f Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"  (Прочитано 27154 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Анархист

  • Сообщений: 738
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
?
« Ответ #10 : 18 Февраля, 2004, 09:36:53 »
Идея "совмещения2 узлов на сомостроях не нова, но что будет если вырвет коробку? Полное разрушение ката?
Только не говорите, что не вырвет!
Яков "Анархист" Гольдин

Peter

  • Сообщений: 1004
  • Уважуха: +82/-24
  • Название: "Авось"
  • Тип: был "Альбатросом"
  • Номер: Мо31
Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #11 : 18 Февраля, 2004, 12:06:37 »
"Но что будет если вырвет коробку? Полное разрушение ката?" - не понял, как "вырыв" коробки повлияет на весь кат?
Рассмотрим по очереди:
1. Порвался (пополз) трос-талреп - коробка подолжает держатся на 2 хомутах и раскосах. Некрепко. Поднял шверт, в лавировку идти не могу, но на плаву, на равном киле, вполветра шлепаю чиниться.
2. Согнулась (порвалась) трубка-раскос. Коробка держится на 2 хомутах, 1 трубке, тросе. Некрепко. Корбка со швертом проворачивается на хомутах.Поднял шверт, в лавировку идти не могу, но на плаву, на равном киле, вполветра шлепаю чиниться.
3. Порвался (пополз) трос-талреп. А я не успел поднять шверт. Трубки-раскосы 1 порвалась, другая согнулась, порвался передний хомут.  Коробку встречным потоком воды продолжает тянуть назад, рвется задний хомут... Жуткая история? А последствия? Под моим катом на сорлине и резинке болтается коробка со швертом, обрывком троса и кусками трубок. В лавировку идти не могу, но на плаву, на равном киле, вполветра шлепаю чиниться.
Кто может придумать что либо более жуткое? Ну разве что обломки трубок проткнули оба баллона? Ну это да, они у меня правда 2-х секционные, перегородка мешком. А причем здесь Альбовая рама не понимаю, она без шверта-шпрюйта вполне самодостаточна, я ее не пилил и даже не сверлил...
Удачи!

Анархист

  • Сообщений: 738
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
&
« Ответ #12 : 19 Февраля, 2004, 01:58:44 »
1. Появление шпрюйта повлечёт желание набить такежал до звона. После пропадания первого- выдержит ли продольная балка?
2. На сорости плавающий под трамплином шверт за тот же сорлинг придаст ещё силовую нагрузку на мост и либо сам оторвётся либо оторвёт то, к чему привязан.
3. Хомуты не удержат шверт в верикали и он будет "ползать" по балке. Надолго её хватит?
Вообщем это первое, что пришло на ум, но видимо есть ещё что-нибуть....
Яков "Анархист" Гольдин

Андрей П.

  • Сообщений: 15
  • Уважуха: +1/-0
Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #13 : 19 Февраля, 2004, 07:09:37 »
К Анархисту:
По п. 1  При обрыве троса шпрюйта продольная балка не сломается, так как тут же получит продольный изгиб, такелаж провиснет, нагрузки уменьшатся. Следуя вашей логике, подмачтовая балка всякого катамарана, оснащенного шпрюйтом, должна ломаться при обрыве тросов шпрюйта. Не следует делать шпрюйт слабым звеном схемы.
По п.2  Не следует преувеличивать нагрузку на сорлинь. Обычно сорлинь - капроновый шнур 6-8 мм. А вообще-то стоит подумать, что и куда привязывать.
По п.3  Естественно, хомуты должны быть достаточно прочными, а в местах возможного трения/скольжения неплохо бы устроить фрикционную прокладку, например из ПХВ ткани.
А сама идея совмесить стойку шпрюйта и швертовую коробку, не только не нова, но как уже упоминалось выше, многократно практически проверена и применялась и применяется на небольших катамаранах в Луганске, а также и на серийных катамаранах "Ducky 15", "Ducky 16", "Ducky 18".

Peter

  • Сообщений: 1004
  • Уважуха: +82/-24
  • Название: "Авось"
  • Тип: был "Альбатросом"
  • Номер: Мо31
Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #14 : 19 Февраля, 2004, 12:07:53 »
Спасибо Андрей, прямо за меня ответил. Чуть-чуть добавлю.
По п. 1 - про то, что продольная и вантовая балки при разрушении паука прогнутся и такелаж прослабнет не писал, вроде как само собой разумеется.
По п. 2 - в теперь уже прошлом году на переходе с Валаама у одного из наших обломился тоже на Альбе правда не шверт, руль. Действия: подруливая веслами встали носом у ветру, за сорлинь подтянули руль и отстегнули амортизатор, сорлинем затянули руль в кокпит, дорулили до берега.  Погода была средняя, ветер порядка 5 м/с, с порывами (гроза догоняла), волна до 1 м. Неприятно, но ситуация не аварийная, под контролем.
По п. 3 - резинку или кусочек ПХВ подложить не вредно,  но кроме хомутов (и в основном) коробку от боковых перемещений держат раскосы, а от продольного трос-талреп спереди и те же раскосы сзади (они же под углом) и все внатяг. Небольшие перемещения конечно будут: грот справа, правая ванта прослаблена, левая натянута, а на раскосах от шверта наоборот. Правда вопрос сложнее, балки прогибаются, а нагрузки от мачты больше да и угол прихода вант - шпрюйта тупее, чем раскосов - талрепа... Но вроде все должно быть нормально, явно меньше чем прогиб консольно закрепленного штатного шверца. Петр.
Удачи!

