f В сильный ветер под парусом.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: В сильный ветер под парусом.  (Прочитано 11124 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Кулик

  • Сообщений: 1972
  • Уважуха: +179/-146
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #80 : 12 Октября, 2018, 10:17:04 »
Анатолий, мне интересен ваш опыт. Удавалось ли Вам на Сибкате с установленной палаткой, под одним стакселем, не генуей, сделать оверштаг?
Я представляю себе такое возможно при очень тяжелом монохуле с низким ветровым сопротивлением. Где за счет иннерции можно выбежать на ветер и сменить галс. На наших же лодках, при большой паразитной парусности - маловероятно.
....
При сильном ветре штаг стакселя прогибается, парус становится полнее, и круто идти уже не получается. Соответственно при попытке оверштага увеличивается фаза когда ветер гасит инерцию лодки. Да, на гребне поворачивать легче. Это как при катании на лыжах по буграм.
Я никогда не ходил в сильный ветер под стакселем или даже под одним гротом. Я всегда рифлюсь (в Океане на основном гроте 3-4 полки рифов, потом - штормовой грот и на нем  - ещё 3 полки !..., а стаксель на штаг-пирсе с плавной регулировкой парусности) !  На СК-21 когда испытывал его - дело было в 2-3 бальный ветер - доводилось ходить под одним стакселем или под одним гротом без рифов - чисто с целью посмотреть...   Нормально (штатно) груженный СК-21 делает оверштаги при штатном положении шверта и правильном порложении паруса во время поворота и вообще правильных телодвижениях рулевого и матроса.  Но ходить с одним парусом на наших свехлегких парусниках - считаю нонсенс.  Для тех, кто путешествует, а не просто катается на пустой лодке взад-вперед при хорошей погоде - надо иметь иной парусный гардеробчик, нежели для покатушек или гонок.  Возможность рифить стаксель и грот - обязательны, равно как и понимание - для чего это делать и как.
    Соотношения площади парусов на Сибкатах иное чем на Даках, L&K, Успенских ...и вообще-то всех остальных современных надувастиках.  2/3 - грот и 1/3 - стаксель, мачта пониже (ЦП - соответственно - пониже) - это со стакселем №2 - штатная комплектация, а со стакселем №1 - уже 50 на 50, но сейчас на СК-24 и больших катамаранах, да и на СК-21 - тоже есть прецеденты - я ставлю в дополнение к стакселю - геную на закрутке, которая по площади уже больше грота.  Это я к тому, что кат для автономных путешествий должен иметь регулировку парусности в достаточно широких пределах и при этом центроваться, чтобы не лежать на руле и  делать оверштаг в любую погоду.  Таки про возможность "Сибкатов" делать оверштаг в сильные ветра на зарифленных парусах - я уже писал в этой теме выше http://gik.fordak.ru/index.php?topic=16863.msg348310#msg348310 - вполне возможно, но обязательно с двумя парусами - когда есть центровка судна.  ...Но и тут есть предел для наших (всех надувастиков) лодок.  На СК-40  мы делали оверштаг в 45-50 узлов на волне 3-5 метров с приемом "подушка" или с помощью мотора, но я не уверен, что в такой ветер на это будут способны хоть один катамаран до 21 фт. 
   Доводы про то, что палатка на "сибкатах" создает большое сопротивление, мешает поворотам оверштаг и пр - это легенды от тех, кто не ходил на сибкатах,, особенно последних лет выпуска. Всё там сбалансировано и в нормальный ветер кат отлично делает повороты.  Поймите, что плотность воды в 800 раз больше плотности воздуха и при штормовой погоде при попытке сделать оверштаг - удар волной в нос (особенно штевневый ) во время поворота оверштаг - в разы (даже на порядки) сильнее, чем давление на палатку от ветрового потока! Но если  судно не сбалансировано по центрове - т.е. команда вместо рифления пытается (потому, что ссыкотно рифиться, либо не умеют рифиться и понятия не имеют о правильной центровке судна, либо лень, либо рифов вообще на парусах не предусмотрено...) идти под одним гротом или одним стакселем, то сделать оверштаг в сильный ветер не получится без мотора или при помощи весла, а то и с ними.
« Последнее редактирование: 12 Октября, 2018, 10:27:24 от Кулик »

CB

  • Сообщений: 2001
  • Уважуха: +74/-24
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #81 : 12 Октября, 2018, 10:27:27 »
...Нет, плавучий якорь на небольшом водоеме в жестких условиях - нонсенс. На больших акваториях, когда можно дрейфовать сутками - да, возможно. Но и среди жестких яхтеров открытого моря довольно много принципиальных противников его использования. Я-то его вожу с собой постоянно (не весит ничего и места не занимает), но и не пользовал ни разу, и мысли такой пока даже не возникало. Управляемый дрейф под кусочками парусов - намного более эффективнее, в особенности, когда протяженность этого дрейфа исчисляется не сотнями, а десятками км.
Использовали плавучий якорь (импровизированный) на катамаране на Байкале. Попали в горную, отбросило от берега, убрали паруса и выбросили плав. якорь. В дрейфе, когда стемнело, подняли палатку и легли спать. Ночью, при очередном усилении ветра, еще и мачту завалили. Под ветром было до берега примерно 50км. Без якоря - перевернулись бы, волна была высокая.
В одиночном плавании на "Деве" на Белом м. тоже использовал (специально сшитый) плав. якорь. На переходе Северодвинск-Унская г. - для заправки мотора и обеда, на переходе о.Анзерский - г.Гридина - для ночевки.
Кстати, в хорошую погоду при сильном течении лодку разворачивает совсем не по ветру и волне. В упомянутом переходе, когда проснулся, обнаружил, что канат якоря тянется перпендикулярно ДП, и лодка лежит бортом к волне. Может быть, просто площадь маленькая была (она - действительно небольшая).
Активное штормование с уходом по ветру - конечно, хорошо, но требует постоянной работы. Не поспишь. Да и кокпит заливает.
   

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3381
  • Уважуха: +119/-74
  • Тип: пешеход
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #82 : 12 Октября, 2018, 10:50:10 »
Книга с названием, практически идентичным названию данной темы, три десятка лет тому назад укрепила меня в моём выборе типа лодки.
  В ней много интересного, в том числе и касательно многокорпусников. Много рекомендаций, аналогичных приведённым выше форумчанами. Кто не читал, рекомендую. http://www.parusanarod.ru/bib/books/coles/
интересная лодка на обложке этой книги. Это Misty Miller или Golden Miller Майкла Хендерсона. Катамаран с балластными килями. Вот тут на видео Golden Miller в начале.

https://youtu.be/Y7aHMkaZDVM

P.S. На обложке Golden Miller
« Последнее редактирование: 12 Октября, 2018, 10:56:04 от Nnnnnnn »

ВРан

  • Сообщений: 1626
  • Уважуха: +155/-124
  • М625 "Негордый"
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #83 : 12 Октября, 2018, 11:51:14 »
Единственное, что могу отметить, это свист в вантах и гребень волны длиной более 7

Я имел ввиду длину склона волны.

А насчет свиста. Там скорость, когда на склон волны взбирались, была почти нулевая.
Так что складывать и вычитать нечего..
... :) ;D ;D ;D
В результате, стало ещё понятнее ;)
А вы уверены, что хорошо слышите, что происходит вокруг (особенно "взбираясь на гребень" катастрофически ужасной волны, имея на борту двух прелестных девушек, и не имея умения таки выполнить желанный оверштаг?
... Ну, у вас там как бы есть старшие товарищи, поучитесь, что ли, у них, как оверштаг выполнять.
... А так - как бы понятно - девушки на борту, рулевой крут бесспорно, вот только оверштаг - ну никак  ;D
... Ах да, мэтры, вы это, таки из пушки да по воробъям... ну уж пусть воробьи хотя бы по трудятся, язык что ли, общеупотребительный освоят.

Вы опять все перепутали
Да вроде бы нет. Вы так изъясняетесь, что понять вас ну ОЧЕНЬ ТРУДНО.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

ВРан

  • Сообщений: 1626
  • Уважуха: +155/-124
  • М625 "Негордый"
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #84 : 12 Октября, 2018, 12:04:14 »
... :) ;D ;D ;D
В результате, стало ещё понятнее ;)
А вы уверены, что хорошо слышите, что происходит вокруг (особенно "взбираясь на гребень" катастрофически ужасной волны, имея на борту двух прелестных девушек, и не имея умения таки выполнить желанный оверштаг?
...vma ведь вынес вопрос о хождении в шторм на надувастике для  обсуждения, а не для стеба.  ...Ты ведь прекрасно понимаешь, что хождение в бейдевинд в шторм - это одна история у vma, а катание с девушками под стакселем  - другая.   Вадим, ну  не к лицу тебе стебаться.
Печально, что даже мэтры начинают флудить на форуме.  Из-за этого - многие вообще забросили этот форум и не кажут сюда своего носа.  Это я заявляю со всей ответственностью.   У меня нет дня, чтобы я не отвечал кому-то в частной переписке на всяческие конкретные вопросы - как  да что делать в той или иной ситуации - для меня достаточно понятные и многократно пройденные - штатные так сказать. Я всем отвечаю и одновременно советую порыться на этом форуме или задать вопрос самим...  Категорическое отрицание!!!   ...боятся стеба над своим вопросом именно потому, что не уверены, что правильно сформулируют про "гребень волны".  Им хочется услышать дельный совет, попросту поделиться с единомышленниками своими ощущениями  - в общем-то радостью - они ведь прошли очередной шаг (!!!), нештатная ранее ситуация - становится для них штатной!  ...им не хочется читать тонны флуда и стеба от неизвестных троллей и совсем печально - от мэтров.   Нас - увлеченных путешествиями на надувных парусниках - совсем немного даже на фоне всех, путешествующих на надувных катамаранах, совсем мало на фоне вообще увлеченных активнми и экстремальными путешествиями и ничтожно мало фоне всего населения страны!  Зачем же втаптывать  друг друга в грязь, может будем все же помогать друг другу!
Ну и я, собственно, о том же.
Но топикстартеру выдали ну ОЧЕНЬ МНОГО информации, более чем достаточно для понимания, что не так, и что делать, чтобы было так. А когда чел вместо внимательного осмысления продолжает спрашивать непонятно что на непонятном языке, уже имея ответы, то вот тут то он и становится мне неинтересен.
Так что помогать нужно, но - тем, кому эта помощь нужна.
А на фордаке с тем же овершьагом - вообще всего немерянно. Ну, посмотреть - подумать немного, и вопросы сами отпадёт. А трёп пустой ради трепа, по мне, не сильно помощи заслуживает.
Как-то так.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб