f Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.  (Прочитано 5661 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Капнемо

  • Сообщений: 1289
  • Уважуха: +158/-64
  • Не бойтесь быть счастливыми!
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
  Данная тема в первую очередь касается однокорпусников, однако, ряд пунктов (например, очень важный  п. 13) актуален и применительно к многокорпусникам.
  В толще темы про «Авоську-4» http://gik.fordak.ru/index.php?topic=11274.120   (пост №126)  был представлен предварительный список, составленный в результате обсуждения форумчанами этого вопроса.
  Вряд ли найдётся разумный человек, утверждающий, что шверц всегда лучше шверта или наоборот (в данном контексте под швертом понимается плавник, вставляемый в колодец, а под шверцами – плавники, расположенные снаружи бортов). У каждого из них есть преимущества и недостатки. Любое решение, это компромисс.  В каждом конкретном случае приходится взвешивать «за» и «против», идти на какие-то жертвы.

   Разумеется, дело не в количестве пунктов, «весомость» их неравнозначна и меняется в зависимости от конкретной ситуации (размер лодки, её назначение, условия эксплуатации и т. д.).

Выношу этот список в отдельную тему в целях более удобной доступности. Предлагаю продолжить обсуждать, корректировать, дополнять.

 
 Преимущества шверта:
1.    Дно швертбота выполняет функцию гидродинамической шайбы, препятствуя возникновению индуктивного сопротивления. По некоторым данным шверт на 25 – 30% эффективнее шверца той же площади.
2.   Нет необходимости, в отличие от шверцов, поднимать и опускать при смене галса.
3.   Парусник со швертом выглядит современно, эстетически более привлекательно.
4.   Шверты, в отличие от шверцов, защищены от повреждений при швартовке.

  Преимущества шверцов:
1.   Отсутствие швертового колодца, загромождающего и дробящего полезное пространство. На маленькой лодке это критично.
2.   Ассиметричный профиль шверца эффективнее, чем симметричный профиль шверта.
3.   Технически несложная реализация установки шверцов с начальным углом атаки, с возможностью, если требуется, регулировки этого угла. Шверт, автоматически меняющий угол атаки при смене галса, сделать сложнее.
4.  Возможность установки шверцов «врастопырку» и держать их оба опущенными независимо от галса. При этом за счёт крена подветренный (рабочий) шверц занимает положение, близкое к вертикальному, что эффективнее, чем наклонённый шверт в той же ситуации, а наветренный (не рабочий), стремящийся при крене к горизонтальному положению, работает на восстанавливающий момент или, в зависимости от величины крена, просто выходит из воды.
5.   Исключена проблема фонтанирования из швертового колодца.
6.   Исключена возможность засорения швертового колодца при вытаскивании лодки на берег, заклинивание шверта в колодце.
7.   При наезде на препятствие меньшая вероятность повреждения корпуса.
8.   Более высокая ремонтопригодность.
9.   Замена шверцов на другие, отличного профиля. А шверт «поженен» со своим колодцем.
10.  Конструктивно шверцбот проще швертбота. Чем проще, тем надёжнее.
11.  Снимаем шверцы, руль, мачту с парусами, вешаем на транец ПМ и получаем всепогодный катер или просто гребную лодку без колодца и прочих парусных прибамбасов.
12.  Шверт сломался  и ку-ку. А шверцов два.
13.  Шверцбот сохраняет центровку в гораздо бОльшем диапазоне курсов, чем швертбот.

« Последнее редактирование: 12 Декабря, 2018, 02:12:05 от Капнемо »
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.
В крестики – минусики не играю (никогда не ставил и не ставлю). Конструктивной критике рад. Так что смелее!
Я не обижаюсь, я делаю выводы.