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +136/-176
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #15 : 19 Февраля, 2004, 13:29:14 »
Цитата: "Peter"
Спасибо Андрей, прямо за меня ответил. Чуть-чуть добавлю.
По п. 1 - про то, что продольная и вантовая балки при разрушении паука прогнутся и такелаж прослабнет не писал, вроде как само собой разумеется.

Действительно, понятно. Но я бы, если уж  закладывать в конструкцию шпрюйта трубы, избавился бы от переднего троса и заменил его трубой и (для хоть какого перераспределения нагрузки) добавил бы поперечную переднюю балку - заодно (если балоны не родные) можно хороший багажник сделать.

Следующий логичный щаг - жесткий штаг. Такие конструкции на Отсыпке были и, "по-любому", у них стаксель работает эффективнее, чем с мягким штагом, который что со шпрюйтом, без - сами ж писали:
Цитата: "Peter"
жесткости добавит зафиксировав точки крепления вант-штага-мачты (вроде «мерседесовской» звезды на виде сверху), пусть не сильно.
Хотя, если жесткий штаг - зачем шпрюйт вообще?

По поводу штага, если он по-прежнему из тросика. Раз хотите потуже штаг набить, значит и стаксель майнать при усилении ветра позже собираетесь. Задумывались как? Штатное крепление стакселя - экстрим для матроса. Значит, либо закрутка, либо штаг на фале (у меня так). Второе проще и дешевле и как раз тут трубочка, работающая на сжатие и растяжение, в отсутствии штага получще тросика в шпрюйте.

P.S. Понимаю, что немного некорректно перевожу обсуждение конкретной конструкции в иное русло, но, мое мнение, если уж бороться за стаксель на Альбатросе, то не шпрюйтом, у жестким штагом.
Сергей Мягков

Peter

  • Сообщений: 1004
  • Уважуха: +82/-24
  • Название: "Авось"
  • Тип: был "Альбатросом"
  • Номер: Мо31
Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #16 : 20 Февраля, 2004, 14:43:14 »
"Избавился бы от переднего троса и заменил его трубой"  в пинципе неплохо, но как тогда все натянуть, чтоб не болталось и не разбалтывалось и центровку первичную сделать? Конечно знаю как: наконечники с резьбой и втулку-трубку с правой и левой резьбой, но нету у меня сейчас завода под рукой.
"Добавил бы поперечную переднюю балку" а я ее даже нарисовал.
"Жесткий штаг" и "штаг на фале" - это как? Можно поподробнее. Петр.
Удачи!

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +136/-176
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #17 : 20 Февраля, 2004, 15:22:20 »
Цитата: "Peter"
"Избавился бы от переднего троса и заменил его трубой"  в пинципе неплохо, но как тогда все натянуть, чтоб не болталось и не разбалтывалось и центровку первичную сделать?


Не очень понял, что такое "первичная центровка". Если речь о том, что бы подвигать швертовую коробку, пока она не приживется поместу, то передний подкос можно и хомутом (временно) закрепить - если коробку двигать - то и боковые подкосы смещать придется.

 А тянуть никак не надо. Вы же подкосы швертовой коробки не тяните. На Ветре они встают изначально с некоторым усилием. Так же и передний подкос ставить - слегка "прижав" вниз продольную балку. А когда штаг набьете, то передний подкос нагрузиться уже не слегка, а как следует. Единственно, путенс на штаге, который входит в прорезь центральной балки, заменить полиспасом или талрепом.
Цитата: "Peter"
"Жесткий штаг" и "штаг на фале" - это как? Можно поподробнее.


"штаг на фале" - штаг не крепится жестко к скобе на топе мачта, а заканчивается фалом. У меня: штатный штаг сам по себе (набит весьма слабо) а стаксель с помощью стаксель-фала (через доп. блок на скобе на топе) поднимается и опускается отдельно. Внизу - стопор.

"Жесткий штаг". Простейший вариант - на родной штаг одета труба соотв. диаметра. На трубу одет стаксель (карман расширен). То, что я видел - сверху трубы - вертлюг, внизу - барабан закрутки и талреп. Труба, конечно, прогибается в свежий ветер, но существенно меньше
Сергей Мягков

Pailot

  • Сообщений: 167
  • Уважуха: +4/-3
Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #18 : 25 Февраля, 2004, 00:21:09 »
Проектное решение предложеное Петером само по себе хорошее и полностью работоспособное ( хотя конструктив и не во всем удачен ), а вот рассуждения о прочности и жесткости встречающиеся у всех авторов чаще всего не корректны ( лучше говорить о эксплуатационной стойкости и опытных данных ). Жизнеспособность самодельных конструкций чаще зависит от технологических возможностей , а не от выбраных схем.
 Сопроматчик - Юра Яковлев.

Eckart

  • Сообщений: 1
  • Уважуха: +0/-0
Re: Еще раз о шпрюйте для "Альбатроса"
« Ответ #19 : 28 Февраля, 2008, 09:16:07 »
Да, да. У меня сделано тоже самое по идее, но немного проще реализовано.
Тросы, идущие от шпрюйта, крепятся к крючкам при помощи дюралевых пластин с отверстиями под крепление троса и под крючок. Пластины просто надеваются при сборке на соответствующий крючок.
Общая жесткость рамы возрастает (если сравнивать конечно с родным вариантом), но не достигает уровня больших лодок.
Михаил.
Подскажите, пожалуйста, не могу понять по фотографиям - как у Вас реализовано место соединения шпрюйта и поперечной балки?