f Приготовление горячей пищи на борту.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Приготовление горячей пищи на борту.  (Прочитано 69223 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Алекс М560

  • Сообщений: 5273
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Приготовление горячей пищи на борту.
« Ответ #30 : 07 Августа, 2009, 00:07:37 »
Ну что тут скажешь... Интересная система, надо отдать должное конструктору... Тепловые рубашки, когда пламя не просто лижет дно котелка, а загоняется в узкий зазор между внутренним и внешним сосудом - это конечно вешь, тут и газовые горелки чудеса теплоэффективности и быстрокипячения будут показывать, не сомневаюсь. Одно топливо с мотором - это конечно плюс, а вот насчет меньшей пожароопасности бензина в сравнении с газом - вопрос более чем спорный. Скорее наоборот. Непрогретые, нераскочегаренные примуса и паялки, имеют обыкновение выпускать лужицу... А потом она радостно вспыхивает, если оператор не заметил. Газ этой подлой особенности лишен, главное не допускать его скопления в замкнутом и непроветриваемом объеме... А дозаправка горячего девайса, если бензин уже кончился а чай еще не вскипел? Рискованное дело, а баллончик поменять на свежий - без проблем.
Ну и наконец, женский вопрос... Газовую походную горелку женщина осваивает легко, и чем больше сходство горелки с городской газовой плитой - тем легче. А вот ревущие примуса и паяльные лампы их пугают, проверено. Иногда это не очень удобно  ;)
« Последнее редактирование: 07 Августа, 2009, 00:11:21 от Алекс М560 »
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

Филипп

  • Сообщений: 1794
  • Уважуха: +196/-119
Re: Приготовление горячей пищи на борту.
« Ответ #31 : 07 Августа, 2009, 01:41:15 »
Про женщин это как посмотреть... Вообще я не сторонник женщин в походе, а уж на судне - тем более. Они все какие-то непослушные и труднопредсказуемые. Пусть лучше дома сидят, вяжут чего-нибудь или телек смотрят, тепло и ласку накапливают. Но уж если они за равноправие полов, так пущай и с паяльной лампой осваиваются (а чтобы звук не мешал, мы мотор запустим, он всё равно громче рычит).
На счёт прогрева и некоторой сложности в эксплуатации согласен. Опасность разлива присутствует, однако разжечь паяльную лампу не труднее примуса (даже легче), а контролировать горение можно по звуку. В данном конкретном случае розжиг облегчается особой конструкцией чашки для бензина, которая выполнена как одно целое с кожухом горелки. Второй момент такой: благодаря тому, что горелка вдвинута в тепловую рубашку, практически всё пламя всасывается внутрь и его языки полыхают внутри кастрюли. Если сразу поставить котелок и зажечь лампу без прогрева, то через некоторое время она всё равно начинает гореть нормально, т.к. трубка топливоподачи проходит перед струёй пламени и нагревается в любом случае. С газом, кстати, ещё есть большая проблема при низких температурах. Легкие фракции испаряются, тяжёлые - не хотят. Обычный дихлофосный баллон уже при +6 С вырабатывается только наполовину, дальше приходится греть...
Видимо выбор между газом и бензином есть выбор между взыво- и пожароопасностью :).
Дозаправка горячего девайса, хм... Ёмкость бачка лампы - полтора (!) литра бензина. Это как бы 3-4 баллончика с газом... И обычно мысль подлить бензинчик приходит когда в бачке его ещё ого-го сколько (связано это с необходимостью больше работать насосом при пустом бачке). Кстати, до безопасной температуры лампа остывает сравнительно быстро - за полминуты. Этого времени как раз достаточно для того, чтобы сообразить, что бензин закончился, поискать новую бутылку с бензином, воронку, отвинтить насос и т.п.
Предлагаю считать, что по критериям простоты эксплуатации, весу в непродолжительном выходе лучше газовые горелки, по критериям универсальности, надёжности и пр. - бензин.

Алекс М560

  • Сообщений: 5273
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Приготовление горячей пищи на борту.
« Ответ #32 : 07 Августа, 2009, 03:16:14 »
Уговорил  ;) Про перезарядку горячего - это я до перехода на газ много лет примус "Турист" юзал. Там бачок малюсенький, на весь обед часто не хватало.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

kun

  • Сообщений: 1044
  • Уважуха: +55/-16
Re: Приготовление горячей пищи на борту.
« Ответ #33 : 07 Августа, 2009, 03:54:29 »
Примус - штука хорошая ... НО
Во первых - не убеждайте меня что паяльная лампа весит меньше чем плитка с дихлофосными баллонами.
Во вторых - ходил я и с лампой и со Шмелем - хранить их надо отдельно от всего или будет сахар с привкусом бензина (проверено - все что в кухне - пропитывает)
Ну и в третьих, газовую горелку мы кочегарили в палатке, когда вокруг лило - сделать то же самое со Шмелем ... можно, но спать потом надо в другом месте (а если не повезет с раскочегариванием то и в новой палатке)
А по поводу единого топлива я не заморачиваюсь - надо бензин везу канистрочку (уже разбодяженную маслом) а вся бытовуха у меня газовая (от плитки до лампы) под дихлофосный баллон. Достоинства газа в мгновенной готовности к работе и минимальному заваниванию окружающих шмоток и продуктов мне важнее. Вот бы еще научиться заряжать баллоны по методу Алекса вообще лепота будет (но за не имением дачи думаю где бы это сделать кроме квартиры :) )

