f Поворот оверштаг
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Поворот оверштаг  (Прочитано 2915 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Ван Йок

  • Сообщений: 1317
  • Уважуха: +138/-161
Поворот оверштаг
« : 02 Мая, 2018, 23:47:45 »
Первоначально пробовал более плавно поворачивать. Результат тот же.
А разве управляемость не зависит от скорости? На Ветре резкий поворот руля на хорошей скорости позволял мне выполнить поворот практически мгновенно (или мне так всегда казалось:)), хотя скорость конечно терялась. Да, я здесь говорию про бейдевинт и оверштаг.
В случае с Яркатом видимо еще играет роль то, что он не может идти более острыми углами.


Я несколько не об этом.
Правильный ввод лодки (идущей в бейдвинд) в поворот оверштаг - он плавный. Он только со стороны кажется рывком.
Мы плавно (но быстро) поворачиваем руль градусов на 10, у лодки  заносит жопку, мы поворачиваем руль еще, жопку заносит еще, мы выкручиваем руль еще..  и так градусов до 30, больше бессмысленно. Потом на противоположном курсе лодку "ловим".
Все надо делать плавно, нежно. "Румпель не лопата", не надо дергать.

TVV

  • Сообщений: 211
  • Уважуха: +16/-12
  • Название: Red pearl
  • Тип: Happy cat
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #1 : 03 Мая, 2018, 12:17:29 »
А самое неприятное - без гика, на сильном ветру, поворот оверштаг получался у меня один из трех (а у некоторых и вообще не получался).

Гик здесь не причем,  он просто позволяет вам круче идти к ветру.
Вы при повороте оверштаг задерживайте переброску стакселя, одерживайте его при повороте.
При повороте не травите саксель, оставляйте на прежнем галсе, пока он с противоположной стороны не надуется ветром, тогда стаксель поможет вам довершить поворот.
« Последнее редактирование: 03 Мая, 2018, 12:19:08 от TVV »

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +46/-36
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #2 : 03 Мая, 2018, 14:42:19 »
А грот в начале поворота можно немного травить.
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

e-serg

  • Сообщений: 34
  • Уважуха: +5/-0
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #3 : 03 Мая, 2018, 17:12:56 »
Правильный ввод лодки (идущей в бейдвинд) в поворот оверштаг - он плавный. Он только со стороны кажется рывком. Все надо делать плавно, нежно. "Румпель не лопата", не надо дергать.
Можно добавить, для швертботов(финн, оптимист,...), поворот оверштаг сопровождается выборкой шкота и интенсивным открениванием. При правильном исполнении, скорость не теряется.

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +46/-36
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #4 : 03 Мая, 2018, 18:06:33 »
Если ручной тормоз идет на заднюю ось, то можно и им поработать.
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

спелеолог

  • Сообщений: 1155
  • Уважуха: +58/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #5 : 03 Мая, 2018, 20:55:55 »
А грот в начале поворота можно немного травить.
В начале как раз максимально выбирать, тогда грот помогает приводиться.
А травить сразу после прохождения левентика.
Кстати, на шверботах штатная тренировка - руль оставляют на берегу и гоняются по треугольнику.
На кате сложнее, т.к. нет крена, но тоже можно.

maiki68

  • Сообщений: 200
  • Уважуха: +4/-8
  • Название: Polar Bear
  • Тип: Vesikissa Meri
  • Номер: СП149
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #6 : 04 Мая, 2018, 00:07:06 »
Яркат в отличие от Ветра , более короткая лодка,быстрее сбрасывает скорость и при неправильной работе со стакселем , моментально встает бортом к ветру.
У меня на Весикисе такая же непонятка была сначала. Лечится просто - погоняйте простой треугольник - потренируйтесь. Так же очень сильное значение имеет положение экипажа во время поворотов, особенно относительно дифферента. 

