f Мачта для большого многокорпусника
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Мачта для большого многокорпусника  (Прочитано 2081 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2130
  • Уважуха: +134/-28
По поводу мачтового профиля.
Когда я сравнивал разные парусные тримараны для самостоятельной постройки мне попадались разные чертежи. Привожу для примера мачты трех совершенно разных тримаранов.
На катамаранах нагрузки немного жестче, чем на тримаранах. Что заставляет использовать на 12 метровом Сибкате на столько тонкий профиль?
Понимаю, что вес Сибката обычно значительно меньше. К тому же если сделать соответствующую мачту, то ее прочность будет избыточной для пирамиды или рамы, которые тоже ломались.
Но настолько большая разница как-то не вяжется с мировым опытом строительства многокорпусников.

Crowther Buccaneer 28 (https://sailboatdata.com/sailboat/buccaneer-28-crowther)
Длина 8.4 метра
Мачтовый профиль 178*127*3.5
Вес судна 910 кг
Полное водоизмещение 1814 кг
Высота мачты 10.5 метра
Парусность 56 кв. м.

Farrier 10
Длина 10 метров
Мачтовый профиль 190*126*4
Водоизмещение 3700 кг
Высота мачты 14 м
Грот 27 кв. м
Стаксель 19 кв. м

Sea Clipper 38 (сейчас мы его строим)
Длина 11.6 метров
Мачтовый профиль 229*140*4.6
Сухой вес 3400
Водоизмещение 5000
Высота мачты 14 м
Парусность 70 кв. м.

Катамаран Сибкат 40
Длина 12 метров
Мачтовый профиль 100*81*4
Сухой вес 1000 кг
Водоизмещение 3400 кг
Парусность 44 кв м (26+18)
« Последнее редактирование: 26 Ноября, 2018, 01:28:21 от Александр Хазацкий »

Кулик

  • Сообщений: 2100
  • Уважуха: +186/-162
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #1 : 25 Ноября, 2018, 23:59:42 »
По поводу мачтового профиля.
Когда я сравнивал разные парусные тримараны для самостоятельной постройки мне попадались разные чертежи. Привожу для примера мачты трех совершенно разных тримаранов.
На катамаранах нагрузки немного жестче, чем на тримаранах. Что заставляет использовать на 12 метровом Сибкате на столько тонкий профиль?
Понимаю, что вес Сибката обычно значительно меньше. К тому же если сделать соответствующую мачту, то ее прочность будет избыточной для пирамиды или рамы, которые тоже ломались.
Но настолько большая разница как-то не вяжется с мировым опытом строительства многокорпусников.
Я не очень понял  -  что означают цифры базовые?  Длину катамарана или длину мачты?   Может надо сравнивать массы лодок и площади парусов?  В общем - анализ твой - фигня - он некорректен в основе.
   Я вполне доверяю собственному опыту - я прошел сначала на тримаране с такой же мачтой 7 тыс. м.миль (вокруг Африки), а потом за 13 месяцев в непрерывном режиме 17 500 м.миль на примерно такой же мачте и точняк на таком же катамаране (...не - "Искатель" -  надежней - там уже вылизаны были все ошибки предыдущего).  Ума хватило не сломать, при том что было где и когда.  СК-40 - это не виндджамер!!! Рифиться надо вовремя - все одно не полетит сверхлекая надувнуха против волны!  Ставить телеграфные столбы - оно конечно надежнее, но это не наш стиль разборного и сверхлегкого катамараностроения.   
http://sibcat.su/
Вы покупаете не катамаран - Вы покупаете новый образ жизни!

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2130
  • Уважуха: +134/-28
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #2 : 26 Ноября, 2018, 01:17:54 »
Я не очень понял  -  что означают цифры базовые?  Длину катамарана или длину мачты?   Может надо сравнивать массы лодок и площади парусов?  В общем - анализ твой - фигня - он некорректен в основе.
   Я вполне доверяю собственному опыту - я прошел сначала на тримаране с такой же мачтой 7 тыс. м.миль (вокруг Африки), а потом за 13 месяцев в непрерывном режиме 17 500 м.миль на примерно такой же мачте и точняк на таком же катамаране (...не - "Искатель" -  надежней - там уже вылизаны были все ошибки предыдущего).  Ума хватило не сломать, при том что было где и когда.  СК-40 - это не виндджамер!!! Рифиться надо вовремя - все одно не полетит сверхлекая надувнуха против волны!  Ставить телеграфные столбы - оно конечно надежнее, но это не наш стиль разборного и сверхлегкого катамараностроения.   
Да, я указывал только длину тримаранов. Это не анализ, а примеры для сравнения. Статистика эксплуатации больших Сибкатов говорит не в пользу надежности мачты.
Просто все хорошо до тех пор пока никто не пострадал.

