f Обеспечение электричества для походных нужд.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Обеспечение электричества для походных нужд.  (Прочитано 52495 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

York

  • Сообщений: 56
  • Уважуха: +4/-2
  • Новиков Юрий
В силу нашего походного образа жизни и в то же время необходимости все время быть на связи, озадачились мы вопросом зарядки электронных девайсов. Вариантов в интернете существует множество.

 

Вариант 1. - Таскать с собой портативный аккумулятор. Но тут есть следующие недостатки. Он много весит - 900 гр. Необходим преобразователь напряжения - 100 гр. Ограниченное количество зарядок (расчетное около 10). При группе 4-6 человек и походе на неделю (а не редкость и более продолжительные походы) мы получаем полтора работающих телефона на группу. Такое решение вполне подходит для того чтобы либо подзаряжать все телефоны и изредка выходить на связь, либо, как в нашем случае, заряжать один телефон, который будет говорить по два часа в день(да, я так отдыхаю, но по-другому отпуска у меня не будет НИКОГДА), и сожрать эту батарейку быстро. При том что походные черно-белые нокии в принципе прожорливостью не отличаются (говорят у нормальных людей сей девайс живет неделю).

Вариант 2. Компромиссный. Аккумулятор собирается из некоего количества обычных пальчиковых батареек и далее все как в варианте 1. Преимущества - малый вес, возможность менять элементы питания в населенных пунктах.

Вариант 3. Система зарядки на солнечных батареях. Теоретически все идеально, можешь заряжать тогда, когда в этом есть необходимость, малый вес и прочие радости жизни. Но жизнь оказалась куда как более суровой. Во первых, то, что подходило под определение "компактно", совершенно не желало заряжать, но имело встроенный аккумулятор, с которого и происходила зарядка, пока он добросовестно не разряжался. То, что не совсем под него подходило, заряжало, но не имело собственного аккумулятора. Аккумулятор позволяет устройству работать более-менее постоянно, но заряжает оно непосредственно его и гробит тоже. На этом остановлюсь подробнее. Солнечная батарея имеет определенные характеристики, под которые она и заточена, например - напряжение: до 6 В ток: до 660 мА. Но выдает она эти значения только при идеальной (расчетной) освещенности. Когда эти условия меняются (облака, дым, тень), то ток меняется пропорционально уровню освещенности, что гробит любой аккумулятор. Отсюда есть два выхода. первое – использовать преобразователь напряжения – хорошо, когда солнечная батарея обладает заведомо избыточной мощностью (как следствие, и весом), или в паре с аккумулятором (небольшим). Тогда устройство будет заряжать аккумулятор, а преобразователь будет преобразовывать стабильные характеристики оного.

 

С теорией разобрались. Далее практика.

 

Китай отпал по причине непредсказуемого качества, гарантии. Да и то что удалось пощупать, отличалось слабым солнечным модулем.

Готовые устройства обнаружились в России. При том что их надо искать (магазинов нет, только через интернет заказывать и ждать с доставкой Москву или Питер). Отсылать деньги в чужую страну, под честное слово, на потом, как-то не хотелось (я и в свою не пошлю деньги никуда, пока товар не пощупаю, а мы одинаковые, что бы там не твердили их и наши политики).

У нас обнаружилось два производителя. Увы ни один из них не предлагал решение с аккумулятором.

Один в Донецкой области. Сим устройством удалось попользоваться в одном из походов. Резюме – годится для подзарядки (не зарядки) телефонов. Потому что для полноценной зарядки придется делать как минимум полудневку, и это на теплом крымском солнышке. Как следствие, для зарядки аккумулятора надо было бы делать дневку, и не одну.

Второй в Киеве, завод Квазар. Его устройства, увы, тоже не удовлетворяли. Но Киев все-таки близко: решил поехать познакомится с ними. После просмотра возможностей были сформированы требования:Вес: менее кило.Зарядный ток: не менее 1 ампераНапряжение: 12-14 вольт и выход на 12-ти вольтовую авто розетку/прикуриватель(что даст возможность заряжать любые устройства типа аккумуляторов пальчиковых, фотоаппаратов ноутбук, КПК и т.д.).Аккумулятор, построенный на базе пальчиковых элементов АА.Компактность. Взялись делать жду.Но! Удалось выбить для тестирования другое, существующее ныне устройство:SKU: PSC201bПредназначенo для зарядки наиболее популярных мобильных устройств. Напряжение: до 6 ВТок: до 660 мАРазмеры: 165x90x20 ммВес: 250 гОпции: 5 разъемов, которые подходят для большинства мобильных (Siemens, Samsung, Nokia, Motorola et Sony Ericsson)В зависимости от мощности аккумулятора, время полного заряда может составлять 4 часа.Даю отчет об эксплуатации:Устройство стабильно заряжает телефон за 3-4 часа. Увы, аккумулятора и стабилизатора нет. Так что рекомендую заряжать только с осознанием того что батарею вскоре придется выкинуть (как минимум держать она будет сильно меньше). В тени не работает. При облаках время заряда существенно возрастает. То есть он все время работал на стоянках (с 6 до 10 и с 17 до захода) и обеспечивал два неугомонных телефона (на сей раз с нами были ребята, которым тоже телефон выключить низзя). Как аварийное устройство – более чем хорошо. Как стабильное обеспечение электроники током – малы характеристики, не хватает аккумулятора и стабилизатора.
Общественное  мнение  далеко  не  такой   тиран,   как   наше
собственное. Судьба человека определяется тем, что он сам о  себе  думает.(c) Генри Дэвид Торо

EMayd

  • Сообщений: 4063
  • Уважуха: +216/-161
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #1 : 03 Сентября, 2009, 15:44:04 »
Потребности у всех разные.

В Канаде, у группы в 7 человек было:

фотокамер, цифровых зеркалок, Canon - 4 шт.
Видеокамер Sony - 2 шт.
Морских ручных радиостанций - 2 шт
GPS, Garmin 76CSX, Colorado - 2 шт.

Используемая солнечная батарея - PowerFilm R15-1200 20 watt 12 volt Rollable Solar Charge
Основной буферный аккумулятор - свинцовый, геллевый, 10 А/Ч
Аварийный резервный аккумулятор - свинцовый, геллевый, 3 А/Ч

Этого нам хватило на 3 недели с учетом предзаряженных аккумуляторов для камер - не менее 3 шт на камеру.
Запасного комплекта на радиостанции и GPS-ки.

Был еще мотор с генератором, но что-то в зарядке от него отказало.

С учетом прошлого опыта, для длительных экспедиций со стоянками для фотосъёмок, видится следующая схема:


PowerFilm R15-600 10 watt 12 volt Rollable Solar Charge - 2 шт.
Mercury 4MLSP с генератором.
Ветрянной генератор (для зарядки на берегу, ночью  и во время ненастной погоды) - какой, пока не определился. Возможно - Rutland 503 Windcharger

В этом году проверил, все, только без ветрогенератора.

Возможные контроллеры:

ELV-525 - http://www.elv-downloads.de/service/manuals/USW525/66357_USW525_km.pdf (не проверен в работе)


York

  • Сообщений: 56
  • Уважуха: +4/-2
  • Новиков Юрий
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #2 : 03 Сентября, 2009, 15:55:54 »
Сурово.
У нас потебности другие.  1 ноутбук, 4 телефона, 1 кпк, зарядка пальчиковых аккумуляторов.  Так сказать вариант Light.
да и цена вопроса немногим более 100$
Общественное  мнение  далеко  не  такой   тиран,   как   наше
собственное. Судьба человека определяется тем, что он сам о  себе  думает.(c) Генри Дэвид Торо

Илья МГУ

  • Сообщений: 3733
  • Уважуха: +285/-104
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #3 : 03 Сентября, 2009, 16:16:35 »
По личному опыту:
1 бук, это уже совсем не "лайт". Даже маленький бук прокормить неимоверно трудно.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

York

  • Сообщений: 56
  • Уважуха: +4/-2
  • Новиков Юрий
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #4 : 03 Сентября, 2009, 16:20:31 »
Согласен, но бук это экстренный случай, когда совсем что то не сложилось на работе, что автоматически обозначает дневку. Обычно КПК закрывает вопросы. Жду девайса для опытной эксплуатации.
Общественное  мнение  далеко  не  такой   тиран,   как   наше
собственное. Судьба человека определяется тем, что он сам о  себе  думает.(c) Генри Дэвид Торо

