f Гидротурбина
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Гидротурбина  (Прочитано 85125 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Алекс М560

  • Сообщений: 4063
  • Уважуха: +288/-79
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Гидротурбина
« Ответ #50 : 26 Марта, 2009, 01:05:40 »
Дык, рано.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3473
  • Уважуха: +344/-167
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Винт для турбины
« Ответ #51 : 28 Марта, 2009, 02:26:24 »
Уже было собрался делать винт по технологии Алекса, но как-то не склалось. Пока искал подходящий лист, проходил мимо стойки с лодочными моторами (их там много). Дай, думаю, посмотрю, а нет ли готового. И точно! Джонс 6 сил, винт абсолютно тот, который я собрался делать (7 1/2 - 6 1/2). Глянул в Тырнете, 4200 руб. Жаба тут сразу и задушила. Да ещё и ступица неудобная, фиг посадишь такую на Салютовский редуктор. Решил клонировать этот винт при помощи литья, а ступицу переделать.

 В кустарно-литейном производстве винтов, примерно 80% всей затеи - изготовление модели. Поскольку модель уже была, оставалось немного.

Трёхлопасных винтов я раньше не лил, поэтому пришлось изготовить треугольную опоку. Она двухстворчатая, верхняя и нижняя часть стыкуются штифтами, для однозначной сборки половинок формы. Сляпана наскоряк из обрезков реек и фанеры на саморезах. В боковых фанерках по 2 отверстия для продувки углекислотой.

Технология литья в песчанно-жидкостекольную форму такова, что процесс изготовления формы по времени примерно совпадает с плавкой силумина в печи. Плавлю я в лабораторном муфеле в стальном ковше, примерно на 0.7.литра.

 Загрузив муфель, взялся за форму. Песок смешивается с жидким стеклом в соотношении 85 к 15 по обьёму и перемешивается в тазике. Формовочная смесь становится слегка липкой и "пушистой". Не утрамбовывая, заполняется нижняя часть опоки, туда вдавливается винт. В итоге, в месте контакта с моделью, смесь уплотняется. Пока смесь податлива, можно поправить в форме непонравившиеся участки. Затем, форма продувается углекислотой. Я для этого использую 10-л баллон с редуктором и пистолетной насадкой с клапаном. Форма продувается через верхнюю поверхность и отверстия в стенках опоки. Через минуту смесь "встаёт". Далее надо при помощи ножа или отвёртки подрезать участки формы, которые могут помешать извлечению модели, т.е. соблюсти литейные уклоны. Поверхность нижней формы вместе с моделью припудривается графитовым порошком, ставится верхняя часть опоки. С верней опокой проделывается всё то же самое. После продувки верхней формы, опока аккуратно разъединяется. Модель (винт) извлекается из формы. В верхней половинке по месту сверлится отверстие под литник, а снаружи он расширяется ножом в воронку. Жидкостекольная форма не требует никаких выпаров, т.к. абсолютно газопроницаема. Далее, форма собирается и ставится под заливку. Чтобы верхняя половинка не всплыла при заливке, её надо пригрузить подручными предметами.
 Далее, форма заливается силумином. Оптимальна температура литья - 770-800 градусов.  Торопиться с открытием формы опасно, т.к. теплопроводность стенок формы очень мала и тепло при кристаллизации отводится в основном через литник. Примерно через полчаса можно разбирать форму и выколупывать из её обломков отливку.
 Отливка на первый взгляд пугает огромным количеством дефектов, но бояться этого не надо, ибо все они представляют собой выпуклые пупырышки, которые одним касанием торцовой книжки быстро устраняются. А внутренних дефектов и нету. Можно лить и сразу "начисто", но мероприятия по отделке поверхности формы удваивают работу и я этим не занимаюсь.
 Главным гемором в данной затее было уменьшить диаметр и длину ступицы винта. Это было сделано при помощи Большого Электрического Напильника (фрезерного станка с делительной головкой) токарного станка и торцовой книжки. Профили лопастей доводились на точиле при попощи последней. Под втулку ступицы было просверлено отверстие 14 мм.
 После чего, винт был покрыт твёрдым анодным покрытием в охлаждённой до -10 град. анодной ванне.

В отверстие запрессовывается с натягом латунная втулка.

Затем - шпаклёвка дефектов ( Боди-Фибер со стеколволокном) мокрое вышкуривание вручнуюи и покраска (Мобихил металлик).

 Получилось нарядно. Если испытания подтвердят правильность основных параметров винта, сниму пару клонов, ибо переделка ступицы отняла большую часть времени по отделке отливки.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ЗАК

  • Сообщений: 3547
  • Уважуха: +351/-148
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Гидротурбина
« Ответ #52 : 28 Марта, 2009, 02:59:49 »
Решусь, наконец, задать вопрос по данным в таблице испытания генератора на стр.2 этой темы.

Частота вращения приведена - для первичного вала мультипликатора (шпинделя станка) или для вала генератора?

Реакция и, далее, момент - для первичного вала (судя по фото - так)? 
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Илья МГУ

  • Сообщений: 3473
  • Уважуха: +344/-167
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Гидротурбина
« Ответ #53 : 28 Марта, 2009, 10:20:42 »
Решусь, наконец, задать вопрос по данным в таблице испытания генератора на стр.2 этой темы.

Частота вращения приведена - для первичного вала мультипликатора (шпинделя станка) или для вала генератора?

Реакция и, далее, момент - для первичного вала (судя по фото - так)? 