Vladimir(UD)

  • Сообщений: 711
  • Уважуха: +84/-47
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #7 : 04 Мая, 2018, 00:14:29 »
Травить сразу перед прохождением левентика. Иначе парус не даст его пройти, если парус большой, а катамаран тяжёлый. Я не отследил, откуда тема пришла, но ощущение, что разговор идёт об жестком катамаране со скегами, т.е, в том, в котором боковое сопротивление создаётся корпусом.
Особенно, если грот без гика. Вход в поворот - грот выбран до упора, даже если был чуть растравлен из-за сильного ветра.  То есть вход в поворот- грот выбирается, в момент прохождения левентика - ослабляется, после того, как катамаран лёг на новый курс, выбирается снова.
Динамика - максимальный разгон на самом остром курсе, прохождение левентика по инерции, только за счёт скорости, набранной перед поворотом, после прохождения - опять набор скорости.
 Докручивание поворота стакселем, путём «передержки» его, это то, с чем тренера в гонках борется в первую очередь. Позволяет уверенно скрутить поворот, но тормозит и останавливает лодку. Процесс должен быть всегда направлен вперёд, для минимальной потери скорости. Максимальное ускорение в поворот, сброс грота в момент поворота и набор скорости сразу после него.

Евгений Антонов (боцман)

  • Неоспоримый, как приказ, Закат шепнет: "Je t'aime." Затем Пройдет и он, всему свой час.
  • Сообщений: 6814
  • Уважуха: +163/-134
  • Прощайте все. Спасибо всем...
  • Название: Скаженыйкачкодзёб
  • Тип: котомаразм
  • Номер: ХА-23-К
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #8 : 07 Мая, 2018, 15:20:54 »
Давненько уже помню Наиль целый труд написал..... поищите у  Nnnnnnn   http://gik.fordak.ru/index.php?action=profile;area=showposts;u=132
Всему свой срок, бессмертья нет, И этот серый небосвод
Когда-нибудь изменит цвет На голубой, и час придет,
И попрощаться в этот час, Когда б ни пробил он, поверь,
Не будет времени у нас, Мы попрощаемся теперь. ((C))

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +46/-36
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #9 : 07 Мая, 2018, 17:14:43 »
А грот в начале поворота можно немного травить.
В начале как раз максимально выбирать, тогда грот помогает приводиться.
А травить сразу после прохождения левентика.
Кстати, на шверботах штатная тренировка - руль оставляют на берегу и гоняются по треугольнику.
На кате сложнее, т.к. нет крена, но тоже можно.
Шверботские приемы оставьте швертботам. На катах все немного по другому.
 Если я режусь на знак из последних сил и гик у меня стоит наветреннее ДП - скажите - куда еще его выбирать? Пока не потравитесь не повернете, зуб дам.
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4546
  • Уважуха: +306/-124
  • М554
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #10 : 07 Мая, 2018, 20:57:25 »
Если я режусь на знак из последних сил и гик у меня стоит наветреннее ДП

Это, простите, как? Этож задний ход получается. Не врубаюсь. Можно схемку?
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +46/-36
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #11 : 07 Мая, 2018, 21:07:04 »
Гик ненамного наветрееннее, но парус конечно подветром от ДП. Не надо схемку.
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4546
  • Уважуха: +306/-124
  • М554
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #12 : 07 Мая, 2018, 21:10:53 »
Понял, большой твист у паруса.
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

ВРан

  • Сообщений: 1511
  • Уважуха: +137/-117
  • М625 "Негордый"
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #13 : 07 Мая, 2018, 21:33:35 »
Не, тут еще, кроме твиста, возможно, присутствует погон (или "ручной погон") - иначе не представляю, как надрать гроташкот, чтобы гик наветреннее ДП получился ;)... похоже, по любому передавливается человек парусами на бейде. Лодка и должна в этом случае останавливаться и сваливаться, неважно, швертбот это или кат. Особенно при несильном ветре.
Лучше технических усовершенствований может быть только хорошо воспитанный матрос
Авторский путешественно-музыквльный ;) канал на ютуб

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +46/-36
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #14 : 07 Мая, 2018, 21:50:14 »
Не, тут еще, кроме твиста, возможно, присутствует погон (или "ручной погон") - иначе не представляю, как надрать гроташкот, чтобы гик наветреннее ДП получился ;)... похоже, по любому передавливается человек парусами на бейде. Лодка и должна в этом случае останавливаться и сваливаться, неважно, швертбот это или кат. Особенно при несильном ветре.
Погон имеется, лодка не останавливается и не сваливается. Твист сам регулирую набивкой грота-шкота, потому как если его перебить, то верхняя диагональная лата выходит наветер, вот тогда тормозит. В слабый ветерок так тоже можно ходить, но скучно.

