f Примочки для подъема переворотом :)
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Примочки для подъема переворотом :)  (Прочитано 57320 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Примочки для подъема переворотом :)
« : 13 Декабря, 2008, 23:14:10 »
Излагаю 2 извесных мне способа подьема крейсерского катамарана примочками.
(точнее извесно больше, но эти наиболее технологичные)

Способ перекоса мачты

- На топе мачты есть подушка безопасности способная держать катамаран на боку
- на вантах, на высоте 1-1,5м сделаны кольца для спас-талей
- 2 спас-тали в 4-6 лопарей (рабочая длинна от 0,5 до 2,5м)
Технлолгия
После переворота кат ложиться на бок, принимаються меры по сбору и локализации рассыпаного экипажа и снаряжения после чего:
спас-тали крепяться к обоим вантам между кольцом на ванте и вант-путенсом. спас тали обтягиваються, ванты отстегиваються (можно отстегивать только ванту что сверху, не отстегивая ту, на которой лежим, особенно если вода холодная). Тянем спас-таль ванты на которой лежим, на противоположной отпускаем - мачта перекашиваеться утапливая подушку безопасности и в итоге, при угле перекоса 10-15гр кат встает сам. Мачту при этом выдергивает из воды но стоит она криво. Задача спас-талями выпрямить мачту (ту которую отпускали - обтягивать, противоположную отпускать) и пристегнуть ванты к вантпутенсам.
ДАЛЕЕ Запомнить кучу гемороя которого пришлось пережить и больше не переворачиваться на тяжелом катамаране :)
Способ хорош простотой инвентаря - плох тем, что в некоторых случаях, если потребны большие углы перекоса мачты, то частично отпущенная ванта уже может не удержать мачту при выдергивании ее из воды - кат то на ровный киль встанет, а вот мачта может упасть, так что тут надо персонально для каждого ката считать (ширина борта, угол вант, высота подушки и т.д.)

Способ рычагов с понтонами

этот способ в конструкциях крейсеров Юры Яковлева, так что с подробностями к нему.
Общий смысл в кратце
- Есть точка выше уровня палубы (вершина пирамиды)
- длинный каток на бортах имеет раму (2 трубки 20*1) и качающиеся рычаги от рамы к пирамиде
Технология
Будучи откинутыми вбок  рычаги выносят катки-понтоны за уровень обреза основных баллонов, и в случае опрокидывания кат встает на один основной баллон и один понтон, и т.к. понтоны шире основных - катамаран заваливаеться обратно на ровный киль. В случае, если кат перевернулся со сложенными понтонами, он ложиться на подушку безопасности на топе, после чего, спас-талями отжимаеться один из рычагов.
Примерно так. Хороший способ, но это +20-30 кг.
« Последнее редактирование: 13 Декабря, 2008, 23:36:31 от kun »

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4579
  • Уважуха: +284/-120
  • М554
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #1 : 14 Декабря, 2008, 00:06:32 »
Первый способ принципиально понятен, курю и думаю. Второй чёта не вкурил... Можешь с рисунками? Тоже были мыслишки бортовые баллоны задействовать на оттяжках, но недокурил...
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #2 : 14 Декабря, 2008, 05:40:53 »
Можешь с рисунками? Тоже были мыслишки бортовые баллоны задействовать на оттяжках, но недокурил...

Лоцман

  • Сообщений: 1419
  • Уважуха: +50/-51
  • Пепелац
  • Тип: Альбатрос
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #3 : 15 Декабря, 2008, 14:40:34 »
не ясно, кто нырять будет :) и почему он вообще отожмется от корпуса.... 30 - 40 литров воздуха всеже...
Если ты прав, то я лев!

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #4 : 15 Декабря, 2008, 15:18:18 »
не ясно, кто нырять будет :) и почему он вообще отожмется от корпуса.... 30 - 40 литров воздуха всеже...
Нырять не будет никто, ибо оба варианта предусматривают работу с борта.
Если про отжимание от корпуса во втором варианте, то отжимаеться прнтон рычагом и спас-талью минимум в 4-6 лопарей так как объем понтона должен быть минимум половину полного водоизмещения.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #5 : 15 Декабря, 2008, 15:31:13 »
Способ рычагов с понтонами

этот способ в конструкциях крейсеров Юры Яковлева, так что с подробностями к нему.
Общий смысл в кратце
- Есть точка выше уровня палубы (вершина пирамиды)
- длинный каток на бортах имеет раму (2 трубки 20*1) и качающиеся рычаги от рамы к пирамиде
Примерно так. Хороший способ, но это +20-30 кг.

