f Якорь для тяжелой походной лодки.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Якорь для тяжелой походной лодки.  (Прочитано 17194 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +114/-24
Якорь для тяжелой походной лодки.
« : 05 Декабря, 2007, 03:33:04 »
Озадачился выбором якоря. Вот не сплю сейчас, чтобы реже просыпаться на якорной стоянке в походах :)

Далее цитата из соседней темы, чтобы не повторяться.

По эмпирическим правилам, закрепленным, кажется  ORC, минимальный вес станового (основного) якоря повышенной держащей силы (Данфорта, Матросова, "лемеха") для малой яхты морского плавания должен составлять 1% от полного водоизмещения. Для якорей традиционной конструкции (адмиралтейский, Холла) - не  менее 2%. Дополнительный якорь (верп) может быть на 20-25% легче.
Из этого правила и исходили. Полное водоизмещение "Попандополы" - 1100 кг. Становой якорь -  несколько видоизмененный Данфорт - весит 11,5 кг, в качестве верпа используем Холл весом  около 8 кг.
Для основного якорного конца используем трехпрядную "коломенскую веревку" диаметром 12мм. Длина "устаканилась" на 65-70 метрах. Ранее использовали до 90 м, но опыт показал, что такая длина нужна крайне редко, в случае чего можно связать два конца - основной и от верпа. Для верпа используется тот же капроновый трос, только диаметром 10мм.   Специальные яхтенные якорные концы конечно лучше, но очень дороги, а все равно не вечны.
Основной недостаток "коломенской веревки" - начальное напряжение, из-за которого она самопроизвольно свивается. Это легко "лечится", достаточно три - четыре раза вытравить ее на ходу целиком за борт. Тросы в оплетке лучше не использовать, они хоть и удобнее, но быстрее повреждаются.
На "Просторе" и катамаране "Сникерс" (6 х 3 м, 12 кв.м) использую для морского плавания такой же видоизмененный Данфорт весом 4 кг, трос 10 мм, длина 30м.

Теперь более конкретные вопросы.

1. Какие модернизации якоря Данфорта были сделаны?

2. Есть ли смысл покупать готовый, например из этих
   http://moreman.ru/eshop/index.php?cid=104&pid=103
если, да, то какой, как можно доработать?

3. Читал в интернете хорошие отзывы о якорях типа Плуг. Но не могу понять почему он должен ползти по дну плугом, а не на спине или на боку.
Может быть есть смысл попробовать скопировать якорь CQR?

Пока думаю про использование на катамаране длиной 7.5м  и водоизмещением до 1т, двух якорей, весом около 8 - 10 кг . Один наверно, Данфорт, со вторым, пока не могу определиться, может быть разборный вроде Адмиралтейского с острыми лапами. 

Вот еще прочитал в форуме мотолодок простой интересный способ от глухих зацепов
Цитировать
Веревку привязывают с обратной стороны, а там где обычно кольцо для привязывания троса делается один оборот вокруг штока якоря, захватив и веревку каким нибудь слабым шнурком (многократно проверена обычная резинка от трусов:)) При глухом зацепе этот шнурок рвется и якорь вытаскивается "вверх ногами".




« Последнее редактирование: 05 Декабря, 2007, 03:35:14 от Александр Хазацкий »

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3501
  • Уважуха: +113/-67
  • Тип: пешеход
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #1 : 05 Декабря, 2007, 10:21:47 »
Озадачился выбором якоря. Вот не сплю сейчас, чтобы реже просыпаться на якорной стоянке в походах :)

ИМХО, если якорная стоянка беспокойная, т.е.  есть ветер и волна, то якорь спокойному сну не помощник. Нужна либо якорная вахта, либо на худой конец, anchor alarm на GPS-е. Но я бы предпочел якорную вахту.

Цитировать
Может быть есть смысл попробовать скопировать якорь CQR?

Если уж копировать, то Брюса, он проще и универсальнее. Хотя китайские оцинкованные Брюсы недорогие.

