f нужна консультация по литью деталей из алюминия.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: нужна консультация по литью деталей из алюминия.  (Прочитано 36731 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
Задумал некоторые детали (не ответственные) вылить из алюминиевого лома. Не то что в практике не разбираюсь, а даже в теории профан. Пожалуйста укажите "пути истинные", как это все делается.
« Последнее редактирование: 29 Ноября, 2007, 20:16:52 от Евгений »

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
 Я иногда этим балуюсь. Не могу сказать, что белых пятен не осталось, но немножко стал понимать процесс.
 Чего не получается - чистая поверхность. В основном надо расчитывать на последующую механическую обработку. Как правило, я этим занимался для изготовления негабаритных заготовок, но вполне научился делать и довольно сложные изделия, например - гребные винты.
 Лить надо не из какого попало лома, а только из литейных сплавов алюминия. Отлить хоть что-нибудь из Д16 или чистого Ал. невозможно. Легче всего работать с Ал3, он и есть самый расппространённый сплав для литья. Блоки цилиндров, литые электрощиты, корпуса коробок передач и т.д., всё из этого (или похожего) сплава. Пробовал с Ал8 (аналог АМГ6), но ничего не получилось. Течёт плохо, половина сгорает при плавке. Коррозионная стойкость у Ал3 выдающаяся, отлично анодируется. Отливки в массивных деталях получаются очень прочные.
 Из всех способов литья мне больше всего понравилось литьё в песчанно - жидкостекольную форму. Перепробовал почти все остальные способы, но они оказались менее удобны.
   Основа успешного литья -хороший литейный песок. Рядом с москвой есть один карьер, которым кормятся все производства г. Москвы. Я в итоге взял песок из этого карьера, после неудач с обычным песком из кучи на ближайшей стройке. Если затевать литьё, имеет смысл поискать источник такого песка. Главное отличие хорошего песка от плохого - однородность частиц. Не должно быть ни крупных бульников, ни пыли. Особенно вредна пыль. Можно такой песок изготовить самостоятельно. Для этого обычный песок просеивается через сито, а потом медленно высыпается через струю сжатого воздуха можно из пылесоса. Крупные песчинки падают рядом, а мелкие улетают далеко. Потом веником собирается участок с однорордными частицами.

  Повторюсь: подготовка или поиск правильного песка -ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО важная операция без которой попросту ничего не получится.

 Самое главное положительное свойство литейной формы - газопронецаемость. Материал формы должен свободно продуваться газами. Если требование не соблюдается, то отливка получается с пузырями.

  Известно, что одинакового размера круглые шарики занимают 67% объёма сосуда, в который они насыпаны. Остальные 33% - воздух. У хорошего литейного песка воздуха меньше, около 25%. Для достаточной газопронецаемости формы, количество связующего материала не должно превышать половины этого объёма, т.е. 12,5%. Это относится как к жидкому стеклу, так и к другим связкам.

 Жидкое стекло годится любое, со строительного рынка. Процесс основан на свойстве жидкого стекла моментально твердеть при взаимодействии с углекислым газом. В качестве источника углекислого газа можно использовать огнетушители, но лучше найти нормальный баллон, т.к. газ там под давлением 60 ат, и требуется обязательная редукция до 1-2 ат.

 Процесс литья начинается с изготовления модели. Делать ей можно из чего попало, я предпочитаю из дерева и фанеры. Модель надо обязательно шпаклевать и красить. При изготовлении модели следует подумать, как её извлекать из формы, т.е. задавать небольшие а лучше большие) литейные уклоны.

  Опоку я делаю из фанеры и дощечек собранных на саморезах. Как правило, она представляет собой ящик без крышки и дна.  Минимальное расстояние от детали до края формы следует стараться делать не меньше 30мм.

 Если форма состоит из двух и более частей, в качестве разделительного слоя наиболее удобен графитовый порошок. Им же обмазюкивается модель перед формовкой. Несколько худший вариант - тальк. Мел применять не стоит, он активно выделяет газы и портит отливку.

  Формовочная смесь готовится из 7-8 частей песка и 1 части жидкого стекла (по объёму). После тщательного перемешивания получается влажноватая рассыпчатая масса. При заполнении формы не надо стараться её со всей дури трамбовать, это только навредит! Вблизи модели можно делать плотнее, а основную засыпку- реже.
  Если форма широкая и плоская, каналов для углекислоты можно не делать. Модельный материал настолько газопронецаем,  что лекго продувается насквозь. Я продуваю формы из шланга автогенного калибра без наконечников. Сначала обдувается поверхность (она тут же схватывается), потом надо в шахматном порядке пройтись по всем доступным поверхностям, прижимая торец шланга к форме. Форма при это пропитывается газом и практически мгновенно твердеет по всему объёму. Если форма толстая, то перед продувкой следует проколоть в ней при помощи лысого электрода несколько отверстий. Иногда отверстия для продувки удобно делать через стенки опоки. При этом надо не перестараться, и не попасть в модель.

  В форме я оставляю только одно отверстие - для заливки металла. Никаких выпаров делать не надо. Летник удобно формовать вместе с моделью, для этого надо заготовить деревянный конус (крашеный, как и модель). Сразу после извлечения модели такая форма готова к отливке. Если стык половинок фомы горизонтальный, то для герметичности достаточно пригрузить форму сверху. Если вертикальный - связать верёвкой или лить прямо в опоке. Перед заливкой надо стараться поставить форму так, чтобы по возможности, большая часть наружной поверхности могла "дышать".
 Если при формовке повредился стык половинок формы, то после сбрки ей лучше закопать в песок, оставив торчать вернюю поверхность с литником.

  Силумин льётся при 730-780 С. Я для плавки использую трёхлитровый муфель с термостатом. Ковша сваренного из 4 мм железа, хватает надолго. Немаловажная проблема - добыча самого лома. Раскромсать корорбку передач на мелкие кусочки совсем не так легко, как кажется!. Я всё это проделываю при помощи 12т пресса, благо он стоит рядом с муфелем.

   Примерно так.  Удачи!

 
 
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ЗАК

  • Сообщений: 3412
  • Уважуха: +336/-122
  • Андрей Зворыкин М54
Вот еще: http://www.minskmoto.info/forum/showthread.php?t=3748

Я бы попробовал использовать лябастру (без кофию), т.е. строительный гипс. Форму надо хорошо сушить. Отлил как-то году в 1977 бугели для цепляния за трос подъемника, форму делал из цементной смеси - дело было в командировке, строил набл. геодезич. сеть на оползне и цемента было навалом, а гипсу не было. Лил из погнутых детских санок с помойки.
Лить надо в нагретую форму, использовал эл. плитку. Ковш грел паяльной лампой.

Горыныч лил корпуса прочных струбцин из Д16 в открытую форму из жести. Самого процесса я не видел, только форму и готовые изделия.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

ЗАК

  • Сообщений: 3412
  • Уважуха: +336/-122
  • Андрей Зворыкин М54
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Пробовал тоже и в гипс и в цемент. Гипс продолжает газить даже после прокалки в 350С. Отливка кишмя кишит пузырями. С прокалкой форма делается изнурительно долго. Показалось, что можно лить только с большой открытой поверхностью. Замкнутые формы дают совсем неприемлемое качество. Единственный плюс - гладкая поверхность.
 С цементом процесс получается настолько долгим, что теряет всякий смысл. Форма не только газит хуже гипса, но ещё и гарантированно трескается. В литературе описаны цементно- песчанные формы. Всё как с жидким стеклом, пропорции те же. Но сохнут очень долго. В оличие от жидкостекольных форм регенерация песка невозможна.
 Главное достоинство жидкого стекла - скорость. Я включал печь, и пока плавился силумин успевал сделать форму, а то и две.

 Впрочем, не буду спорить. Я описал только то, что у меня получилось. На освоение технологии потратил всю зиму 2000 года с утра до вечера.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Всё понятно. Я гипс недогревал. После обработки при 900 градусов он становится пористым как вата. Затея требует муфеля литров на20.

С формовочной землёй тоже пробовал. На первый взгляд очень удобно. Думаю, что все мои детали профи лили бы однозначно в землю. Однако, изготовить такой состав совсем непросто, он очень критичен к содержанию воды. Форма получается настолько непрочной, что встаёт проблема, как её собрать перед заливкой.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
спасибо!!!!! :)

ЗАК

  • Сообщений: 3412
  • Уважуха: +336/-122
  • Андрей Зворыкин М54
Кого-то, видать, так покоробила стандартная шуточка про "кофе с лябастрой", что минус мне в "карму" запихал. Прошу прощенья за дурной тон и спасибо, а то дисбаланс в этой "карме" - аж конфузно.

Вот еще фундаментальный труд про литье: www.shipmodeling.ru/books/Otlivki/castmetall.pdf

Собираюсь переплавить накопившиеся обрезки в болванки для посл. токарной и фрезерной обработки. Формы собираюсь делать из обломков газосиликатных блоков, выбирая в них пустоты угодного размера.

Евгений, если переплавлять вперемешку весь хлам, какой есть, получится что-то вроде сплава 1105, который так и делается.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
А вот интересно, можно ли из Ал. отлить пустотелый шверт ?
как сделать матрицу - проблем не вижу, а вот затечет ли в тонкие места оболочки алюминий (лить через перемычки - они потолще) да еще вниз ....
Можно конечно греть форму, но все равно сомнительно.

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3309
  • Уважуха: +113/-68
  • Тип: пешеход
А вот интересно, можно ли из Ал. отлить пустотелый шверт ?

ЕМНИП, у 29-ера литой алюминиевый шверт и руль, например.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
  Подобно старой коммунистке Нине Андреевой, не могу поступиться принципами.

 Хлам алюминиевого происхождения, собранный веником с полу, имеет смысл плавить только с одной целью: чтобы он занимал в мусорном контейнере поменьше места. Плавить его желательно в среде аргона, т.к. иначе, из-за большой поверхности он наполовину сгорит при нагреве и плавке.

 Важнейшее свойство литейного сплава - жидкотекучесть. Так называется способность сплава заполнять форму.  Силумин используется для литья именно потому, что имеет наивысшую жидкотекучесть из всех сплавов алюминия. Если перейти от науки к образам, то силумин затекает в форму как ртуть, а все остальные сплавы Ал, как манная каша. Разница столь велика, что я не советовал бы даже пытаться экперементировать с заведомо нелитейными сплавами.  Это возможно только в серьёзном производстве, с применением весьма сложных технологий. Например, заготовки для выдавливания труб Д16 оливают в инертной среде под давлением. При этом, треть полученой отливки отрезается с концов и идёт обратно в переплавку.
  Помимо прочего, меня удивляет рекомендация лить детали корабля из заведомого хлама, вместо специально разработанного для этого материала. Мне ни разу не приходило в голову покупать силумин. Стоит только озадачиться, и его можно найти прямо под ногами и за один день насобирать  на всю оставшуюся жизнь.

 Мне кажется, что единственный смысл в любых консультациях - сократить время последователю. Литьё металлов, это совсем непросто. Я тоже подошёл к теме с эйфорическими настроениями, начитавшись литературы типа "300 практических советов". Увы, получив по носу, стал читать литературу посерьёзнее.

  Зак, прошу не обижаться. Моё мнение весьма устойчиво, но не является аксиомой. Пусть в споре рождается истина!
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
Прошу прощения, а что такое силумин?

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Силумином называется группа литейных сплавов Ал содержащих кремний. Есть и другие литейные сплавы, но они очень мало распространены. Солдатские кастрюли, Ал сковородки, все литые Ал детали автомобилей, мотоциклов, лодочных моторов - это всё силумин.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ЗАК

  • Сообщений: 3412
  • Уважуха: +336/-122
  • Андрей Зворыкин М54
А я и не обижаюсь и не спорю, личный опыт мал чтоб спорить, а токмо найденных ссылок накидал.

Конечно, имел в виду переплавку не того, что метется веником, а более крупных кусков. Горыныч давно уже занимается переплавкой обрезков Д16 в болванки, калит-старит и фрезерует из них пресс-формы для литья под давлением из пласмасс. Тем, собственно, и зарабатывает на прокорм в основном.
Бугели, которые я отливал, тоже были сродни болванкам по грубости литья и наверно поэтому удалось обойтись малой кровью.  Кстати, форму делал неразъемную "семейную" на 4 бугеля, модели и конуса из пенополистирола. При прокалке формы после высушивания, модели благополучно испарились. Форму потом раздолбал.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
 После изучения первойй ссылки опять захотелось всё бросить и на полгодика зависнуть на земляных формах. Жаль, жизнь короткая.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ЗАК

  • Сообщений: 3412
  • Уважуха: +336/-122
  • Андрей Зворыкин М54
А еще где-то читал про формы из специальной силиконовой резины и видел фото самой формы и отлитой скульптуры высоченного качества. Лили, правда, на центрефуге (под давлением). Ссылку посеял, как водится.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Лоцман

  • Сообщений: 1419
  • Уважуха: +50/-51
  • Пепелац
  • Тип: Альбатрос
формы из специальной силиконовой резины
Вексинт? Есть термостойкие композиты...
Если ты прав, то я лев!

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Увы, к сожалению, лить Ал сплавы в виксинт нельзя. Жаростойкости хватает лишь для олова. Вот ссылка на виксинты:
http://www.lasso.com.ru/view_pages_1.php?menu=146
Я из этой резины делал демпферы для самодельных винтов. Материал классный, но весьма недешёвый. Банка поллитровая стоит 50 у.е.

  Кстати, по выжигаемой модели я тоже лил. Очень неплохой способ. Однако, поскольку шпаклевать модель нельзя, её довольно сложно изготавливать. Не представляю, как можно из пенопласта вырезать, к примеру винт. Но для простых деталей, вполне вариант.

  Зак, какой пенопласт использовал? Упаковочный или плотный?
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

ЗАК

  • Сообщений: 3412
  • Уважуха: +336/-122
  • Андрей Зворыкин М54
На форуме, где читал про литье в силиконовый композит, шла речь о температуре 700С.
--
Пенопласт был плотнее нынешней строительной пятнашки, но какой точно - не помню. Каккие-то поплавки, примерно 25 -50 кг/м**3. Резал нихромом прямые детали и склеивал. Модель была проста, как колун - слегка кривая пластина и два овальных кулачка под трос.

Поскольку тырнета в то время не было, рецепта по смеси цемента с песком по первой ссылке не
читал и месил с точностью до наоборот: не 7:1, а 1:8. Цемент, правда, у меня был не ширпотребный, а перша кляса, для скважин. И раствор месил почти сухой, под вибратор. Протряся, можно бвло сразу снимать опалубку с формы и вытаскивать проволоки, задающие дренаж. Там много подробностей, которые лень писать без запроса, например о фиксации модели, чтоб не всплыла при вибрировании, .., пропарке формы. Да все эти цементные подробности не интересны, посколь цемент применялся от ситуации и если бы было что-то другое, ...
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
 В фирме Лассо можно купить и всё для литья. К сожалению, цены там столь несуразны, что имеет смысл заниматься только литьём золота.
 Мне сдаётся, что в наших условиях правильнее всего освоить землю. Я повёлся на жидкое стекло, потому, что получаться стало с первого раза. А земля или вообще не слипалась( мало влаги) или превращалась в липкую грязь( много влаги).
 ЗАК, первая ссылка разбередила старые душевные раны, намедни попробую забодяжить формовочной земли, благо компоненты имеются. Один чёрт, мне один винт надо отлить до лета, вот и поупражняюсь.
 Технологии, в которых изготовление формы занимает более двух суток осваивать неохота. Они уместны только при серийном производстве. Для наших условий надо искать чего побыстрее.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Лоцман

  • Сообщений: 1419
  • Уважуха: +50/-51
  • Пепелац
  • Тип: Альбатрос
Модели делаю из пластилина (которого в избытке:)) если есть желание - могу с удовольствием повторить.
Виксинт - да. Пентэласт - термостоек и дешев. Но и гипс неплох. В силу специальности приходилось работать со всеми этими материалами плотно....
Если ты прав, то я лев!

Бортмеханик

  • Сообщений: 999
  • Уважуха: +53/-31
  • Название: Desafinado
Анатолий
---------------------------
...Тут бортмеханик в кабину вбежал, И говорит, мол, ... нам настал... (с)

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 1684
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Нарвался на одну тему: http://www.miningexpo.ru/bboard/2181
так и офигел заживо....

Опоки, формовочные смеси, деревянные модели - срочно выкинуть и ЗАПРЕТИТЬ! И срочно учиться резать пенопласт.
Смысл в том, что литьё в выжигаемые формы пришло к полному совершенству - формы как таковой нет. Детать из пенопласта вместе с литниковой системой тупо засыпается сухим песком и заливается металлом. Буду пробовать.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 1684
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Есть такой способ. Но во-первых форма получается одноразовой, что не всегда удобно. А во-вторых при заливке происходит вспышка пенопласта, что может быть не безопасно. Да и фактура пенопластовой поверхности допустима не всегда.
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3291
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Есть такой способ. Но во-первых форма получается одноразовой, что не всегда удобно. А во-вторых при заливке происходит вспышка пенопласта, что может быть не безопасно. Да и фактура пенопластовой поверхности допустима не всегда.

Весь прикол в том, что формы как таковой нет. Вообще нет, только сухой песок. Модель вместе с литниковой системой просто засыпается песком без какой-либо связки. Металл вытесняет пенопласт и занимает его место полностью повторяя форму модели. Никаких стержней делать не надо. Стержни образуются сами при засыпании модели песком. Песок не расходуется и не портится связками. После охлаждения опять идёт в дело. Способ точный, качество поверхности высокое. Мерикосы вовсю льют блоки цилиндров. Есть прогноз, что все прочие способы литья скоро будут вытеснены.
Ключ ко всему - обработка пенопласта. В серийном производстве его вспенивают уже в форме и поверхность получается идеальной. Ещё вариант - фрезерование на чпу. Качество тоже очень высокое из-за оплавления поверхности при обработке. Для грубых деталей можно использовать резку проволокой, свободную или по шаблону.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

илппп

  • Илппп
  • Сообщений: 2494
  • Уважуха: +111/-22
  • Илья
  • Название: Конек Горбунек
  • Тип: Horse with osteochondrosis
  • Номер: Е 20
Почитал, - вопрос , из д16 совсем плохо лить? может простые формы, типа в ямку залить можно? Потом обработать напильником до нужной формы?
-Ты, странник презревший покой.
- Взялся за гуж, ..... и стой!