f Выбор мотора для путешествий
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Выбор мотора для путешествий  (Прочитано 41385 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Выбор мотора для путешествий
« : 23 Августа, 2007, 02:09:04 »
Озадачился выбором мотора для лодки длиной 7.6 м  и максимальным взлетным водоизмещением 1000 кг.
Мотор нужен для дальних походов. Скорее всего, больше 1000 миль. В основном будет использоваться, только при полной невозможности использовать паруса, на безветрии и в реках-каналах, да еще для регулярной подзарядки аккумулятора.

Пока рассматриваю следующие варианты с длиной ногой.
1. Tohatsu 3.5 силы, 2-тактный. 75 куб. см
Плюсы: сравнительно не дорого 23000р, надежно, малый вес 14 кг.
Минусы: маловато сил, нет генератора.

2. Suzuki 4 силы, четырехтактный.
Плюсы: большой рабочий объем 138 кубиков, дефорсированный, большой крутящий момент, возможность установки генератора на 6А, минимальная цена в своем классе 33280, очень маленький расход бензина. Фактически это 6-сильный мотор с электронным ограничителем оборотов.
Минусы: вес 26 кг, сильная вибрация на холостом ходу (только по слухам в Интернете),

3. Mercury F4ML Sail 4 силы, 4 такта. 123 куб. см.
Плюсы: грузовой винт, выхлоп через ступицу, генератор на 2А в комплекте
Минусы: вес 26 кг, маленькая мощность генератора, цена 38500р.

4. Что-то еще? Мне нравятся характеристики, 4-х сильной 4-х тактной Ямахи, но не нашел в инете предложений с длинной ногой и про генератор ничего не говорится.

На самом деле хочется четырехтактник. На сайте Suzuki, нашел прикрепленную картинку. По этим данным расход топлива 4т в полтора раза меньше 2т, а крутящий момент, в полтора раза больше. Особенно на крейсерских оборотах 3500. По отзывам владельцев, это действительно так, и означает, что лишние 12 кг веса мотора в большом походе компенсируются меньшим количеством бензина. Ну и небольшой запас мощности и ресурса тоже не повредит. Теперь нужно решить, стоит ли связываться с 4-х тактными более тяжелыми и сложными моторами, если да, то, что выбрать.

Еще интересует вопрос генератора. На какую мощность после выпрямителя можно рассчитывать, если декларированный ток, например 5А. И насколько генератор нагружает мотор. Правильно, я понимаю, что когда нет нагрузки и тока, генератор почти не отнимает у мотора мощность?
Прошу прощения за детские вопросы. У нас никогда не было лодочного мотора, и я только начал исследовать этот вопрос.
« Последнее редактирование: 23 Августа, 2007, 02:13:01 от Александр Хазацкий »

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #1 : 23 Августа, 2007, 11:01:56 »
 Для дальних путешествий нужен 4-т мотор, никаких сомнений!
На Попандополе в этом году расход составлял 10л/100км хода (Мерк.6 сил) Кстати, лучше мотор помощнее, не 4 а 6 сил, он по весу почти такой же, но даёт кучу преимуществ при сильном мордотыке. На Котоярви мощность впритык (6 л\с) и этого мало. При встречном ветре 11м\с и соответствующей волне скорость падает с 6.1 до 2.5 узлов. В этом году Пола всегда уходила вперёд на моторе благодаря большей тяговооружённости.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #2 : 23 Августа, 2007, 14:18:47 »
Точно! 6-сильный мотор и сузуки и мерк и тоха весят абсолютно столько же, как и 4-х сильный. Похоже, Сузуки придушен жиклерами и электроникой, в основном за счет ограничения максимальных оборотов. Как у других не знаю, скорее всего так же. Может быть можно применить очумелые ручки...
 В общем 6 сил конечно лучше. Но это дополнительные 10т, стоимость хорошего кливера, например. На мой вкус, слишком большая цена за 2 силы, которые нужны очень редко. А при встречном ветре 11 м/с скорость по генеральному курсу, при лавировке под парусами должна быть больше 2.5 узлов.
А на Попандополе мотор с генератором? Откуда там берется электричество? И какой получается кпд? Просто хочу понять, какая должна быть мощность генератоа, чтобы не гонять мотор лишний раз без нужды. Если считать, что основным потребителем могут стать разноцветные ходовые огни на светодиодах, с сумарным потреблением около 5 Вт.

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #3 : 23 Августа, 2007, 17:23:57 »
 Дело не в электронике. 4 и 6 сил. моторы имеют разный рабочий объём. Почти уверен, что о двух недостающих силах будете жалеть, лучше на этом не экономить. Резерв мощности у мотора - важная составляющая безопасности. Я по итогам последнего плавания собрался менять мотор на 10-сильный, несмотря на то, что он стоит и весит вдвое больше 6-сильного, т.к. после 6 сил начинаются только двухцилиндровые модели.
 С генераторами на этих моторах всё плохо. Новые моторы не комплектуются генераторами, комплект для установки заказывается отдельно, стоит несуразно дорого и электричества даёт мало. Заявленная мощность 60Вт, реально не более 30Вт, учитывая, что мотор никогда не работает на полных оборотах.