И с парусами я работаю, не просто набил их втугую и сижу смотрю. В гонке работа рулем и парусами постоянно. И вот из такого положения в оверштаг входишь потравливая грот.
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

samsail

  • Сообщений: 821
  • Уважуха: +70/-32
  • виктор
  • Название: SOLARIS
  • Тип: катамаран самострой фанера
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #15 : 07 Мая, 2018, 22:34:04 »
А грот в начале поворота можно немного травить.
В начале как раз максимально выбирать, тогда грот помогает приводиться.
А травить сразу после прохождения левентика.
Кстати, на шверботах штатная тренировка - руль оставляют на берегу и гоняются по треугольнику.
На кате сложнее, т.к. нет крена, но тоже можно.
Шверботские приемы оставьте швертботам. На катах все немного по другому.
 Если я режусь на знак из последних сил и гик у меня стоит наветреннее ДП - скажите - куда еще его выбирать? Пока не потравитесь не повернете, зуб дам.
2 дашь? у меня как раз проблема.
Ум угнетает по этому порой хочется надраться.

Геннадий Васильевич

  • Сообщений: 417
  • Уважуха: +52/-24
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #16 : 08 Мая, 2018, 00:54:25 »
Пока не потравитесь не повернете, зуб дам.
2 дашь? у меня как раз проблема.
;D  +1

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +46/-36
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #17 : 08 Мая, 2018, 05:02:43 »
Пробуй. Но ваще тебе не дам, ты не надутый. Кушай кашу.
« Последнее редактирование: 08 Мая, 2018, 05:08:53 от Сапёр Водичка »
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

спелеолог

  • Сообщений: 1155
  • Уважуха: +58/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #18 : 08 Мая, 2018, 17:52:10 »
Шверботские приемы оставьте швертботам. На катах все немного по другому.
 Если я режусь на знак из последних сил и гик у меня стоит наветреннее ДП - скажите - куда еще его выбирать? Пока не потравитесь не повернете, зуб дам.
Не понимаю, какая разница кат или швертбот, законы физики одинаковые.
Видимо у вашего судна слишком заднее расположение ЦБС.
У меня на новом тоже так было, но я сместил шверт на 10см вперед. И теперь если в бейдевинд стаксель потравить, то, если рулем не одерживать, кат сам приводится до левентика.
Заднее расположение ЦБС хорошо для полных курсов, ну и, наверное, чуть уменьшает сопротивление на острых (у меня чуть лежит на руле).  Но ИМХО удобство поворотов оверштаг на наших узких фарватерах важнее, чем -1% сопротивления. Даже для гонок. А для походов уж точно безопасность (автоматическое приведение) важнее всего.

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1249
  • Уважуха: +46/-36
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #19 : 09 Мая, 2018, 10:19:04 »
Ну, может быть и так.
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

TVV

  • Сообщений: 211
  • Уважуха: +16/-12
  • Название: Red pearl
  • Тип: Happy cat
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #20 : 10 Мая, 2018, 11:40:16 »
Не понимаю, какая разница кат или швертбот, законы физики одинаковые.
Законы физики одни, но типы корпусов разные и поведение лодок тоже.
Применять при повороте швертботную технику на катамаране не получится. Вы не можете при повороте закренить лодку сначала на подветренный борт а потом на наветренный. 
Поведение ката при повороте другое, он быстро теряет скорость, поэтому приходится ему помогать одерживая стаксель.

Геннадий Васильевич

  • Сообщений: 417
  • Уважуха: +52/-24
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #21 : 10 Мая, 2018, 12:17:44 »
_Законы физики одни, но типы корпусов разные и поведение лодок тоже._
Хорошо ответил. Инерция хода парусника - определяющее свойство для выполнения оверштага. А у надувнятины какая инерция?

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4546
  • Уважуха: +306/-124
  • М554
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #22 : 10 Мая, 2018, 13:07:42 »
приходится ему помогать одерживая стаксель.

