f Построение простого гандикапа
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Построение простого гандикапа  (Прочитано 8709 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

ЗАК

  • Сообщений: 3441
  • Уважуха: +342/-129
  • Андрей Зворыкин М54
Построение простого гандикапа
« : 16 Января, 2010, 06:12:47 »
Константин спрашивал, как использовать результаты обработки буксировок для гандикаперства.
Моя попытка схалявить, переложив груз ответа на официальный орган успехом не увенчалась - молчит орган. Так что час моей расплаты настал.

Прежде всего - что я называл "простым гандикапом"? А такой, который сопоставляет каждой лодке единственное и неизменное гандикапное число (балл, рейтинг лодки), которое оценивает ее скоростные качества относительно другой лодки, тоже имеющей свой балл.

Для применения такого гандикапа никаких ограничений на скорость ветра и тип дистанции не вводится. Это может следовать из двух допущений - поляры скоростей всех лодок подобны и к-т подобия постоянен (не зависит от скорости ветра).  Для однокорпусных яхт эти допущения были бы дикими (уж больно конструкции различны), а для т.н. "оптимальных" многокорпусников, видимо,  проходят. Но пока отрешимся от вопроса о том, насколько "проходят".   

Из двух известных типов гандикапов указанного свойства рассмотрим "измерительный" гандикап, вычисляющий балл, как функцию обмера. Рассмотрим, как он может быть построен на основе формулы гидродинамич. сопротивления, описывающей его как функцию обмера корпуса.

Для стационарного (установившегося, не ускоренного) режима движения запишем уравнение баланса, основанное на незыблемом 3-ем законе Ньютона:
              Тяга = Сопротивление      (по величине).

              Тяга=а * U^2 * A,
              Сопротивление  = V^2 * Cr,

где:  U --скорость ветра , A -- площадь парусов, V -- скорость лодки , Cr -- к-т сопротивления - функция от обмера корпуса,  а -- коэффициент, зависящий от курса к ветру, ... .

Подставив, получим 

              а * U^2 * A = V^2 * Cr,
откуда
              V^2 = a * U^2 * A / Cr.     (1)

Возьмем раз и навсегда "яхту сравнения"  (не важно - существующую в реальности или нет) с конкретными хактеристиками А0 -- площадь парусов, Сr0 -- к-т сопротивления.  V0 -- ея скорость на том же курсе и при том же ветре (знать не надо). Запишем для неё выражение вида (1):
               V0^2 = a * U^2 * A 0/ Cr0.     (2)

Полагая скорости лодок и ветра отличными от нуля, поделим (1) на (2) и получим

               V^2/V0^2 = (Cr0/A0) * (A/Cr).             

Обозначим  R^2  =  V^2/V0^2, тогда

                R^2 = (Cr0/A0) * (A/Cr),
                R= SQRT (Cr0/A0)  * SQRT(A/Cr).          (3)

Поскоьку A0 и Cr0 известные и взятые раз и навсегда величины, заменим выражение SQRT(Cr0/A0) константой с:  с=SQRT(Cr0/A0) и вычислим её навсегда.
Выражение (3) примет вид

                  R= с  * SQRT(A/Cr).          (4)

Это и есть гандикапная формула. Рейтинг R показывает, во сколько раз скорость лодки с характеристиками А и Cr больше, чем скорость лодки сравнения, идущей тем же курсом при том же ветре. Иначе говоря, R - это скорость, но не в узлах или метрах в секунду, а в скоростях яхты сравнения. 

Рейтинг (балл) яхты сравнения тождественно равен 1. Поэтому мне кажется, что в качестве яхты сравнения удобней всего брать известный и наиболее широко распространенный гоночный лодк.  У нас единственным состоявшимся почти монотипом является тринашка верфи Успенских. Эта лодка всем известна и выражение типа "у Иванова балл 0.9" будет нести информацию, а именно - лодка Иванова в 0.9 раза быстрее тринашки от ВУ.  Если же яхтой сравнения является невесть что, приведенная фраза ни о чем не говорит.  Но если не брать в расчет этого удобства, то (масштабный) к-т "с" можно брать любым, лишь бы он был фиксирован.
--------

Выведем, для примера, гандикап Келсела-Шаттлворта (первый вариант MOCRA).
Там была использована модель сопротивления

              Сопр = k*W*Fr^2 = k*W*V^2 /L/g.

В этом случае Cr=Cопр/V^2 = (k/g)  *  (W/L).  Подставив в (4) получим

               R=   SQRT(g/k) * SQRT(A*L/W).

Обозначив кв. корень из отношения констант SQRT(g/k)=p, а к-т "с" в (4) положив единичным (а какая разница?) и опустив, окончательно получим

                 R=  р * SQRT(A*L/W)  =   р * A^0.5  * L^0.5  /  W^0.5,

Что полностью соответствует старой формуле MOCRA. Эта формула страдала сильным формообразованием из-за слишком грубой модели сопротивления и была впоследствии преобразована. Но она послужила родоначальницей семейства современных гандикапных формул, отличающихся только показателями степеней. Формулой такого вида прекрасно аппроксимируется и IOMR, хотя он основан на гораздо более сложной формуле сопротивления.

Как я уже писавши рядом, для надувных формулы такого вида не представляются удачными, поскольку зависимость от длины монотонная, какой там показатель не поставь. Поэтому попробуем для построения гандикапа использовать модель сопротивления, полученную для надувных корпусов.

Не слишком ли это нахально - основываться на буксировках только двух катамаранов? А нет. Американе стрили IOMR на тэнктестах вообще одного корпуса (не катамарана и не парусного судна).  Да и мы пока не утверждаем гандикапа, а только пробовать собравшись.

Пробовать буду на Кубке Тарасенко, обмерная инфа была предоставлена Бортмехаником. Ранее по этой регате я уже сравнивал SCHRS и Texel Rating. Так что заключайте пари - объегорим мы по формальным критериям сравнения ихнюю мать или наоборот.
« Последнее редактирование: 16 Января, 2010, 23:38:41 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Константин-М99

  • Сообщений: 307
  • Уважуха: +16/-19
  • Название: Феникс
  • Тип: Кат.13 м2
  • Номер: М-99
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #1 : 17 Января, 2010, 20:30:30 »
[quote .....основанное на незыблемом 3-ем законе Ньютона:
              Тяга = Сопротивление      (по величине).

              Тяга=а * U^2 * A,
              Сопротивление  = V^2 * Cr,

где:  U --скорость ветра , A -- площадь парусов, V -- скорость лодки , Cr -- к-т сопротивления - функция от обмера корпусf
                  R= с  * SQRT(A/Cr).          (4)

Это и есть гандикапная формула.  Да и мы пока не утверждаем гандикапа, а только пробовать собравшись.

Пробовать буду на Кубке Тарасенко, обмерная инфа была предоставлена Бортмехаником.
[/quote]

 Андрей , а без Ньютона можно какнибуть ? Ну не знаю я какой коэф. сопротивления у Феникса, Экстрима...
На берегу можно узнать парусность и вес лодки с экипажем. Парусность данной лодки, какправило, постоянна,
общий вес, как правило, зависит от экипажа.

К примеру возьмем лодку с парусностью 10квм, общий вес 220 кг - гандикап этой лодки установим - 1,00
                        и  лодку с парусностью - 13 квм,  общий вес 270кг - вопрос: какой будет у неё гандикап
относительно первой лодки?
Покажите свою лодку и я увижу кто Вы.

ЗАК

  • Сообщений: 3441
  • Уважуха: +342/-129
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #2 : 18 Января, 2010, 00:20:14 »
>>Ну не знаю я какой коэф. сопротивления у Феникса, Экстрима...<<

В точности никто этого не знает. Но это определяется по формуле сопротивления, положенной в основу гандикапа.  Для вывода этой чертовой формулы я и потел в соседней ветке.

А с твоим вопросом о гандикапе без длины - погоди чуток. Такой ганд. можно строить различно, в зависимости от твоих (тёмных) целей.  Но сперва надо проверить то, что получили в полном виде, с учетом длины.
-----

Тест на данных маршрутной гонки на КТ-07.  Эту гонку я люблю за 17 участников на очень разных лодках, прошедших по единой дистанции.  Хотя официальный зачет проводился в уровневых классах, ничто не мешает объединению в общий зачет. Вот и проведем на этих данных соревнование гандикапов.

Гандикапы - участники:
1. SCHRS  в виде IOMR
2. Тexel Rating (TR)
3. Marr rating (MARR)

Значения баллов по SCHRS взяты из итоговой таблицы регаты. Насколько помню, они вычислялись скорей по IOMR - без поправки за удлинение шверта.  В TR и МАRR эта поправка и не предусмотрена.
Кроме того, при расчете баллов по TR и MARR, я не правил пл. парусов за удлинение - от лени и потому, что не в восторге от формулы этой коррэкции.

Правила соревнований гандикапов такие: для наглядности проводятся три теста - корреляционный, дисперсионный и непараметрическая проверка на вшивость (недохлест - перехлест).

Корреляционный тест: Набор гоночных баллов участников регаты можно рассматривать как прогноз относительной скорости прохождения дистанции 1/ЕТ. Который гандикап даст лучший прогноз относительной скорости, тот и выиграл.  А лучше тот, чей набор баллов гонщиков сильней коррелирует с набором величин 1/et(i).

Возьмем 4 вектора, составленные из:
1.  отн. скоростей 1/et(i);
2.  баллов по SCHRS;
3.  балоов по TR;
4.  баллов по MARR

и вычислим корреляционную матрицу (она симметрична):

            <1>            <2>           <3>           <4>
   <1>       1.        0.429818    0.491856    0.529994
                            [0.0851]     [0.0449]     [0.0286]
   <2>                        1.          0.956812   0.663157
                                               [0.0000]    [0.0037]
   <3>                                           1.        0.648543
                                                                [0.0049]
   <4>                                                            1.     
                 
В квадратных скобках под значениями к-то корреляции стоят достигаемые уровни значимости. Обычно тесты на значимость проводят на уровне 0.05 (5%). Если достигаемый уровень БОЛЬШЕ, оценку корреляции считают не значимой.

Гандикапы в порядке занятых мест: MARR, TR, SCHRS.

Дисперсионный тест.  Дисперсия времени прохождения ЕТ складывается из двух составляющих - дисперсия квалификации участников и дисперсия, обусловленная различием скоростных качеств лодок.  После исправления времени в дисперсии СТ первая составляющая остается полностью, а вторая в той мере, в какой ее недоснял гандикап. У какого дисперсия СТ меньше, тот, значит, лучше снял различие лодок и победил.  Перед вычислением дисперсий все вектора приводятся к одному масштабу нормированием на среднее значение каждого.

Полученные дисперсии нормированных ЕТ и СТ:
ЕТ --             0.0048
СТ SCHRS -- 0.0048
CT TR --        0.0046
CT MARR       0.0036

Места заняты в том же порядке.
В данном случае, в отличии от 2007г, я считал дисперсии без отбраковки. С отбраковкой результаты были не столь печальны для SCHRS.
--

Непараметрическая проверка на вшивость. В столбцах таблицы номера участников гонки в порядке занятых ими мест по ЕТ и трем гандикапным СТ.   Участники пронумерованы в порядке убывания балла по SCHRS.   

Место   №     №       №     №
           ЕТ   SCHR   TR   MARR
===================
  1       1        3       11       5 
  2       3       11        3      11 
  3       5        5       15       1 
  4      10       10      10       3 
  5      11       15      13      10 
  6       2       13       12      15 
  7      15       12        5       9 
  8       9       17       16      12 
  9      13       16        1      13 
 10     12        1       14       7   
 11      4       14       17       2   
 12      7        9         2      14   
 13     16        2        4      16   
 14     14        4        9      17   
 15      8         7        7       4   
 16     17        8        8       6   
 17      6         6        6       8   

На участников №6 и №8 внимание обращать не надо, они провальные. №6, например, была новая необкатанная лодка.

Но в общем, смотрите: по ЕТ лодки старшей (однозначные номера) и младшей (двузначные номера) групп заняли места в разнобой. Быстроходные лодки были догружена пассажирами и, в общем и целом, шли не намного быстрей формальных тихоходов.   SCHRS и TR поместили в верхнюю часть списка (в лидеры) в основном лодки из младшей группы, с низким баллом (с большими порядковыми номерами).  Уж не знаю как и сказать... Смотрите сами.

Который гандикап победил - ясно: MARR. А что это такое? А то, что было сделано на основе формулы к-та общего сопротивления из соседней темы. Потребный для этой формулы неизвестный радиус баллона я тупо посчитал, как L/23. Тестировать этот гандикап с расчетом радиуса исходя из условия оптимальности не пробовал еще.
« Последнее редактирование: 14 Января, 2012, 04:27:29 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3441
  • Уважуха: +342/-129
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #3 : 18 Января, 2010, 04:26:46 »
>>Ну не знаю я какой коэф. сопротивления у Феникса, Экстрима...
На берегу можно узнать парусность и вес лодки с экипажем. Парусность данной лодки, как правило, постоянна, общий вес, как правило, зависит от экипажа.<<

 У меня первый вопрос: какова цель исключения длины из расчета?

- Упрощение обмера?
- Нештрафуемая свобода в выборе оптимальной длины? (иначе говоря - отсутствие скидок   за неоптимальную длину)
- Упрощение гандикапной формулы?

Второй вопрос: каково назначения гандикапа, который ты хочешь получить? Т.е. чего ты от него хочешь?

Если хочешь гандикапить исключительно заточенные под гонки лодки разной парусности и водоизмещения, то простоты гандикапной формулы от неучета длины не получишь. Наоборот.  При этом будут провалены не оптимальные (по длине) лодки, им скидок не будет. Этот гандикап стимулирует опимизацию длины ДЛЯ ГОНОК. Не факт, что такая оптимизация совпадает с туристической или пляжно-картопной. Этот вариант для надувных самый сложный из-за более сложной, чем для жестких, зависимости от длины. А ее придется учитывать, только не измеренную, а расчетную по водоизмещению и не фактическому, а "нормальному".  Фактическое будет плясать от веса экипажа.
А это "нормальное" надо либо знать, либо расчитывать от площади парусов, как я делал в теме про Брюса.  А только с весом лодки (без веса "нормального" экипажа) длина связана у нас слабо. Не, по-моему это хрень собачья. Если не хочешь тормозить прогресса - в открытые классы.

Если хочешь подгандикапливать за вес и паруса в открытых классах МПТК, то это проще всего. И формула упрощается.  Такой гандикап тоже не препятствует поиску оптимальной для гонок длины. Опять же, за неоптимальную длину скидок нет. Но такой гандикап будет "не сквозным", не позволит проводить общий зачет между классами. Последний недостаток можно обойти, но длину придется знать, хоть внутри классов и специально не учитывать, чтобы не тормозить прогресса штрафом за удачную длину.
Конкретней - внутри класса всем ставишь некоторую среднюю для этого класса длину. Между классами разница средних учитывается.  Аналогично можно поступить и с весом пустых лодок. Тогда внутри классов будет гандикапиться только вес экипажа и паруса, а штрафа за легкость лодки (и скидки за тяжесть) не будет. Далее, так же можно и с парусами, тогда скидка внутри классов только за вес экипажа, а скидки за недобор парусов до границы класса не будет. А пусь публика решает, это все просто делается.

Если хочешь более-менее объективно гандикапить не только гоночные лодки, то длину придется учитывать. И диаметр на миделе желательно. И еще повозиться с баллонами с формой, сильно отличной от формы баллонов ВУ.  Для иллюстрации счас найду фотографию, где видна огромная разница длины по ВЛ при близком водоизмещении у баллонов разного типа. К тому же у "бананов" и форма, и полнота ватерлиний совсем другая. А значит - и смочка. И сопротивление формы от распихивания воды круглой пузой может вылезти.

Впрочем, я слегка ошалел. Мож где чего и не то ляпнул. Баиньки!
« Последнее редактирование: 14 Января, 2012, 04:30:59 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Лоцман

  • Сообщений: 1419
  • Уважуха: +50/-51
  • Пепелац
  • Тип: Альбатрос
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #4 : 18 Января, 2010, 22:17:40 »
 не очень понял насчет сопротивления.... СК19 - машина туристическая, ее грузить надо. Крой баллонов с грузом обеспечивает хорошую всхожесть и предохраняет от носового овервиля... В разгуженном же состоянии, лодку довольно легко вывести на глиссирование (неустойчивое, к сожалению для меня) Но если этого достичь, то площадь смачивания уменьшается в 2 раза... Какие тогда применять правила?
Я за свободный класс!!! :)
Если ты прав, то я лев!

ЗАК

  • Сообщений: 3441
  • Уважуха: +342/-129
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #5 : 19 Января, 2010, 02:10:09 »
Да я ничего не говорил про лучше-хуже, а говорил про отличие банана от не_банана. Так что не обижайси за свой банан, не за что. Я его тоже люблю может быть. Имел в виду, что его было бы полезно потаскать в научных целях. Если сибкатчики и ты, в частности, соберешься погандикапится, то прояви(те) инициативу в буксировках и поучаствуйте в гонках.  Тогда и посмотрим, "какие тогда применять правила".
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Лоцман

  • Сообщений: 1419
  • Уважуха: +50/-51
  • Пепелац
  • Тип: Альбатрос
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #6 : 19 Января, 2010, 22:37:09 »
с новой парусней, с удовольствием)))
Если ты прав, то я лев!

ЗАК

  • Сообщений: 3441
  • Уважуха: +342/-129
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #7 : 20 Января, 2010, 04:54:35 »
Вернусь немножко к соревнованию гандикапов.  Были выполнены тесты по В.Алексееву (я даже не стал к ним придираться и устрожать их) и "непараметрическая проверка на вшивость". Вот к ней и вернусь.

Из приводивщейся таблицы ясно, что SCHR и TR коррелируют с занятым местом. Место - это ранг CT. Корреляция баллов с местами - отражение корреляции баллов с СТ. Интуитивно ясно, что баллы хорошего гандикапа с СТ коррелировать не должны. Посему CORR(R,CT) - показатель качества гандикапа, чем меньше по величине к-т корреляции, тем лучше.  Если он заметен и положителен - имеет место перехлест гандикапа, ...
Более правильно рассматривать не CORR(R,CT) и даже не CORR(R,1/CT) а CORR(Ln(R),ln(CT)).

Модель ЕТ:   ЕТ=с/(Rt*Q), где Rt -- истинный (и неизвестный) гоночный балл, Q -- рейтинг (квалификация) экипажа, случайная величина с т.з. данного анализа. Прологарифмировав получим

                    ln(ET)=ln(c) - ln(Rt) - ln(Q)               (5).

Исправленное время получаем как СТ=R*ET,  ln(CT)=ln(R)+ln(ET). Подставив выражение логарифма ЕТ из (5), получим

                    ln(CT) = ln(R) - ln(Rt) - ln(Q)            (6)

Если проверяемый гандикап идеален, то его баллы R равны истинным --  R=Rt и ln(R)=ln(Rt).  Тогда в (6) они взаимно уничтожатся и (6) приобретет вид ln(CT)=c1-ln(Q),  c1=ln(c) -- константа. Константа на корреляцию не влияет и

                             CORR(ln(CT),ln(R)) = CORR(-ln(Q),ln(R)).

Но ln(Q) - случайная величина, никак не связанная с ln(R) и к-т корреляции - ноль. Теоретический, на конечных выборках он, ессно, в точности нулем не будет. Итак, для хорошего гандикапа следует ожидать не значимой оценки к-та корреляции  CORR(ln(CT),ln(R)). Чем гандикап хуже, тем оценка корреляции будет по величине больше и значимей. Однако приблизиться по велечине к 1 не сможет, если квалификация участников имеет разброс (в подробности не полезу). Поскольку к-т коореляции по выборке - статистика, отягощенная случайной ошибкой, ей сопоставляется достигаемый уровень значимости.

Для гандикапов получены следующие  CORR(ln(CT),ln(R)) и достигаемые уровни значимости [Альфа]:
SCHRS   0.37  [0.14]
TR         0.39  [0.12]
MARR    -0.02  [0.90].