 Лично я собираюсь покупать десятку и устанавливать на неё автомобильный генератор. После двух плаваний с 550Вт генератором  переходить на 30Вт нереально. Кстати, потребителей не много - огни, приборы и свет в каюте. Только для подзарядки аккумулятора достаточно 10 минут в день пройтись на моторе.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Volgsk

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +0/-0
  • Тайфун - М
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #4 : 23 Августа, 2007, 18:29:38 »
Ну 4, 5 и 6 сил у Сузуки объем один и тот же 138 см куб, заявляю совершенно уверенно, и вес тоже 25 кг. Генератор опция это верно и не дешвая. По поводу мощности разница в диаметре диффузора карбюратора и жиклерах. Апгрейдить можно, но будет не сильно дешевле и с потерей гарантии на мотор. Из 5 сил есть прекрасный 2-х тактктный Тохатсу-5, 19 кг, но помоему он не фиксируется в одном положении, что на катамаране не очень удобно. 2 или 4 такта это на любителя, в этом году мой Сузуки-2,5 на БМ кушал в 2,5 - 3 раза меньше Ямахи-2, разница в весе с лихвой компенсировалась сожженым бензином. К мощности в водоизмещающем режиме режиме нужно подходить очень аккуратно, у меня на Просторе оптимальный максимум скорости пол газа, дальнейшее откручивание ручки газа дает доп. расход бензина и прибавку 1 - 1,5 км в скорости. Единственный недостаток 4-х тактов это невозможность ложить его как вздумается, по этому себе сделал кронштейн в машину и вожу вертикально.       
С уважением, Андрей

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #5 : 23 Августа, 2007, 19:02:52 »
Дело не в электронике. 4 и 6 сил. моторы имеют разный рабочий объём. Почти уверен, что о двух недостающих силах будете жалеть, лучше на этом не экономить.
Рабочий объем, степень сжатия и т.п совершенно одинаковы у всех моторов для 4, 5, 6 сил
http://www.alba-tros.ru/subcategory/?id=9
http://www.alba-tros.ru/subcategory/?id=57
Жалеть о мощности, наверно, будем, но меньше, чем об отсутствии кливера.
Со штатным генератором действительно беда, но нам, наверно хватит одного часа на моторе для целой ходовой ночи.

Еще один важный вопрос - винт. Скорее всего можно будет выбрать, как минимум из трех, с разным шагом.
С одной стороны, учитывая низкую скорость и водоизмещающий режим, нужен грузовой.
С другой, учитывая большой крутящий момент штатный должен лучше работать в натяг на крейсерской скорости.
Интересно, какой шаг винта у Меркури на Попандополе?

Volgsk

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +0/-0
  • Тайфун - М
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #6 : 23 Августа, 2007, 19:21:44 »
Как я уже написал Вам, апгрейдить потом для увеличения мощности не сложно. По поводу винта, как Вы писали штиль и реки-каналы, то стандартный пойдет в самый раз (который в комплекте с мотором), полный газ я сомневаюсь что давать будете (максимальный расход тплива и минимум прибавки в скорости, да еще забыл, шум). Четырех сил уверен хватит особенно при 4-х тактах. 
С уважением, Андрей

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #7 : 23 Августа, 2007, 19:43:01 »
Volgsk, спасибо за впечатления.
Сам, одно время присматривался к Сузуки DF2.5
Мне кажется, для Тайфуна, это оптимальный мотор.
А вибрация, сильно ощущается?

Volgsk

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +0/-0
  • Тайфун - М
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #8 : 23 Августа, 2007, 19:58:47 »
Незачто, а у меня этих впечатлений за 17 лет на разных моторах море.
Думаю этот мотор подойдет и для более крупного катамарана осбенно как вспомогательный.
Но на него нельзя заказать генератор (а так и цена и качество на высоте на мой взгляд)
вибрация конечно есть, тут ни чего не поделаешь один цилиндр, но за примерно часов 8 непрерывного движения на Просторе она меня не утомила (сломал рули не было выхода только мотор), а расход  в пол газа на 2,5-3 часа штатного бака.
И это при 13 кг веса и 4-х тактах.
Кстати родной винт легковат однозначно.
« Последнее редактирование: 23 Августа, 2007, 20:17:23 от Volgsk »
С уважением, Андрей

Volgsk

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +0/-0
  • Тайфун - М
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #9 : 23 Августа, 2007, 20:46:42 »
Да и еще после похода по соленой воде пришлось промыть. Завел в ванной у себя дома, ни следов масла ни дыма за 3 мин работы не появилось, соседей тоже не перепугал очень тихо работает, даже жена на удивление не ругалась 
С уважением, Андрей

