f Достройка швербота на корпусе Лагуны
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Достройка швербота на корпусе Лагуны  (Прочитано 184035 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

Утлюк

  • Сообщений: 1217
  • Уважуха: +71/-42
Стеклопластиковая лодка ЛАГУНА (http://www.capboat.kiev.ua/ako-plast.html), была приобретена в качестве базы для достройки на этом корпусе мини-швербота. В первую очередь были проведены испытания корпуса на вёслах, под мотором (газонокосилка) и парусом ("стриж" с гафелем ~4,5кв.м.)
Газонокосилка подверглась минимальным переделкам. Нога была укорочена на 20-25 см, а винт изготовлен согласно рекомендациям, изложенным добрыми людьми по адресу http://iv70.narod.ru/IV/9/GD.html
Двигатель крепится на легкосъёмных петлях "бочках", предназначенных для установки руля.
Под мотором лодка идёт со скоростью порядка 7-8 км/час в штиль. При встречном ветре более 10 м/сек, движение против волны практически невозможно. Газонокосилка неплохо зарекомендовала себя в работе, и вполне может использоваться в качестве аварийно-запасного движителя.
Остойчивость корпуса (без груза) позволяет не только свободно перемещаться по всей длине (и ширине), но и влазить в лодку из воды (мой вес 70 кГ) через борт.
После получения некоторой уверенности в том, что корпус не будет перевернут первым же порывом ветра, на него был установлен  парус "стриж" с гафелем, который ранее использовался на "Таймене 2". Поворотная мачта "стрижа" крепилась в двух точках, на вертикальной раме изготовленной из деревянных брусов, опорой для которых стала центральная банка и наплывы её крепления.
Ветер во время испытания был свежий, 5-7 м/сек, с дальнейшим увеличением до 10-15м/сек.
При небольшом волнении (40-60 см) лодка уверенно ходит на всех курсах. Минимальный угол хода к ветру на курсе бейдевинд (без шверца), в зависимости от силы ветра, в пределах 30-60 градусов. Стоит бросить румпель, лодка тут же приводится. Есть все основания полагать, что установка шверца и тщательная регулировка рангоута уменьшит угол хода против ветра до 15-50 градусов. Приятно было обнаружить, что для откренивания достаточно всего лишь сместиться к борту.  Разворот бейдевинд выполнялся за счёт инерции хода и несколько чрезмерной тенденции лодки приводиться. Ранее у меня был опыт хождения под парусом только на байдарке. Вначале на корпусе "Таймень 2", далее на нём же, дооснащённом двумя "отбойными" поплавками-аутригерами объёмом по 20 литров каждый (4 пластиковых бутылки по 5л), закреплённых на раме 1500 х 1500 мм. Поворот фордевинд на байдарке часто сопряжён с возможностью "кильнуться", особенно в случае большого волнения и сильного ветра, а также при непредвиденных зацепах шкота за выступающие части конструкции. Поэтому первые повороты фордевинд на новом корпусе выполнял с максимальной осторожностью и на глубинах, гарантирующих подъём "утопшего" на поверхность без особых проблем. К огромному моему удовлетворению оказалось, что запас остойчивости корпуса гасит возникающие при перебросе паруса силы практически до нуля. Убедившись в безопасности конструкции, решил испытать её в экстремальных условиях, благо ветер усиливался. Прошелся несколько раз курсами галфвинд и бакштаг. Скорость, хотя и измерялась "на глазок" (1м/сек = 3,6км/час), превысила скорось хода под "газонокосилкой" и, по моим подсчётам была в пределах 10км/час. Во всяком случае, вода за кормой весело зажурчала, и я был выведен из состояния эйфории только резким треском металла, где-то над головой. Мой гик, сработанный в начале 90-х и отслуживший шесть сезонов на Азове, состоящий из гнутой алюминиевой трубы, продлённой нержавейкой, лопнул в месте соединения. Алюминий корродировал, утратил прочность и стал хрупким как стекло.
Парус пришлось снимать (при этом обнаружилось, что гафель тоже не устоял и изогнулся, что и видно на снимке, сделанном после первых "пробежек"). Работа с рангоутом, стоя на кормовой банке во весь рост, тоже оказалась не проблемой для остойчивости Лагуны (в байдарке об этом не могло быть и речи).
Естественно, что после ремонта на скорую руку, дальнейшего усиления ветра и начавшегося затем дождя, пришлось вспомнить о газонокосилке.
« Последнее редактирование: 06 Ноября, 2009, 13:27:24 от Утлюк »

Утлюк

  • Сообщений: 1217
  • Уважуха: +71/-42
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #1 : 29 Апреля, 2008, 15:35:59 »
Открытие сезона 2008 покатушками на Пасху.
В незагруженном состоянии, под одним гротом, на галфвинде, удалось пройти со скоростью 8 км/час. Измерения проводились GPSом.

Сезон близится к финалу. Лодка показала себя прекрасно. 10км/час (GPS) это максимум на одном гроте. Теперь можно подумать относительно надстройки. Соорудить "каюту", позволяющую сидеть/лежать в непогоду. Оборудовать кокпит.
« Последнее редактирование: 16 Сентября, 2008, 11:26:52 от Утлюк »

Утлюк

  • Сообщений: 1217
  • Уважуха: +71/-42
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #2 : 06 Октября, 2008, 19:03:48 »
В начале октября в Киеве выдался солнечный денёк с приличной температурой и устойчивым южным ветром. Грех было не закрыть сезон покатушек.
Испытанию подлежала схема управления рулём, состоящая из тросовых тяг по бортам. Что-то похожее на управление рулём байдарки. Подобная схема имела целью обеспечить управляемость во время перемещения ЦТ вдоль продольной оси лодки. Само же перемещение требовалось для оценки влияния центровки на "ходкость" лодки.
Выяснилось, что чем выше я поднимал корму, перемещаясь к центру, т.е. разгружал её, тем меньше лодка тянула воду и скорость прилично возрастала. Проверка теории практикой. Всё как у классиков. Добившись наивыгоднейшей с моей точки зрения центровки, вдруг обнаружил, что "фрудовская яма" рассосалась как нежелательная беременность. Видимо сказались обводы "Лагуны". Сразу стало тоскливо оттого, что нет какого-нибудь стакселька, чтобы проверить возможность увеличения скорости хода.
Сам принцип управления при помощи тросовой проводки понравился. Может сказалась привычка хождения под парусом на байдарке. Наверное стоит подумать об оснащении лодки лекосъемной тросовой проводкой, позволяющей "рулить" находясь даже в каюте-убежище. Кто-нибудь пробовал? Есть какое-нибудь оправдание этой идее? Может то, что удлинитель румпеля не мотается в полезной площади кокпита уже есть благо? Особливо если вспомнить, что лодки то всего три с половиной метра.

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #3 : 06 Октября, 2008, 20:33:47 »
Пробовал я на Перчике. Там по всему периметру моста идет руль-фал, который ворочает перо руля в один лопарь. Достоинств масса, недостатки такие - сложно сцентровать лопари с точкой поворота тросов оттяжек пера руля (перо поднимаеться) а без этого фал несколько подклинивает. Далее, большое усилие для продергивания фала туда сюда (но возможно это из за говеных блоков). В целом мне тож понравилось, хотя и дюже необычно, и без превычки бывало дергал не в ту сторону, так что для более интуитивно понятного управления надо сзади перекрестить веревки и тогда управление станет прозрачнее (тянешь на себя - поворачиваешь на тот борт на котором сидишь - а щас у меня наоборот и бывает путаюсь в запале)
Есть еще проблема поворота пера руля на большой угол - где то после 60 градусов вернуть перо в нормальное положение можно только с большим усилием (угол между веревкой и пером становиться очень маленький). На скорости такой проблемы нет - встречный поток воды отдавливает перо в среднее положение и перо ходит легко, а вот без хода или с маленьким ходом такая проблема есть.

Утлюк

  • Сообщений: 1217
  • Уважуха: +71/-42
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #4 : 07 Октября, 2008, 09:59:58 »
Перекрещивание "верёвки" у меня тоже реализовано. Иначе действительно можно путануть. А так - "тянешь" или "толкаешь" нос на (от) себя. Думаю, что проблемы с усилиями можно решить по Архимеду - рычаги, блоки и т.п. Буду пробовать, если я не один такой. Спасибо за ответ.

Утлюк

  • Сообщений: 1217
  • Уважуха: +71/-42
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #5 : 11 Августа, 2009, 16:17:30 »
Примерка новой мачты на новом же, подготовленном месте.

Ведьма

  • Сообщений: 78
  • Уважуха: +3/-8
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #6 : 11 Августа, 2009, 16:31:24 »
Лодка не большая.Но весовые нагрузки всеж изменились... Ждем результатов!А парус каков будет,интересно!

Утлюк

  • Сообщений: 1217
  • Уважуха: +71/-42
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #7 : 11 Августа, 2009, 16:50:06 »
Испытал все же под старым "стрижиком" (~5м). Интересно было переднее (80 см) расположение паруса. Повороты - отлично, хоть фордевинд, хоть оверштаг. На оверштаге вполне хватает центровки и скорости на перекладку, на фордаке не рвёт и не переворачивает. Вполне удобоваримо. При свежем ветерке бежала максимум 8,9 км/час, в основном 7-8. При этом самое интересное, что не требовалось чрезвычайных усилий по открениванию. Вполне достаточно переместиться к борту, не садясь на него. Так, прислонясь к борту, и позагорал пару часов.
Из парусов планирую гафельный грот и кливер на бушприт (если руки дойдут).

Ведьма

  • Сообщений: 78
  • Уважуха: +3/-8
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #8 : 11 Августа, 2009, 17:03:39 »
Обводы довольно полные - вот и позагорали! А если грот гафельный, да бушприт с кливером!!!Просим фотки вбудущем ... Классика - красота!

Ведьма

  • Сообщений: 78
  • Уважуха: +3/-8
Re: Достройка швербота на корпусе Лагуны
« Ответ #9 : 15 Августа, 2009, 13:51:27 »
Утлюк! А палуба фанера приклепана, или стеклопластик? Как подкреплено? Не рассмотрел... Интересно! Плиз!