f САМОХОД - корабль для автономных путешествий
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: САМОХОД - корабль для автономных путешествий  (Прочитано 83743 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Александр Еременко

  • Сообщений: 1193
  • Уважуха: +50/-40
  • "Одиссей"
  • Название: "Одиссей"
  • Тип: с/п
  • Номер: 17
Честно говоря, мне не нравится способ фиксации баллонов от "проворота". Такая схема нормально работает при нормальном давлении в баллоне, пока тот жесткий. В случае длительных путешествий исключать падение давления нельзя... просатся шпангоуты с тросами.
Крепление румпеля очень сомнительно, слишком мало плечо (ось/выступы рулевой коробки).
А вот диаметр баллонов для походной лодки как раз не лишний, это нравится.
Места прохода шпилек, к которым крепятся тросы, надеюсь, усилены серьезно? Хотя лично я предпочел бы охватывающие элементы.
« Последнее редактирование: 27 Июля, 2009, 13:16:08 от eremenko »
А. Еременко

dokondr

  • Сообщений: 278
  • Уважуха: +8/-8
  • Название: Самоход
  • Тип: катамаран
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #11 : 13 Августа, 2009, 18:09:16 »
Завтра, 14 августа, в пятницу к вечеру планируем на моторке забросить Самоход в разобранном виде на Шевницу.
В субботу утром собираем и испытываем лодку около Шевницы. В воскресенье в первой половине дня на Самоходе идем с Шевницы к Сталину на антистапель.
Если будете в тех краях - заходите в гости!

Li

  • Сообщений: 591
  • Уважуха: +105/-26
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #12 : 16 Августа, 2009, 20:24:33 »
Посмотрела.
Страшно было смотреть, как ребята уходили на нем в бакштаг при ветре около 7м/с
Укосины, поддерживающие баллон изнутри, держатся на 2 тонких пластинках 5мм-шпилькой (а то и 4мм). У меня на бризе такая шпилька погнулась в укосине. Ну и пластинки порвет. И еще напрягает, что краями эти пластинки упираются в баллон. Так что если не порвет пластину - протрет баллон. На сжатие эти укосинки еще работать могут - упрутся в раму, но им-то в основном предстоит на растяжение... К сожалению, нечем было сфотать эти узлы. Да и сами укосины - ни тросиков как у Даки, ни стрингера - укосины соединяются этими самыми пластинами с трубками сантиметров по 50 длиной, вставленными в карманы баллонов.
Ну и мелочи типа трущихся об баллоны краев труб и т.п.
В общем, я бы на этой конструкции далеко от берега постаралась бы не отходить. Хотя смотрится величественно :)
Шевелев, возможно, опишет более профессионально.
dokondr, не обижайся, но лодка как она есть сейчас - опасна.

dokondr

  • Сообщений: 278
  • Уважуха: +8/-8
  • Название: Самоход
  • Тип: катамаран
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #13 : 17 Августа, 2009, 14:20:41 »

В общем, я бы на этой конструкции далеко от берега постаралась бы не отходить. Хотя смотрится величественно :)
Шевелев, возможно, опишет более профессионально.
dokondr, не обижайся, но лодка как она есть сейчас - опасна.

Обижаться - ни за что ! :)
Спасибо за выявление дефектов, я тоже их частично понимал, еще до выхода. Но конструктивную критику со стороны ничем не заменишь, она бесценна!
Про укосины - отдельная песня! На антистапеле у Сталина обнаружили, что кормовая укосина изрядно расцарапала баллон, спасибо что не проткнула его и не оторвалась.

Еще раз спасибо Li и Швелеву за высказанные ими мнения и советы по решению проблем. Особенно ценным для меня было объяснение того, что может произойти с такой укосиной под действием отрывающей  баллон волны.
Надеюсь, в ближайший день другой написать отчет по проведенным в эти  дни  "приемно сдаточным испытаниям" Самохода.

dokondr

  • Сообщений: 278
  • Уважуха: +8/-8
  • Название: Самоход
  • Тип: катамаран
Фото

1) Погодные условия:  Шквалистый ветер, на порывах, судя по внешним признакам, до 10 м/с. Дожди с небольшими перерывами.

2) Качество изготовления,  простота и быстрота сборки лодки.

2.1) Лодку собирали самостоятельно и не спеша,  в первый раз без конструктора.  Прежде Самоход собирался  всего один раз, месяц назад, и многое пришлось вспоминать. В результате потратили  больше времени, чем нужно.  Однако, вспомнив, что к чему – собирать очень легко и быстро получается. Тому в значительной мере способствует новаторская конструкция рамы и ее очень качественное исполнение в плане фрезерованных деталей и малого количества винтовых соединений. Немного портит эту картину множество колечек для крепления шпилек, управляться с которыми не очень легко в таком количестве. Может быть, это дело привычки и навыка, а может быть колечки стоит постепенно поменять на сережки, и где это возможно - на скобы.