Дед

  • Сообщений: 4902
  • Уважуха: +221/-272
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #1 : 07 Декабря, 2018, 02:41:16 »
Раз пошла такая пьянка... подпою Ихтиазавру -  :-* Тринадцатый пункт преимуществ (- ну скажи теперь что не нарочно! ...ещё бы мелким шрифтом написал, как в банке про условия ипотеки...) Так вот  - это пункт надо писать первым и очень крупными буквами! - ибо шибко важный он! >:( ...а в четвёртый иху пункт - добавить у конце его  - "...а второй наветренный (не рабочий), стремящийся при крене к горизонтальному положению - молча, своей тягой работает на уменьшение ентого самого крена... ;)Никого видать тута не волнует эта проблема.... :-\ Мичман и тот зашухерился на все пуговицы... :P :P
« Последнее редактирование: 07 Декабря, 2018, 02:43:33 от Дед »
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4874
  • Уважуха: +340/-143
  • М554
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #2 : 07 Декабря, 2018, 03:41:15 »
В названии темы добавь, что речь про однокорпусники.
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

Капнемо

  • Сообщений: 1289
  • Уважуха: +158/-64
  • Не бойтесь быть счастливыми!
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #3 : 07 Декабря, 2018, 07:17:19 »

 Предложения учёл. Название темы менять всё-таки не стал, добавил замечание в начале первого поста.

… Мичман и тот зашухерился на все пуговицы... :P :P

Дед, что у тебя там зудит? Не чеши прилюдно ;D. Со Славкой явно заигрываешь. Скучаешь…
 И ещё, может не стоит самодельные кликухи так часто раздавать, а то не всегда понятно, о ком речь. Чревато ;D.
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.
В крестики – минусики не играю (никогда не ставил и не ставлю). Конструктивной критике рад. Так что смелее!
Я не обижаюсь, я делаю выводы.

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4495
  • Уважуха: +258/-305
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #4 : 07 Декабря, 2018, 13:27:49 »
Преимущества шверта - предлагаю добавить:
5. Точка крепления шверта расположена ближе к ватерлинии, т.е. геометрические размеры шверта меньше.
6. Меньше плечо рычага от ЦБС до точки крепления, со всеми вытекающими.
7. Шверт может быть "тяжелым", вносящим свой вклад в увеличение остойчивости. Либо полнотелый стальной, либо пустотелый засыпной.


Преимущества шверцов
п.3 - спорно. Не скажу за "автоматику", а  вручную просто вставляется клинышек между задней кромкой шверта и стенкой швертколодца и шверт приобретает угол атаки.
п.7 - справедливо только для кинжальных швертов.
п.8 - спорно. При необходимости в швертколодец можно любую доску вставить, хоть из ближайшего забора выломанную, грубо обтесанную ножом-топором, и  ехать дальше. А замена шверца на "заборную доску" предполагает как минимум подгонку штатного крепления к оголовку.
п.12 противоречит п.4. Что толку в случае поломки от двух шверцов, если наветренный шверц не работает?


Преимущества шверцов - предлагаю добавить:
14. При стоянке на берегу или на осушке при отливе опущенные до упора в грунт шверцы могут использоваться как подпорки, придающие корпусу устойчивость.


« Последнее редактирование: 07 Декабря, 2018, 13:35:15 от Кэп Хатанги »

Дед

  • Сообщений: 4902
  • Уважуха: +221/-272
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #5 : 07 Декабря, 2018, 14:08:59 »
В названии темы добавь, что речь про однокорпусники.
А почему про однокорпусника? - в чём принципиальная разница? Надо смотреть ширее! (- или ширше?) ;)
« Последнее редактирование: 07 Декабря, 2018, 14:46:43 от Дед »
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Утлюк

  • Сообщений: 1448
  • Уважуха: +86/-89
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #6 : 07 Декабря, 2018, 14:20:47 »
А почему про однокорпусника? - в чём принципиальная разница?
Наверное в "растопырке".

Дед

  • Сообщений: 4902
  • Уважуха: +221/-272
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #7 : 07 Декабря, 2018, 14:44:49 »
Преимущества шверта - предлагаю добавить:
5. Точка крепления шверта расположена ближе к ватерлинии, т.е. геометрические размеры шверта меньше.
6. Меньше плечо рычага от ЦБС до точки крепления, со всеми вытекающими.
7. Шверт может быть "тяжелым", вносящим свой вклад в увеличение остойчивости. Либо полнотелый стальной, либо пустотелый засыпной.


Преимущества шверцов
п.3 - спорно. Не скажу за "автоматику", а  вручную просто вставляется клинышек между задней кромкой шверта и стенкой швертколодца и шверт приобретает угол атаки.
п.7 - справедливо только для кинжальных швертов.
п.8 - спорно. При необходимости в швертколодец можно любую доску вставить, хоть из ближайшего забора выломанную, грубо обтесанную ножом-топором, и  ехать дальше. А замена шверца на "заборную доску" предполагает как минимум подгонку штатного крепления к оголовку.
п.12 противоречит п.4. Что толку в случае поломки от двух шверцов, если наветренный шверц не работает?


Преимущества шверцов - предлагаю добавить:
14. При стоянке на берегу или на осушке при отливе опущенные до упора в грунт шверцы могут использоваться как подпорки, придающие корпусу устойчивость.



А вот тут не согласная я... по п. 5. - под геометрическими размерами шверта стоит понимать только то что опущено в воду. Шверц логично делать ассиметричного сечения с "несущим" профилем подобным сечению авиационного крыла (- я бы даже сказал что делать с симметричным просто глупо!) , а посему - он меньше по площади, меньше сопротивление и далее со всеми остановками... п.  7. а (если  уж тебе так хочется) кто мешает сделать щверц "тяжёлым" -  так что вычеркни! Преимущества щверцев п. з. -полностью высосано из пальца... пл п. 7 . - а при боковом наезде как?  по п.8. Ну не передёргивай Слава про ближайший забор - в данном случае  трудозатраты примерно равные ...  (_кинжальные я так понимаю тут не рассматриваем -  в противном случае там надо добавить гиморой по выковыриванию распухшей "заборной" доски из колодца! ... - та ещё проблемка!)   п. 12. а таки не противоречит! - ибо всё же работает! Даже ассиметричкый! Хуже конечно но всё  же работает - до берега дотянешь! Лучше чем совсем без него. ( и не спорь с теми кто ел устриц!) п.14. - полностью надуманный - мне они ничего не подпирают! Но, зато! - при вытаскивании-стаскивании на берег, и при стоянке на Ёом не шкрябают ответственной передней кромкой по камням! - и это как ни крути - хорошо! 8)
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4495
  • Уважуха: +258/-305
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #8 : 07 Декабря, 2018, 14:59:30 »
Андрюш,  я предлагаю тебе не вмешивать сюда свой альбатросно-катамаранный опыт, это всё запутывает  :)
Шверц на Альбе не имеет половины тех плюсов, которые имеет шверц на Авоське.


Да, и давайте определимся с терминологией.
"ШверТ" - торчит из корпуса. Например, на Торнадо - шверТы, хотя их и 2, со всеми + такого расположения, включая "неубегание" центровки на большинстве курсов.
"ШверЦ" - висит где-то рядом с конструкцией, и, главное, - пересекает поверхность воды. Т.е., когда говорят "я переделал Альбу на центральный шверТ" - это неправильно. Это тоже шверЦ.

спелеолог

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +60/-39
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
Re: Шверт или шверцы. Преимущества и недостатки.
« Ответ #9 : 07 Декабря, 2018, 15:21:00 »
А давайте сначала определимся с терминологией: что есть ШВЕРТ, а что ШВЕРЦ.

(1)- все ясно, это шверт
(2)- шверцы
(3) А тут что? вроде бы два по бортам, как шверцы, но поверхность воды не пересекает и перетеканию воды препятствует днище, как у шверта
Но это однокорпусник. (хотя вариант3 наблюдается у жестких катамаранов, например Торнадо )
 А теперь вернемся к нашим баранам, то бишь надувным катам.

На 90% стоит так называемый "центральный шверт". (4)
Но какой же это шверт, если он пересекает поверхность воды?
А если их точно таких два? (5).
Ну и, наконец, (6) - как у альбатроса.
У альбатроса говорят шверцы. Но чем принципиально 6 отличается от 5, а 5 от 4?
« Последнее редактирование: 07 Декабря, 2018, 15:23:24 от спелеолог »