Вероятность того, что 0-гипотеза верна (истинная корреляция 0, гандикап хорош) составляет для SCHRS 14%,  для TR -- 12%, для MARR -- 90%.  Иначе говоря, первые два ни к черту не годятся (перехлест - корр. положительна), последний - вполне ничего себе выглядит.
               
« Последнее редактирование: 20 Января, 2010, 05:03:54 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3441
  • Уважуха: +342/-129
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #8 : 20 Января, 2010, 06:02:46 »
>>К примеру возьмем лодку с парусностью 10квм, общий вес 220 кг - гандикап этой лодки установим - 1,00 и  лодку с парусностью - 13 квм,  общий вес 270кг - вопрос: какой будет у неё гандикап
относительно первой лодки?<< [Константин]

Это вопрос по двухфакторному (без длины) гандикапу. Получим его, все для этого есть. Назовем MARR2 (2- число факторов).  Это гандикап для работы в классах. Неучет длины можно оправдать двумя причинами:
- в классах можно ожидать близости по длине;
- практически длина надувных катамаранов у нас близка к оптимальной (см. соседнюю тему) в смысле минимума сопротивления, а вблизи минимума сопротивление меняется от длины незначительно (два года назад уже об этом писано).
Последний довод дал мне основание протестировать не только в классах.

Итак, попросту убираем фактор длины. А в нем ведь была вся сложность. От W (водоизмещения) сопротивление зависит монотонно и можно воспользоваться простой эмпирической зависимостью, такого же вида как во всех (кроме IOMR-SCHRS) гандикапах для жестких. Зависимость эта была подогнана по буксировкам в соседней теме -- Cr~W^0.5.
Эта "парабола на боку" хоть и не имеет строгого физич. смысла, но кривая по форме очень схожа с осмысленной.  Воспользовавшись формулой (4) из первого поста в данной теме, получим формулу гоночного балла:

                         R(MARR2) = c * A^0.5 / W^0.25.

Хотя этот гандикап предназначался для работы в классах, он недурно показал себя при проверке по маршрутке КТ-07 и без разделения на классы.  Жесткие гандикапы он обошел по всем трем тестам, а своего собрата - по первым двум, проиграв в третьем (Соrr=0.14, Альфа=0.6,  см. конец предыдущего поста).

Костя, на твой вопрос имею доложить:

     А         W           R
================
     10      220        1.00
     13      270        1.08

Этот простой гандикап (показатели степеней) очень способно постепенно корректировать по результатам гонок. Например, если их "отпустить" и подогнать по маршрутке КТ-07, получим
R=c*A^0.4/W^0.2.  Но доверительные интервалы оценок включают исходные значения и я ничего менять не стал, данных все-таки мало и применялся гандюк не по назначению (не в классах).
« Последнее редактирование: 21 Января, 2010, 04:16:13 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Построение простого гандикапа
« Ответ #9 : 27 Января, 2010, 16:43:17 »
С большим интересом
слежу за процессом :)
но есть непонятки
прошу пояснятки :)

Понятно, что все гандикапы штука условная. Но я прикладываю гандикап на одну лодку, которая загружена по разному т.е. все характерисники геометрии и тяги паруса примем константами и начнем нагружать лодку весом - свел все в таблицу с диапазоном изменения веса от 30 кг (это лажа конечно, просто для красного словца) до 250 кг.
см. картинку
Получаем кривульку (синюю) гандикапного прироста скорости к эталонной лодке (коэффициенты мне были не важны - важна было только форма кривой)
Далее по формуле mV^2/2 проводим еще одно исследование, как меняется скорость лодки при ее постепенной загрузке в том же весовом диапазоне (тяга паруса константа) - получаем кривульку (красную).
Теперь сравниваем две кривульки по ФОРМЕ (на абсолютные значения не смотрим) и видим, что при тяжелых лодках где то как то похоже - а вот при облегчении лодки - расхождения Значительные. Есть подозрение, что лодки легче 150 кг. будут как то некорректно гандикапиться. Если это будет так, то создавать легкие лодки будет бессмысленно для гонок.
Просю комментария