Всё для первичного вала. Обороты в минуту считаны с лимба коробки скоростей станка.
 Был удивлён низким к.п.д. всей цепочки.
« Последнее редактирование: 28 Марта, 2009, 10:22:22 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Алекс М560

  • Сообщений: 4063
  • Уважуха: +288/-79
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Гидротурбина
« Ответ #54 : 28 Марта, 2009, 10:45:26 »
Суперский винт! Илья, а вот насчет получасовой выдержки в форме после залива... Я как раз на днях на Чипмейкере читал тему про самостоятельную отливку из лома люминя заготовок под токарку, и там дядьки пишуть, что медленное охлаждение - зло. Ибо дает крупнокристаллическую структуру слитка, с малой прочностью. Рекомендуют ускорять.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3473
  • Уважуха: +344/-167
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Гидротурбина
« Ответ #55 : 28 Марта, 2009, 11:19:26 »
...насчет получасовой выдержки в форме после залива... Я как раз на днях на Чипмейкере читал тему про самостоятельную отливку из лома люминя заготовок под токарку, и там дядьки пишуть, что медленное охлаждение - зло. Ибо дает крупнокристаллическую структуру слитка, с малой прочностью. Рекомендуют ускорять.

 Можно и меньше получаса. Главное - дать закончится кристаллизации. В былые времена я испортил пару отливок из-за нетерпеливости. Разбивал форму, а там каша. Теперь не тороплюсь. Теплопроводность такой формы как у пенопласта, очень трудно угадать.
 Быстрое охлаждение имеет одну проблему. Охлаждать можно только с литника, поскольку всё остальное в форме. Если сразу начать этим заниматься, то металл в литнике встаёт первым, и усадка происходит в произвольном месте внутри формы. Я всегда расковыриваю большую воронку для заливки, чтобы там вмещалось побольше металла. При больших отливках ещё прикрываю её стеклотканью. Это надо для того, чтобы кристаллизация начиналась "снизу -вверх", а не наоборот. Термообработку можно делать и после литья, при температуре не выше 500 гр. Честно говоря, я этим не занимаюсь. Термообработка делает металл более вязким и неудобным для механической обработки, а прочности добавляет немного.
 Вообще, силумин - не такой уж и отстой, как принято считать. Каждый раз в этом убеждаюсь, когда на прессе ломаю силуминовые детали под загрузку в муфель. И анодируется божественно, лучше всех остальных сплавов.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ЗАК

  • Сообщений: 3547
  • Уважуха: +351/-148
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Гидротурбина
« Ответ #56 : 28 Марта, 2009, 14:14:35 »
Решусь, наконец, задать вопрос по данным в таблице испытания генератора на стр.2 этой темы.

Частота вращения приведена - для первичного вала мультипликатора (шпинделя станка) или для вала генератора?

Реакция и, далее, момент - для первичного вала (судя по фото - так)? 

Всё для первичного вала. Обороты в минуту считаны с лимба коробки скоростей станка.
 Был удивлён низким к.п.д. всей цепочки.

Тогда -  чтобы снять желаемые полторы сотни ватт, надо иметь обороты ротора около тыщи в минуту (из таблицы). Шаг винта 170мм при скорости лодки 11км/ч  вдвое больше, чем надо бы для достижения нужной частоты вращенья.
« Последнее редактирование: 28 Марта, 2009, 14:16:56 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Илья МГУ

  • Сообщений: 3473
  • Уважуха: +344/-167
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Гидротурбина
« Ответ #57 : 28 Марта, 2009, 16:31:19 »
Тогда -  чтобы снять желаемые полторы сотни ватт, надо иметь обороты ротора около тыщи в минуту (из таблицы). Шаг винта 170мм при скорости лодки 11км/ч  вдвое больше, чем надо бы для достижения нужной частоты вращенья.

Боюсь, ты ошибся. Вот новая таблица. Обороты снимал с графика, по мощности из правой графы (N/4). Закрашенная зона - завал характеристики генератора из-за насыщения сердечника. Отсюда и скольжение меньше единицы. Реально, на этих режимах он будет выдавать чуть за больше, чем последняя незакрашенная графа.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ЗАК

  • Сообщений: 3547
  • Уважуха: +351/-148
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Гидротурбина
« Ответ #58 : 28 Марта, 2009, 20:17:01 »
Может и ошибаюсь. Тем более, что не все понимаю в таблице и это вселяет неуверенность.
Неясно, например, что названо "поступью". У поступи не бывает такая размерность (м/с) и значения странные..

"ПОСТУПЬ ВИНТА, расстояние, которое ... винт действительно проходит за один оборот ... Поэтому поступь винта называется еще действительным шагом винта. " [словарь терминов] 

У меня выходит, что сильно быстрее, чем 500 об/мин  винт с шагом 165мм при скорости лодки 11км/ч не раскрутится. Я учитываю, что для снятия мощности винт должен замедлять поток (по Бетцу и Жуковскому) и иметь дрейф (скольжение) для обесп. ненулевых углов атаки. Ошибку видишь здесь?  Или в том, 500-от оборотов не хватит для выдачи 140 ватт?

Уточни пожалуйста, пожалей..
« Последнее редактирование: 28 Марта, 2009, 23:12:52 от ЗАК »
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Никанор Воронежский

  • Пользователь забанен
  • Сообщений: 5587
  • Уважуха: +234/-318
  • Анша Абдуль
  • Название: Торнадо был.
  • Тип: Сейчас Ямаха ттр-250
Re: Гидротурбина
« Ответ #59 : 28 Марта, 2009, 20:33:21 »
Илья, сколько времени надо продувать "кислотой", там не надо давления, просто что бы она была? Заранее спасибо. Я лил в гипс но он бывает трещит (почти всегда).