f Эгейское, знакомство с Мельтеми
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Эгейское, знакомство с Мельтеми  (Прочитано 20229 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Эгейское, знакомство с Мельтеми
« : 12 Марта, 2009, 18:13:48 »
Решил написать немного о плавании прошедшего 2008 года, несмотря на то, что оно не совсем укладывается в формат данного сайта. Но Эгейское море уже на протяжении нескольких лет «осваивается» туристами-парусниками, так что может быть кому-то это и окажется полезным.
Наивно считая себя законопослушными гражданами, мы (экипаж Попандополы в составе четырех человек) слишком поздно взялись за таможенное оформление путешествия, и благодаря «бдительности» российской таможни запланированное плавание вдоль побережья Турции, от Мраморного до Средиземного моря не состоялось. Дабы не профукать лето, оценив свои возможность и наличие виз, взяли на три недели в бар-бот чартер 36-футовую яхту в Афинах, намереваясь отправиться в плавание по Кикладскому архипелагу, что в самом центре Эгейского моря.
Но рассказ не о путешествии, а о море. До этого года я полагал, что Эгейское море это что-то такое лазурно-ласковое, где неспешно плавают аргонавты, а ленивые греки на островах пьют молодое вино, закусывая козьим сыром и оливками, и танцуют голливудско-греческий сиртаки. О районе же предполагаемого плавания знал только то, что было опубликовано на этом сайте и не противоречило общим представлениям об Эгейском море. 
Первые сомнения закрались еще в Москве, во время спешной подготовки. Пытаясь собрать максимум сведений о районе Киклад, я наткнулся на русскоязычную страницу сайта крупной немецкой чартерной кампании Charterpartner, где было написано буквально следующее:
 
Греческие острова в Эгейском море, называемые также Кикладскими островами, являются одним из самых ветреных районов мира и рекомендуются для опытных яхтсменов, любителей спортивного плаванья.

Одним из самых ветреных…в мире! Вот те на! А мы то собрались заниматься на этих островах «пляжным яхтингом» в самом непотребном виде – валяться под парусом пузом вверх, попивая греческое вино. Решили, что немцы что-то путают (а как же тогда мыс Горн, тихоокеанские тайфуны и «ревущие сороковые») и отправились. Штормовую одежонку, правда, все же прихватили.
Все стало на свои места после знакомства с лоцией (Sea Guide), которая поясняла такое местное сезонное явление, как Мельтеми. Суть его в следующем. Устойчивое распределение атмосферного давления над этим районом в летние месяцы  (точнее – с конца мая по конец октябрь) выглядит так: область повышенного давления над Балканским полуостровом (Балканский антициклон) переходит в область относительно пониженного давления над восточным средиземноморьем. «Порог» проходит с севера на юг как раз по середине Эгейского моря, вызывая в этот период года устойчивые и весьма сильные ветры северной четверти. Ветер этот начинается обычно с восходом солнца, достигает максимальной силы к 14 часам и стихает с закатом. Ночью, обычно, устанавливается штиль. Сила ветра в районе Кикладского архипелага составляет 3-6 баллов по шкале Бофорта, нередко 8-9 баллов. Наибольшую силу и частоту мельтеми набирает в пик солнечной активност – в  июле-августе, к концу октября он спадает, постепенно сменяясь южным муссоном и зимними штормами.
Возникает мельтеми при абсолютно ясной погоде. Интересно, что предвестники сильного ветра примерно такие же, как и байкальской «горной». Висящие над островами кучевые облака хорошей погоды вдруг опускаются, закрывают вершины гор и клочьями скатываются вниз по склонам. Подобными предупреждающими картинками с нахлобученными на вершины гор облаками пестрит лоция.
В районе Кикладских островов мельтеми развозит волну от 2-3 до 3-4 метров.
В несколько ослабленном виде мельтеми «достает» западное побережье Турции и прилегающие к нему восточные греческие острова – от Лесбоса до островов Додеканиса и Родоса. Но благодаря относительно более спокойному норову (из-за удаленности от «эпицентра»), а главное – большей изрезанности и  защищенности акватории это место считается «яхтенным раем». Вот и тот же  Charterpartner пишет:

Острова Додеканиса предлагают хорошую возможность сочетать спортивное плаванье между островами и короткими плаваньями в Турцию, что делает плаванье приятным и для новичков и для опытных яхтсменов.

