гика-шкота, и форма паруса не искажается. Для уменьшения нагрузки на шкот и простоты постановки паруса в ДП большинство блоков тали гика-шкота надо располагать в самой кормовой части судна – практически у втулки баллера руля на «хребтовой» балке (фотографии см. в книге), а последняя ветвь тали ведётся к руке рулевого (к стопору). И не было проблем на 10-метровом «Стриже».
«…И предлагаемый для 10 квадратов диаметр мачты 90-100 мм - против 60-70 мм поперечного сечения на мачтах с доп и ромбовантами - так ли заметен будет выигрыш от обтекаемого кармана?  Плюс неизбежный прогиб мачты с топовыми вантами под ветер при сильных ветрах, компенсируется ли еще и этот эффект положительными свойствами?»
По-моему, Вы себя просто запугиваете.
Всё в мире относительно. Увеличение диаметра мачты на 20мм требует лишь увеличения ширины кармана-обтекателя примерно на 100мм.
Диаметр мачты на «походном» «Стриже» без ромбовант был 90мм – я его указал в ответе #92. Прогиб мачты при рабочих нагрузках (12м\сек) в пределах расчётного и никаких позывов к переламываю.
«Гоночный Стриж» с высокой мачтой я сам в том же ответе предложил делать с ромбовантами.
Если Вы хотите сделать мачту из 50-тки, высокую и с мачтовым карманом, то подкрепляйте её целой системой ромбовант и краспиц по методу И.Горячего, о чём я и говорил в том же ответе. (Рис. 9-17 в книге).
 

Уважаемый Kun!  На фотографии показан «Перчик» с вертикальной «двухстволкой». Очень интересно узнать скоростные характеристики таких поплавков. В своё время Андрей Викторович Буханов носился с идеей, что из-за очень малой осадки поплавков наших катамаранов и других факторов они не подчиняются известным «теориям судна» и законы Фруда для них не писаны. По его мнению нужна Новая теория.
Из-за своей лености А.Буханов новую теорию так и не создал. Может кто сейчас возмётся?

По аэроригу. В своё время мы собирались в Центральном КТ, это когда нас с Рабочей улицы уже выгнали, а Преображенки ещё не было, так там на стене висел плакат с агитацией за аэрориг. На Парусном Берегу они тоже были. Но как-то тихо пришли и тихо ушли. Вопрос по аэроригам непростой, в нём надо внимательно разбираться, со всех сторон, и правильно, что он вынесен в отдельную тему. Своего мнения по аэроригу у меня пока нет.

Eugene

  • Сообщений: 19
  • Уважуха: +7/-7
  • Название: Клёвый
  • Тип: Альбатрос
  • Номер: Пока нет
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #98 : 06 Апреля, 2010, 05:30:12 »
Уважаемый Валерий,
Правильно ли я Вас понял - если установить "Стриж" на наклонной мачте, это уже будет не "Стриж"?
Мысль в том, чтобы за счет наклона мачты, степс можно было бы сдвинуть к носу, не меняя центровки. Кроме того, упростилась бы конструкция "пирамиды"

С уважением
Случайность - внезапно наступившая неизбежность

Валерий Перегудов

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +21/-2
  • Тип: Разные
  • Номер: М20
Re: Парус "стриж" 10 кв м
« Ответ #99 : 06 Апреля, 2010, 23:20:33 »
"...если установить "Стриж" на наклонной мачте, это уже будет не "Стриж"?"
     Уважаемый Euqene! Я этого не знаю.
     Идеология паруса "Стриж" никак не связана с наклоном мачты. С другой стороны, если наклонять мачту вплоть до горизонтального положения, то "Стриж" выродится в обычное крыло дельтаплана. Для парусов с умеренным наклоном мачты - 30-60гр. можно придумать своё специальное название. Это Ваше право как автора.
     При этом надо помнить о свойстве всех косых парусов с наклонной ось вращения (мачтами, штаг-пирсами, подветренной ветвью "Л"-образных мачт и др.) - в слабый ветер под собственным весом они стремятся встать в ДП яхты. Шкотовые углы таких парусов приходится выносить ПОД ветер с помощью отпорных крюков или дополнительных снастей.
     Желаю успехов.