Ради интереса оценил схему и получается, что при выполнении определенных условий она действительно может сработать, как минимум в экспериментальном варианте и при умеренном водоизмещении судна.
Например, если точка подвески маятника возвышается над мостом примерно на полуширину лодки (как раз как у Кулика или питерских гигантов), то при водоизмещении снаряженной лодки без экипажа 500 кг объем емкости, которую надо впердолить в воду для постановки в вертикальное положение (как на рис.1) составляет 150-200 литров.  Не мало, но и не очень страшно. Не знаю, можно ли ходить под парусом с такими растопыриными в разные стороны баллонами, но подняться на них, хотя бы по относительно гладкой воде, можно. Натяжение впердоливающей тали, заведенной к топу мачты, будет 250-300 кг, тоже не очень страшно. Сжатие рычага маятника 350-450 кг, тоже разумно. Вот только после приведения в действие устройства с емкостями, лежащими в штатном варианте на палубе, лодка сама на ровный киль встанет вряд ли (рис.1).  Но тут на ловкость экипажа можно рассчитывать (пусть лезут на шверт на высоту 1,5-2 метра), или что ветер развернет трамплин в свою сторону и поможет. Либо длину маятников можно увеличить, чтобы емкости не на палубе лежали, а с бортов свешивались. Заодно кранцы хорошие получаться.
Остается вопрос, но чисто технический. Вершина пирамиды это «точка». Чтобы обеспечить устойчивость маятниковой системы в продольном направлении придется городить серьезный узел. Да и вся система, имеющая необходимую прочность и жесткость, да еще в двойном исполнении вряд ли уложится в 20 кг. Хотя весом давно уже мало кого испугаешь.




  

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #6 : 15 Декабря, 2008, 15:37:06 »
так как объем понтона должен быть минимум половину полного водоизмещения.
Если не больше, однако. Видимо, придется его надувать уже после переворота?
А вариант с размещением спрямляющего баллона на корме не лучше?
Стационарная кормовая балка со сдутым баллоном сверху. После переворота надуваем его либо насосом высокого давления, либе из баллона со сжатым водухом.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #7 : 15 Декабря, 2008, 15:56:40 »
 Я собирался перекашивать мачту, опирающуюся на воду топовым поплавком. Самый больной вопрос - объём этого поплавка. Для Котоярви получилось не менее 200 литров. Расчёт был на устойчивое положение "на боку" в условиях реального волнения. Такую бочку таскать на топе проблематично, поэтому предполагалось её надувать "в полёте".  Ртутный датчик с замедлением, электроклапан , баллон с СО2 (наверху плохо, значит трубопровод в.д. в мачте), а также заведённые тали с ходовыми концами на противоположном борту и т.д. Кстати, реально надуваться из балона будет медленно, учитывая переохлаждение испаряющейся углекислоты. Поэтому придётся расчитывать на возможность всплытия мачты из положения "вверх ногами". Для этого потребуется ещё большая ёмкость (под кубометр). Соответственно, на топе ставить узел выдерживающий 2 тонны архимеда. Конструкция баллона должна быть такой, чтобы не повредиться об детали мачты при полной нагрузке и коэф. мин.2 на динамику. Чтобы поплавок был поменьше, его можно надувать быстро (пороховым газогенератором, как подушку безопасности). Весить заряд будет тоже немало, и уж точно придётся на топе размещать. При охлаждении газов давление упадёт и поплавок придётся поддувать. Заодно придётся изобрести жаропрочную тезу и многое другое.
 Всё это сработает с вероятностью 50х50, учитывая штучность изготовления. И даже в этом случае возможность воспользоваться системой будет определяться ветро-волновыми условиями, состоянием команды и везением.