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #10 : 24 Августа, 2007, 00:06:12 »
Всем привет!
Как уже написал Илья, в этом году заменил на Попандополе чесно отбарабанивший свое Ветерок-8 на 4-х тактный 6-ти сильный Мерк с удлиненным дейдвудом. Впечатления - самые наилучшие. Тяга не менее чем у Ветерка, а расход топлива в 3(!) раза меньше. Почти не шумит. Винт использовал штатный, с шагом 8 дюймов. Похоже, он близок к оптимому. Для Попандополы на несильном волнении обеспечивает скорость 5,5уз, что соответствует расчетной. Приобрел в качестве запасного 7-дюймовый, хорош для выгребания против 6-ти бального ветра, а при штиле или слабом ветре в нос - легковат.
По поводу генератора. Для всех моторов этой группы (4-6 л.с., кроме Sail) это опция, причем не дешевая, мне он обощелся почти в 10 т.р. основная стоимость - не катушки, а другой маховик, генератор монтируется внутри его. На полных оборотах дает на подзарядку 3,5 - 4 А, на тех, на которых мы реально ходили (примерно половина от полных) - около 2 А.
На моторах с шифром Sail генератор установлен штатно, что большой плюс в их пользу. Минус тот, что на сегодня моторы Sail выпускаются только в 4-х сильном исполнении со встроенным топливным бачком. Бензонасоса не имеют, о бачка хватает на час с небольшим.
По-поводу мощности. Четыре силы - это минимум для такой лодки. Винт, видимо, придется поставить на номер полегче штатного, перерасход топлива в штиль будет в пределах 10%, зато приличный запас по упору.
Моторы младшего класса (50 куб.см.) я  серьезно для дальнобойной  лодки не рассматривал бы. У меня есть 2-х тактный Мерк 3.3, тоже удлиненный - это отличный мотор для лодки типа Ветер-Тайфун, если без халабуды. На бОльшей лодке он будет работать на пределе, и практически без запаса. Да и генератор на нем не предусмотрен!
Теперь резюме. Александр, если ты уложишься в водоизмещение до 1000-1100кг  (в чем я все еще сомневаюсь), то конечно 4-х тактный, 4-х сильный  Sail. А с подачей топлива из стационарного бака вопрос решаем, Илья вот использовал в этом году наддув бака давлением из баллона!

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #11 : 24 Августа, 2007, 14:21:58 »
 Посмотрел каталоги, так и впрямь! 4-5-6 сил, большинства фирм (не всех) в одном корпусе и с одинаковым объёмом. Странно, тогда мотор 6 сил должен стоить дешевле 4-сильного, раз дырки в карбюраторе больше(значит металла меньше)!
 Готовый генератор на 4-сильном моторе - серьёзный аргумент в пользу этого мотора. В конце концов, если по итогам первого плавания покажется слабоват, можно заняться жиклёрами. Думаю, что это непросто, диаметры засекречены, а запчасти придётся заказывать за хорошие деньги.
 Не знаю как на Мерке, но на Джонсоне 4 силы бензонасос есть, как и возможность подключать внешний бак.
  Год назад я изучал в сети каталоги и натыкался на семейство моторов с опцией "БигФут", т.е. с увеличенным диаметром винтов. К сожалению, ссылку потерял и не помню ни фирмы ни модели. Наверное, стоит поискать, т.к. на лодках нашего типа большой винт увеличит упор и снизит расход топлива.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #12 : 24 Августа, 2007, 16:01:09 »
Илья, Александр  спасибо!
Вас можно поздравить с благополучным возвращением? Будем ждать полезного опыта и впечатлений.

Не могу удержаться и не спросить, о сравнении ходовых качеств ваших лодок, под парусами?

По поводу мотора, только что позвонил продавцам и сказали, что на всей серии моторов Suzuki DF4, 5, 6, генератор входит в стандартный комплект(может ошибаются, но я несколько раз спросил, сказали, что маховик менять не нужно), причем 6 ампер, вместо 2 ампер на меркури sail. Требуется только установка выпрямителя. Получается, что по цене сузуки, явный лидер. Но внятных отзывов владельцев, пока не нашел, в отличии от Меркури, который все только хвалят. Кстати линейка 4т Джонсонсонов 4-6 сил, это теже Сузуки.

