f недояхтерский фанерный катамаран 5м на деревянной раме с парусом клешня 10м2
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: недояхтерский фанерный катамаран 5м на деревянной раме с парусом клешня 10м2  (Прочитано 540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Dukuu

  • Сообщений: 18
  • Уважуха: +6/-0
  • Название: катамаран
  • Тип: недояхтер
  • Номер: клешня
2017-04-30 17:40:55

Дорисовал рули. По рулям есть интересная статья: http://www.barque.ru...on_modern_yacht
Ничего более современного не нашёл, рули начертил более-менее по рекомендациям оттуда.

Общий вид:

Чертёжный вид:


Соображения по сборке такие:
Беру по 2 дверных петли на корпус.
Делаю "щёки" для крепления пера между ними.
К щекам приделываю палки и петли.
Перо вставляю в щёки и один сквозной болт или шпилька, не важно.
Чтобы не отходил назад - резинка в нижней части.

Наверное проще некуда.

Изначально хотел, чтобы рычагом можно было поднять руль...но это что-то сложное начинается. Решил забить.

По материалам - скорее всего тоже фанера и/или дерево, ибо просто дёшево и доступно.
Вроде можно успешно пропитывать олифами-маслами-восками для водостойкости.

По параметрам рулей:
площадь (каждого) 0,95 м2
удлиннение около 2:1
трапецевидность около 2,5
угол атаки не более 6 градсов

2019-06-19 11:14:08

Собранные рули



Dukuu

  • Сообщений: 18
  • Уважуха: +6/-0
  • Название: катамаран
  • Тип: недояхтер
  • Номер: клешня
2017-01-24 00:47:23

Обоснование парусной схемы:
Схема выбрана по схожей конструкции, описанной в http://www.rclandsai....com/catamaran/
Фотки с оригинального сайта
Здесь видна главная проблема той схемы:

При фордаке получается аналогичная ситуация:

Я хочу уйти от этой проблемы за счёт качающейся мачты, притянутой только к носу катамарана.

В общем концепция такова.
Клешня на 10-12 м2.
Установлена на треугольной низкой мачте максимально близко к носу катамарана.
Усилие передаётся ТОЛЬКО через шкоты, мачты не задействованы в создании движущего момента. Их задача лишь чтобы парус не падал.
Мачта качающаяся, за счёт этого предыдущий пункт и обеспечивается.

Байдевинд:



Галфвинд



Фордак



Фордак-сброс в левентик



на вскидку мои соображения таковы:
0.1. я не имею познаний в конструкторстве, достаточных для оценки усилий, действующих на мачты
0.2. по задумке всё должно быть максимально просто и дёшево. Возможно даже всё из дерева, ибо с ним работать проще.

1.1. Установка Т-мачты на швертботе - логично, ибо её легко раскрепить в верхней палубе. На катамаранах такого нет.
1.2. Для установки Т-мачты на катамаране требуется как-то рассчитать дополнительную нагрузку на балку, в том числе на скручивание в случае экстримальной нагрузки на парус. Просто сделать ___|___ такой штырь на балке и одеть на него мачту мне показалось самонадеянным.
1.3. Раскрепление Т-мачты для удержания её от падения и снятия скручивающих нагрузок с балки лишает Т-мачту своих преимуществ: отсутствие растяжек, мешающих всем возможным положениям паруса.

2.1. Л-мачта ставится на поплавки, и не требует доп устройств на передней балке.
2.2. В оригинале Л-мачта у него очень высокая так, чтобы держала за центр тяжести паруса. Плюс у него мачта участвует в формировании движущего усилия - часть усилия паруса передаётся через мачту в корпус. Отсюда по 2 оттяжки на мачте - вперёд и назад.
2.3. В моём варианте, который я получил совершенно случайно по неточности при сборке модели - мачта цепляется в передней трети своей длины. Это даёт псевдо-устойчивость системе из нескольких элементов:
* мачта, (может даже иметь наклон вперёд) оттянута только вперёд штагами оранжевого цвета. Назад не оттягивается, ибо не нужно
* вес паруса, находящийся позади точки крепления, в статическом положении тянет назад мачту, и грузит передние оттяжки а так-же галсовый оттяг. У мачты задействована передняя треть как рычаг, за который тянет...
* ...галсовый шкот, который подтягивает мачту вверх-назад через переднюю часть верхнего рейка. Тяжение за задние рейк-гик-шкоты упирает мачты в палубу и тянет за галсовый шкот и за передние оттяги мачты.
2.4. В эстренной ситуации:
Фордак: (парус стоит вертикально, галсовым углом к балке) сброшенные шкоты позволяют положить парус с мачтой вперёд, реализуя экстренный сброс тяги. Альтернативой мне казалось, могла быть поломка мачты и/или рейков, или переворот ката через нос.
Байд- и Галфвинд: бросаются задние шкоты (или даже один) и парус флюгерит полностью или частично, чем уже спасает ситуацию.
2.5. В лавировке, мне кажется, есть возможность закрепить шкоты таким образом, чтобы при смене галса ничего трогать не нужно было совсем - перебрасывающийся парус становится в зеркальное положение сам. Это будет проверено, когда соберу полноразмерную парусную систему во дворе.

