f В сильный ветер под парусом.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: В сильный ветер под парусом.  (Прочитано 5864 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

vma

  • Сообщений: 83
  • Уважуха: +8/-0
  • Название: Рыжик
  • Тип: Сибкат 21м
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #10 : 09 Октября, 2018, 20:53:38 »
Я просто хочу понять, что делать в таких ситуациях.

Понятно, что опытный рулевой выползет из любых проблем, а настоящий мастер просто в них не попадет, но тем не менее.

vma

  • Сообщений: 83
  • Уважуха: +8/-0
  • Название: Рыжик
  • Тип: Сибкат 21м
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #11 : 09 Октября, 2018, 20:56:04 »
Нет универсальных советов. Практика, и ещё раз практика. В том числе и в суровых условиях, но желательно в доступности спасателей.

Согласен. Вот мы получили практику. Но что делать, если выйти за грань. Может кто-то был.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2079
  • Уважуха: +128/-27
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #12 : 09 Октября, 2018, 21:13:47 »
А какой именно была сила ветер и высота волны?
При усилении ветра мы обычно забываем про мотор. Если есть возможность зарифить стаксель и грот, все должно быть спокойно. В идеале, штормовой стаксель и третья полка рифов на гроте. Если не получается оверштаг при разгоне с волны, можно сделать коровий оверштаг(поворот фордевинд). Если нет уверенности, что в последнем случае лодку не уронит, то нужно стаскивать грот.
Без парусов можно двигаться в довольно широких пределах. Просто выбрать, наиболее безопасное направление.
Плавучий якорь мы не использовали. Но под маленьким штормовым стакселем или кусочком грота можно медленно дрейфовать. Нужно пробовать разные варианты дрейфа. Кусочек стакселя, кусочек грота и то и другое, выбранное в разные стороны...

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4657
  • Уважуха: +316/-130
  • М554
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #13 : 09 Октября, 2018, 21:16:50 »
Ну а что грань - либо мачта сломается, либо лодка кильнётся. Первое - не очень страшно, особенно при наличии мотора.
Второе - тренироваться восстанавливать на ровный киль. Сперва в штиль, потом в реальных условиях. Обязательно с группой поддержки, которая не только бухать рядом в лодке будет, но и сможет оперативно вытащить из под перевёрнутого ката.
С походной загрузкой и правильным размещением экипажа первый вариант более вероятен. При своевременно взятых рифах - и этот вариант стремится к нулю.
Пара тренировок по восстановлению лодки - и рифы станешь брать даже раньше, чем нужно =)
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

Шандыбин Михаил

  • Сообщений: 684
  • Уважуха: +39/-22
  • Название: Голубая устрица
  • Тип: СамОпАл
  • Номер: М180
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #14 : 09 Октября, 2018, 21:41:39 »
Паш, в описываемых условиях оверкиль будет подобен overkill. Даже тренированный экипаж поставить лодку не сможет. Я бы майнал всю парусину и кидал плавучий якорь. Наверное, с носа, чтобы стоять носами к волнам и хотя бы видеть, что к тебе приближается. Но лучшим решением является заблаговременное "сваливание" в безопасное место - по крайней мере, волну-то не разгонит описываемую за короткое время.
И Вам того же.

Кулик

  • Сообщений: 1947
  • Уважуха: +174/-143
  • Тип: SibCat
  • Номер: Нс-4
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #15 : 09 Октября, 2018, 21:47:11 »
В том числе и в суровых условиях, но желательно в доступности спасателей.
Паша, какие на хрен спасатели... в такую погоду!!!???   Если дело на море, то в 6-7 баллов - кто-то вполне может и спасти, ...но не судно, а людей - т.е. в морях - лодки таковые есть, а на вдхр - нет лодок, кои ходят в такую погоду, ...тем более у МЧС типа ГИМС - они то точно в такую погоду никуда не пойдут. 
Я оцениваю, что для СК-21 - управляемость  есть до 6 баллов включительно (2-й риф на гроте и треть стакселя на штаг-пирсе).  На 6 бальном ветре - далеко не уедешь (против ветра, разумеется), но удержать ситуацию - вполне!  При 7 баллах - 100% - надо валить под лоскутом стакселя - по ветру +- 30-40 градусов - если есть куда!  Если  точно, что некуда - рубить на фик все паруса, поднимать шверт и руль и на плавучем или донном якоре противостоять волне (чтобы сбоку не долбануло) и ветру - выигрывать время - медленно тащиться по ветру (куда не надо).   В этой ситуации весьма полезно с бортов свешивать "мешки" с водой - могут здорово помочь предотвратить оверкиль. 
Мотор не поможет.  Он будет постоянно выскакивать из воды на такой качке и молотить воздух или заглохнет в самый неподходящий момент - если его вообще не оторвет..., да и тяги его противостоять 6-ти бальному ветру и волне - не хватит - ведь как правило - на 18-21 футовых катах моторчики 2-4 л.с.   
Про оверштаг на сильном ветре - 6 баллов и выше.   С зарифленным гротом и зарифленным стакселем при штатной палатке оверштаг сделать не всегда удается, но при правильном навыке - можно!  Есть такой приём "Подушка". Когда кат доходит до левентика и останавливается - давление на палатку весьма сильное и оно уваливает кат под ветер. Поэтому в самую точку левентика надо матросу за с-шкот занести стаксель на ветер - сделать "подушку" - стаксель возьмёт ветер с наветренного  борта и потащит кат на другой галс. Грот надо оставить в свободном "плавании" - пусть развивается как флаг. Вполне возможно, что при этом судно даст задний ход - тогда руль надо вывернуть наизнанку и на заднем ходу развернуть кат на новый галс.  ...В океане нам нередко приходилось делать такие оверштаги в 7-8 бальный ветер - там хоть и катамаран был побольше, но там и волна была побольше.  В общем - практика нужна и лодка надежная, что б не развалилась в такой ветер.
« Последнее редактирование: 12 Октября, 2018, 09:51:31 от Кулик »

CB

  • Сообщений: 1998
  • Уважуха: +73/-23
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #16 : 09 Октября, 2018, 22:05:41 »
Я просто хочу понять, что делать в таких ситуациях.
1. Мотор в такую погоду часто не помогает (это индивидуально для каждого судна). Если мелководье - волна крутая, и он просто выскакивает из воды. Хорошо, если получается идти под мотором. В Обской губе на "Деве" во вполне ходовую погоду (ветер (10-15)м/с, волна примерно 2м) - получалось, хотя мотор все-таки частенько хватал воздух, приходилось против волны идти галсами (еще и слеминг мешал).
На р.Таз однажды так раздуло, что по течению против ветра выгрести не удавалось, сносило назад, и пришлось по ветру уходить в укрытие.
На Белом м., в г.Гридина в шторм также против ветра не получилось выбраться, но там был совсем слабый моторчик (2л.с.).
На Онежском оз. с пологой 2+м волной при сломанном руле удавалось спокойно двигаться любым курсом с рулежкой мотором.
2. Лавировка под парусами в сильный ветер и волну обычно  не получается. Глухо зарифленный грот со штормовым стакселем, как правило, позволяет идти лишь галфвиндом (особенно при приличной волне). Хорошо, если удается хотя бы медленно, но выбираться на ветер. Обычно это приходится делать между порывами (по сравнению с обычной практикой - все наоборот).
3. Если ветер очень сильный, приходится убирать грот и (при наличии) ставить штормовой трисель. На катамаране мы в качестве триселя использовали стаксель, у которого в кармане ликтроса по передней шкаторине проведена дополнительная  7мм веревочка, позволяющая ставить его в ликпаз на мачте. На Байкале в горную даже его поднимали где-то на 2/3 высоты, при этом между хорошо визуально видимыми ветровыми потоками удавалось немного выбираться на ветер (терпения и времени не хватило, потом все равно снесло от берега).
4. Обычные рекомендации действий при сильном ветре - под штормовым стакселем или даже с голым рангоутом с убранным швертом уходить по ветру (это - если есть куда уходить). Если совсем плохо - дрейф на плавучем якоре, отдаваемом с носа (шверт и руль при этом убираем). Качка при этом - очень резкая.
Стараемся держаться подальше от берега - там, на мелководье, обычно ломается и обрушивается волна, да и других препятствий более чем достаточно. Например, на Онежском оз. в ночном переходе Вытегра-Петрозаводск старался не приближаться к берегу ближе, чем на 5км.

Старый пью

  • Сообщений: 200
  • Уважуха: +74/-96
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #17 : 10 Октября, 2018, 01:09:13 »
Я просто хочу понять, что делать в таких ситуациях.
как бы две концепции в корне
на примере авто
в случае заноса оценить обстановку, попеременно работая рулем газом и используя динамический коридор и прием №205 торможения -вывести героическими усилиями машину из заноса для того чтобы попасть в следующий занос
сложно ?

тогда просто скорость не превышать :))) скучно согласен. но просто и эффективно.

по лодкам - ну есть глаза - взгляни на небо, штормы среди ясного дня - редкость :)))
очень редкая редкость

надо учиться читать погоду чтобы не попадать в ситуации
как то в пятнашку на бризенке вышел специально
кайфа ноль честно говоря ожидал большего, в плане экстрима,
когда мачта выгнулась я понял щас будет поломка,
 растравился и безопасным острячком вернулся

Старый пью

  • Сообщений: 200
  • Уважуха: +74/-96
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #18 : 10 Октября, 2018, 01:15:29 »
Если дело на море, то в 6-7 баллов
пардон баллы это что ?
я на черном море купался - 3 балла шторм.
штормовое предупреждение по всем каналам
полный запрет выхода всем.
даже пароходиков с 40 тонн дедвейтом
волнишка метра полтора - пологая
ветер около 12-15 мс

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4657
  • Уважуха: +316/-130
  • М554
Re: В сильный ветер под парусом.
« Ответ #19 : 10 Октября, 2018, 01:48:08 »
В том числе и в суровых условиях, но желательно в доступности спасателей.
Паша, какие на хрен спасатели... в такую погоду!!!??? 

Имею ввиду своих спасателей, на регате или покатушках. В таких условиях можно как-то понять пределы возможностей лодки и экипажа. А в походе - своевременно рифить, или на берегу водку пить. Но реальное понимание проблемы приходит с тренировками, без этого голая теория.
И это, в какую "такую" погоду? Ребята не перевернулись, матчасть не поломали, до пункта назначения дошли. Спрашивают, как нащупать пределы разумного. Всё идёт по плану и без лишнего куража.
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0