А шо таки делать тем, у кого нет стакселя? Веслом помогать? =)
Если приходится одерживать стаксель, то либо лодка плохо отцентрована, либо сильно люфтит прокладка между рулём и сиденьем. Без вариантов.
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

спелеолог

  • Сообщений: 1155
  • Уважуха: +58/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #23 : 10 Мая, 2018, 14:19:48 »
Применять при повороте швертботную технику на катамаране не получится. Вы не можете при повороте закренить лодку сначала на подветренный борт а потом на наветренный. 
Поведение ката при повороте другое, он быстро теряет скорость, поэтому приходится ему помогать одерживая стаксель.
Да, крутится кат намного хуже. И ка  чувствительнее к центровке, так как центровку нельзя корректировать креном. Впервые сев на кат вообще не мог понять, что за фигня такая неуправляемая. Потом насобачился помогать стакселем, но в сильный ветер кат (Сибкат-19) даже приводиться до левентика не хотел. Переставил шверт на 10см вперед - и все наладилось! Видимо в расчет ЦП не учитывали парусность рубки, а она значительна, особенно при зарифленном гроте.
Теперь могу крутиться под одним гротом. Или со стакселем и без руля.

TVV

  • Сообщений: 211
  • Уважуха: +16/-12
  • Название: Red pearl
  • Тип: Happy cat
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #24 : 10 Мая, 2018, 15:31:28 »
А шо таки делать тем, у кого нет стакселя? Веслом помогать? =)
Если приходится одерживать стаксель, то либо лодка плохо отцентрована, либо сильно люфтит прокладка между рулём и сиденьем. Без вариантов.

Это смотря по ситуации, кому что, из перечисленных вами вариантов, помогает. 
Некоторые лодки со скрученным стакселем вообще плохо управляются.
« Последнее редактирование: 10 Мая, 2018, 15:34:41 от TVV »

Materukhin

  • Сообщений: 134
  • Уважуха: +9/-1
  • Название: Windjammer
  • Тип: Ducky15
  • Номер: Е40
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #25 : 11 Мая, 2018, 09:30:35 »
приходится ему помогать одерживая стаксель.

А шо таки делать тем, у кого нет стакселя? Веслом помогать? =)
Если приходится одерживать стаксель, то либо лодка плохо отцентрована, либо сильно люфтит прокладка между рулём и сиденьем. Без вариантов.

Описываю свой случай с покатушек на Рефтинском в этом сезоне:
Кат Ducky15 стоковый, то есть без модификаций и с одним гротом, ветроволновые условия - "шторм" на озере, то есть порывистый ветер до 15-20 м/с (такелаж гудит и свистит, с волн срывает верхушки), беспорядочная короткая волна около 0,5 м.
Так вот, поворот выполнить удавалось далеко не с первого раза, потому что как только начинаешь поворачивать, ветер тормозит кат, давит на паразитную парусность и пытается поставить бортом, то есть уваливает. Хотя кат спроектирован на легкое приведение.  Выбирать грота шкот - опасно, потому что как только зазевался, ветер увалил тебя и ставит на лапу. Веслом помогать чревато, потому что когда один в команде, надо и за рулем смотреть и шкот держать, потому что ставить в блок опасно.

Один раз когда увидел что уже несет на мель к берегу решил повернуть фордаком. Никогда, слышите, никогда, во время шквалистого ветра этого не делайте на катамаране с вантами!!! Парус перелетел, хлопнулся на ванты и катамаран, который в этот момент стоял под чистым фордаком, зарылся носами в воду. Дальнейшие действия скорее из разряда инстинктов, потому что я оттолкнул руль от себя (чтобы привестись) и полез на самый верх трамплина (в корму), чтобы "откренить" кат. Видимо все таки настройка на приведение сработала и катамаран начал всплывать и приводиться.