Филипп

  • Сообщений: 1794
  • Уважуха: +196/-119
Re: Приготовление горячей пищи на борту.
« Ответ #34 : 07 Августа, 2009, 22:12:38 »
...паяльная лампа весит меньше чем плитка с дихлофосными баллонами.
Это когда как. Если речь идёт о непродолжительном выходе, то совокупная масса "горелка+горючее" для плитки будет меньше. Если о продолжительном, то для паяльной лампы (за счёт меньшей массы тары и большей калорийности топлива).
... или будет сахар с привкусом бензина (проверено - все что в кухне - пропитывает)
Ну для мотора же где-то бензин хранится?.. А вообще, я поступаю следующим образом: покупаю сразу канистру "БР-2" по цене 40р за литр, и оттуда беру сколько надо (сколько надо, это немного меньше расчётного количества, остальное можно и обычным бензином добить). Чистый бензин испаряется полностью и никакого запаха после себя не оставляет.
И вот ведь что интересно, Kun, перспектива пару раз разжечь примус в походе под проливным дождём, Вам не подходит, а перспектива искать в городе место, где бы кроме квартиры заправлять достаточно мудрёным способом газовые баллоны - вполне ;).
ИМХО газ:
 - дорог (либо трудоёмок при перезаправке баллонов), хороший газ без низколетучих фракций ещё дороже и в больших баллонах не бывает (тот, который и на холоде будет гореть)
 - плохо транспортабелен (повреждённый баллон придётся выкинуть, тогда как бензин можно просто перелить в новую тару)
 - сама горелка стоит дороже, баллоны тоже время от времени надо новые покупать (ржавеют)
 - взрывоопасен
 - низкокалориен
 - слегка ядовит (по крайней мере держать его походный запас в баллонах под тентом палатки тоже не очень полезно, бывает, что в результате всех походных пертурбаций они и травят)
 - вся система достаточно нежная, про надёжность горелок не самых плохих фирм в тяжёлых походных условиях я уже говорил, а ещё на паяльную лампу можно уронить бревно, потом выпрямить и снова зажечь :).
Думаю газ - это для пикников, настоящие Д'артаньяны берут с собой бензин! :) :) :)
Кстати, говорят какие-то гении бодяжат бензин со спиртом ???, и получается полный автоген.
« Последнее редактирование: 07 Августа, 2009, 22:45:18 от Филипп »

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Re: Приготовление горячей пищи на борту.
« Ответ #35 : 08 Августа, 2009, 00:51:04 »
Да, конечно. Хотя по-моему, не раз уже перетирали мы это дело. Необходим большой баллон (у меня 12-литровый), заправляемый на газовых автозаправках. У меня от его юв. горелка высокого давления работает по жизни (т.е., без редуктора). Вместо сменной головы горелки (ну, где сопло и прочие факелоформирующие детали), навинчивается простейший уплотнитель-переходник, позволяющий подсоединиться к клапану маленького баллона с одновременным нажатием оного. Большой баллон переворачивается, чтобы по шлангу пошла жидкая фракция, а не газообразная (я вешаю вверх ногами на специальный гвоздь в стене).
Ну собсно, и все... За один раз баллончин не наполняется, т.к. возрастающее давление в нем препятствует поступлению жидкого газа по тонкому каналу. Поэтому, когда на слух прекратилось журчание жидкого газа, надо отсоединить переходник (закрыв штатный кран на ручке горелки!), и чуть-чуть стравить из баллончика. Он становится холодный, и может принять в себя еще порцию жидкого газа... И вот так, за 3-5 циклов (зависит от температуры воздуха и полноты большого баллона), наполняется маленький. Чем полнее большой баллон, и чем холоднее в нем газ и окр. воздух, тем быстрее идет процесс. Хуже в жару, и когда большой пуст на 2\3 и более. Тогда и маленькие норовят заправиться в лучшем случае на 3\4. Что впрочем, не такая уж и беда ;)

По моему опыту после баллонного пропан-бутана стоит противный запах, выделяется много водяных паров (греть палатку крайне нежелательно) и вообще эффективность горения как то ниже. В маленьких баллончиках этих недостатков совсем нет. Подозреваю, что маленькие баллоны очищенным газом заправляют.
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

Алекс М560

  • Сообщений: 5273
  • Уважуха: +280/-76
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Приготовление горячей пищи на борту.
« Ответ #36 : 08 Августа, 2009, 03:30:13 »
Палатку греть не пробовал, а в остальном все ок. И запаха никакого нету постороннего, и с эффективностью горения все в порядке. Возможно, это еще зависит от конкретной горелки.
И вообще, по-моему с т.зр химии, кол-во водяных паров в продуктах сгорания углеводородного топлива, от качества очистки оного сильно зависеть не должно ;).
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

EMayd

  • Сообщений: 4067
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
самовар
« Ответ #37 : 07 Октября, 2009, 10:52:14 »
самовар в походе - это круто

Мы тоже, без самовара никуда.

Из первого похода по Швеции:

"Откуда берутся облака"


Тюлень

  • Сообщений: 446
  • Уважуха: +10/-12
  • Дмитрий СП 105
самовар
« Ответ #38 : 07 Октября, 2009, 11:03:13 »
Кстати о самоварах.
Тема разных приспособ для получения кипятка на борту, возможно, была бы интересной. Имеется в виду - на борту маленьких  судов, а не "Котоярви". Задача - компакт, доступность, безопасность, в т. ч. и в свежую погоду. Здесь это оффтоп, но вот придет большой и мудрый Модератор, перекинет куда надо. Задача - то актуальная -  за многочасовой переход, да в свежачок, да в бейдевинд,

Тюлень

  • Сообщений: 446
  • Уважуха: +10/-12
  • Дмитрий СП 105
самовар
« Ответ #39 : 07 Октября, 2009, 11:05:14 »
 Короче, все дубеют так, что никаких термосов не хватает. Вот и родилась эта задача.