Получалось, что мы отправились в «неприятное» плавание. Сейчас могу сказать - конечно же нет! Хотя многое было и не так, как мы полагали до начала путешествия. Эгейское море действительно сказочно лазурное, но эпитет «ласковое», во всяком случае летом на Кикладах, можно было применить к нему всего ограниченное кол-во  раз. В остальное же время… Раза три нашего 11-метрового 5,5-тонного «Ясона» (Gib Sea 362) практически клало парусами на воду порывами ветра более 40 узлов, дважды бросило в брочинг на 3-4-метровой волне, а сколько раз утренний завтрак просился за борт – и сосчитать трудно. И это не гоночная, это чартерная, т.е. «туристическая» яхта, почти для «чайников». Что-то, конечно, можно списать на отсутствие достаточного опыта и незнание «местных обычаев», но тем не менее… замечали, что мы не одни выплескиваем излишки адреналина.  Кстати, наша Gib Sea 362  оказалась чуть ли не самой маленькой из бороздящих эту акваторию яхт. В афинской  марине Алимос базируется более тысячи чартерных лодок, большинство от 40 до 50 футов длинной, таких, как наша, видели всего несколько штук. Есть, конечно, маленькие рыбацкие и прогулочные лодки и катера, но ходят они только у береговой полосы или в заливах. Знают греки, на каком море живут.
Есть еще способ «бороться» с сильным мельтеми, если не закладывать протяженных маршрутов. Ходить ночью или раним утром, до того как ветер разгонит большую волну, многие этим пользуются. Ну а в перерывах –  греческая островная цивилизация – Кикладские острова. Кстати, Киклады – это Cycladic, т.е. круговые, расположенные крУгом. Но острова – это тема отдельного рассказа.

В заключении статистика ветра за период плавания, с 27сентября по 19 октября.       
Штиль – 2  дня;
Ветер до 2-х баллов разных (преимущественно N и S) направлений – 5 дней;
Ветер северной четверти силой 3-4 балла, стихающий к ночи (мельтеми) – 6 дней
Ветер северной четверти силой 5-6 баллов, стихающий к ночи (мельтеми) – 6 дней;
Северный шторм силой 7-8 баллов – 2 дня;
Южный шторм силой 7 баллов – 2 дня.
Шторм отличается тем, что происходит при пасмурной (циклон) погоде и не стихает ночью, разгоняя  бОльшую волну. Во время шторма не ходят паромы, связывающие все греческие острова.
Все в полном соответствии с Си Гьюд на период сентября-октября. Не самых, как считается, ветреных месяцев.
 
В общем, правы оказались яхтсмены, называющие Эгейское море э-ге-гейским.

Иллюстрации:
Pic 1 – район плавания;
Pic 2 – страница из лоции, поясняющая явление «мельтеми»;
Pic 3 – парусный кайф. Скорость 8-9 узлов, ветер 30 узлов без волны, у подветренного берега полуострова Аттика;
Pic 4 – так из моря появляются греческие острова;
Pic 5 – ночная панорама Эрмопулиса (о.Сирос) – столицы Киклад.
Pic 6 –шторм в Эгейском море. Остров Наксос;
Pic 7 – кальдера взорвавшегося в XV веке до н.э. вулкана Тира (о. Санторин).


Stan_NSK

  • Сообщений: 2682
  • Уважуха: +105/-68
  • Название: Шаман
  • Тип: ФГ-22
  • Номер: НС5
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #1 : 12 Марта, 2009, 18:40:41 »
Интересно :) А если идти южнее Крита? И этот Sea Guide существует в Сети?
Станислав Березкин, ФГ-22 "Шаман", НС5,  г. Новосибирск
http://www.i-transat.com/
http://www.moya-planeta.ru/clubmembers/view/45999/

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #2 : 13 Марта, 2009, 15:28:41 »
Южнее Крита - это уже Средиземное, мало что об этом знаю.
Насчет Сети - не думаю, я,  во всяком случае, ничего не нашел. Да и лоция эта -  только по Эгейскому - несколько томов цветного хорошо иллюстрированного издания. Ее проще купить на месте, нужный том.
Вот если только наше родное, ГУНиО-вское, поискать.

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #3 : 13 Марта, 2009, 17:52:13 »
Греческие острова в Эгейском море, называемые также Кикладскими островами, являются одним из самых ветреных районов мира и рекомендуются для опытных яхтсменов, любителей спортивного плаванья.
Вот это да! Действительно неожиданно. А как в плане общей эстетики? Природа там сильно цивилизованная?
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране

Stan_NSK

  • Сообщений: 2682
  • Уважуха: +105/-68
  • Название: Шаман
  • Тип: ФГ-22
  • Номер: НС5
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #4 : 13 Марта, 2009, 18:33:51 »
Вот если только наше родное, ГУНиО-вское, поискать.

Его и искать не надо, тыщи 4-5 полный комплект с доставкой в Мапцентре :)
Станислав Березкин, ФГ-22 "Шаман", НС5,  г. Новосибирск
http://www.i-transat.com/
http://www.moya-planeta.ru/clubmembers/view/45999/

Евгений

  • Сообщений: 4421
  • Уважуха: +183/-78
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #5 : 13 Марта, 2009, 18:42:09 »
Олеся, грческие острова и Кипр безлесные, голые  плоскогорья. Тем более после Шантар там скучно! Самые красивые острова это Шантары!   Только в плане прикосновения к легендам Древней Греции  можно посетить эти острова.
« Последнее редактирование: 13 Марта, 2009, 19:45:54 от Евгений »

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #6 : 13 Марта, 2009, 20:45:45 »
Евгений прав. Сами острова как "природа" большого впечатления не производят (с Шантарами уж точно не сравнить). Кроме того, они компактно цивилизованы. "Компактно" в смысле живут греки  компактными поселениями, а поселения эти сказочные. Не оставляло ощущение чего-то ненастоящего, игрушечного (рис.8).
Прикоснуться к легендам Древней греции... Если бы не англичане... Сами греки не очень чтят свои древние корни. Это англичане нашли на Кикладах, на Милосе, в огороде у грека Венеру Милосскую. Из этих островов только на Делосе сохранились древние памятники (спасибо ЮНЕСКО). Зато есть более поздние венецианские и генуэзские замки (рис.9, 10) и греко-византийские постройки.  А древнегреческими колоннами нынешние греки балконы подпирают (рис.11). Но главное это все же МОРЕ.

Евгений

  • Сообщений: 4421
  • Уважуха: +183/-78
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #7 : 13 Марта, 2009, 21:45:10 »
Александр , поздравлю с успешным плаванием. Теперь у вашей команды завидная обширная география. И мне кажется, что после этого плавания,  для вас, да и для нас, открываются новые пути путешествий. То есть смысл держаться только за разборные суда  уже теряется. Если этот маршрут можно пройти на яхте, почему бы и не пройти.
Предполагаю, что это даст старт новой дисскуссии - есть смысл идти на яхте, когда есть наша надувашка. Или есть ли смысл идти на надувашке, если можно на яхте в чартер. А?

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #8 : 14 Марта, 2009, 03:07:34 »
Или есть ли смысл идти на надувашке, если можно на яхте в чартер. А?

Ну, я бы сказал, что вопрос так не стоит! Для меня, например, это "две большие разницы". Если вас интересут плавание ПО МОРЮ или ЧЕРЕЗ МОРЕ, то я бы выбрал более надежную и мореходную яхту (спортивные достижения и рекламные акции не рассматриваю). Если больше интересует прибрежное плавание, позволяющее вблизи созерцать берега и острова с возможностью залезть в понравившуюся необорудованную бухточку или речку - выбор за чам-то мелкосидящим, лучше за многокорпусным. Разборность - это уже второй вопрос и дань нашей необъятной стране.
Лично мне ближе второе, именно поэтому лет 25 назад я ущел из "яхтинга". Хотя каждое из этих времяпровождений интересно и имеет право быть.

Олеся Ильина

  • Сообщений: 513
  • Уважуха: +70/-62
  • www.narval-sail.ru
Re: Эгейское, знакомство с Мельтеми
« Ответ #9 : 14 Марта, 2009, 06:30:19 »
Самые красивые острова это Шантары! 
А вот то-то же! :)))) Имхо в мире много самых красивых островов, Шантары - одни из таких. 
У меня стойкое ощущение что в Средиземке на чартерной яхте проще - вся эта кухня хорошо развита, формальности откатаны, марин много, и дешевле должно получиться - с учетом расходов по доставке и растаможке надувнухи.. В твоем походе, Евгений, как мне показалось, очень много сил вы тратили на борьбу с бюрократией, и автоматами вас гоняли, и в целом постоянно напряжение - по отчету так отложилось. А с твоим размахом всяко нужно яхту, футов эдак 60. Или катамаран, вот такой http://www.omegasails.com.ua/site/img/sprey_1.jpg Хотя наверное и в Средиземке можно хороший надувной маршрут придумать, при желании. Скажем, полазить по побережью Корфу, что-нибудь в этом духе.
www.narval-sail.ru - на мыс Горн на разборном катамаране