« Последнее редактирование: 11 Мая, 2018, 14:13:16 от Materukhin »

Дмитрий МГН

  • Сообщений: 304
  • Уважуха: +41/-9
  • Название: Кощей
  • Тип: пляжник
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #26 : 11 Мая, 2018, 10:08:34 »
Цитировать
А шо таки делать тем, у кого нет стакселя? Веслом помогать? =)
Дк ведь зашел в поворот, остановился, переложил руль, кормой сдал назад, и дальше в путь.
"Страшно не то, что мы теперь взрослые, а то что взрослые теперь мы"
"Мысль не выраженная в тексте, не существует"
"Если кому-то дали «героя», то сто процентов кого-то другого нужно отдавать под суд."

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4546
  • Уважуха: +306/-124
  • М554
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #27 : 11 Мая, 2018, 14:04:26 »
Цитировать
А шо таки делать тем, у кого нет стакселя? Веслом помогать? =)
Дк ведь зашел в поворот, остановился, переложил руль, кормой сдал назад, и дальше в путь.

Это, типа, нормальный оверштаг? А чо не веслом? =))
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

Дмитрий МГН

  • Сообщений: 304
  • Уважуха: +41/-9
  • Название: Кощей
  • Тип: пляжник
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #28 : 11 Мая, 2018, 16:45:06 »
Не получается у меня одновременно румпель держать, веслом грести, гикашкот держать и по палубе бегать.
"Страшно не то, что мы теперь взрослые, а то что взрослые теперь мы"
"Мысль не выраженная в тексте, не существует"
"Если кому-то дали «героя», то сто процентов кого-то другого нужно отдавать под суд."

Дед

  • Сообщений: 4546
  • Уважуха: +205/-232
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #29 : 11 Мая, 2018, 17:23:30 »
 - да "подкоротите" форштаг - наклоните мачту вперёд и всё повернётся  и под одним гротом! ...(- вон виндборды не то что без стакселя и весдла, без руля лавируют!)
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Павел

  • Global Moderator
  • Сообщений: 4546
  • Уважуха: +306/-124
  • М554
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #30 : 11 Мая, 2018, 17:29:30 »
Не получается у меня одновременно румпель держать, веслом грести, гикашкот держать и по палубе бегать.

А если бы получалось, подгребал бы? =)
-----------------------------------------------------
Осторожно, мошенник на форуме: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15229.0

БОА

  • Сообщений: 626
  • Уважуха: +49/-28
  • Обитаю у и на водоёму. Олег.
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #31 : 11 Мая, 2018, 18:09:47 »
Ваши бы проблемки "Крузенштерну"!  ;) ;D

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4078
  • Уважуха: +227/-232
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #32 : 11 Мая, 2018, 20:49:36 »
Ваши бы проблемки "Крузенштерну"!  ;) ;D
У Крузенштерна этих проблем нет, эта махина по инерции прет милю, наверное  ;D

БОА

  • Сообщений: 626
  • Уважуха: +49/-28
  • Обитаю у и на водоёму. Олег.
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #33 : 11 Мая, 2018, 21:05:36 »
Ваши бы проблемки "Крузенштерну"!  ;) ;D
У Крузенштерна этих проблем нет, эта махина по инерции прет милю, наверное  ;D

Вот что да, то да - инерция.. но и манипуляций с прямым парусным при оверштаге поболее будет, ну и размеры.. не наши, скажем   :)

БОА

  • Сообщений: 626
  • Уважуха: +49/-28
  • Обитаю у и на водоёму. Олег.
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #34 : 11 Мая, 2018, 21:08:34 »
Ваши бы проблемки "Крузенштерну"!  ;) ;D
У Крузенштерна этих проблем нет, эта махина по инерции прет милю, наверное  ;D

Вот что да, то да - инерция.. но и манипуляций с прямым парусным при оверштаге поболее будет, ну и размеры.. не наши, скажем   :)

https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/5.htm  управление барком
« Последнее редактирование: 12 Мая, 2018, 06:13:28 от БОА »

Pu®Ген

  • Сообщений: 1656
  • Уважуха: +53/-15
  • Название: Йолка
  • Тип: L&K sk
  • Номер: E-16
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #35 : 11 Мая, 2018, 22:20:54 »
Один раз когда увидел что уже несет на мель к берегу решил повернуть фордаком. Никогда, слышите, никогда, во время шквалистого ветра этого не делайте на катамаране с вантами!!! Парус перелетел, хлопнулся на ванты и катамаран, который в этот момент стоял под чистым фордаком, зарылся носами в воду.
Здесь против инстинктов, надо выбрать гикашкот при повороте и придержать его перекидывание, вполне штатная ситуация, хотя и не идеальная и желательная для круиза. В гонке, никуда не деться, если есть желание выиграть.