Я видел Т-подвес на сплавном катамаране, но я хотел максимально обтечь сложные узлы, влияющие на надёжность. Там рама уже была металлическая, а значит доработать её было возможно. У меня же балка может оказаться и наборной-фанерной. Так как опыта у меня ноль, а значит повредить переднюю балку или мачту из-за порыва фордакового ветра - очень-очень вероятно.

Dukuu

  • Сообщений: 18
  • Уважуха: +6/-0
  • Название: катамаран
  • Тип: недояхтер
  • Номер: клешня
2017-04-17 00:28:56

Гики из полипропиленовой водопроводной трубы диаметром 50мм (теоретически бывает ещё 40, 60, 75, фактически у нас я нашёл только 32, 50, 110).
Продаётся она кусками не более 3м. Я взял два, отпилил раструбы для соединений, за тем отмерял куски ~3м+2м. Оставшийся кусок пошёл на соединение.
Соединение через кусок этой-же, но вспоротой продольно трубы. То есть два куска 3+2 м завёрнуты посередине в короткий кусок трубы, длиной около 90см.
Краштесты показали два варианта слома. Пока трубы были не закреплены - первым происходило выщёлкивание из переходного куска.
Дальше труба была замотана молярным скотчем (что было под рукой). После этого излом произошёл в 30 см от края переходника, при этом излом не портит трубу полностью. Если снять нагрузку - труба выравнивается. Место, конечно, остаётся слабым, но радует что слом не деструктивный.

Фотки варианта из трубы


А это излом трубы, при этом прочность более-менее восстановилась.


Конструкция из ПП труб.
Недостаток - кажется, что эта конструкция хилая, хотя это ещё надо проверить.
Слабое место - усилие на излом может дать перегиб трубы (хотя и с значительным восстановлением прочности после снятия усилия, и уже есть мысли как это побороть).
Преимущества
+ очень дёшево (две трубы=1 гик меньше 300 рублей вышли)
+ конструкция легче всех других вариантов. Кажется, даже частичное удвоение стенок для большей прочности - сохранит этот плюс.
+ достаточно быстро собирается, заморочек при сборке практически нет (хотя посмотрим что будет после проработки усиления)

С этими двумя вариантами уже можно смотреть на море. С трубами можно даже быстро собрать и уплыть в закат...но лучше в слабый ветер
Вот такие результаты пока =)

Dukuu

  • Сообщений: 18
  • Уважуха: +6/-0
  • Название: катамаран
  • Тип: недояхтер
  • Номер: клешня
2017-02-07 11:16:38

Так как с длиной реев я окончательно определился (5м), наступает время раскроя парусов.
За 350 рублей на рынке урвал 60 м2 гидро-парозащиты серого цвета, это будут паруса (штук 5 можно накроить наверное). Цена за него была, раза в 2+ меньше чем должна быть. Плотность 75 г на м2, этого достаточно?

Контекст выписан.
Теперь техзадание.
длина реев 5 метров.
Угол 50 градусов=8 м2
Угол 40 градусов и глубоченный вырез=5 м2, типа штормовой парус, например.
Угол 60 градусов=10 м2 (типа максимальная площадь)


(Ответ от клешневодов
Пароизоляция 75гр/м2 вполне пойдет на парус клешня, думаю до 10-12м2, хотя в большей степени зависит какой "груз" (судно + экипаж/багаж) этот парус тащит при определенной ветровой нагрузке. У тебя (предлагаю перейти на ты) судно легкое, гидравлическое сопротивление небольшое, экипаж маленький, поэтому пароизоляция вполне приживется.

По поводу заворотных карманов - так не получится. Ткань кармана должна тянуться, повторяя изгибание рейков, только в этом случае не будет морщить (деформировать) основное полотнище клешни.
Карманы НУЖНО КРОИТЬ ТОЛЬКО по "КОСОЙ" (в идеале, 45град к долевой нити ткани)!!! Подогнуть ткань на криволинейных участках можно, например для усиления шкаторин (в один загиб) мм 10 - 15 не больше.
Можно рассматривать вариант - основное полотнище из пароизоляции, карманы из любой (желательно синтетической) хорошо тянущейся ткани, большей плотности. Но и в этом варианте карманы кроятся ПО КОСОЙ!!!


2018-06-11 15:41:00

Клешня краба парус из паро-гидроизоляции - подготовка раскройки


[/spoiler]

В итоге получилась такая-вот вырезка из продольно сшитых трёх отрезков парозащиты:


Вот такой шов использовали на машинке (см ниже)

Рукав-карман сшивали тоже по косой. То есть резал отрезки по 45 градусов к долевой нити, а край получался скошеным. Этот скошенный сшивали с другим скошенным. Потом складывали вдвое, сшивали в рукав. После этого в рукав вшили парозащиту.


Парус одет на трубы и повешен на мачту =)
Правда держали пока руками, да.



Dukuu

  • Сообщений: 18
  • Уважуха: +6/-0
  • Название: катамаран
  • Тип: недояхтер
  • Номер: клешня
2019-06-27 15:33:09

Первый и второй выход был в прошлые выходные:







Из положительного: всё сработало, не утонуло, вперёд тянуло.
Из негативного: надо доделывать всякое разное =)

Но главное - этапы от проектирования через строительство и до ходовых испытаний - реализованы!

Dukuu

  • Сообщений: 18
  • Уважуха: +6/-0
  • Название: катамаран
  • Тип: недояхтер
  • Номер: клешня
А здесь можно рассмотреть весь колхоз, который я нагородил с креплением корпусов к раме Х)

Посмотрел по видосу осадку. В самом высоком месте при загрузке один спереди, один посередине, один на руле около 25 см из 43 см в этом месте. У оригинала тоже осадка была порядка 20см, так что похоже вес у них был не сильно меньше моего.

Внутрь корпусов воду вроде не сильно давит, и кстати внутрь и не брызгается по факту. На волне только наружу плещет из под скошенного внешнего борта при боковой волне.
 
В прошлый выход, верёвки крепления корпусов были не все затянуты, и где-то на 3 кмч начинала жужжать первая. В этот раз мы обтянули чутка, начало жужжать на 4 кмч =) За то удобно на слух определять скорость Х)

Скорость на фотках ниже около 3 кмч.










АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 2276
  • Уважуха: +88/-128
  • Название: БУСЫЙ, МИСТИКА
  • Тип: Катамаран, ПИКО-ЯХТА
  • Номер: АХ-3
По мне так продольные балки это лишний элемент конструкции проще было закладные для поперечных балок сделать , да и поперечные не из бруса а клееные пустотелые . И почему ровная часть поплавка смотрит внутрь а не на ружу она  так меньше сопротивляется дрейфу ,  Плюс такое килеватое дно ильно погружает корпуса в воду моет проще было плоскодонные они бы так даже заглиссировали на скорости .
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

Parabelum

  • Сообщений: 858
  • Уважуха: +124/-168
  • Название: ZEEHUND
  • Тип: ПЛ
Зачёт. 
Много спорных решений,
Но, чем бы дитя не тешилось..... :-)
...Я дам вам Парабелум, мы будем отходить в горы...

илппп

  • Илппп
  • Сообщений: 2761
  • Уважуха: +167/-66
  • Илья
  • Название: Конек Горбунек
  • Тип: Horse with osteochondrosis
  • Номер: Е 20
Зачёт. 
Много спорных решений,
Но, чем бы дитя не тешилось..... :-)
Полностью присоединяюсь.  :) +
-Ты, странник презревший покой.
- Взялся за гуж, ..... и стой!

Dukuu

  • Сообщений: 18
  • Уважуха: +6/-0
  • Название: катамаран
  • Тип: недояхтер
  • Номер: клешня
По мне так продольные балки это лишний элемент конструкции проще было закладные для поперечных балок сделать , да и поперечные не из бруса а клееные пустотелые . И почему ровная часть поплавка смотрит внутрь а не на ружу она  так меньше сопротивляется дрейфу ,  Плюс такое килеватое дно ильно погружает корпуса в воду моет проще было плоскодонные они бы так даже заглиссировали на скорости .
100% так и есть. Практически все решения спорные, но видимо склад ума такой затейливый, по фен-шую не получается.
Закладные побоялся делать, потому что дерево сырое попалось и всё потрескалось. Я решил что если бы оно потрескалось внутри, то порвало бы что-нибудь, было бы вдвойне обидно потратить ресурсы и порвать корпуса так глупо. Потому решил делать раму.
Про поплавки мне вот тоже интересно, раскроете мысль? Честно говоря делал как в статье, но возможность их поменять местами - теоретически есть. Вопрос в другом - под клешнёй кренящего момента практически нет, то есть кат сидит всегда обоими поплавками в воде без перекосов (только если сесть всем на одну сторону - понятное дело). Соответственно корпуса работают всегда одинаково, один скользит, другой стопорит вертикальной поверхностью. Вы утверждаете, что если поменять их местами - будут удачнее работать против дрейфа? За счёт чего?
Про форму поплавков: с одной стороны хотелось чего-то по проще и без хитрых изгибов. С другой стороны понравилась форма и хотелось "чего-то странного". Подкупили меня безшвертовость, простота обвода, доступность чертежа, потому и решился делать именно их.