f Посоветуйте компас
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Посоветуйте компас  (Прочитано 18839 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Velsky

  • Администратор
  • Сообщений: 3738
  • Уважуха: +171/-86
  • Тип: Микро
  • Номер: RUS 35
Посоветуйте компас
« : 27 Марта, 2007, 07:37:59 »
Озадачен установкой компаса на катамаран, т.к. по gps на долгих переходах без берега тяжко.
По первости, видится два варианта:
1. На мачте
Должен быть достаточно крупным. Не будет ли он мешать?
2. На стрингерах
Две штуки.

Порекомендуйте, кто что и как пользует...



ГШ

  • -
  • Сообщений: 4211
  • Уважуха: +229/-162
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #1 : 29 Марта, 2007, 18:19:16 »
на мачте - никак нельзя: она же несколько поворачивается, а курсовая черта должна быть постоянно ориентирована вдоль ДП лодки. И там мешаться будет.
На Ветре цеплял компас сверху на козырек. Просто приклеивал скотчем к козырьку, перекинув откидной кронштейн компаса через трубку которая держит козырек.
Два - в принципе хорошо, но привык сидеть все время по правому борту и хватало одного. (Пользовал "автомобильный" шариковый, для поддержания направления вполне годится.). Отдельно есть второй компас для ориентирования - по нему можно и пеленговать и на карте удобно работать).
С козырька тоже пару раз сшибал какой-нибудь веревкой, но ничего, цел. В машине кстати тоже иногда помогает :-) причем нашлось только одно место где он показывает более или менее правильно.
« Последнее редактирование: 29 Марта, 2007, 18:22:19 от ГШ »
Григорий Шмерлинг

Алекс М560

  • Сообщений: 4055
  • Уважуха: +288/-79
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #2 : 29 Марта, 2007, 19:51:13 »
А у меня хорошо прижился на центральной планке стопоров - как раз получается точно в ДП, и рулевому с обоих бортов одинаково видно.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

ЗАК

  • Сообщений: 3507
  • Уважуха: +347/-143
  • Андрей Зворыкин М54
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #3 : 30 Марта, 2007, 00:00:09 »
"Корабли нужны для того, чтоб устранять на них девиацию компасов" [Клапье де Колонг]. У меня на катамаране появился единственный нержавеечный болт, пришлось заменить стального из-за этой самой девиации. Сантиметров 70 надо до ближайшей железяки.
"Один ишак ишол, второй ишак ишол и третий ишак ишол и весь караван ишол"

Алекс М560

  • Сообщений: 4055
  • Уважуха: +288/-79
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #4 : 30 Марта, 2007, 01:25:02 »
Сантиметров 70 надо до ближайшей железяки.
- Ну, наверное эта величина еще от конкретного компаса зависит. Чем чувствительнее\точнее прибор - тем дальше должно быть магнитное железо. А у моего, купленного в ярославских спорттоварах за 50 рублей, получилось всего 20-35 см зона влияния некрупных железок, типа тросов, болтов и т.п. Дальше - пофиг.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #5 : 30 Марта, 2007, 17:04:07 »
Ежли я правильно помню лекции по ентому поводу
то железа можно вокруг скоко угодно и какого угодно.
Просто потом надо скорректировать девиацию 4 мя курсами.
В морских компасах - компенсатор встроенный, для остальных делаеться элементарно в виде двух одинаковых перекрещиваюшихся магнитиков (не сильных) под компасом.
Думаеться как компенсировать девиацию настраивая эти магнитики все знают.

SVI55

  • Сообщений: 115
  • Уважуха: +5/-2
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #6 : 30 Марта, 2007, 17:31:10 »
Книга "Магнитные компасы" (Воронов, Григорьев, Яловенко):
http://katera.ru/forum/index.php?act=Attach&type=post&id=12602

CB

  • Сообщений: 2043
  • Уважуха: +75/-29
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #7 : 03 Мая, 2007, 10:36:24 »
А у меня хорошо прижился на центральной планке стопоров - как раз получается точно в ДП, и рулевому с обоих бортов одинаково видно.
И с борта (более чем с метрового расстояния) видны деления на шкале? Что-то сомнительно! Поначалу тоже хотел поставить посередине, потом от этого отказался, думаю, что лучше - на борту, под носом у рулевого. Крепление - медным болтом к фанерной банке. Вариант - хомут на стрингер (только внутри, за обвесом).

Алекс М560

  • Сообщений: 4055
  • Уважуха: +288/-79
  • и нас тянет речка как чертенят сани
  • Тип: Ветер
  • Номер: М 560
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #8 : 03 Мая, 2007, 12:56:00 »
И с борта (более чем с метрового расстояния) видны деления на шкале?
- Да там у меня этих делений-то, раз-два и обчелся ;) Компас за 45 р., точность - до целых румбов  ;)
Но в целом с твоим аргументом я согласен. Только главная засаде не в расстоянии (ибо можно поставить дорогой катерный компас - и деления будут в 5 раз разборчивей), а в том, что сидящий на баллоне рулевой получается что смотрит на центральный компас почти сбоку. И чем крупнее катамаран - тем это серьезнее.
Капитализм есть воровская власть плюс скотинизация всей страны.

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #9 : 10 Мая, 2007, 13:00:58 »
Если переходы "без берега", как писал Антон, то кОмпас за 45 р с ценой деления в румб - это себе дороже. Приличные компАсы начинаются от 50-70 у.е. Простой способ, заехать в Царь, что на Кастснаевской и присмотреть модель, там целая выставка, от маленьких для каяков до сдоровенных судовых. Есть как с компенсаторами девиации, так и без. Есть компасы, у которых помимо центральной курсовой черты есть еще пара с боков, как раз для рулежки с борта. А потом можно поискать понравившийся в интернет-магазинах.
« Последнее редактирование: 10 Мая, 2007, 13:03:05 от Беликов Александр »

Беликов Александр

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +21/-10
  • "Попандопола" М553
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #10 : 10 Мая, 2007, 13:12:22 »
Ежли я правильно помню лекции по ентому поводу
то железа можно вокруг скоко угодно и какого угодно.
Просто потом надо скорректировать девиацию 4 мя курсами.
Думаеться как компенсировать девиацию настраивая эти магнитики все знают.
Теоретически это так. Но если попробовать произвести эту операцию самостоятельно, то выясниться, что все гораздо сложнее. Иначе в портах не держали бы специальную службу. Да и полигон девиационный для этого нужен, хотя бы самопальный. А то чем эти четыре курса выставлять? Тем самым окруженным железом неотстроенным компасом, что ли :) ?

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3368
  • Уважуха: +119/-78
  • Тип: пешеход
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #11 : 10 Мая, 2007, 13:19:16 »
Просто потом надо скорректировать девиацию 4 мя курсами.
В морских компасах - компенсатор встроенный, для остальных делаеться элементарно в виде двух одинаковых перекрещиваюшихся магнитиков (не сильных) под компасом.
Думаеться как компенсировать девиацию настраивая эти магнитики все знают.
Один вопрос: практически это делали?
Я может чего не понимаю, но уничтожение девиации на судне с произвольно перемещаемым мешком тушенки - нетривиальная задача.
Кстати, табличка магнитных склонений на районы плавания, тоже полезное приложение к компасу.

Гошик

  • Сообщений: 253
  • Уважуха: +22/-17
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #12 : 22 Мая, 2007, 09:06:54 »
Принципиально брать компас с картушкой менее чем 65 мм наверно нет смысла - так как точность и информативность более мелкого на расстоянии резко падает.
Хотя размеры компаса нельзя рассматривать в отрыве от самого корабля - его размерений.
 В "Моремане" модель А-65 (цена\качество) уже закончилась, когда будет не знают. Есть более шикарные модели с картушкой 95 мм и выше - но они уже кусаются своей стоимостью. ( ...а с другой стороны это ведь не одноразовая вещь...)
По поводу  боковых рисок  - не факт что их положение подойдёт к Вашему кораблику, при желании их можно нанести самостоятельно, хорошим скотчем  или неагрессивной краской.  ( ...если промазал то можно удалить без вреда для него, а не царапать их сразу... >:()
Списание девиации особых проблем не составляет, хоть и требует времени.
При наличии карты - по ней вычисляем пеленг по двум выбранным ориентирам или как вариант используем указанный на карте створ или т.п.. В этом случае необходимо пересчитать поправку на магнитное склонение...
При отсутствии карты данного региона с указанием магнитного склонения можно использовать второй компас (исправный!) с наблюдателем на чистом от железок берегу. И провести сверку ( списание девиации) через обратный пеленг со вторым компасом. Лучше всего провести сверку несколько раз и потом вычислить среднеарифметическое отклонение...
При невозможности  компенсировать девиацию - можно составить поправочную таблицу (с указанием отклонения показаний компаса от истинного),
в данном случае 4-х пеленгов будет МАЛО. Лучше по возможности выполнить как минимум на  16 ...
ЗЫ Перемещать "ящик  с тушёнкой" по кораблику нужно "аккуратно" чтобы не удивляться позднее что компас не туда показывает...
 ;D
« Последнее редактирование: 22 Мая, 2007, 09:17:29 от Гошик »

kun

  • Сообщений: 1019
  • Уважуха: +55/-16
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #13 : 22 Мая, 2007, 18:43:16 »
Один вопрос: практически это делали?
Делал, под чутким руководством препода :)
Крутились у стенки Кроншт. там девиационный полигон (между южной стеной и судовым ходом). Оч быстренько получилось. Конечно, если таскать ящик тушенки рядом с компасом туды сюды, то особого смысла юстировать нету, а вот если хочеться конструкционные наводки убрать - есть.

Без полигона - тож не очень сложно, правда сам делал токмо на земле так что знания почти теоретические :) . Надо мор.карту, и на ней взять пеленг (например от буя на маяк) приплыть на это место, встать по неотлаженному компасу на север и взять пеленг (на маяк) разница меж МП с карты (ИП+-МС) и Вашим пеленгом и будет девиацией северного направления (подкрутить первым регулятором до девиации = 0) далее повернуть на восток (по компасу) и еще раз взять пеленг разница меж ним и МП с карты будет восточной девиац (ее тож убрать в ноль вторым регулятором (на мор.комп. их два)) повернуть на юг, взять пеленг, разница будет южной девиац ее убрать первым регул на 1/2, повернуть на запад, взять пеленг, разницу убрать вторым регулятором на 1/2. Вот и весь метод 4х курсов, им успешно чертову уйму лет пользуються.
Если на компасе регуляторов нет, то можно под ним прикрепить два слабеньких магнитика (длинных) (или ферритовых стержня) крестом, и юстировать меняя их положение - но эт геморойно, так что если нет регулировок, то просто составить таблицу поправок (тем же методом, но курсов взять 8 или более и разницу писать в таблицу) однако (как говорил препод) практика показывает что поправочными таблицами маломерщики практически не пользуються (забывают/лень и т.д.) видимо приходить плюс минус лапоть их устраивает.
« Последнее редактирование: 22 Мая, 2007, 19:05:58 от kun »

Velsky

  • Администратор
  • Сообщений: 3738
  • Уважуха: +171/-86
  • Тип: Микро
  • Номер: RUS 35
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #14 : 28 Декабря, 2007, 04:33:04 »
Вручили пока Шкиперенку такой вот - SUUNTO F-116 SAIL (вроде)
Если на Весенней регате стоять не будет, разжалуем до сборщика катамарана :)

Harry

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +2/-0
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #15 : 07 Октября, 2008, 15:41:33 »
Я так понимаю что далеко от берега на катамаране а ныне уже все равно начем (не давно базарил со школьным товарищем ныне капитаном торгового флота - да секстан конечно есть, да изучал как пользоваться, ни разу из коробки не доставал, жпс). А раз есть ЖПС то компас только как курсоуказатель. И тут не столь важно куда он показывает, важно чтоб показывал в одну сторону. Ложимся на курс по ЖПС, засекаем что компас кажет и держим, полчаса, час или больше в зависимости от обстановки. Опять достаем жпс, включаем, смотрим где и куда, корректируем курс, засекаем что кажет компас... ну и так далее
А что разве кто то спарку компас-жпс по другому пользует?
Утопленники лучше чем тупицы, но лишь тупица может утопиться

Птичковод

  • Сообщений: 3819
  • Уважуха: +136/-179
  • Сергей Мягков
  • Название: "Солнечный Ветер"
  • Тип: Ветер
  • Номер: М497
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #16 : 07 Октября, 2008, 15:52:26 »
Я думаю, что очень многие (если не все) используют совсем не так. При наличии GPS компас только на случай выхода GPS из строя. Двигаться по заданному курсу (вне видимых ориентиров) с GPS - единственный не головоломный вариант. Двигаться по заданному курсу по компасу в аналогичной ситуации можно только весьма приблизительно и если длительное время, то с необходимыми поправками на дрейф и всякое такое. Одна оговорка: всё это справедливо, если есть необходимость точно выйти в точку. Если +/- пяток-десяток километров и/или батареек в GPS жалко, то можно и по компасу.
Сергей Мягков

ИВ

  • Сообщений: 2429
  • Уважуха: +150/-184
  • эндемик....однако
  • Номер: М 450
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #17 : 07 Октября, 2008, 16:19:04 »
У меня ЖПС на ходу работает постоянно.
Во первых трек пишется, во вторых скорость.
Батареек не жалко. В таком режиме мой GPSmap76 ест две АА за два дня.
На поход покупаю оптом.
Компас на борту есть , обязательно.
Я не пойму зачем использовать компас и ЖПС одновременно.
У ЖПСа есть функция компаса.
Компас - резерв.
По причине моей постоянной забанености, если надо со мной связаться, то: ioklmn@bk.ru

CB

  • Сообщений: 2043
  • Уважуха: +75/-29
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #18 : 07 Октября, 2008, 16:23:22 »
При наличии GPS компас только на случай выхода GPS из строя.
Если навигатор не имеет магнитного датчика - этот вариант не подходит, инерционность слишком большая, да и батарейки стоит экономить, убирая навигатор в тепло (в карман). Приходится поступать именно так:
Ложимся на курс по ЖПС, засекаем что компас кажет и держим, полчаса, час или больше в зависимости от обстановки. Опять достаем жпс, включаем, смотрим где и куда, корректируем курс, засекаем что кажет компас... ну и так далее
Часто и не убирали навигатор, а держали оба прибора рядом. Интервал час - наверное, многовато, надо бы почаще корректировать (15-20мин). Использовали 50мм компаса А-50(Pilot-50) на каждом борту. 

Harry

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +2/-0
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #19 : 07 Октября, 2008, 16:44:09 »
Цитировать
Я думаю, что очень многие (если не все) используют совсем не так.
понял прочитав http://gik.fordak.ru/index.php/topic,2517.0.html :)
Утопленники лучше чем тупицы, но лишь тупица может утопиться

Василий СМ 4

  • Сообщений: 39
  • Уважуха: +1/-0
  • Название: ПУТНИК
  • Тип: Катамаран Ветер
  • Номер: СМ4
Re: Посоветуйте компас
« Ответ #20 : 31 Марта, 2010, 17:34:14 »
У себя сделал так, смотри фото. Компас Suunto C-65. Вполне удобно. Естественно мешок с тушенкой и другое железо надо держать подальше. Где-то читал что на маломерах держать курс по компасу тяжело, реально в пределах +- 5 градусов от курса. В принципе так и получается. И устранение девиации дело не благодарное, учитывая размеры судна. Главное, стараться держать подальше предметы влияющие на показания компаса .
ЖПС (Гармин 72) на переходах держу включенный, пишет трек и кажет скорость, направление на точку, ложусь на курс и потом слежу по компасу. Как говорили ЖПС имеет определенную задержку в показаниях, поэтому курс лучше смотреть по компасу.  В прибрежном плавании это мало нужно,  а вот в отдалении от берега без ориентиров очень нужно.
В июне 2009 шли с Рахмансари на Валаам, дымка, видимость до 3км (Валаам с такого расстояния начал проявляться, мы уж стали думать что он пропал :-) ) следил и по ЖПС и компасу, но шел по волновым условиям постоянно крутясь обруливая волны, как тише - смотришь на компас и ложишься на курс, по одному ЖПСнику это менее удобно делать.
« Последнее редактирование: 01 Апреля, 2010, 10:37:38 от Василий СМ 4 »