f Защита от молнии
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Защита от молнии  (Прочитано 91399 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3519
  • Уважуха: +347/-177
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Голый тросик.
« Ответ #10 : 14 Января, 2004, 14:57:16 »
Хочу всех предупредить о граблях, на которые я наступил в позапрошлом году.
 Трос заземления был из оцинковки. Кроме него в воду торчал ещё один предмет - датчик эхолота из АМГ6. Получилась батарейка из учебника по физики за 6-й класс!  Последствия удручающие: труба датчика сгнила на миллиметр. Кроме того, всё, что было по пути от заземления до эхолота тоже слегка покрылось белой смертью. По этой же схеме можно испортить металлический руль или (и) шверт.
 Я теперь к мачте креплюсь тросиком, который в нижней части крепится к трубе АМГ6 20х2. Т.е. по воде волочится не трос, а труба.
 
 Думаю, что разряд молнии уйдёт в воду, даже если проводник расплавится или испарится (по расплаву или парам). Плохой контакт лишь вызовет рарушение в месте крепления. Я сильно сомневаюсь, что по дюралевой мачте пройдёт основная ветвь молнии без последствий и разрушений. Диаметр основного столба около метра.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

gooRu

  • http://www.open650.ru
  • Администратор
  • Сообщений: 418
  • Уважуха: +1006/-2
  • минитрансат по-русски
Осторожно молния!
« Ответ #11 : 14 Января, 2004, 16:28:02 »
интересная тема!
а правда, ли надо все металлические предметы скреплять между собой (вешать на шину)?
Или на маленьком кораблике, типа Микрухи, по любому разряд придётся на мачту, поскольку она существенно выше всего остального и железяки от неё не далеко стоят?
Андрей /// "Ветер" М512 (был) / "Рикошет 550S" (был) / Open 800 - egoist (был)/ Минитрансат (будет)

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4252
  • Уважуха: +235/-168
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Осторожно молния!
« Ответ #12 : 14 Января, 2004, 19:38:08 »
По дюралевой мачте совершенно точно разряд пройдет легко (и в статье это же говорится) - возможно только то что ты и описывал в беломорском случае - "сварка" на стыке секций. Вспомним например простейшие искровые разрядники с перекидной замыкающей планочкой для наружных антенн - сечение этой планочки вовсе невелико, это единицы кв. мм. Читал что съемкой со спутников фиксировались "гигантские молнии" в десятки км (между облаками) и с соотв энергиями но крайне редко.

Разряд конечно по любому уйдет в воду, но в том и смысл чтобы легко ушел, не растекаясь! Как только есть сопротивление - на нем вся энергия и выделяется, а главное при этом потенциал всего что контачит сверху высокий.
Диаметр столба в воздухе может быть большой, но он стечется к штырьку - с него перед главным разрядом идет стример, образующий ионизированный канал, и как-то в него все убирается. Ежели б не убиралось, громоотводы и не работали бы.
Про Простор - не знал про пластик, на Ветрах и всех самоделках металл стоит на металле. Если опора через изолятор, надо именно мачту заземлять; насчет остального не уверен. Наверное лучше все, включая ванты над веревочным талрепами. Самая плохая ситуация если рама окажется заземлена а мачта нет.
Григорий Шмерлинг

Ар

  • Сообщений: 7
  • Уважуха: +0/-0
Осторожно молния
« Ответ #13 : 15 Января, 2004, 11:00:38 »
Коронирование предвесник монии .На Альбатросе в Канаково в туман при проходе под ЛЭП  отчетливо слышно стекание разряда т.к .у Альбатоса изолирована мачта от корпуса . Скрепив мачту с металлическим веслом проволокой и выбросил весло за борт все проблемы были решены . Металлические переходники для защиты на воде от разряда молнии просто необходимо в перид гроз .А уЧубайса это с 15 мая по сентября для московской области.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3519
  • Уважуха: +347/-177
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Разрядники.
« Ответ #14 : 15 Января, 2004, 16:59:42 »
Вспомним например простейшие искровые разрядники с перекидной замыкающей планочкой для наружных антенн - сечение этой планочки вовсе невелико, это единицы кв. мм.

Эти планочки для другого. Их задача - сохранить в целости радиоаппаратуру, которая может выйти из строя и без попадания молнии. Во время грозы антенна наэлектризовывается, и при накоплении определённого потенциала происходит разряд в приёмнике или передатчике. Классика - пробой выходного транзистора радиостанции.
   Пример из детства:
 Капитан "Белой ночи" Серёга в возрасте ~12 лет протянул со своего балкона на 17 этаже на балкон соседнего дома (11 этаж) проволочку, для того, чтобы по этой канатной дороге пускать своему другу баранки, надрезанные с одного бока. Кажется, они собирались делать телефон. Не помню, чем кончилось, но был интересный эпизод.
  Случилась гроза, и будущие капитаны с восторгом наблюдали, как с конца проволочки на батарею проскакивают искры по 30 см длиной. Никакие молнии, естественно в проволоку не попадали.
  Для этого случая и нужны перемычки и разрядники.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Суер-Выер

  • Сообщений: 115
  • Уважуха: +6/-2
  • ФГ-18 "Забава" М-348
Защита от молнии
« Ответ #15 : 21 Июня, 2008, 00:42:02 »
Доброго здравия всем читателя форума!
Осваиваю ФГ-18 - задумался о некоторых потенциальных опасностях. Актуален ли вопрос защиты от удара молнии в грозу? (даже если стоишь не берегу). И если да, то как спасаетесь? А если в воде застанет?
Раньше я ходил на шхуне со свободными мачтами - снял и положил не берег - ноу проблем...
А.Ефимов

Metr

  • Сообщений: 357
  • Уважуха: +9/-12
  • Название: «Drunk Red Rat»
  • Тип: Экс-Простор
  • Номер: m515
Re: Защита от молнии
« Ответ #16 : 21 Июня, 2008, 01:16:18 »
У себя при дальних переходах вешаю кусок троса (запасную ванту) в воду от мачты. Хотя понимаю, что мертвому припарки.....
Alexander Metr Cherpakov
metr @ metr.org

CB

  • Сообщений: 2124
  • Уважуха: +78/-38
Re: Защита от молнии
« Ответ #17 : 21 Июня, 2008, 09:21:20 »
У себя при дальних переходах вешаю кусок троса (запасную ванту) в воду от мачты. Хотя понимаю, что мертвому припарки.....
Аналогично, только - специально для того предназначенный кусок. Крепится к раме под мачтой, а к мачте - автомобильный канатик заземления. Несем постоянно. Думаю, что реально защитит только от навала на ЛЭП, заставив сработать ее защиту.
Была еще идея поставить под мачтой для заземления небольшой постоянно касающийся воды металлический плавничок - что-то вроде предкрылка для шверта. Это было бы гораздо надежнее.
На Байкале было хорошо видно (с расстояния 10-20км), как молнии бьют в воду. Этакий светящийся зонтик получается. Страшно, однако.

Алекс М560

  • Сообщений: 4063
  • Уважуха: +288/-79
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Защита от молнии
« Ответ #18 : 21 Июня, 2008, 10:51:50 »
Прблема в том, что "плавничок" должен быть немаленьких размеров, пластиночкой 10х10 см не обойдешься. В книге "300 советов по катерам, лодкам и моторам" приводились советы по обустройству заземления на пластиковых корпусах, там сказано, что площадь пластины для пресных вод должна быть где-то минимум, четверть кв. метра. Меньще - ведет к вскипанию ближнего слоя воды, образованию паровой "изоляции"... и есть опасность, что ток начнет искать себе альтернативные пути хода. По этой причине и опущенный в воду трос - тоже может оказаться малоэффективен, так как реальная площадь его невелика. То ись, реально спокойным можно быть только с цельнометаллическим швертом, имеющим надежный эл. контакт с мачтой.
Морская вода - другое дело. Там проводимость намного лучше, и площадь может быть в неск. раз меньше.
« Последнее редактирование: 21 Июня, 2008, 10:56:37 от Алекс М560 »
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

Филипп

  • Сообщений: 1650
  • Уважуха: +201/-119
Re: Защита от молнии
« Ответ #19 : 21 Июня, 2008, 21:39:17 »
Лазил я как-то на трубу (120м) на паровозостроительном заводе в Голутвине, и на ней вдоль лесенки шёл громоотвод из арматурины 25-30мм. Так вот когда-то, он был, видимо, сварен из кусков. Но это было очень давно, с тех пор каждая арматурина от другой по неизвестным причинам отварилась, и эти куски не доставали друг до друга около 40мм...
Думаю, что если даже сделать шверт из проводника, в месте его крепления к раме он расплавится и уплывёт, а если сделать очень хорошо, то не уплывёт, но всех находящихся на судне так контузит этим самым зонтиком, что навряд ли захочется (сможется) продолжать занятия парусным туризмом.
Для малых парусных судов, мне кажется, проблема грозозащиты слегка раздута. При длине грозового разряда 1км, мачта длиной 6-8м - ничтожный выступ. При этом обратите внимание на ломаный вид молнии - искра распространяется по совершенно одной ей понятным путям. Нету ей дела до наших мачт, и того, кому на роду написано утонуть, молнией не убьёт.  :) Аминь, неисповедимы пути Господни...
« Последнее редактирование: 21 Июня, 2008, 21:40:54 от Филипп »