Маленький мотор еще сильнее расхотел, после рассказа о походе Вайгача, этого года. Они истратили на круг по Белому 1000км 125 литров бензина(старенький 2т Джонсон 3.5)
Не знаю как удалось, там капитан любит потарахтеть. Расход на сотню в районе 16-20 литров
 

Илья МГУ

  • Сообщений: 3294
  • Уважуха: +297/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #13 : 24 Августа, 2007, 17:02:11 »
  В этом году плавание было на редкость моторным, на Котоярви потрачено 220 литров бензина. Редкие парусные переходы не позволяли сравнить ходовые качества лодок, т.к. они были по разному загружены. После капитальной модернизации Пола потяжелела на 150 кг (жёсткая палуба, салон, рундуки, 4-й топл. бак), и с экипажем в 4 человека всё время шла на 3 костях. Для изменения ситуации надо увеличивать главный корпус.
 В этом году ужасно не повезло с ветром. На Балтике ветер стабильно дует с запада и только одну неделю в году - с востока. Бодать встречный ветер мы предполагали только по дороге "туда". Но стоило выйти из Стокгольма, как началась обещанная финскими яхтсменами "восточная неделя". Ветер начал менять направление когда мы уже вернулись в Выборг. В течении всего плавания нам навстречу шли яхты под спинакерами.
 Во всём остальном у нас получилось.
А чего Вайгач? Где-нибудь можно почитать?

 По теме: после суточного сидения на лодочномоторных сайтах мне показалось, что покупать надо Мерк.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

gai

  • Сообщений: 30
  • Уважуха: +0/-0
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #14 : 24 Августа, 2007, 18:36:41 »
тохацу 6 лс длинная нога , 4х тактный.расход безина смешной, стоит у меня на кате Жигули (модифицированном). генератор  60 ватт, выпрямитель автомобильный, хватает и на холодильник и на эхолот и прочие мелочи.
начнём жить

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #15 : 24 Августа, 2007, 19:03:00 »
Цитировать
тохацу 6 лс длинная нога , 4х тактный.расход безина смешной, стоит у меня на кате Жигули (модифицированном). генератор  60 ватт, выпрямитель автомобильный, хватает и на холодильник и на эхолот и прочие мелочи.
Спасибо, скорее всего остановлюсь на этом варианте. Только 5 сил, подешевле. Сейчас посмотрел, здесь в отличии от меркури, в комплекте выносной бак и достаточно мощный генератор.

Цитировать
А чего Вайгач? Где-нибудь можно почитать?
Пока нет ничего в инете. Я только вчера с их капитаном разговаривал. Говорит прошли круг из Кеми в Кемь по часовой стрелке. Переходы делали большие, часов по 40, зато стояли по несколько дней. На Кольском, горбуши и икры наелись. Медведей видели.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #16 : 24 Августа, 2007, 21:45:21 »
Спасибо, скорее всего остановлюсь на этом варианте. Только 5 сил, подешевле. Сейчас посмотрел, здесь в отличии от меркури, в комплекте выносной бак и достаточно мощный генератор.
[
На Меркури выносной бак тоже в комплекте, так что это не критерий. А вот генератор!!! Когда я изучал вопрос об этих моторах, понял, что штатно генератор только на серии Sail. Если Тоха действительно выпускает все моторы этого класса с генератором, то это веский аргумент.
А еще важно подумать о длине дейдвуда. Если мотор устанавливается близко к центру тяжести (а это означает - в кокпите), достаточно стандартной длины. Так сделано на Котоярви. Недостатки - загромождает место и шумит над ухом. Если мотор за "транцем" настоятельно рекомендую удлиненный (L). На Попандополе Ветерок был стандартный и зачастую были проблемы с движением на моторое по волне - винт хватал воздух. Приходилось приспускать кормовую часть центрального корпуса, чтобы уменьшить клиренс в корме. Сейчас, с длинным Меркури, проблем нет. Недостатка два: дороже и плюс два кг к весу.
Про ходовые качества под парусами Илья написал. Вообще, мы шли вроде как вместе, но группой не держались, каждый сам выбирал тактику перехода, да и место стоянки тоже,  иногда расходились на пару дней. Так что корректно сравнить ходовые качества проблематично. Реально был только один парусный переход "в спаринге", примерно при 4-х баллах в полветра и на волне около 1м. Шли под полными основными парусами. Похоже, скорости практически одинаковые, что не удивительно, энерговооруженность тоже одинаковая. Еще мне показалось, что Котоярви имеет меньший лавировочный угол, вероятно за счет более высоких парусов с бОльшим удлинением и за счет лучшего обтекания ходового тента, закрывающего кокпит ("салон"). На Попандополе тент над кокпитом "съедал" на острых курсах пол узла, как показали замеры. 
Но ясно одно -ходовые качества близки, т.к. никто никого не "держал". А вообще все было - супер! Но это за рамками темы.

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #17 : 24 Августа, 2007, 23:17:51 »
С удачными путешествиями!!!
ИМХО это надо перенести в возрожденный клуб дальнобойщиков.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #18 : 25 Августа, 2007, 00:28:28 »
Цитировать
ИМХО это надо перенести в возрожденный клуб дальнобойщиков.
Да, весь раздел, суда для дальних походов.
Цитировать
На Меркури выносной бак тоже в комплекте, так что это не критерий. А вот генератор!!! Когда я изучал вопрос об этих моторах, понял, что штатно генератор только на серии Sail.
Выносной бак только на 6-сильном Меркури. А на sail генератор в 3 раза слабее.
Отсюда и получается, по одному из прайсов TOHATSU MFS 5 SL (5 сил, длинная нога, 6А, выносной бак, 40230р)

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #19 : 25 Августа, 2007, 13:51:28 »
Отсюда и получается, по одному из прайсов TOHATSU MFS 5 SL (5 сил, длинная нога, 6А, выносной бак, 40230р)
Если такой мотор реально заказать, то, похоже, это оптимальный вариант. За эти же деньги я взял Меркури, плюс генератор почти 10 т.р. Мерк, правда, 6 л.с.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #20 : 25 Августа, 2007, 15:08:32 »
Цены у всех официальных диллеров совпадают. С заказом не должно быть проблем.
Заметил еще одну особенность моторов Тохатсу, Меркури. У 4-сильного мотора штатный винт имеет меньший диаметр, а у 5 и 6 сильных, штатные винты одинаковые.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #21 : 11 Октября, 2007, 23:03:37 »
Какой винт лучше выбрать в качестве запасного-грузового?
Диаметр Х Шаг (мм)
198 Х 178
или
220 Х 152

Штатный винт
198 Х 203

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #22 : 13 Октября, 2007, 04:03:35 »
Тут есть некоторое противоречие. Запасной винт желательно иметь близким к основному, т.е. к оптимальному для расчетного движения лодки на моторе, грузовой же должен быть рассчитан на "тяжелые" условия (например, выгребание против сильного ветра), т.е. быль "легче" основного.
Из личного опыта этого года.
В качестве основного винта прижился штатный от 4-такт.Мерк-6 -   7,8 х 8 дюймов (т.е. те же 198 х 203 ). На "Попандополе" с полным водоизмещением под 1300 кг он обеспечивал по гладкой воде скорость 5,5 уз, что соответствует максимально-экономичной. При этом двигатель развивал примерно половину от полных оборотов, а расход топлива составлял не более 10 л на 100 км (для примера, Ветерок-8 со штатным  "скоростным" винтом потреблял 25-30 л на 100 км).
В качестве именно запасного/грузового я взял винт 7,8 х 7 дюймов (198 х 178). На гладкой воде при тех же оборотах он обеспечивал скорость 5 уз, и соответственно 5,5 уз при увеличении оборотов, т.е. примерно на 10% увеличивался расход топлива. Но зато с этим винтом мотор уверенно толкал лодку против ветра 6-7 баллов со скорость около 4-4,5 уз при оборотах примерно 2/3 от максимальных, т.е.имел еще и некоторый запас. Штатный же винт в таких условиях  казался несколько "тяжеловат". Так что, по ощущениям, запасной/грузовой винт для наших лодок должен быть с шагом примерно на номер менее основного. Именно на такой комбинации я и думаю остановиться.  Для "запасного" винта с перерасходом в 10% можно мириться, а как "грузовой" винт 198 х 178 очень не плох!
Винт 220 х 152 скорее всего будет очень полезен при использовании лодки в качестве буксира, а вот в качестве  "запасного"...?

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #23 : 05 Декабря, 2007, 03:43:27 »
Большое спасибо всем, кто помогал определиться!
Заказали у официальных диллеров Tohatsu MFS 5SL за 38т.р. , плюс запасной винт с шагом 7 дюймов.
Весной обещали привезьти. Вопрос с генератором до конца не ясен. Скорее всего понадобится еще только стабилизатор-выпрямитель.

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #24 : 05 Декабря, 2007, 11:47:36 »
По поводу генератора. В этом году мы хотим попробовать использовать миниэлектростанцию 800ВТ. Я вообще противник универсальности. Представтьте современные наборы инструментов в одной связке. Удобно одна вещь. Одна вещь!!!. Если ее потеряли? и нет кучи инструментов. Если ломается мотор, то нет и движителя и злектричества.
Интересно, а можно пойти от обратного, эту электростанцию использовать в качестве движителя (форсмажор)?

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #25 : 05 Декабря, 2007, 14:29:40 »
Я вообще противник универсальности.

Гм, я не то чтоб сторонник :) но по Вашей схеме получаеться, в автомобиль тож надо двихатель отдельно - генератор отдельно , да и все остальное безобразно кучно собранно :)

Думаеться, будь в продаже/производстве двигатель с кучей функций (генератор/еще чего нибудь, воздух гнать например) покупали бы его. Но его нет (нет НЕ потому что он бесперспективен, просто производители зажрались) и приходиться делать самим.

