f Защита от молнии
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Защита от молнии  (Прочитано 90508 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

gooRu

  • http://www.open650.ru
  • Администратор
  • Сообщений: 418
  • Уважуха: +1006/-2
  • минитрансат по-русски
Защита от молнии
« : 27 Ноября, 2003, 17:58:04 »
Отличная статья: http://www.t22.nm.ru/Lightning.htm

На всякий случай я её выкачал и прикрепил одним файликом.
Файлик зазипован, а сам в формате .mht, т.е. откроется в IE.
Если ссылка не работает, качайте файлик.
Андрей /// "Ветер" М512 (был) / "Рикошет 550S" (был) / Open 800 - egoist (был)/ Минитрансат (будет)

Илья МГУ

  • Сообщений: 3409
  • Уважуха: +332/-157
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Осторожно молния!
« Ответ #1 : 10 Января, 2004, 17:01:42 »
Вообще то городить толстые медные шины не хочется. При одноразовом попадании молнии спасёт и тросик. Ну и пусть себе испарится,, лишь бы брызгами корпуса не продырило. Ну а если сразу же второй разряд долбанёт, тут уж ничего не поделаешь, - судьба.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Анархист

  • Сообщений: 738
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
7
« Ответ #2 : 11 Января, 2004, 18:30:51 »
Если на счёт судьбы, то и один раз молния попадает не во всех! Сколько раз попадал в грозу, но....
Яков "Анархист" Гольдин

Ayrton

  • Сообщений: 201
  • Уважуха: +4/-0
  • Жёсткий
  • Название: Тамара
  • Тип: Ассоль
  • Номер: 198
Re: 7
« Ответ #3 : 13 Января, 2004, 17:15:38 »
Цитата: "Анархист"
Если на счёт судьбы, то и один раз молния попадает не во всех!


Можно добавить, что некоторые из выживших после попадания молнии обретали некие паранормальные способности!

Но лучше не рисковать и иметь на борту метров пять неизолированного медного тросика для заземлений, привязанного к мачте и выбрасываемого в воду, когда тучи сильно сгущаются...

Между прочим, этот самый "земляной" тросик можно использовать как якорный или наоборот - стальной якорный трос (пусть и тонкий) можно, в грозу, кидать за борт без якоря... :) Дело ведь не в материале троса, а в "переходном сопротивлении" (имеющие группу допуска к высоковольтным установкам меня поняли)

Metr

  • Сообщений: 357
  • Уважуха: +9/-12
  • Название: «Drunk Red Rat»
  • Тип: Экс-Простор
  • Номер: m515
Тросики, тросики... Хвост главное!!!
« Ответ #4 : 13 Января, 2004, 18:49:53 »
На последней Онеге Микола надо мной смеялся полдороги по поводу того, что у меня запасная просторовская ванта как была распущена при первом приближении грозы, так и тащилась до антистапеля.
Alexander Metr Cherpakov
metr @ metr.org

Илья МГУ

  • Сообщений: 3409
  • Уважуха: +332/-157
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Тросик
« Ответ #5 : 13 Января, 2004, 22:02:24 »
Чего ценного в статье обнаружил - что молния поворачивать не любит. В физику процесса не вник. По видимому, когда электричества так много, оно по своим особенным законам живёт, любит ездить по прямой. Значит, тросик надо крепить прямо к мачте.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Metr

  • Сообщений: 357
  • Уважуха: +9/-12
  • Название: «Drunk Red Rat»
  • Тип: Экс-Простор
  • Номер: m515
Осторожно молния!
« Ответ #6 : 13 Января, 2004, 22:07:33 »
А он у меня на мачте и висел, на скобе, которой нижний угол паруса к мачте крепится, блин, совсем к вечеру термины забывать стал - работать надо меньше.
Alexander Metr Cherpakov
metr @ metr.org

Андрей (М-469)

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +2/-0
Re: 7
« Ответ #7 : 14 Января, 2004, 11:01:26 »
Цитата: "Ayrton"
Цитата: "Анархист"
Если на счёт судьбы, то и один раз молния попадает не во всех!


Но лучше не рисковать и иметь на борту метров пять неизолированного медного тросика для заземлений, привязанного к мачте и выбрасываемого в воду, когда тучи сильно сгущаются...

Между прочим, этот самый "земляной" тросик можно использовать как якорный или наоборот - стальной якорный трос (пусть и тонкий) можно, в грозу, кидать за борт без якоря... :) Дело ведь не в материале троса, а в "переходном сопротивлении" (имеющие группу допуска к высоковольтным установкам меня поняли)



Ну давайте порассуждаем: электричество "бежит" по внешней поверхности проводника, мачта у нас толстая, следовательно, ее сопротивление мало. Куда же мы будем цеплять заземляющий тросик? Правильно, у основания мачты, следовательно,  достаточно длины макс. 1 м (лишь бы гарантированно до воды доставал).
Диаметр троса - как можно больше, материал - с наименьшим сопротивлением.
Трос должен быть в изолирующей оболочке - иначе разряд может попасть не в воду, а на трубы каркаса.
И никаких "привязываний" троса или цепляний его карабином, скобой и т.п.! Только под винт, иначе трос посто перегорит в месте контакта и улетит в воду, а разряд пойдет своей дорогой.
Классная вещь - желто-зеленый заземляющий провод, но его море быстро съест. Можно набрать несколько тонких нерж. тросиков из обрезков и запихнуть их в ПВХ шланг.

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4231
  • Уважуха: +232/-163
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Не так, братцы!
« Ответ #8 : 14 Января, 2004, 11:35:30 »
Мачта у нас упирается и ванты прикреплены к чему? К раме. Все хозяйство сразу получает одинаковый потенциал. И это хорошо: сидящие внутри "клетки" по идее в безопасности.
Никакая изоляция мачты или отводящего устройства не нужна так как наоборот создаст опасность: прежде чем эта изоляция, ЛЮБАЯ реально возможная!  будет неминуемо пробита разрядом, она на это время создаст затруднение для тока и спровоцирует растекание разряда  с мачты на остающиеся заземленным окружение.
Дальше, идет ток. Как идет - зависит от сопротивления путей. Насколько важен скин-эффект (повышение поверхностной плотности тока) трудно сказать, но весь импульс разряда не такой уж короткий, это не СВЧ - думаю что все же важнее не поверхность, а сечение провода. К тому же помним, что чаще молнии бывает сколько-то киловольт при 50 Гц.
Надо обеспечить мин. сопротивление. Сопротивления металлов при сечении несколько кв. мм достаточно малы - провод может нагреться, но чтобы успел расплавиться - это вряд ли (в случае молнии; с ЛЭП -могет...)
Индуктивное сопротивление на резком перегибе шины наверное какую-то роль для импульса (молния) играет, но не решающую. Для ЛЭП, естественно, пофигу.
"узкое горло" - переходное сопротивление в воду. Если уж тросик, а не дюралевый шверт - то голый и подлиннее, никак не метр! Если в воде небольшой кончик, он тут же окружится рубашкой пара и плазмы с относительно высоким сопротивлением (там, собственно, некоторый взрывчик произойдет) и разряд постарается найти еще какой-то путь.
Григорий Шмерлинг

Андрей (М-469)

  • Сообщений: 58
  • Уважуха: +2/-0
Re: Не так, братцы!
« Ответ #9 : 14 Января, 2004, 12:26:29 »
Цитата: "ГШ"
Мачта у нас упирается и ванты прикреплены к чему? К раме. .


Вопрос - а как они прикреплены?
У Простора - пластиковый степс и веревочные ванты. Мачта худо-бедно изолирована. Может, вообще есть смысл отдельно "заземлять" мачту и отдельно - раму?

А насчет длинного троса согласен.