Дополнил свое предыдущее сообщение весом, парусностью, и высотой мачты.
По весу и парусности Сибкат 40, аналог  28 футового Buccaneer 28. Но мачты у них все равно сильно отличаются. При том что Buccaneer 28 - прибрежная лодка, а Сибкат позиционируется как океанский катамаран. И часто на Сибкате ходят неопытные экипажи, не готовые вовремя заметить дефекты такелажа, вроде гнутых краспиц или перебитого штага.
На мой неопытный взгляд, на Сибкат 40 просится, как минимум марлин №4. И то это будет компромиссом, и не гарантирует от поломки мачты. По весу и остойчивости  Сибкат ближе к F10.
« Последнее редактирование: 26 Ноября, 2018, 01:31:15 от Александр Хазацкий »

Кулик

  • Сообщений: 2100
  • Уважуха: +186/-162
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #3 : 26 Ноября, 2018, 08:41:12 »
Я не очень понял  -  что означают цифры базовые?  Длину катамарана или длину мачты?   Может надо сравнивать массы лодок и площади парусов?  В общем - анализ твой - фигня - он некорректен в основе.
   Я вполне доверяю собственному опыту - я прошел сначала на тримаране с такой же мачтой 7 тыс. м.миль (вокруг Африки), а потом за 13 месяцев в непрерывном режиме 17 500 м.миль на примерно такой же мачте и точняк на таком же катамаране (...не - "Искатель" -  надежней - там уже вылизаны были все ошибки предыдущего).  Ума хватило не сломать, при том что было где и когда.  СК-40 - это не виндджамер!!! Рифиться надо вовремя - все одно не полетит сверхлекая надувнуха против волны!  Ставить телеграфные столбы - оно конечно надежнее, но это не наш стиль разборного и сверхлегкого катамараностроения.   

На мой неопытный взгляд, на Сибкат 40 просится, как минимум марлин №4. И то это будет компромиссом, и не гарантирует от поломки мачты. По весу и остойчивости  Сибкат ближе к F10.
    Дорогой Александр, я в меру свокго ума и опыта в 2009 году построил для СЕБЯ тримаран для перехода вокруг Африки и через Атлантику длиной 11 м с мачтой высотой 10м, В 2011 году - построил СК-40 длиной 12м и мачтой 10,3м - для СВОЕГО похода через Тихий Океан и благополучно прошел задуманный поход.  В 2017 году - меня Анатолий Казакевич сильно попросил построить ему такой же СК-40 - я построил такой же (чуток получше!).  Если вдруг кто-то еще попросит - я еще построю хоть такой же, хоть с телеграфным столбом вместо мачты!    Стройте  сами - чего хотите хоть себе хоть тем - кто Вас об этом попросит!  Искренне желаю Вам в этом деле успехов! 
http://sibcat.su/
Вы покупаете не катамаран - Вы покупаете новый образ жизни!

Кулик

  • Сообщений: 2100
  • Уважуха: +186/-162
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #4 : 26 Ноября, 2018, 08:47:22 »
По поводу мачтового профиля.
Когда я сравнивал разные парусные тримараны ...
...
Катамаран Сибкат 40
...
Парусность 44 кв м (26+18)
Ошибочка тут..   ...18 м2 - это летучий кливер. Стаксель =10м2, т.о. парусов 36 м2. https://sibcat.su/parusnyesuda/sibkat36/
http://sibcat.su/
Вы покупаете не катамаран - Вы покупаете новый образ жизни!

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2130
  • Уважуха: +134/-28
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #5 : 26 Ноября, 2018, 12:55:50 »
Ошибочка тут..   ...18 м2 - это летучий кливер. Стаксель =10м2, т.о. парусов 36 м2. https://sibcat.su/parusnyesuda/sibkat36/
Я старался для всех сравниваемых судов брать максимальный передний лавировочный парус.
Еще раз повторюсь, что считаю великим достижением способность построить большой океанский тримаран в короткие сроки. А форум для того и существует, чтобы обсуждать детали конструкций, и учиться на чужих достижениях и ошибках. Сейчас я еще не выбрал мачтовый профиль для своего тримарана.
Мое мнение, что 20-30 кг перевеса мачты за счет более прочного профиля вполне оправданы на лодке с водоизмещением больше 3 тонн.
А какой профиль использовался в 2011 году при переходе через Тихий океан?

Кулик

  • Сообщений: 2100
  • Уважуха: +186/-162
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #6 : 26 Ноября, 2018, 13:25:28 »

А какой профиль использовался в 2011 году при переходе через Тихий океан?
Марлин  3.  с его же профилированными вставками - усилениями в некоторых местах.
http://sibcat.su/
Вы покупаете не катамаран - Вы покупаете новый образ жизни!

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2130
  • Уважуха: +134/-28
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #7 : 27 Ноября, 2018, 13:36:50 »
Марлин №3 - мой любимый профиль. Очень легкий для своего размера. Он использовался у нас на тайфуне и на Гандвике ходит почти 10 лет. Пока не подводил ни разу.
Гандвик, для статистики
Длина 7.7 метров
Мачтовый профиль 118*80*2(плюс усиления)
Сухой вес 350 кг
Водоизмещение 1000 кг
Высота мачты 8.5 м
Грот 12 кв. м
Стаксель 12 кв. м

Может быть хороший профиль ликпаза решил бы все проблемы, но с трубами тоже не просто подобрать оптимальные размеры для мачты и для вставок.

Раз теперь отдельная тема, может быть еще обсудить варианты такелажа мачты для большой лодки?
У меня например, сейчас два философских вопроса.
1. Что лучше? Двурогая или трехрогая краспица против бебиштага?
2. Имеет ли смысл ахтерштаг.

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1429
  • Уважуха: +56/-46
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ535
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #8 : 27 Ноября, 2018, 13:58:49 »
Ахтерштаг на поворотной мачте с квадратным гротом - решение (вращающаяся "удочка" на топе) ?
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6943
  • Уважуха: +171/-143
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Скаженыйкачкодзёб
  • Тип: котомаразм
  • Номер: ХА-23-К
Re: Мачта для большого многокорпусника
« Ответ #9 : 27 Ноября, 2018, 15:58:50 »
Ахтерштаг на поворотной мачте с квадратным гротом - решение (вращающаяся "удочка" на топе) ?

наверное два ахтерштага проще
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))