f Под парусом в шторм. Валерий Петущак. из журнала "Шкiпер"
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Под парусом в шторм. Валерий Петущак. из журнала "Шкiпер"  (Прочитано 38038 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3379
  • Уважуха: +119/-73
  • Тип: пешеход
Тем более, что Даки 19 при условии устранения выявленных в прошлом году проблем и при наличии головы у рулевого, совершенно нормально способен двигаться в нужном направлении в условиях 9-ти - 10-тибального шторма. Особенно в походной загрузке и без форсирования парусами. Знаю, что на такое способны и 17-ый, и Тайфун, и Ветер и другие с головой сделанные лодки.
ИМХО, про 9-10 балов ты погорячился. Особенное если речь идет о волнении  ;D Я допускаю еще такой ветер на закрытом водоеме где до берега сдрейфовать можно быстро, но оказаться посреди Черного моря на "Солнечном ветре" при ветре более 20 м/с - это далеко за гранью разумного.
И, кстати, разве на ВВР перестали пускать одиночников?

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +136/-176
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Наиль! Ветер, "Солнечный Ветер" или Даки-19 посреди ЧМ могут оказаться только вслествии урагана, а не 9-тибального шторма, связанной с ураганом поломкой, раздолбайством экипажа или разных сочетаний указанных факторов в сочетении с изначальной неисправностью лодки. Исключение - осмысленное экстримальное приключение (я об этом упоминал в предыдущем посте) о котором речь не идёт. Это раз.

Два это то, что ты сам видел на Жовнино, как стрелка прибора показывала 9 баллов и пробыл до этого полтора часа на воде пройдя по генеральному курсу 10 м. м. при зафиксированных в протоколе гонки 15 м/с и соотв. волне (не помню сколько, но можно посмотреть). Каких либо опасений за себя любимого и/или за лодку ты, насколько я помню, не испытывал. И я хорошо зная свой Ветер не испытывал. А шли мы тогда под незанифленным гротом очень полным бакштагом. Задуло бы чуть сильнее - взяли бы рифы и пошли бы дальше... или к ближайшему берегу.

Понятное дело, что в походе и не с тобой вдвоём, а с семьёй я бы осмысленно  в такую погоду не полез, а осмысленно вернулся бы к наветренному берегу и всё это переждал бы.

На ВВР одиночников никогда толком не пускали - если у тебя 10 или больше обмерных квадратов лавировочных парусов, то со спинакером низяяяяяя! Наверное, из-за того, что тому, кто пишет для катамаранщиков положение о ВВР самому очень страшно, когда он на лодке один и у него 10 квадратов + спинакер. А вот на БТГ (маршрутка) в Лосево можно хоть с шестнадцатью впридачу к генакеру. Потому, что Положением там рулит Игорь Романов, разбирающийся не только в парусных путешествиях, но и  в гонках. Второй гипотетической причиной запрета одиночников может оказаться внутренне признание писателем Положения о ВВР несостоятельности гоночного балла МАРИНС - лодка одиночка по СТ легко может оказаться быстрее двойки, все вынужденно станут одиночниками, снизится массовость. Косвенным подтверждением этой гипотизы являются 2 факта:
1. О скорости - признание Владимиром Успенским того факта, что их тринашка-двойка по скорости сопоставима с Ветром одиночкой под управлением В.Лебедева. При том, что ГБ у Ветра-одиночки реально на 0,03-0,04 меньше, чем у лодки Успенских. И это про Ветер! А Ведь есть ещё М81 Астер В.И.Святенко. Допусти такую лодку как одиночку на ВВР - в следующем году ни одной двойки не останется - хоть п ориходам определяй победителя, хоть по СТ.
2. О массовости - запрет в московских поприходных регатах одиночникоа в классе до 7,5 квадратов. Медленно ползающие по акватории московские Лоботрясы с парочками на борту олицетворяют массовость :) В Питере такого ограничения нет и 7,5 - одиночка. Плюс вымирание двоек по первой причине.

... Извините за офф в теме про штормование.
Сергей Мягков

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Если позволите, вернусь от КК и ВВР к теме :)

При лежании в дрейфе с плавучим якорем отданым с носа судна рекомендуют держать судно под углом к волнам, а не строго против.
Для этого используют, с одной стороны, оттяжной ролик на якорную веревку, а с другой стороны, необходимым условием является смещение центра парусности в корму.
Я подумал, что можно соединить штормовой стаксель и погон гика-шкота получив, что-то вроде авто рулевого.
Если задрать грота-фалом гик и перевернув штормовой стаксель, установить его нижней шкаториной вдоль гика, а топовым углом на ползун гика-шкота, то мы получим смещение парусности в корму + возможность развернуть катамаран под нужным углом к ветру.

Ваше мнение?

Да, конечно надо пробовать! Только мне кажется, что для наших судов в таких условиях активный (т.е. настраиваемый на ветер) "авторулевой" не поможет. Все дело в распределении сил. При штормовом волнении бОльшее воздействие на маленькую лодку (с маленьким штормовым парусо) оказывает вода, а не ветер.
Поведение катамарана, особенно надувного при штормовании на плавучем якоре сильно отличается от поведения яхты. Причины две – гидродинамическая и аэродинамическая. Катамаран не цепляется заглубленным килем за воду,  и на его поведение на волне сильно влияет волновое циркуляционное течение поверхностного слоя воды. Обтекание катамарана воздухом сильно отличается от яхты. Хуже того – разные катамараны обтекаются по-разному, в зависимости от наличия/отсутствия халабуды, общей компановки и расположения экипажа. Поэтому, думаю,  универсального рецепта штормования на плавучем якоре нет, и каждый экипаж вынужден искать свой способ.
И второе.  Поведение судна в дрейфе при нормальной погоде/волне и при штормовании также сильно разнятся, поэтому и тренировки надо проводить в условиях, приближенных к «боевым». Мы не раз проводили тренировки по постановке на плавучий якорь в «тепличных» условиях, но в реальности все получалось по-другому.
Например (см. Тайфун из Случаев штормования на соседней ветке).
1. По какой то причине Попандопола ложится под углом 30-40 градусов к волне 1,5-2,5 метра под голым рангоутом и ветре от 6 баллов при отдаче якоря как с кормы, так и с носа (что есть не плохо), хотя на тренировках такого не наблюдалось.
2. Постановка шверта приводит к разному положению судна на переднем и заднем склонах волны, что связано, очевидно, с  тем самым циркуляционным течением. В итоге, при поставленном шверте лодка начинала сильно рыскать, что не есть хорошо.
3. Постановка штормового стакселя при отданном с кормы плавучем якоре приводило к забросу судна на ветер на переднем сколе и уваливанию на заднем, т.е. к тому же рысканью. Попытка поставить парус во флюгерное положение (благо он автомат на уишбоне) приводило примерно к тому же результату.
И еще. Есть разногласия в длине необходимого якорного конца. Бытует мнение, что она должна быть кратной длине волны, что вроде как логично. Но у нас другой опыт. Если выполняется условия кратности, то когда судно находится на переднем склоне волны, на таком же склоне находится якорь, и удерживающая сила уменьшается (см. фото там же), лодка начинает «соскальзывать» с изменением положения относительно волны. Частично ситуацию исправляет заглубление якоря с помощью привязанного перед ним груза. Но наиболее стабильный дрейф получался, если при этом еще и длина конца была в нечетное число полуволн.
В общем резюме: Надо тренироваться и искать свой надежный способ.

Евгений

  • Сообщений: 4447
  • Уважуха: +184/-79
В теме "дважды вокруг света.." в КиЯ Е.А.Гвоздев очень много рассказал за пользованием плавучего якоря. Он указывает на необходимость заглубления якоря (до десятки метров глубины).
Возникает мысль - главное не кратности волн и якоря, в глубине нахождения якоря!

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4154
  • Уважуха: +225/-158
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
возвращаясь к плавякорям... перед всеми декабрьскими событиями пошил себе новый, с диаметром сачка ~1,2 м. По "теоретическому обоснованию",  которое начал было описывать но бросил. Обоснование на основе всего лишь SV^2.  И получается, чтобы якорь был якорем на относительно небольших ветрах, ну, 5-7 б., это мин.площадь. Яхтенные рекомендации дают меньше, но там речь о настоящих штормах, и снижение скорости дрейфа в 2 раза уже считается хорошо. Наш случай выходит ближе к "пара-якорям". Еще, для катов похоже надо сравнивать площадь с сечением не по миделю, а... с боковым подводным сечением баллонов. Оно большое, вот и выходит что плавякорь из положения лагом не может катамаран развернуть. Насчет глубины в общем понятно, надо чтобы сачок под водой не особо телепался волновыми течениями. А вот идея Гвоздева насчет задания глубины грузом на "коротыше" и выпуском якоря на оч.длинном конце физич.рассмотрения не выдерживает. Если просто груз у якоря - о глубине ничего нельзя сказать, если через коротыш - это ограничит глубину снизу, т.е. якорь будет "не глубже чем".
То ли у него же, то ли еще кто-то писал что после выпуска конструкции за борт в штормягу несло так что железный якорь используемый как груз выскакивал на поверхность, вот это может быть. 
Григорий Шмерлинг

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4154
  • Уважуха: +225/-158
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
2 Евгений!
Не осталось ли этого номера "Шкипера", чтобы ссылку привести - какой год/номер, да и страницы? На сайт журнала заходил, но онлайн-архива не обнаружил, и поиск по фамилии Петущак ничего не дал (даже странно, в Гугле о нем множество ссылок).
Дело в том что тут перечитывал книгу Колса и решил что гуляющие в сети в большом количестве варианты не очень хороши. Не все приложения есть, картинки плохие. (надо сказать что после того как побывал в некоторых из описанных мест, читается по-другому).
Хочу выложить на парусах еще один вариант Колса, сделав получше (бумажная книга у меня есть), а статью Петущака присоединить бы как дополнительный материал! Но источник надо указать.
Григорий Шмерлинг

Евгений

  • Сообщений: 4447
  • Уважуха: +184/-79
« Последнее редактирование: 26 Октября, 2017, 17:32:01 от Евгений »

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6894
  • Уважуха: +168/-138
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Скаженыйкачкодзёб
  • Тип: котомаразм
  • Номер: ХА-23-К
Да спросите у Дисаныча сами, он то найдёт , небось? https://www.facebook.com/v.petuschak
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4154
  • Уважуха: +225/-158
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Если бы увидел емейл, может и собрался бы написать. (в ФБ я не зарегистрирован, да и в других соцсетях тоже - как то по моей необщительности идеология соцсетей не нравится). Но тут такое дело. Тем временем почитал про него.  Начинал с байдарочника, стал кругосветчиком. Парусник из "первой когорты". Да и вообще уникальный и оригинальный человек. Ученый, физик. Морж, йог, голодание, бог знает что еще.  Но как прочитал, что во время кругосветки они и географическое открытие сделали: не только кельты, что общеизвестно (sic!), но и новозеландские маори - выходцы с Украины...   мысль о переписке как-то и погасла.
Про штормование ладно уж, хватит и того что Евгений процитировал.
« Последнее редактирование: 29 Октября, 2017, 16:05:47 от ГШ »
Григорий Шмерлинг