Евгений

  • Сообщений: 4294
  • Уважуха: +178/-71
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #26 : 05 Декабря, 2007, 17:40:06 »
Гм, я не то чтоб сторонник :) но по Вашей схеме получаеться, в автомобиль тож надо двихатель отдельно - генератор отдельно , да и все остальное безобразно кучно собранно :)
согпасен, что это слишком крайность. Для мобильности, компактности,  экономности, удобства разумнее иметь единное. Но мне хочеться уверености.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #27 : 05 Декабря, 2007, 18:00:11 »
Думаеться, будь в продаже/производстве двигатель с кучей функций (генератор/еще чего нибудь, воздух гнать например) покупали бы его. Но его нет (нет НЕ потому что он бесперспективен, просто производители зажрались) и приходиться делать самим.
Да не зажрались производители. При такой то конкуренции... Они точно отслеживают потребности рынка, и отнюдь не российского, как далеко не самого перспективного на сегодня.
Моторы 2,5-3,5 л.с. во всем мире используются только на тузиках. Зачем им генератор? Цену увеличивать? Так с этим конкуренция "борется", 4-6 л.с. - переходной вариант, поэтому и генератор - опционно. А на мощных моторах все и так есть.

Metr

  • Сообщений: 357
  • Уважуха: +9/-12
  • Название: «Drunk Red Rat»
  • Тип: Экс-Простор
  • Номер: m515
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #28 : 05 Декабря, 2007, 20:44:04 »
Я вообще противник универсальности.

Гм, я не то чтоб сторонник :) но по Вашей схеме получаеться, в автомобиль тож надо двихатель отдельно - генератор отдельно , да и все остальное безобразно кучно собранно :)[/quote]Только почему-то дизель-электрические автомобили вполне существуют, а в опредиленных классах занимают большинство рунка. У меня тоже была довольно давно мысль о генераторе и о рыболовном электро-моторе. Но как то отсоветовали.
Alexander Metr Cherpakov
metr @ metr.org

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #29 : 21 Марта, 2008, 17:35:14 »
Недавно получил свой мотор Tohatsu MFS5 с длинной ногой. Заодно взял запасной винт и масла.
Все отлично, но нужно еще привыкнуть к его большому весу. И, возможно, придется переделывать транец, из за того что в поднятом положении мотор находится не под углом, а почти совсем горизонтально.

К сожалению для генератора придется отдельно покупать световую катушку возбуждения за 2690р.
Плюс выпрямитель-стабилизатор за 4300. Хотя, здесь говорилось, что вместо штатного выпрямителя можно использовать автомобильный, который намного дешевле.

Одновременно брал для Антона Tohatsu 3.5L Тот, совсем игрушка.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #30 : 21 Марта, 2008, 17:55:58 »
Поздравляю!
А что такое "большой вес", неужели более 24-25 кг? Для длинноногого четырехтактника это не много.
С генератором, насколько я понял, чуда не случилось, только не понятно, что это за установленный генератор без катушки!

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #31 : 21 Марта, 2008, 18:40:10 »
А что такое "большой вес", неужели более 24-25 кг? Для длинноногого четырехтактника это не много.
С генератором, насколько я понял, чуда не случилось, только не понятно, что это за установленный генератор без катушки!

Вес заправленного мотора должен быть 28 кг.
Да, чуда не случилось. Даже после покупки мотора, когда я посмотрел ему под капот и прочитал инструкцию, в магазине продолжали говорить, что у меня есть генератор. Может они имели в виду отсутствие необходимости менять маховик :)
Кстати, чуть выгодней покупать этот мотор под маркой Ниссан, как это сделал ВГ.

Еще вопрос. Есть ли смысл расширять антикавитационную плиту при использовании мотора на катамаране?

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #32 : 21 Марта, 2008, 19:05:24 »
Думаю, что не надо! У меня такой же мотор под маркой Меркури. С учетом того, что располагается он за кормовой балкой, установил его чуть глубже, чем рассчетная высота транца, на 400-450 мм вместо 500. Случаев аэрации винта не наблюдалось, чему способствует и хорошая гидродинамика дейдвуда.  Но разве что пару-тройку раз на волне, когда мотор практически выскакивал из воды.

piton45

  • Сообщений: 2660
  • Уважуха: +145/-64
  • Название: Лягуха
  • Тип: Простор (мудернезированный)
  • Номер: М-594
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #33 : 22 Марта, 2008, 00:15:22 »
... только не понятно, что это за установленный генератор без катушки!
Может они имели в виду отсутствие необходимости менять маховик :)
Ого! Вот это сервис :(
У меня на Ветерке встроенный 30 Ватт генератор. Не бог весть что, но на огни и подзарядку аккумулятора хватает, а тут у буржуинов нету.

Вобщем, на ветерковском магдино (помесь слов магнето и динамо-машина), кроме двух катушек работающих на катушки зажигания установлена третья, с которой и идет +14 вольт не стабилизированного напряжения 30 Ватт мощностью. Не хитрая схема из конденсатора, диода (выдранного из старого диодного моста от генератора жигулей) и аккумулятора от UPS превратила это устройство в некое подобие приличного электроснабжения. Конечно же нужно за всем этим следить, т.к. создано это все от лени за 5 минут на коленке, иначе, что нибудь сгорит, или рванет :) ... так, что лучше побродить по радирынку и подыскать некое устройчтво стабилизирующее напряжение с катушки (а при необходимости и выпрямляющее его) и + к тому умеющее регулировать ток заряда аккумулятора, в зависимости от степени его (аккумулятора) заряженности.

Устройство от автомобиля (реле-регулятор) не подойдет, т.к. принцип регулирования напряжения в автомобильном генераторе основан на регулировании интенсивности магнитного поля якоря (ротора), а на лодочном генераторе магнитное поле постоянно (там в маховике установлены постоянные магниты)

Так, что (ИМХО) лучше взять фирменное устройство (но, как-то дорого выходит оно).
Либо, заняться рукоблудием и сгоношить некую схему из диода и конденсатора (в том случае, если не надо питать ничего, кроме лампочек  навигационных огней), и подсоединить вслед за этим хозяйством стабилизатор (искать на радиорынке) для подключения всяких гаджетов типа телефонной зарядки и т.п.

Второй вариант, естественно, для закоренелых рукоблудников, разбирающихся в электричестве. Кроме того, надо четко  осознавать, что применение самодельного устройства может привести к снятию ПЛМ с гарантийного обслуживания, из-за использования не сертефицырованного производителем оборудования :(
« Последнее редактирование: 22 Марта, 2008, 00:20:17 от piton45 »

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 1684
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #34 : 22 Марта, 2008, 04:02:38 »
[У меня на Ветерке встроенный 30 Ватт генератор. Не бог весть что, но на огни и подзарядку аккумулятора хватает, а тут у буржуинов нету.

Вобщем, на ветерковском магдино (помесь слов магнето и динамо-машина), кроме двух катушек работающих на катушки зажигания установлена третья, с которой и идет +14 вольт не стабилизированного напряжения 30 Ватт мощностью.

Значит, вначале нужно установить третью катушку.Заглядывал в свой Тохатсу-5, четырехтактник, там для катушки в районе маховика сбоку есть пара крепежных отверстий. Можно-ли такую катушку намотать, по образцу фирменной? Они небось все унифицированы. Попросить кого-то из радиоинженеров (Святенко?), чтобы намотали штук 10. Или там не катушка нужна вовсе?
Интересно, как Илья собирается установить генератор от Жигулей? Можно такой воткнуть в Тохатсу? Моторы все почти одинаковые Тохатсу-Меркури-Ниссан близнецы. Так что нужна всего одна разработка. Кто-бы занялся, кому денег не хватает?
« Последнее редактирование: 22 Марта, 2008, 06:07:41 от Arkadiy73 »
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #35 : 22 Марта, 2008, 13:26:28 »
На моторах этой группы катушка генератора, точнее - катушки (их две) устанавливаются внутри маховика. Сердечники представляют собой хитрой формы сегмент.  Поэтому и на некоторых моделях (как например на Меркури) используются два типа маховиков - просто баллансированная отливка, для моторов без генератора и обработанный изнутри маховик под генератор.

Ого! Вот это сервис :(
У меня на Ветерке встроенный 30 Ватт генератор. Не бог весть что, но на огни и подзарядку аккумулятора хватает, а тут у буржуинов нету.

На самом деле это действительно сервис.
Моторы такой группы (одноцилиндровые, 2.5 - 6 л.с.) в подавляющем большинстве используются на вспомогательных лодках - шлюпках и тузиках или иных надувнушках, на которых генератор не нужен. Чтобы не удорожать мотор ненужным агрегатом, его и не ставят. А тем немногим, кому он нужен, генератор предлагается как опция. На всех моторах класса "Ветерок" (двухцилиндровых, мощностью от 8 л.с.) генератор установлен штатно, причем существенно больше 30 Вт.

P.S. Если речь идет о Илье Лукомском, то жигулевский генератор он установил на самодельный лодочный мотор, проставив его между валом двигателя и валом дейдвуда.
« Последнее редактирование: 22 Марта, 2008, 13:34:06 от Беликов Александр »

CB

  • Сообщений: 1904
  • Уважуха: +69/-22
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #36 : 01 Апреля, 2008, 17:18:24 »
P.S. Если речь идет о Илье Лукомском, то жигулевский генератор он установил на самодельный лодочный мотор, проставив его между валом двигателя и валом дейдвуда.

Это как?

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 1684
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #37 : 08 Июня, 2008, 11:57:46 »
P.S. Если речь идет о Илье Лукомском, то жигулевский генератор он установил на самодельный лодочный мотор, проставив его между валом двигателя и валом дейдвуда.

Это как?

Илья Лукомский установил генератор от Жигулей на Ветерок. Как???
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

ЛЮТЫЙ (СП50)

  • Сообщений: 1110
  • Уважуха: +56/-38
  • Ленинград
  • Название: "ЛЮТЫЙ"
  • Тип: самопал +15 л/с
  • Номер: СП50 клешн
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #38 : 08 Июня, 2008, 16:55:54 »
Недавно получил свой мотор Tohatsu MFS5 с длинной ногой. Заодно взял запасной винт и масла.
Все отлично, но нужно еще привыкнуть к его большому весу. И, возможно, придется переделывать транец, из за того что в поднятом положении мотор находится не под углом, а почти совсем горизонтально.

К сожалению для генератора придется отдельно покупать световую катушку возбуждения за 2690р.
Плюс выпрямитель-стабилизатор за 4300. Хотя, здесь говорилось, что вместо штатного выпрямителя можно использовать автомобильный, который намного дешевле.

Одновременно брал для Антона Tohatsu 3.5L Тот, совсем игрушка.
 что-то дорого! Я платил в питере 4500 вместе с работой.
Мой сайт про путешествия http://sp50.ru
http://vk.com/sp5051

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #39 : 10 Июня, 2008, 00:25:00 »
что-то дорого! Я платил в питере 4500 вместе с работой.
А где делалось? Известно, что входило в установочный комплект?

ЛЮТЫЙ (СП50)

  • Сообщений: 1110
  • Уважуха: +56/-38
  • Ленинград
  • Название: "ЛЮТЫЙ"
  • Тип: самопал +15 л/с
  • Номер: СП50 клешн
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #40 : 10 Июня, 2008, 03:42:36 »
что-то дорого! Я платил в питере 4500 вместе с работой.
А где делалось? Известно, что входило в установочный комплект?
Конечно известно.
две позиции: катушка (куда-то внутрь мотора поставили, как выглядит не видно) и выпрямитель со стабилизатором. Еще поставили предохранитель. От штатного разъема я отказался ибо запросили за него с установкой еще 52 бакса.
Делалось в меркурий-центре на крестовском острове два с половиной года назад. не думаю, что так подорожало с тех пор.
Все отлично работает. Про электричество не парюсь вообще. Беру автомобильный акб и подзаряжаю когда иду на моторе.
Из электрооборудования есть наверное всё включая эхолот мини-компьютер и авторулевой. Все работает почти постоянно и через месяц ставлю акб в машину и спокойно завожу.

З.Ы. Александл Хазацкий, а какой шаг винта на вашей Тахатсе?
« Последнее редактирование: 10 Июня, 2008, 03:56:12 от СП50 и СП51 »
Мой сайт про путешествия http://sp50.ru
http://vk.com/sp5051

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #41 : 10 Июня, 2008, 13:33:56 »
Спасибо, а то мы генератор еще не покупали. Скорее всего, к следующему сезону сделаем.
З.Ы. Александл Хазацкий, а какой шаг винта на вашей Тахатсе?
Штатный винт 8 дюймов, а запасной 7.



ЛЮТЫЙ (СП50)

  • Сообщений: 1110
  • Уважуха: +56/-38
  • Ленинград
  • Название: "ЛЮТЫЙ"
  • Тип: самопал +15 л/с
  • Номер: СП50 клешн
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #42 : 11 Июня, 2008, 01:46:24 »
Ст
Спасибо, а то мы генератор еще не покупали. Скорее всего, к следующему сезону сделаем.
З.Ы. Александл Хазацкий, а какой шаг винта на вашей Тахатсе?
Штатный винт 8 дюймов, а запасной 7.



Ставьте сразу 7.
Мой сайт про путешествия http://sp50.ru
http://vk.com/sp5051

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1952
  • Уважуха: +119/-24
Re: Выбор мотора для путешествий
« Ответ #43 : 03 Мая, 2011, 13:40:33 »
Мотор прошел два похода, радуя своей экономичностью.
Давеча расщедрился на генератор, соблазнившись на скидку.  Но все равно ужасно дорого.
http://www.alba-tros.ru/product/?id=4664
http://www.alba-tros.ru/product/?id=4665
Все как здесь писали. Пришлось поставить новый маховик с дополнительными магнитами, и под маховиком две катушки возбуждения.
Все устанавливается достаточно просто и красиво. Весь крепеж в комплекте. Только для снятия маховика пришлось по совету Ильи Лукомского использовать съемник от Ветерка, который неожиданно материализовался в сарае. Скорее всего без съемника я бы не справился. Маховик заклинило очень крепко.
Для испытаний погонял мотор в бочке на нейтралке. На холостых оборотах напряжение оказалось около 4 вольт. На рабочих оборотах напряжение растет больше 13 вольт.
С ростом оборотов, начинает рости зарядный ток. На самом малом ходу - 200 милиампер, на экономичном ходу зарядный ток составляет около 1 ампера. На более высоких оборотах ток был чуть меньше 2 ампер. Быстрее раскручивать не решился.
То есть реальная полезная мощность генератора 10-20 Вт. В общем, я примерно так и думал, хотя на сайте в характеристиках мотора написаны сказки про 6 ампер.