Цитировать
Пока думаю про использование на катамаране длиной 7.5м  и водоизмещением до 1т, двух якорей, весом около 8 - 10 кг . Один наверно, Данфорт, со вторым, пока не могу определиться, может быть разборный вроде Адмиралтейского с острыми лапами. 


"Там" есть мнемоническое правило 1 фунт веса якоря на 1 фут длины. Т.е. в данном случае 25 футов = 25 фунтов ~13 кг. якоря. Всетаки, хотя катамаран и имеет меньшее водоизмещение чем килевая лодка такой же длины,  ветер и волна на него действуют точно также, если не больше.
Данфорт всем хорош, кроме одного. Он плохо держит на камнях и может долго скакать по толстому слою водорослей, прежде чем зацепит. Если планируются такие грунты в местах эксплуатации, и Данфорта еще нет, лучше что то плугообразное или Брюс. Брюс хорошо забирает, но его держащая сила меньше чем у Данфорта и CQR. Соотвественно, лучше Брюса потяжелее.
И еще, хотя бы первые 2-3 метра вместо троса лучше цепь. И якорь будет лучше лежать, и меньше шансов, что трос перетрется.

Цитировать
Вот еще прочитал в форуме мотолодок простой интересный способ от глухих зацепов
Цитировать
Веревку привязывают с обратной стороны, а там где обычно кольцо для привязывания троса делается один оборот вокруг штока якоря, захватив и веревку каким нибудь слабым шнурком (многократно проверена обычная резинка от трусов:)) При глухом зацепе этот шнурок рвется и якорь вытаскивается "вверх ногами".

ИМХО, плохой способ т.к. эта резинка может сдать просто при стоянке на якоре. Томбуй и буйреп помогут почти во всех случаях.
Вот, если интересно, ссылка на всякие тесты якорей и околоякорные вопросы:
http://cruisenews.net/db/pagetemplate.php?cat_id=17


Илья МГУ

  • Сообщений: 3778
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #2 : 05 Декабря, 2007, 17:31:07 »
Я в этом году поменял все якоря на плуги. Основной 12 и верп 5 кг. Каким образом этот странный предмет цепляется за грунт, понять невозможно. Я пробовал таскать его по песку на верёвке, не забирает вообще. Тем не менее, при использховании по назначению держит очень хорошо. Финские яхтсмены посмеялись над моими сомнениями, По их мнению, эти якоря - самые лучшие. В общем, плуги прижились. Делать их не надо, лучше купить в Экстриме. Оцинковка стоит недорого.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #3 : 05 Декабря, 2007, 17:32:02 »

1. Какие модернизации якоря Данфорта были сделаны?

2. Есть ли смысл покупать готовый, например из этих
   http://moreman.ru/eshop/index.php?cid=104&pid=103
если, да, то какой, как можно доработать?

3. Читал в интернете хорошие отзывы о якорях типа Плуг. Но не могу понять почему он должен ползти по дну плугом, а не на спине или на боку.
Может быть есть смысл попробовать скопировать якорь CQR?

Основное отличие модифицированного Данфорта от классического -  перенос острия лап на внешнюю сторону и небольшой развал лап наружу. В результате он приобрел некоторые свойства Холла. Изобрел яхтенный капитан из Николаева (КиЯ №4 (116) за 1985 год). Я «растиражировал»  его в нескольких экземплярах разных габаритов (от 2,5 до 11 кг) на разные лодки. Результат положительный. Основной его недостаток в том, что его надо делать. У меня, в 1995-м особого выбора не было, но сейчас много неплохих промышленных. Но если заинтересует – отсканирую чертеж.
В этом году «отдались» поголовному увлечению плугами и приобрели китайские – 9-кг на Попандополу и 12-кг на Котоярви. Большого отличия от «модифицированного» Данфорта а не заметил, правда и экстремальных условий не было. Но забирает, по ощущениям, несколько быстрее.
Если судить по виденному в этом году на Балтике – несколько сотен яхт, катеров, моторок – наиболее популярны плуги, Брюсы и Данфорты.
Тоже считаю, что основной якорь и верп должны быть разных конструкций. Мы несколько раз вставали на два якоря, когда не были уверены в грунте.
Пара слов о надежности постановки на якорь и вахтах. Непосредственно близи берега мы оставляем якорь на глубине, а вторым концом  цепляемся за берег. В этом случае никаких вахт не нужно. На одном якоре в закрытом заливе или проливе – тоже. «Якорная тревога» на GPS - функция полезная, несколько раз пользовались ей при стоянках у берега или в открытых бухтах. А вот якорными вахтами – только в исключительных случаях пару раз за 10 лет (в частности – при аварии во время тайфуна в Татарском прол.).   

Евгений

  • Сообщений: 4454
  • Уважуха: +177/-68
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #4 : 05 Декабря, 2007, 17:49:43 »
В прошлом году в Средиземке заметил практически все яхты были с плугами. Нашу яхту 13 метровую в ураган удержал плуг весом на глаз 20 кг. правда там цепь была

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +114/-24
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #5 : 05 Декабря, 2007, 18:19:17 »
Цитировать
Но если заинтересует – отсканирую чертеж.
Спасибо! Пока не нужно. Наверно, сейчас действительно проще купить готовый. При необходимости, наверно, смогу найти чертеж в инете в архиве КИЯ.

Я в этом году поменял все якоря на плуги. Основной 12 и верп 5 кг. Каким образом этот странный предмет цепляется за грунт, понять невозможно.
Только что увидел как это происходит в pdf по ссылке
http://cruisenews.net/db/page.php?site_id=3660

Цитировать
Вот, если интересно, ссылка на всякие тесты якорей и околоякорные вопросы:
http://cruisenews.net/db/pagetemplate.php?cat_id=17
Спасибо. Там много информации. Тяжело переварить с моей скоростью чтения на английском, но даже читая заключения в разных статьях вижу что результаты противоречивые, наверно сильно зависят от условий тестирования.

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #6 : 06 Декабря, 2007, 12:41:32 »
Если уж копировать, то Брюса, он проще и универсальнее. Хотя китайские оцинкованные Брюсы недорогие.

Пишут, что якорь Брюса плохо забирает на грунте с травой. См. тему пр якоря в КК КиЯ, "Боцманский рундучок". Якорь CQR - также с проблемами. К "Дельте" - никаких нареканий.

К сожалению, дешевой Дельты обнаружить не удалось. В прошлом году купил в "Моремане" китайский оцинкованный аналог CQR весом 5кг (для "Ветра"). Собираюсь доработать его до "Дельты" (заблокировать шарнир и добавить веса (свинец) в район острия "плуга", но еще не сделал.

Испытывали на Каме-Волге. На гальке и песке - держит идеально (руками не выдернуть, только - вертикально вверх). Вставали, "как большие" - кормой к берегу, нос растянут на якорном канате. Очень удобно, особенно ставить паруса, просто подтянувшись на канате и встав по ветру. На жидком иле с первой попытки не забрал, вторую почти ночью не стали делать, раскрепили лодку без него.
 
Цитировать
И еще, хотя бы первые 2-3 метра вместо троса лучше цепь. И якорь будет лучше лежать, и меньше шансов, что трос перетрется.

Для перевозки удобнее закрепленные на канате мешки с камнями. Результат - тот же.

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R

Евгений

  • Сообщений: 4454
  • Уважуха: +177/-68
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #8 : 04 Февраля, 2008, 00:20:59 »
Впечатляюще!!  За счет чего такая удерживающая сила?

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #9 : 04 Февраля, 2008, 01:33:32 »
Не знаю,

но результаты тоже впечатлили. Купил на аукционе в Штатах два якоря у одного продавца - FX-7 и Guardian-7 все вместе обошлось около 100 евро.
На якоре экономить нельзя. Это понял ещё лет 15 тому назад, когда в Греции при "белом шквале" вдруг пополз адмирал весом килограмм в 15 и нас начало выжимать на скалы. Якорь был отдан с кормы. Стояли носом к берегу. Сил вытянуть яхту кормой против ветра у нас не хватало. И места для разворота под ветром не было. спасло наличие альпинистской снаряги - жумара. Зацепил на якорную веревку и провел, как можно ближе к якорю, насколько дыхалки хватило пд водой. Получили дополнительную точку опоры. Завели конец с жумара на нос яхты и сумели развернуть её на месте без потери высоты. Даже стали на один корпус выше на ветер.
Бросили якорную веревку с буйком, сделали несколько галсов на ветер, приготовили багор и в пол ветра проскочили над якорем, подобрали буёк и успели на малом ходу в момент приведения вытащить якорь. Успели, как раз вовремя. Через несколько минут вся бухта была белая от барашков. При этом абсолютно чистое голубое небо и ни одного облачка.

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3501
  • Уважуха: +113/-67
  • Тип: пешеход
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #10 : 04 Февраля, 2008, 10:15:37 »
Следует учитывать, что это данные производителя. Якоря такого типа действительно имеют лучшее отношение держащей силы к весу, но у них свои недостатки. В частности, они "забирают" хуже.
Вот, например, независимый тест.
http://www.ussailing.org/safety/anchor/results_13.htm

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #11 : 04 Февраля, 2008, 12:05:30 »
Следует учитывать, что это данные производителя. Якоря такого типа действительно имеют лучшее отношение держащей силы к весу, но у них свои недостатки. В частности, они "забирают" хуже.
Вот, например, независимый тест.
http://www.ussailing.org/safety/anchor/results_13.htm

Из всех тестов он не забрал только один раз. При весе в 1.5-2 раза легче, чем осталные показал лучшие результаты. При нагрузке плд углом 90 и 180 градусов якорь был согнут при нагрузке около 2х тон но удержал. После этого в тестах не участвовал.
« Последнее редактирование: 04 Февраля, 2008, 12:57:12 от emayd »

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3501
  • Уважуха: +113/-67
  • Тип: пешеход
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #12 : 04 Февраля, 2008, 12:44:02 »
Из всех тестов он не забрал только один раз. При весе в 1.5-2 раза легче, чем осталные показал лучшие результаты. При нагрузке плд углом 90 и 180 градусов якорь был согнут при нагрузке около 4х тон но удержал. После этого в тестах не участвовал.

http://www.ussailing.org/safety/Anchor/conclusion.htm
Фортресс забрал сразу в 59% случаев.
То, что данфортообразные как правило держат лучше всех общее место. К сожалению, есть условия, когда они не работатют. Те же камни, на которых лучше "адмирал". Это как бы мой практический опыт.

EMayd

  • Сообщений: 4073
  • Уважуха: +219/-166
  • Название: Just Ducky
  • Тип: Ducky 19R
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #13 : 04 Февраля, 2008, 12:56:29 »
Да Вы правы не дочитал до конца, посмотрел только таблицу испытаний. НО! Обратите внимание на комментарий  - The results are skewed in favor of the anchors which set in foul ground.  However, those areas should not be selected for anchoring in all but the lightest weather, e.g., day anchorages and calm.

VladPK

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +0/-0
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #14 : 07 Апреля, 2011, 06:24:49 »
Сорри, не мог найти автора:

"Но если заинтересует – отсканирую чертеж."

Отсканируйте пожалуйста. У нас тут магазинов нету яхтенных, придется делать самому.

Кстати, если из нержавейки, лист 5 мм сварить и внутрь свинца налить - пойдет? (лодка тонны полторы)
Вот кстати интересная картинка -

http://www.badger.ru/reviews/boats/31813.php , внизу этой страницы
« Последнее редактирование: 07 Апреля, 2011, 15:10:03 от VladPK »

Veter

  • Сообщений: 623
  • Уважуха: +52/-17
Re: Якорь для тяжелой походной лодки.
« Ответ #15 : 07 Апреля, 2011, 14:50:22 »
К сожалению автора нет в живых.
Светлая память.