2.2) Укосины и нижние стрингера вызывают больше всего нареканий. Стрингера коротенькие и из хлипкой трубочки. Слабое крепление укосин к стрингерам легко может привести к отрыву баллона ударяющей в него волной.  После испытаний кормовая укосина расцарапала баллон.

2.3) Мачта, стоячий такелаж – отличного качества.  Мачта собирается (на 2-х опорах, например, пеньках)  вместе с краспицами и ромбовантами легко и быстро.

2.4) Грот и стаксель от Сергея Новицкого - сделаны на совесть!

2.5) Шверт. К самому шверту претензий нет. Установка шверта в ДП осуществляется регулировкой натяжения тросовых оттяжек. Довольно долго приходится крутить талрепы. В этот раз нам так и не удалось  выставить шверт строго параллельно продольной балке. На антистапеле обнаружили, что после испытаний угол отклонения плоскости шверта относительно продольной балки увеличился. Почему?

2.6) Проводка шверта. Шверт оттягивается резиновым жгутом, закрепленным на носовой балке. Поднимается через два блока, один 2-х шкивный на талрепе шверта, другой 1-шкивный на продольной балке и там же стопор. Поднимается отлично. Оттяжка вызывает большие сомнения  (см. дальше).

2.7) Перо руля взято от тритоновского Тайфуна. Его явно не хватает (см. дальше).

2.8) Рулевая коробка. Очень смущает крепление румпеля к коробке в одной точке. А также, ось, держащая перо руля в коробке очень плотно входит в отверстия коробки и, как выяснилось, ось гнется под нагрузкой.

2.9) Фиксатор руля. Сделан просто и остроумно. К концам кормовой балки привязывается веревка, оканчивающаяся резиновыми жгутами (они и привязываются). На румпеле есть упор, через который эта веревка проходит.  В результате «стрела» румпеля оказывается вставленной в лук, у которого древком является кормовая балка, а тетивой - эта  самая оттяжка из веревки и двух жгутов на концах. К сожалению, до испытаний фиксатора руки не дошли, и без этого весело было!

2.10) Вес лодки. Одним из основных требований в ТЗ было ограничение полного веса лодки величиной в 120 кг. Эта цель значительно повлияла на конструкцию лодки. Какой в результате получился вес – пока выяснить не удалось. Еще не нашел весы, на которых можно взвесить упаковки. Однако, по ощущениям, лодка примерно столько и весит. Силами 4-х человек, мы без особого напряжения, подняли лодку по ступенькам набережной у Сталина, предварительно сняв мачту.

3) Обитаемость

В корму, сразу за мачтой свободно разместились 5 человек команды. В носовой части, в палатке был сложен весь груз. Палатка, правда, использовалась как чехол, пришнурованный к корме, установить ее на каркас не удалось. Каркас требует принципиальной переделки. Есть идея использовать каркас, раздвигающийся как спицы у зонтика.

Сама палатка очень красивая – много окошек, ярких карманов и вентиляционных отверстий – спасибо Сергею Успенскому за отличную работу!

4) Мореходность.

Первый выход был совсем короткий - 5 человек без груза. На гроте, по причине шквалистого ветра,  для начала взяли 3 ряда рифов. Как только отшли от острова в галфвинд (по некоторым оценкам 7 мс) лодка уверенно и резво стала набирать скорость. Лодка хорошо держала курс при малых отклонениях руля. Периодически, при проходе волн, шверт ударял по продольной балке. На антистапеле обнаружили, что шверт продолбил приличную вмятину на нижней поверхности балки.  Получается, что палец, которым  верхняя часть шверта шарнирно крепится к продольной балке, не ограничивает в достаточной мере его вертикальное движение. Почему?

Сделали оверштаг и недолго шли в полный бейдевинд. Затем, через фордевинд вернулись к точке старта. И вовремя. Только пришвартовались, как спустилась сизая мгла, и началось ураганное дутье с дождем. 

Второй выход был на следующий день. Как пишут в романах – «тут началось самое интересное».  Появилось солнце, сначала свежий попутный ветер стал стихать. Все-таки ветра нам хватило, чтобы за 40 – 50 минут дойти от Шевницы до Сталина (10 км). Экипаж – 5, на носу в палатке груз примерно 50 кг. На попутном курсе - бакштаг, фордак – с полным гротом лодка бежала как настоящий крейсер, оставляя за кормой бурун, не хуже чем у знаменитого в тех краях моторного судна Турпан. GPS забыл взять, но по ощущениям (многократно проверенным предыдущими измерениями) скорость была около 10 – 11 км/час. Однако, попытка испытать лодку на встречных курсах полностью провалилась! Сколько мы не пытались, дальше галфвинда повернуть нам не удалось. О лавировке нечего было и думать! При поворотах обнаружилось, что руль работает только на малых отклонениях. Работает это так:  хочешь повернуть на 30% и не думай делать поворот за один раз! Поверни сначала на 10%, немножко пойди новым курсом, поверни еще на 10%, и т.д.  Вот такой алгоритм поворотов.

Главная проблема:

Пытаясь в очередной раз привестись к ветру, чтобы развернуться в бейдевинд, услышали, как настойчиво стучит шверт. Заглянув под палубу, обнаружили, что он просто болтается в волнах. Очевидно, что резиновой оттяжки шверта не хватает для удержания его в вертикальном положении!

5) Выводы.

У лодки хороший потенциал, который, приходится признать, в данный момент не может быть реализован, в виду серьезных недоделок. После исправления этих недоделок, можно будет испытывать лодку на предмет наличия в ней принципиальных конструктивных проблем. Тогда станет окончательно ясной пригодность лодки для морских походов. 

И все-таки, несмотря на все эти существующие на сегодняшний день проблемы и оговорки, я верю, что Самоход станет морской лодкой!


« Последнее редактирование: 20 Августа, 2009, 19:23:18 от dokondr »

dokondr

  • Сообщений: 278
  • Уважуха: +8/-8
  • Название: Самоход
  • Тип: катамаран
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #15 : 21 Августа, 2009, 01:59:24 »
Места крепления поеречных балок к верхнему стрингеру надо бы развязать,поперечина должна иметь возможность вращаться,текущее решение-не для морской волны

Если я правильно понял, поперечная балка должна вращаться вокруг стрингера? А двигаться вдоль стрингера не должна?
Из этого следует, что на каждом баллоне может быть только один стрингер? Так?
А как быть с трамплином в этом случае? Пришнуровать его к баллону будет уже нельзя. Значит на поперечные балки надо под углом 90 надо жестко закреплять 2 специальные  трубы для шнуровки к ним трамлина?
 

dokondr

  • Сообщений: 278
  • Уважуха: +8/-8
  • Название: Самоход
  • Тип: катамаран
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #16 : 21 Августа, 2009, 02:03:06 »
Честно говоря, мне не нравится способ фиксации баллонов от "проворота". Такая схема нормально работает при нормальном давлении в баллоне, пока тот жесткий. В случае длительных путешествий исключать падение давления нельзя... просатся шпангоуты с тросами.
...

Где и для чего устанавливаются троссы в случае использования шпангоутов?

ЗАК

  • Сообщений: 3413
  • Уважуха: +336/-123
  • Андрей Зворыкин М54
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #17 : 21 Августа, 2009, 03:46:38 »
Между передним и задним концами верхнего баллоного стрингера через концы шпангоутных ветвей (хорошо охватывающих баллон) с обоих боков баллона.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-170
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #18 : 21 Августа, 2009, 08:44:37 »
Места крепления поеречных балок к верхнему стрингеру надо бы развязать,поперечина должна иметь возможность вращаться,текущее решение-не для морской волны

Если я правильно понял, поперечная балка должна вращаться вокруг стрингера? А двигаться вдоль стрингера не должна?
Из этого следует, что на каждом баллоне может быть только один стрингер? Так?
А как быть с трамплином в этом случае? Пришнуровать его к баллону будет уже нельзя. Значит на поперечные балки надо под углом 90 надо жестко закреплять 2 специальные  трубы для шнуровки к ним трамлина?
 
При такой конструкции - в идеале должна вращаться (Даки) или, как минимум, при скручивании рамы не рвать зашплинтованные маста соединений (Альбатрос - неужели не видел?). В абсолютном идеале - что-то подобное реализованному на Котоярви (Илья выкладывал под Гик фото) и повторённому Борее. Ни на одной из перечисленных лодок шплинтованные соединения (в отличии от катамарана Олеси Ильиной) нет, нет и проблем с ними, нет проблем со вторым или (при необходимости) третьим стрингерами, палуба пришнуровывается без проблем - на Альбатросе в дополнительными продолинами (но не из-за мягкой рамы), на Даках - без них.
« Последнее редактирование: 21 Августа, 2009, 08:51:42 от Птичковод »
Сергей Мягков

dokondr

  • Сообщений: 278
  • Уважуха: +8/-8
  • Название: Самоход
  • Тип: катамаран
Re: САМОХОД - корабль для автономных путешествий
« Ответ #19 : 21 Августа, 2009, 15:09:26 »
Если я правильно понял, поперечная балка должна вращаться вокруг стрингера? А двигаться вдоль стрингера не должна?
При такой конструкции - в идеале должна вращаться (Даки) или, как минимум, при скручивании рамы не рвать зашплинтованные маста соединений (Альбатрос - неужели не видел?). В абсолютном идеале - что-то подобное реализованному на Котоярви (Илья выкладывал под Гик фото) и повторённому Борее. Ни на одной из перечисленных лодок шплинтованные соединения (в отличии от катамарана Олеси Ильиной) нет, нет и проблем с ними, нет проблем со вторым или (при необходимости) третьим стрингерами, палуба пришнуровывается без проблем - на Альбатросе в дополнительными продолинами (но не из-за мягкой рамы), на Даках - без них.

Если попадется ссылолчка на фото, где видна такая конструкция - пожалуйста, киньте сюда. Спасибо за помощь! :)