Илья МГУ

  • Сообщений: 3733
  • Уважуха: +285/-104
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #5 : 03 Сентября, 2009, 16:22:46 »
Был еще мотор с генератором, но что-то в зарядке от него отказало.Mercury 4MLSP

Ага, у меня та же фигня! Тоже мерк. Выпрямитель был дохлым уже при покупке. Проверил в бочке, отвёз в сервис и там его без звука поменяли. Хватило на 1 год. В этом году остался без генератора. Больше в сервис не пойду, буду делать выпрямитель сам. К чёрту их гарантии, важно без электричества не остаться.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

York

  • Сообщений: 56
  • Уважуха: +4/-2
  • Новиков Юрий
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #6 : 03 Сентября, 2009, 16:26:21 »
Совсем забыл указать в ТЗ, что немаловажной характеристикой является вес всего этого. Потому как мы не отказались пока не от пеших, не от велопоходов. Ессно из списка оборудования в таких случаях бук приходится исключать. Скрипя сердце.
Общественное  мнение  далеко  не  такой   тиран,   как   наше
собственное. Судьба человека определяется тем, что он сам о  себе  думает.(c) Генри Дэвид Торо

EMayd

  • Сообщений: 4063
  • Уважуха: +216/-161
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #7 : 03 Сентября, 2009, 18:57:08 »
Был еще мотор с генератором, но что-то в зарядке от него отказало.Mercury 4MLSP

Ага, у меня та же фигня! Тоже мерк. Выпрямитель был дохлым уже при покупке. Проверил в бочке, отвёз в сервис и там его без звука поменяли. Хватило на 1 год. В этом году остался без генератора. Больше в сервис не пойду, буду делать выпрямитель сам. К чёрту их гарантии, важно без электричества не остаться.

Илья, если будешь делать - то проверь на осцилографе, есть ли высоковольтные всплески.

CB

  • Сообщений: 2076
  • Уважуха: +68/-21
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #8 : 03 Сентября, 2009, 22:22:45 »
Последние 2 года используем инверторную электростанцию 1kva. Четырехтактный двигатель, вес 14кг. Имеет выходы  220 и 12В. Используется в основном для зарядки помещенного в распределительный "электрический ящик" гелевого аккумулятора 28а-ч(10кг). В походе на Шантары, где потребителей было много, заряжали его каждые несколько дней. В этом году электричество использовали только для освещения, и без подзарядки на неделю хватило.
Независимость генератора от ходового двигателя 1)дает более высокую надежность, 2)позволяет применять широко распространенные маломощные ПМ без генератора, 3)при необходимости позволяет использовать для ремонта электроинструмент 220В (реально пока его с собой в поход не брали, после стапеля оставляли на берегу). Разница в весе - не такая уж и большая, особенно, если сравнивать с весом судна, экипажа и припасов.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3733
  • Уважуха: +285/-104
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Обеспечение электричества для походных нужд.
« Ответ #9 : 04 Сентября, 2009, 12:13:01 »
Илья, если будешь делать - то проверь на осцилографе, есть ли высоковольтные всплески.

Откуда им там взяться? Генератор там состоит из одной катушки статора, которая стоит внутри маховика с постоянными магнитами. Проверить, конечно, можно.
Т.н. "зарядное устройство" у мерка - банальный выпрямитель из 4-х диодов. Никакого ограничения по зарядке там в помине нету.Я проверял!

Сдох последний наверняка из-за перегрева. Для чего на блоке выпрямителя сделаны рёбра охлаждения догадаться трудно, т.к. циркуляции воздуха под капотом нет, а свободная конвекция невозможна из-за одинаковой температуры радиатора и картера мотора. В общем, изделие абсолютно бестолковое и обречённое. Я собираюсь делать водяное охлаждение выпрямителя, благо там как раз проходит резиновая трубка для контрольной струйки.

Последние 2 года используем инверторную электростанцию 1kva. Четырехтактный двигатель, вес 14кг.

К следующему плаванию у меня тоже такая будет. Похоже, что альтернативы бензогенератору не существует.
 В этом году пробовал гидротурбину. Увы, похоже, что не приживётся. Потеря скорости лодки значительна, а электричества от неё не так много, как хотелось бы.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор