f умный шверт или шверт-автомат
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: умный шверт или шверт-автомат  (Прочитано 60126 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Владимир Леконт

  • Сообщений: 1484
  • Уважуха: +128/-127
  • Тип: Переделанный Альбатрос
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #20 : 04 Декабря, 2007, 13:18:03 »
Забыл добавить: передняя кромка лунинских швертов не играет на несколько градусов. Он закрепляет абсолютно жёстко.

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-170
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #21 : 04 Декабря, 2007, 13:37:50 »
Цитировать
абсолютно жёстко
- каким образом и что под этим понимается?
Сергей Мягков

Владимир Леконт

  • Сообщений: 1484
  • Уважуха: +128/-127
  • Тип: Переделанный Альбатрос
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #22 : 04 Декабря, 2007, 14:54:05 »
Обычно, если шверт по Успенскому (так принято называть крепление на тросах-растяжках и у меня так стоит), то задняя кромка набивается, а передняя не очень, чтобы шверт гулял на несколько градусов, сам выбирал угол атаки. Завтра буду у Лунина в мастерской, возьму с собой цифровичок. Или сфотографирую, если есть готовое, образцово-показательное крепление или попрошу его нарисовать. Лунин охотно делится опытом,  у него стаж 24 года. Фото или рисунок выложу сюда, увидите.
« Последнее редактирование: 04 Декабря, 2007, 15:07:25 от Владимир Леконт »

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #23 : 05 Декабря, 2007, 03:43:28 »
Юра Яковлев на большинстве своих схем катамаранов применяет жесткий шверт
Но во первых, он не называет его Абсолютно жестким (хотя я со своими 110 кг на них попрыгал - стоит мертво, независимо от угла выпуска)
А во вторых, глянте чего это стоит по весу и конструктиву  :)
(перо шверта должно стоять в центре и зажиматься фланцами)

Владимир Леконт

  • Сообщений: 1484
  • Уважуха: +128/-127
  • Тип: Переделанный Альбатрос
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #24 : 05 Декабря, 2007, 21:56:49 »
Был, фотографировать не пришлось, готового пока ничего нет. И рисовать тоже нечего: ничего необычного, но предпочитает укосины тросам при постановке шверта и никакого люфта по передней кромке вопреки сложившемуся мнению. Проводил аналогию с крылом самолёта. Крыло не гуляет по передней кромке. Никаких исследований не проводил, чисто по интуиции решил так делать.
« Последнее редактирование: 05 Декабря, 2007, 22:00:09 от Владимир Леконт »

ЗАК

  • Сообщений: 3414
  • Уважуха: +337/-124
  • Андрей Зворыкин М54
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #25 : 05 Декабря, 2007, 22:35:53 »
Аналогии с крылом самолета в смысле отсутствия перекладки не вижу. Кроме акробатических, летающих как вниз, так и вверх тормашками, самолеты не меняют "галс" в смысле изменения направления подъемной силы отн. крыла. Хорда крыла в корне, наверно, все-таки уст. под некоторым углом к "оси" фюзеляжа, а к консолям угол этот несколько уменьшается (отриц. крутка).
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #26 : 06 Декабря, 2007, 14:45:09 »
У Успенских несколько страховочных петелек из тонкого шнура на блоке подъема шверта. Одна рвется при наезде на мель, на следующей мели вторая рвется и т.д. Дешево и сердито.
Задача такой конструкции - обеспечить протравливание веревки при "сверхнормативном" ее натяжению. Ту же самую задачу решают различные альпинистские амортизаторы, которые автоматически, без участия страхующего,  протравливают веревку при рывке. Сейчас, видимо, они не применяются в связи с распространением сверхэластичных (динамических) капроновых веревок, которые можно намертво зажимать при рывке, растяжение самой веревки ограничивает усилия, которые при этом прилагаются к страхуемому и к опорам, до допустимых.
Самое простое из таких устройств - амортизатор Саратовкина (если правильно помню). Веревка просто-напросто собирается в петли, которые соединяются между собой  стяжками из не слишком прочного шнура. При рывке стяжки последовательно разрываются, обеспечивая протравливание веревки на длину очередной петли.
Почему бы не применить такое простейшее приспособление на катамаране? И не обязательно его размещать под палубой, можно и вверху.

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-170
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #27 : 06 Декабря, 2007, 16:18:27 »
Наверху сложно. Свободный ход тали подъёма шверта - до метра. Придётся обеспечить этот самый метр от выхода тали на палубу до стопора. И вдоль этого метра будет телипаться моток сложенной в петли верёвки. К тому же (где-то тут рядом это обсуждалось) есть специальные стопора-самосбросы. Да и внимательного хождения по мелководью со своевременным подъёмом шверта никто не отменял.

Тем более, что какую тонкую верёвочку-элемент ненадёжности в проводку шверта не включай, а всё равно полной гарантии правильного срабатывания не достичь. А вот полной самоуспокоенности от наличия "абсолютно жёстко закреплённого умного шверта-автомата" 8) со всеми вытекающими последствиями - легко. Поэтому мне вся эта "автоматика" (самоподнимающиеся шверты/рули, самопадающие по Перегудову мачты) не нравится.
Сергей Мягков

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #28 : 06 Декабря, 2007, 17:21:41 »
Наверху сложно. Свободный ход тали подъёма шверта - до метра. Придётся обеспечить этот самый метр от выхода тали на палубу до стопора. И вдоль этого метра будет телипаться моток сложенной в петли верёвки.

Не обязательно до стопора. В поднятом положении никакого протравливания не нужно, и этот "моток" можно перенести через стопор. В нижнем - разместить его перед самим стопором. Вот только щелевой для этого использовать не получится, придется только кулачковый.

К тому же (где-то тут рядом это обсуждалось) есть специальные стопора-самосбросы.

Конечно же, такая конструкция - лучше всего. Только насколько она сложная и сколько она стоит? Кстати, у альпинистов были аналогичные амортизаторы конструкции Абалакова (видел картинку в книжке).
А здесь предлагается простейшее решение, которое при необходимости может быть реализовано и в полевых условиях.

Да и внимательного хождения по мелководью со своевременным подъёмом шверта никто не отменял.


Да кто же спорит-то, разумеется! Тем более, что при повороте (когда рулевой увидит препятствие и будет пытаться от него уходить) шверт, скорее всего, заклинит боковым потоком воды, и вряд ли он вообще откинется.
Лично я пока просто поставил на оттяжку тонкую эластичную веревку, и на этом успокоился.
В то же время, "автомат", как дополнительное средство обеспечения безопасности, вполне может быть полезен, особенно при мутной воде. 

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +135/-170
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: умный шверт или шверт-автомат
« Ответ #29 : 06 Декабря, 2007, 17:47:40 »
В щеках Ветра или старого Тайфуна заклинит 100%. А на кардане или Т-образном шарнире - никогда. Поэтому прежде чем говорить об "умной автоматике" я бы избавился от щёк, из-за которых шансы поуродовать шверт возрастают в разы ;)

Я тоже использую в качестве тали установки шверта в рабочее положение эластичную, хотя и не тонкую восьмёрку. Проводка в 2 лопаря не из-зи того, что клинит (не клинит, кардан у меня), а для увеличения длины проводки. В качестве стопора - отрытый клиновой, из которого таль выдернуть ничуть не сложнее, чем из кулачкового. Его, к стати говоря, можно легко обносить собранной в бухту верёвкой.

О стоимости стопора-самосброса. Полагаю, что стоит фирменный он вполне конкретных денег - могу только предположить каких, если, например тревиальный колдунчик на ванту у харкена стоит $10. Но, коллеги, что мы обсуждаем - сущую безделушку или абсолютно необходимое для выживания в сложных условиях мелководья устройства? Если без "этого" никак, то я бы не рассуждая заплатил бы деньги (или изготовил аналог) за стопор, гарантированно сбрасывающий верёвку при заранее известном мне усилии. Тут, как говорится, без вариантов, тем более, что этот блок не был бы у меня первым из недещёвых надёжных.

Если речь о безделушке, то можно и собранную в кольца с перетяжками верёвку, болтающуюся на палубе и сработающую не-совсем-понятно-когда.

Сергей Мягков