f Примочки для подъема переворотом :)
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Примочки для подъема переворотом :)  (Прочитано 57274 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Никанор Воронежский

  • Пользователь забанен
  • Сообщений: 5587
  • Уважуха: +233/-303
  • Анша Абдуль
  • Название: Торнадо был.
  • Тип: Сейчас Ямаха ттр-250
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #40 : 17 Декабря, 2008, 13:15:42 »
 ;D ;D ;D Да нет, я с 82...мы больше по кислоте.... :D

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 1684
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #41 : 18 Декабря, 2008, 01:29:59 »
А спас тали постоянно заведены или прицепляются по необходимости? И куда они заведены? За подробностими к Ю. Яковлеву :) Но он тут бывает редко.
Этот вопрос Юре я как то не задал :) но точно не от мачты. Судя по рисунку за отодвигание понтона отвечает еще один рычаг. А вес в 20-30 кг я и имел в виду на один понтон сори что не уточнил.
Теоретически, можно нести понтоны поднятыми постоянно, т.к. между ними можно чудный тент натянуть. Правда нести такой тент в сильный ветер .... зато понтоны можно будет часто проверять :).
А вообще, Юра хотел добиться, чтоб сложенный понтон откидывался сам по мере крена лодки.

Откидывался сам по мере крена... Крен на катамаранах нарастает быстро после выхода за пределы начальной остойчивости. Думается, что такая конструкция должна иметь скорость срабатывания до 2 секунд.
На тримаране начальные крена больше, но сам переворот происходит медленнее.
Конструкцию можно привести в действие пневматически, все то-же что и с подушкой только газа надо больше со всеми проистекающими проблемами. Электропривод ненадежен.

 Но ведь понтоны даже не поднятые, расположенные за бортом несколько выше уровня палубы( при разном расположении) - могут работать обвесами, спинкой для опоры при сидении, скамейкой для откренки, они увеличивают объем баллонов и входят в воду при крене вызывая увеличение поперечной остойчивости. Так что фик с ней, с автоматикой. Главное топовая подушка. Если лодка легла на бок, остается открыть пневмоклапан и смотреть как система понтонов ставит лодку на ровный киль. Не забыть предварительно бросить плавучий якорь. После лодка на плавучем якоре никуда не денется. Понтоны опускать не обязательно (лодка превращается в полимаран-неваляшку), а паруса можно сбросить и рулить к ближайшему берегу. Можно реанимировать мотор и пр.

Лично я присутствую в этой теме потому, что по безопасности многокорпусников после переворота ничего не известно широкуму кругу любителей. Многочисленные классики описывали великолепную применимость надувных многокорпусников для походов, достаточно почитать Перегудова и д.р.

Вот например выдержка из инструкции на Тайфун:

______________________________________________
11. Действия экипажа в случае переворота катамарана.
Обычно переворот катамарана происходит при сильном ветре. В такую погоду следует выходить на воду только при достаточном опыте управления катамараном. Если, все же Вы перевернулись, на катамаране, то не нужно паниковать и приять все меры чтобы все члены экипажа выбрались из под перевернутой лодки. Если переворот произошел на мелководье то катамаран перевернется не полностью и в этом случае восстановить его на ровный киль, силами экипажа будет проще. Если глубина была большая и катамаран перевернулся полностью то восстановление его займет гораздо больше времени. В любом случае все действия экипажа должны проводиться по одному плану:
1. Убедиться что все члены экипажа выбрались из воды на перевернутую лодку.
2. Освободить все шкоты парусов из стопоров.
3. Если стоял спинакер, отдать фал спинакера
4. Если аварийные фалы небыли заведены, то необходимо достать шкоты стакселя .
5. Встать на подветренный борт и держать за веревку заведенную на наветренный борт начать медленно отклоняться назад и тянуть наветренный борт на себя.
6. После того как катамаран одним бортом оторвется от воды дойдет до положения «мачта на воде», матрос должен забраться на шверт и продолжать операцию постановки катамарана, постепенно отходя к окончанию шверта. Рулевой должен остаться на нижнем поплавке. После отрыва мачты от воды катамаран начнет быстро восстанавливаться на ровный киль. Ни к коем случает нельзя отпускать веревки за которые вы держались, пока вы не схватитесь за любую деталь катамарана Рис. 29. Может произойти так, что все члены
экипажа катамаран окажутся под палубой катамаран. Помните, что забираться на катамаран удобнее с кормы и обязательно с наветренного борта, чтобы катамаран не перевернулся снова
Если Вы не можете восстановить катамаран с мачтой, тогда следует отвязать мягкие (или перерезать) талрепы носовых вант и штага. Когда мачта выйдет из крепления и повиснет на кормовых вантах, проделайте вышеописанные операции для восстановления катамарана на ровный киль. После восстановления вытащите мачту с парусами из воды. Снимите паруса и двигайтесть к ближайшему берегу на веслах.
_______________________________________________