 Простите за назойливость: может, всё же плот??
ЗЫ: Кстати, мой на 8 персон весит 50 кг. Сколько будет весить система восстановления?
« Последнее редактирование: 15 Декабря, 2008, 15:59:27 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #8 : 15 Декабря, 2008, 16:35:36 »
Я собирался перекашивать мачту, опирающуюся на воду топовым поплавком. Самый больной вопрос - объём этого поплавка. Для Котоярви получилось не менее 200 литров.
Ээээээ 200 литров на топе ? Куб ? эээээээ, а зачем ???
Предположим лодка весит тонну и имеет мачту в 8 метров по топу
ЦТ лодки расположен на 30 см выше палубы если она легла на бок то относительно опорного баллона ЦТ сместиться выше и будет около 0,5м, хорошо, пусть будет 1 метр, тогда имеем соотношение плеч 1 к 8 что даст объем на топе 125 литров а если все же 0,5м то 1 к 16 и 62,5л. Круглое бревно диаметром 30 см дает на каждые 10 см длинны 7 литров объема так что 2х метровое бревно в 140 литров гарантированно удержит кат на боку. Далее, выжимая подушку мачтой вниз мы с одной стороны уменьшаем рычаг за счет угла, но зато с другой - занижаем ЦТ стоящего на боку катамарана, так что повышенного объема для поднятия не требуеться. Если катамаран может лежать на боку он может быть и поднят перекосом мачты опираясь на ту же подушку. А вот допускать переворота вниз мачтой крейсерского катамарана Крайне не хотелось бы, так что подушку на топе надо иметь всегда накачанной. Есть вариант "двухступенчатой" подушки - т.е. Постоянно накачана треть объема подушки на топе ее задача замедлить переворот мачтой вниз. К ней в догон после переворота либо докачиваеться дополнительный объем либо затягиваеться по мачте/ванте дополнительная подушка служившая сиденьем/катком и т.д.
Цитировать
Остается вопрос, но чисто технический. Вершина пирамиды это «точка». Чтобы обеспечить устойчивость маятниковой системы в продольном направлении придется городить серьезный узел. Да и вся система, имеющая необходимую прочность и жесткость, да еще в двойном исполнении вряд ли уложится в 20 кг. Хотя весом давно уже мало кого испугаешь.

А зачем там устойчивость ? если понтон крепиться 2мя рычагами (треугольником) в точку вершины пирамиды на кардан то все нагрузки нормально передаються. то что при этом схема будет "луноходить" ... ну и что ? вы что, никогда на трехногой табуретке не сидели ? :)вывернуть ее не вывернет, особенно если 2 тали опустить по обеим сторонам треугольника. А даже если и вывернет, ЦП все одно будет в середине между рычагами (при симметричном понтоне) и положение понтона тут не принципиально, если конечно не предполагаеться в этом положении так дальше и плыть до победного конца :) . Так что пара тройка ограничительных тросиков вполне могут решить вопрос.
« Последнее редактирование: 15 Декабря, 2008, 16:53:15 от kun »

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Примочки для подъема переворотом :)
« Ответ #9 : 15 Декабря, 2008, 17:02:05 »

Ээээээ 200 литров на топе ? Куб ? эээээээ, а зачем ???
Предположим лодка весит тонну и имеет мачту в 8 метров по топу
ЦТ лодки расположен на 30 см выше палубы если она легла на бок то относительно опорного баллона ЦТ сместиться выше и будет около 0,5м, хорошо, пусть будет 1 метр, тогда имеем соотношение плеч 1 к 8 что даст объем на топе 125 литров а если все же 0,5м то 1 к 16 и 62,5л. Круглое бревно диаметром 30 см дает на каждые 10 см длинны 7 литров объема так что 2х метровое бревно в 140 литров гарантированно удержит кат на боку. Далее, выжимая подушку мачтой вниз мы с одной стороны уменьшаем рычаг за счет угла, но зато с другой - занижаем ЦТ стоящего на боку катамарана, так что повышенного объема для поднятия не требуеться. Если катамаран может лежать на боку он может быть и поднят перекосом мачты опираясь на ту же подушку.
А как насчёт волны? Высотой мин 3 метра со склоном 1х10? Плечи получаются совсем другие. Привязать бревно нельзя, т.к. оно уйдёт под поду на свою длину и плечи ещё ухудшатся. Чтобы мачта была над водой, нужен туго накачанный сферический баллон, упирающийся в жёсткую конструкцию на топе мачты. Что-то типа поперечного халахупа закреплённого чуть выше топа. А иначе и не получится - парус наполненный водой сведёт на нет все усилия команды. Стянуть парус получится лишь теоретически.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор