f Про выбор паруса для пеллы
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Про выбор паруса для пеллы  (Прочитано 7920 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Roman

  • Гость
Про выбор паруса для пеллы
« : 17 Сентября, 2003, 16:10:32 »
Вы в парусном деле, видимо, не первый день в отличие от меня. У меня есть некоторые вопросы, связанные с установкой паруса и его работой. Если вам не трудно, развейте, пожалуйста мои непонятки. Возможно они покажутся вам глупыми, но все же...
Хочется на гребную лодку Пелла поставить парус. Не для гонок, но для путешествиев. В связи с этим встал вопрос о выборе типа паруса. Сейчас по-моему большинство предпочитают косые паруса...Насколько хорош прямой парус? Где можно прочитать сравнительную характеристику разных типов парусов их плюсы и минусы(желательно ссылку на интеренет)? Если ставить косой парус, то:
Если ванты крепить к топу грота, то значит поворот гика, и соответственно, всего паруса ограничивается этими вантами. Если так, то вопрос в следующем: если я закреплю мачту каким-либо чудесным образом так, что ванты будут отходить от мачты либо ниже гика, либо их вообще не будет (при условии надежного крепления мачты), и соответственно, я получу больший угол поворота гика и паруса - даст ли мне это какие-либо преимущества при хождении под парусом и насколько целесообразно это делать?
 
Мачта примерно 4-5 м.

Harry

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +2/-0
Про выбор паруса для пеллы
« Ответ #1 : 18 Сентября, 2003, 13:13:05 »
сначала нужно решить будет ли парусное вооружение постоянным или рангоут будет ставиться только перед выходом, а все остальное время лодка будет просто гребной. Будет ли шверт и каким он будет стационарным или будут навесные шверцы. В общем необходимо определиться на какую степень переделки лодки ты готов.
Утопленники лучше чем тупицы, но лишь тупица может утопиться

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4144
  • Уважуха: +224/-156
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
Купите в бумажном виде такие книги:
« Ответ #2 : 18 Сентября, 2003, 16:26:57 »
водятся в магазинах турснаряжения Турин, Простор2000, может и еще где.

Ю.Кужель "Парусный туризм"
В. Перегудов - "Туристические разборные парусные суда", это название старого издания сейчас вышло новое толстое к сожалению забыл точно название - там и слово "катамараны" имеется.

Ну, и другая литература - зайдите в раздел Библиотека - Каталог книг у нас на http://parusa.narod.ru (1-е издание Перегудова в Инете есть).

Прямой парус хорош только на чисто попутном ветре - фордевинде. Он стремится развернуться перпендикулярно ветру, поэтому при боковом ветре будет стараться встать поперек и опрокинуть лодку. Чтобы это стремление нейтрализовать, делались снасти удерживающие реи (брасы) и соотв. все сложно получается... для Пеллы-то.
Можно подумать насчет свободностоящей мачты с гафельным или латинским парусом.
Григорий Шмерлинг

Harry

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +2/-0
Про выбор паруса для пеллы
« Ответ #3 : 18 Сентября, 2003, 18:32:43 »
недавно листал подшивку журнала Катера и Яхты за 1986 год. В одном из номеров описан опыт установки парусов на пеллу. и даже эскизы установки шверт-колодца. На мой взгляд слишком много переделок. со шверцами было бы проще
Утопленники лучше чем тупицы, но лишь тупица может утопиться

Ayrton

  • Сообщений: 201
  • Уважуха: +4/-0
  • Жёсткий
  • Название: Тамара
  • Тип: Ассоль
  • Номер: 198
Re: Про выбор паруса для пеллы
« Ответ #4 : 01 Декабря, 2003, 17:45:49 »
Вот пробежался по темам в которых еще не бывал... Не смог удержаться от ответа на твой вопрос, поскольку сам когда-то давно (1976-1977) пытался решать ту же задачку со шпоновой гребной лодкой...

Цитата: "Roman"
Сейчас по-моему большинство предпочитают косые паруса...Насколько хорош прямой парус?


Чисто прямой парус (т.н. брифок), увы но стал достоянием истории и никто его не сравнивал с косыми парусами. Потому, что:

1. Он слишком явно проигрывает косым парусам на всех курсах, кроме фордевинда.
2. У него довольно сложная система фалов, вместо одного фала, как у бермудского грота, у брифока их три, т.к. нужно поддерживать рею в горизонтальном состоянии (если мне не изменяет склероз, эти дополнительные фалы называются гордени).
3. Брифок значительно сложнее в управлении. У бермудского грота ровно один элемент управления - гроташкот. У брифока - четыре: два браса к концам реи и два шкота к нижним углам.

То, что под брифоком нельзя лавировать - это неправда! Клиппера и барки прекрасно лавировали с углом лавировки 60 градусов. Это конечно несравнимо с 30-45 градусами бермудского грота, но тем не менее. Другой вопрос, что такая лавировка приносит мало удовольствия, когда надо дергать за 4 веревки...

Цитата: "Roman"
Если ставить косой парус, то: Если ванты крепить к топу грота, то значит поворот гика, и соответственно, всего паруса ограничивается этими вантами.


Да, ванты ограничивают угол поворота грота относительно мачты. Да, такое ограничение уменьшает эффективность грота на фордевинде. НО! Не так уж велики потери и не так уж часто бывает чистый фордак (обычно "ветер в харю") и главная проблема при этом не поворот гика, а истирание грота об ванты... Да и у брифока, те-же ванты ограничивают угол поворота реи, только иначе...

На гребной лодке будь то "Пелла" или "шпонка" другая проблема - ОСТОЙЧИВОСТЬ! Гребные лодки имеют очень узкую ватерлинию (ВЛ) и округлые обводы выше ВЛ, поэтому сильно кренятся и весьма охотно переворачиваются... Каким бы ни был парус на гребной лодке, главное, чтоб его центр парусности был как можно ниже!

Идеальный вариант для гребной лодки - рейковый парус от "Оптимиста" без всякого стоячего такелажа! С одной стороны - это полноценный косой парус, под которым можно лавировать, не многим хуже чем под бермудским, и можно ходить в фордевинд, лучше чем под брифоком. С другой стороны, парус "Оптимиста" имеет очень низкий центр парусности, т.е. создает минимальный кренящий момент. Площадь паруса "Оптимиста" невелика - 3,5 м2, но больше парусов на гребной лодке = опасный крен и потеря скорости... Ну если 3,5м2 станет мало, можно добавить небольшую геную, метра на два... Но 5,5м2 - это практически предел для "Пеллы" - дальше она становится опасной...

Шверты/шверцы на "Пелле" мало что дают, т.к. при крене их эффективность резко падает, а вот возни с их изготовлением - дофига и лодка с швертом/шверцами будет крениться гораздо сильнее! Ну какая тебе разница: "осадка 120 мм" или "осадка 300 мм"? IMHO, никакой - так и эдак ниже колена... Так не проще ли сделать наделку на киль? Небольшую - 180 мм высотой и 2-2,5 метра длиной (длинный киль как делали веками до изобретения плавникового киля в 60-х годах 20-ого века), из доски или из стеклопластика - как нравится. Такая наделка практически не повредит лодке как гребной, но обеспечит хорошее сопротивление дрейфу под парусами или даже на веслах при боковом ветре будет полезна...

Помнится в "Катерах и Яхтах" была статейка, где дядька делал яхту с каютой (!) из гребной шпоновой лодки (та-же "Пелла", только короче и Уже)... Так он там ваще радикально поступил - сделал плавниковый фальшкиль (не помню точно, но типа метр длиной и 40 см "глубиной"), заполнив короб из стального листа балластом! Лодка села глубже = возросла ширина по ВЛ, да плюс восстанавливающий момент балласта... В таком варианте и 8м2 можно попробовать!