TVV

  • Сообщений: 211
  • Уважуха: +16/-12
  • Название: Red pearl
  • Тип: Happy cat
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #36 : 12 Мая, 2018, 00:37:54 »
Вот что да, то да - инерция.. но и манипуляций с прямым парусным при оверштаге поболее будет, ну и размеры.. не наши, скажем   :)

А барки оверштаги на прямых парусах  крутят? Они вроде через "коровий оверштаг" раскручиваются.

БОА

  • Сообщений: 626
  • Уважуха: +49/-28
  • Обитаю у и на водоёму. Олег.
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #37 : 12 Мая, 2018, 06:08:09 »
Вот что да, то да - инерция.. но и манипуляций с прямым парусным при оверштаге поболее будет, ну и размеры.. не наши, скажем   :)

А барки оверштаги на прямых парусах  крутят? Они вроде через "коровий оверштаг" раскручиваются.

Дал ссылку выше. Очень хорошо описано управление барком.
Коровий оверштаг вынуждает спуститься под ветер, "потерять высоту"- невыгодно, особенно если ваша желаемая точка прибытия с наветренной стороны и вы идете в лавировку. Он применяется если по каким то причинам невозможно/не получился/нерационально скрутить оверштаг, для выполнения которого, к слову, требуются бОльше работы с парусами, чем при повороте через фордевинд, и объявляется аврал для команды.

Судя по названию темы, вроде не сильно оффтоп  ;)  :)
« Последнее редактирование: 12 Мая, 2018, 06:16:06 от БОА »

Александр Еременко

  • Сообщений: 1224
  • Уважуха: +55/-44
  • "Одиссей"
  • Название: "Одиссей"
  • Тип: с/п
  • Номер: 17
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #38 : 12 Мая, 2018, 12:10:32 »
Вставлю 5 копеек.
Во - первых - правильная центровка. Регулируется наклоном мачты или углом шверта... ну или местом расположения оных (на некоторых лодках возможно).
Даже при нормальной центровке (я считаю таковой "чуть на приведение") иногда лодка в сильный ветер норовит "зависнуть". Не забывайте про шкоты! Для облегчения входа в поворот гика-шкот выбирается, но, как только грот приближается у "флюгерному" состоянию - сразу протравливается. Это нужно и при "чистом" прохождении (теория: в любом случае скорость немного теряется, меняется угол вымпельного ветра, для оптимальной работы грота его нужно чуть потравить и выбрать до "оптимума на бейде" по мере разгона). В случае тенденции к зависанию приходится протравливать сильнее и  уваливаться чуток дальше оптимального курса (обычно в сильный ветер, когда давление ветра намного "сильнее инерции"). Особенно актуально для вооружения "кэт".
Доворот вынесенным (оставленным) на ветер стакселем = большие потери хода. Если тенденции к зависанию нет, правильнее его в первый момент приведения даже подобрать (выжав остатки тяги на предельно остром угле, хотя это "блохи"), затем быстро выбрать на новом галсе. Если же лодка норовит зависнуть, можно просто протравить на входе в поворот (уменьшаем уваливающее действие стакселя) и, опять таки, после прохождения левентика максимально быстро выбрать на новом галсе.

ПС
На авторство приведенных рекомендаций не претендую, просто попытался "собрать в кучу".
« Последнее редактирование: 12 Мая, 2018, 12:14:22 от Александр Еременко »
А. Еременко

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3334
  • Уважуха: +114/-70
  • Тип: пешеход
Re: Поворот оверштаг
« Ответ #39 : 16 Мая, 2018, 18:22:07 »
Давненько уже помню Наиль целый труд написал..... поищите у  Nnnnnnn   http://gik.fordak.ru/index.php?action=profile;area=showposts;u=132


Писал не я, я переводил. К сожалению, сайт помре, но файл остался. Может кому и пригодится.