Неопытный рулевой купив катамаран и прочитав инструкцию считает, что в случае оверкиля он легко может справиться с проблемой ( а как-же еще - вот черным по белому написано что делать). На практике катамараны переворачиваются исключительно редко, поэтому до отработки своих действий никогда не доходит. Например этим летом (есть фильм) у Степановых на Ладоге перевернулся Тайфун. Результат виден в фильме: поднимали почти час с помощью 2 моторок и сломали мачту. Предположим что аналогичный катамаран перевернулся посередине перехода к Вааламу? Силами экипажа его ни за что не подняли-бы, потому что вода холодная, лодка груженая и с парусами.  Даже если идет группа - внезапно налетающий на Ладоге туман скроет лодку от остальных, и найти ее будет очень проблематично даже применяя джипиэсы и телефоны. Предположим лодку после долгих поисков нашли - в лучшем случае снимут экипаж, если найдется катамаран на котором поместятся дополнительно три человека. Достать из под перевернутой лодки одежду в гермах может не получится,( не надо забывать, что если произошел оверкиль то погода скорее всего портится и идет волна не меньше 1 метра). Мотор под водой, причем головой внизу, в бензобаке вода. Самый оптимистичный результат - мокрая и голодная, морально сломанная группа прибывает через три часа на берег. Катамаран, вещи, снаряжение  потеряно, ну и чего дальше делать (надеюсь хоть деньги и документы капитан держал в гермопаке на шее, а также телефон, джипиэс)? Садится на попутку и мотать домой, поход накрылся. Шторм может длится несколько дней и найти лодку просто нереально. (Если только на шверте  не висит световой и радио маячек)  Но обратите внимание: в этом описании слишком много допущений что все пойдет как надо. Что при оверкиле никто не пострадает, что связь не промокнет, что лодку найдут, людей примут, а погодные условия помогут добраться до берега. Но вариант развития по сценарию "Черной каракатицы" гораздо реалистичней (а ведь это всего лишь Простор и всего лишь на Волге). Известны случаи, когда никто не мог снять людей с терпящей бедствие лодки (в пределах прямой видимости с берега), потому что погода не давала.

Итак, расширяя границы темы можно утверждать, что проблема  "системы для восстановления лодки на ровный киль" касается не только крупных, но и мелких катамаранов, начиная от размера Простора. Мелким даже сложнее - они никогда не возят с собой спасательных плотов. И какая собственно разница сколько такая система будет весить? Нам уже давно плевать что лодка весит более 200 кг, а с мотором, гернератором, камбузом и гальюном... Да пусть "система" весит еще  треть пустой лодки (меньше плота, кстати), ну и что? Зато эта система позволит продолжить поход и не потерять лодку или хуже того, людей.
« Последнее редактирование: 19 Декабря, 2008, 12:39:18 от Arkadiy73 »
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #42 : 18 Декабря, 2008, 02:20:38 »
Все же, мне кажеться для маленьких/легких катамаранов более приемлемо топовая подушка и подъем перекосом мачты (катамараны до 500 кг на ходу), да, еще пожалуй без пирамиды - т.к. пирамида сильно сокрашает диапазон возможных перекосов мачты без вероятности потерять ее при подъеме.
Для более тяжелых катамаранов такой метод уже сложно выполним и имеет смысл подробно рассмотреть Юрин (хотя конечно наверняка не он родоночальник) или какой другой способ.
Цитировать
Крен на катамаранах нарастает быстро после выхода за пределы начальной остойчивости.
ну дык и что ? ИМХО при крене в 45гр понтон уже должен "отстрелиться" и занять рабочее положение - ну а как это будет сделано - творчество конструктора.
По поводу - опытности/неопытности - эт зависит просто от степени здравости мысли. Я например загрузив Кайман по походному перед выходом в поход сказал своему экипажу - а теперь валим его на бок и пробуем поднять на земле. Пропыхтев пол часа, облазив и оппрыгав несчасную лодку убедились - в этой конфигурации нам его не поднять. Прикинули что и как можно отцепить - нарезали концов привязали гермы попробовали вариант - режем все с верхнего баллона и пусть оно болтаеться на веревках в воде. Распределили роли (14 летний юнга лезет наверх и срезает укладку мы висим на откренке) попробовали - поднимаем :) . Так что затратив на берегу 1 час (ну чуть больше - все равно меньше чем лодку собирали) получили не только уверенность что мы ее поднимем, но и знание как именно и кто чем будет заниматься. Можно конечно сказать, что на воде все будет совсем не так - но тем не менее, уверенность в своих силах (не путать с самоуверенностью) и знание что делать как минимум не вгонят экипаж в панику, а значит шансы на благополучный исход (даже если таки не поднимем) повышаються (Юнга после похода жаловался - что весь поход ждал переворота, и как то ему даже обидно ...). Так что - примочки примочками - но один раз прогнать экипаж на берегу или на мелководье (как было с Перчиком) на полностью груженом катамаране по мероприятиям подъема это необходимость (ИМХО даже для Крейсеров, если конечно у них это мероприятие не состоит только из выброски ПСН)

Максим Мальков

  • Сообщений: 1633
  • Уважуха: +179/-68
  • СП 1
  • Название: Мазай-трим
  • Тип: Тримаран
  • Номер: СП-1
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #43 : 18 Декабря, 2008, 03:35:31 »
В  инструкции для переворота сказано что ,,забираться на катамаран удобнее с кормы и обязательно с наветренного борта, чтобы катамаран не перевернулся снова,,
но в этом случае экипаж является плавучим якорем ,катамаран становится курсом фордевинд,или галфвинд,набирает ход , и не каждый сможет в этих условиях его удержать .На ,,Печени ,,в моем фильме есть тому наглядный пример Бороды, когда его потащило,он рисковал остатся без штанов.
Предлагаю забиратся с носа,в этом случае кат ведет себя гораздо спокойней.
Делаю тримараны, разные,обращайтесь.

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 1684
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #44 : 18 Декабря, 2008, 03:39:20 »
Сидушка Алекса М560 - где то рядом с понтоном. Надо только на ней надувные емкости закрепить. При нарастании крена емкость входит вводу и увеличивает остойчивость. Если лодка легла на бок, их можно поднять как раз в нужное положение. Добавить тросик снизу для ограничения высоты подъема.

http://gik.fordak.ru/index.php?action=dlattach;topic=2936.0;attach=7672;image
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3285
  • Уважуха: +296/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #45 : 18 Декабря, 2008, 04:03:29 »
Почему-то рассматривается вариант опрокидывания исключительно через борт. По моим наблюдениям, в путешествии случай практически невозможный.
 ИМХО: следует в первую очередь рассматривать наиболее вероятное ч.п. - переворот через носы или скулу на полных курсах.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3309
  • Уважуха: +113/-68
  • Тип: пешеход
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #46 : 18 Декабря, 2008, 09:55:04 »
В  инструкции для переворота сказано что ,,забираться на катамаран удобнее с кормы и обязательно с наветренного борта, чтобы катамаран не перевернулся снова,,
но в этом случае экипаж является плавучим якорем ,катамаран становится курсом фордевинд,или галфвинд,набирает ход , и не каждый сможет в этих условиях его удержать .
Чтобы этого не происходило, из положения "экипаж плавает" руль кладется на привод, и катамаран никуда не уезжает. После того как залез первый, катамаран носом к ветру удерживает он.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #47 : 18 Декабря, 2008, 14:24:49 »
Почему-то рассматривается вариант опрокидывания исключительно через борт. По моим наблюдениям, в путешествии случай практически невозможный.

Да очень просто, Илья. Т.к. продольная статическая остойчивость надувных судов заметно выше поперечной, а все, кто рассматривают варианты восстановления, в лучшем случае видили переворот только на гладкой воде. Поэтому в голову и не проходит что можно опрокинуться через нос, да еще на полном курсе, а тем более представить, что на волне именно так и происходит.

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 1684
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #48 : 18 Декабря, 2008, 23:43:16 »
Почему-то рассматривается вариант опрокидывания исключительно через борт. По моим наблюдениям, в путешествии случай практически невозможный.
 ИМХО: следует в первую очередь рассматривать наиболее вероятное ч.п. - переворот через носы или скулу на полных курсах.

Опрокидывание через борт вполне возможно.
Если катамаран опрокинется через нос и ляжет топовой подушкой на воду, то он в любом случае не будет плаввть носами вниз. Волна опрокинет его на бок. Поэтому все процедуры восстановления - из положения "на боку".
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3285
  • Уважуха: +296/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #49 : 19 Декабря, 2008, 11:54:09 »
Да очень просто, Илья. Т.к. продольная статическая остойчивость надувных судов заметно выше поперечной,

Не согласен категорически. Как сказано в писании, катамараны с L/B<3 имеют продольную остойчивость меньше поперечной. Для 3-х не проверял, но у моего (ок.2-х) продольный метацентр выше поперечного на треть. Кроме того, в суперкниге описаны жёсткокорпусные лодки. В надувных ситуация усугубляется малым объёмом носовых оконечностей.

Положение "носами вниз" и опора в виде топового поплавка устойчивое. Я случайно видел по ТВ как команда круизёра метров в 15 пытается положить лодку на борт. Сюжет был короткий и не об этом, но приходит на ум цитата из "Цусимы": "...с таким же успехом стайка тараканом могла бы попытаться перевернуть таз с водой".

Главное: никакие бортовые баллоны на консолях от такого переворота не помогут.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

 

Anal