f Замок фала на топе мачты
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Замок фала на топе мачты  (Прочитано 33177 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-170
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: Стопор фала на топе маты.
« Ответ #20 : 26 Марта, 2010, 00:37:50 »
На шкив верхнего блока действует, как я понимаю, удвоенная сила. Но какова её, Константин, абсолютная величина? И на что она влияет на фоне других сил, действующих на мачту? Сдаётся мне, что наплевать и забыть. Как у тебя ставится грот? У меня фал (дайнема - не кевлар!) практически без усилия поднимает грот. Затем оттяжкой галсового угла (в 2 лопаря) рукой без особого усилия набивается передняя шкаторина. Ну какое там усилие? Точно не больше, чем та, что я прикладываю набивая штаг (минимум килограммов 15-20 на ходовом конце через 2 двойных блока). Надо бы ради спортивного интереса динамометр где-нибудь раздобыть - прикинуть не по ощущениям, а более или менее объективно.
Сергей Мягков

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3311
  • Уважуха: +113/-68
  • Тип: пешеход
Re: Стопор фала на топе маты.
« Ответ #21 : 26 Марта, 2010, 01:13:08 »
Небольшая иллюстрация нагрузки на топ для разных вариантов.
Что касается абсолютной величины, то, как я понимаю, у надувных катамаранов гнуть мачту оттяжкой Каннигхема не принято и нагрузки на фал не особо велики. Так что нет смысла замком на топе заморачиваться.

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4586
  • Уважуха: +285/-120
  • М554
Re: Стопор фала на топе маты.
« Ответ #22 : 26 Марта, 2010, 01:53:12 »
Чёта мне непонятно, откуда удвоение усилия на мачту. Имхо, если потребное усилие на передней шкаторине N кг, то фал куда не тяни, хоть вниз, хоть на крючёк вешай, всё равно сила противодействия этим N кг будет те же N кг.
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3311
  • Уважуха: +113/-68
  • Тип: пешеход
Re: Стопор фала на топе маты.
« Ответ #23 : 26 Марта, 2010, 10:12:46 »
Чёта мне непонятно, откуда удвоение усилия на мачту.
Картинку мою посмотри. А лучше представь, что на топе мачты _подвижный_ блок, который ты за фал тянешь. Он, как и положено даст двойной выигрыш в усилии. Тянешь фал с силой F, блок вдавливается в мачту с силой в 2F

Евгений

  • Сообщений: 4298
  • Уважуха: +178/-71
Re: фаловый замок на топе
« Ответ #24 : 26 Марта, 2010, 13:59:05 »
Эта нагрузка критична в случае стакселя или если мачта проходит в кармане паруса.
В случае внутренней проводки фала и ликпаза это не волнует.

Евгений, картинка справедлива для конца хлыста выше крепления вант - там 2х. А ниже основная сжимающая нагрузка-то от вант и доля вносимая тягой фала куда поменьше будет......

разрешите не согласиться. Пока не трогаем нагрузку от вант, ромбовант. Рассматриваем только нагрузку от фала. При любой силе получается действие (нагрузка), когда она приложена к объкту. То есть к точкам опоры. У фала точки опоры три - фаловый блок, через ликтрос галсовый крюк и утка (стопор) крепления фала или руки тянущего за фал. Вот между этими точками и давит фал на мачту, вернее сжимает. Чем с большей силой (f1) тянем фал с такой же силой отвечает сила f2 (реакция) и в результате их действия появляется сила( F), котрая сжимает мачту между их точками опоры, равная всегда в два раза. Когда ветер нагрузит грот. Грот начинает поддействием ветра пузыриться и стягивать свои углы (налейте воды на платок, что будет?) к друг другу, в результате ликтрос больше натягивается и соответсвенно на такую же силу отвечает другое плечо фала, закрепленное на утку (стопор) и опять нагрузка на участок мачты от блока до утки и галсового крюка дополнительно увеличиться в два раза приложенной силы.
Если натягиваем оттяжку Канхма, происходит тоже самое, чем больше натягиваем, тем больше аналогично реакция другого плеча и в свою очередь нагрузка на мачту между этими опорам.
На стаксель фале аналогично, только одна опора через конструкцию рамы будет передаваться на шпор мачты. И конечно ликтрос стакчеля напрявляет вектор силы не вдоль мачты, а под углом, на что дают реакцию ванты и результирующая давит на мачту. Но это другой вопрос.
Еще раз повторяю, я говорю за работу фала. Понимаю, оппоненты будут указывать на ликпаз, в котором есть трение. Мы не ставим замки, потомучто на своих мачтах не натягиваем фал лебедкой, а наши ручные силы слабоваты. С увеличением парусности, при прежней (хлипенькой) мачте этот вопрос может возникнуть.


Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-170
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: фаловый замок на топе
« Ответ #25 : 26 Марта, 2010, 16:40:41 »
Мы не ставим замки, потому что на своих мачтах не натягиваем фал лебедкой, а наши ручные силы слабоваты. С увеличением парусности, при прежней (хлипенькой) мачте этот вопрос может возникнуть.
Пока, Женя, ты/я/он/она не померили реальные нагрузки на фалах, штагах и вантах с ромбовантами наших лодок, можно только строить гипотезы про запас прочности "хлипеньких" мачт, про то, в какой ветер (30 или 50 м/с) сложится мачта Ветра, если на неё повесить грот не 7,5, а 12 квадратов и про вклад в этот процесс силы натяжения гротафала.

С другой стороны, доступны таблицы растяжения фаловых верёвок (можно найти, например, на фордевинд-регате). Посмотрев на них, становится ясно, что если при использовании мной 2-х лопарей в оттяжке  галсового угла грота Ветра, набиваемой без особого усилия одной рукой, дайнемовый фал Ф6 мм растягивается, предположим, на 1 см (реально я не замечаю сползания грота вниз, растяжением можно пренебречь), то набиваемый Наилем на Накре в 6 (или 8?) да ещё и ногой, да ещё и более длинный, чем у меня "нерастяжумый" фал потянется на вполне ощутимые сантиметры и грот реально поползёт-таки вниз. Наверное, в этом случае крючок нужен. Плюс к тому крюк на топе страхует от самопроизвольного сброса грота.
Сергей Мягков

Евгений

  • Сообщений: 4298
  • Уважуха: +178/-71
Re: фаловый замок на топе
« Ответ #26 : 26 Марта, 2010, 17:54:23 »
Пока, Женя, ты/я/он/она не померили реальные нагрузки .........в какой ветер (30 или 50 м/с) сложится мачта Ветра,

конечно не согласится нельзя. Но это действительно для динамических нагрузок, которые, прризнаю, очень значимы. А статические же можно рассчитать. Разве не так?

[С другой стороны, доступны таблицы растяжения фаловых верёвок (можно найти, например, на фордевинд-регате).

Признаю что то не хватает моего воображения или познаний, но ни как не могу понять различия в статических нагрузках при разном растяжении. Мне кажется при любой растяжимости веревки, если повесить ведро, то усилие в месте крепления веревки будет равна всегда весу ведра. И из какой бы веревки мы бы натягивали фал до упора и даже без различно лебедкой, талью в любом количестве лопарей  сжатие мачты между фаловым блоком и креплением фала, галса будет одинаковым.
У альпинистов, туристов веревка с большим расстяжением нужна для страховки, т.е. чтобы "неудавить" резким "тормозом" рывком сорвавшегося.

Константин-М99

  • Сообщений: 307
  • Уважуха: +16/-19
  • Название: Феникс
  • Тип: Кат.13 м2
  • Номер: М-99
Re: фаловый замок на топе
« Ответ #27 : 26 Марта, 2010, 18:59:56 »
[quote author=Евгений link=topic=6670.msg56863#msg56863 date=1269611663

Признаю что то не хватает моего воображения или познаний, но ни как не могу понять различия в статических нагрузках ...
[/quote]

Вот и я не врубаюсь...  Евгений, разве сила, поднимающая грот направлена вниз (как на твоей схеме)? НЕТ! Если грот ползет вверх, значит и
сила направлена вверх! И эту силу на топе мачты уравновешиает или компенсирует сила натяжения фала направленная вниз. И поскольку
эти силы примерно равны, то на топе мачты будет "0". Сжимает мачту ветровая нагрузка парусов, нагрузка такелажа, ну и вес всего этого.

   
Покажите свою лодку и я увижу кто Вы.

piton45

  • Сообщений: 2660
  • Уважуха: +145/-64
  • Название: Лягуха
  • Тип: Простор (мудернезированный)
  • Номер: М-594
Re: фаловый замок на топе
« Ответ #28 : 26 Марта, 2010, 19:16:59 »
... И эту силу на топе мачты уравновешиает или компенсирует сила натяжения фала направленная вниз. И поскольку
эти силы примерно равны, то на топе мачты будет "0". Сжимает мачту ветровая нагрузка парусов, нагрузка такелажа, ну и вес всего этого.

Я плакаль!
Константин, браво!

Попробуйте сделать следующее. Облокотитесь рукой на стол. Стол не упал? Значит сила воздействия вас на него - "0" ;)  Блин! А куда же делся ваш вес? Хи-хи.

Евгений

  • Сообщений: 4298
  • Уважуха: +178/-71
Re: фаловый замок на топе
« Ответ #29 : 26 Марта, 2010, 19:35:22 »

Вот и я не врубаюсь...  Евгений, разве сила, поднимающая грот направлена вниз (как на твоей схеме)? НЕТ! Если грот ползет вверх, значит и
сила направлена вверх!
 

вы забыли про точки опоры. Про галсовый угол грота который имеет точку крепления (опору) к мачте. Он и не пускает грот вверх противодействует тянущей силе.

[ Блин! А куда же делся ваш вес? Хи-хи.

или куда делась нагрузка (натяжение) с которым так натягиваем фал?