f Фанерная Дори
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Фанерная Дори  (Прочитано 995 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1951
  • Уважуха: +119/-24
Фанерная Дори
« : 04 Октября, 2017, 00:32:04 »
Тоже захотелось сделать шлюпку для Гандвика и потренироваться в фанерном судостроении.
Давно хотели сделать, но только сейчас появилась возможность заняться долгими осенними вечерами.
https://photos.app.goo.gl/fd1RZOHLcLpartFF2

Заодно научились резать и клеить диагональные ленты при помощи пароизоляции и перемалывать остатки стеклоткани для галтелей.
Шпангоуты делал ребенок, поэтому немного криво.

Борта березовая фсф 6 мм, дно и транец, хвойная фсф 9мм. Смола YD-128, отвердитель ХТ-488/4. Для пропитки стеклоткани разбавляли УП-624.
Осталось сделать привальники и банки, и можно будет переворачивать.

vodnic1

  • Сообщений: 64
  • Уважуха: +2/-0
  • Живи так, как будто живешь в раю (Г.Г.Маркес)
  • Название: Галлифрей
  • Тип: разборный тримаран
Re: Фанерная Дори
« Ответ #1 : 04 Октября, 2017, 08:57:04 »
Красивая лодка получается! Радует аккуратное исполнение мокрого угольника. Куда подвесной мотор будете ставить? Строил такую чисто под весла. Летала как птица. Хотелось поставить и мотор, обрезал по корме, сделал транец. Не понравилось. И под веслами скорость упала, и мотор на корме + сам - корма глубоко в воде, неустойчиво.
Хорошо сформулированный вопрос отпадает сам собой.

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3309
  • Уважуха: +113/-68
  • Тип: пешеход
Re: Фанерная Дори
« Ответ #2 : 04 Октября, 2017, 11:04:31 »
Красота! Но, если честно, странный выбор лодки для тузика/шлюпки.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1951
  • Уважуха: +119/-24
Re: Фанерная Дори
« Ответ #3 : 04 Октября, 2017, 15:05:18 »
Красота! Но, если честно, странный выбор лодки для тузика/шлюпки.
Про шлюпку я пошутил. Габаритная длина лодочки 6400. Основная цель - потренироваться работать с фанерой. Ну и у нас до сих пор нет нормальной гребной лодки, хотя живем 5 лет на берегу Ладоги. В хозяйстве пригодится. Спроектировали, чтобы получить максимум лодки минимальными усилиями. Но все равно приходится повозиться.

Красивая лодка получается! Радует аккуратное исполнение мокрого угольника. Куда подвесной мотор будете ставить? Строил такую чисто под весла. Летала как птица. Хотелось поставить и мотор, обрезал по корме, сделал транец. Не понравилось. И под веслами скорость упала, и мотор на корме + сам - корма глубоко в воде, неустойчиво.
Про вертикальный транец думали, но не решились. Хочется классической эстетики, и скорее всего скорость под мотором, будет не намного выше, чем на веслах. Мы планируем сделать три пары длинных весел.
Может быть добавим потом руль, шверт и паруса. Весить это добро будет немного, зато при благоприятном ветре можно будет кайфовать. Средняя скорость на веслах и парусе должна быть неплохой.
Вот не знаю. Красить или нет лодку, если что-то доклеивать потом? Ведь по полиуретановой краске ничего не приклеишь? Или полиуретановым клеем все же можно? Конечно, зачистить не проблема, но не хочется лишних движений.

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 1814
  • Уважуха: +66/-74
  • Название: БУСЫЙ
  • Тип: Катамаран
  • Номер: АХ-3
Re: Фанерная Дори
« Ответ #4 : 04 Октября, 2017, 15:37:45 »
В итоге будет тримаран :D с парусами и каютой. 6400 длина а ширина на миделе ???? Надо было длинней делать метров 8 .
« Последнее редактирование: 04 Октября, 2017, 15:42:34 от АНДРЕЙ-КОТЛАС »
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1951
  • Уважуха: +119/-24
Re: Фанерная Дори
« Ответ #5 : 04 Октября, 2017, 16:10:42 »
В итоге будет тримаран :D с парусами и каютой. 6400 длина а ширина на миделе ???? Надо было длинней делать метров 8 .
Нет, тримаран будет почти 12 метров. Это мы тренируемся строить.

Вот некоторый опыт.
Для меня стало открытием использование аэросила. Не представляю как раньше без него обходился при склеивании деталей. Древесная пыль не загущает нормально, и создает неровности и клей вытекал из шва. С хорошим аэросилом все супер. Ковелос, недорогой аналог аэросила тоже работает, но его приходится добавлять намного больше. Затвердевшая смола выглядит более хрупкой.
Еще мы обнаружили, что обрезки стеклоткани можно перемолоть в волокна длинной до 10 мм. Галтели делаем с аэросилом и этими волокнами.
И Таня освоила способ нарезки диагональных лент прочитанный на форуме КиЯ.
Сейчас Таня кладет рулон стеклоткани на пароизоляцию мажет смолой, потом сверху накрывает еще одним слоем пароизоляции и нарезает диагональные ленты.
Еще нравится пропитка ХТ-101. Легко пропитывает фанеру и затекает во все щели.
Краску Гамма УР-11 тоже опробовали на рулях катамарана и на фанерном шверте серфа. По зашкуренному эпоксидному покрытию получается хорошо. Машется кисточкой хорошо, и в три слоя создает очень прочное и гладкое покрытие.


Илья МГУ

  • Сообщений: 3286
  • Уважуха: +296/-109
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Фанерная Дори
« Ответ #6 : 04 Октября, 2017, 17:12:03 »
Для меня стало открытием использование аэросила.

Микросферы не пробовал?
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1951
  • Уважуха: +119/-24
Re: Фанерная Дори
« Ответ #7 : 04 Октября, 2017, 17:48:23 »
Для меня стало открытием использование аэросила.

Микросферы не пробовал?

Пока не пробовал. Мешок с микросферой стоит не распечатанный. Это же для шпаклевки, в основном? Она должна ухудшать прочность соединения.

Кир

  • Сообщений: 937
  • Уважуха: +76/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Re: Фанерная Дори
« Ответ #8 : 05 Октября, 2017, 01:11:27 »
Красиво получается!
Про аэросил - поддержу, с опилками не получается так гладко.
Ленту взял готовую, на прошлом была 50мм, на новом будет 75 (50 не было в наличии)

Мастерской завидую!!! :)

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1951
  • Уважуха: +119/-24
Re: Фанерная Дори
« Ответ #9 : 05 Октября, 2017, 14:23:26 »
Ленту взял готовую, на прошлом была 50мм, на новом будет 75 (50 не было в наличии)
Готовая лента мне не понравилась. Мы покупали на али, не самую дешевую. Она очень тонкая, работает только половина нитей, хуже пропитывается смолой, должна хуже ложиться на углы, по сравнению с нарезанной по диагонали. По ощущениям прочность готовой ленты намного меньше чем нарезанной из рулона по диагонали.
У нас двумя слоями готовой лентой склеены листы встык . С одним слоем лента рвется раньше чем ломается фанера.
В руководстве по постройке тримарана тоже рекомендуют нарезать по диагонали, либо искать такие готовые ленты, что даже за морем не просто.

Да, спасибо Димону-Димону! Обнаружил, что это он на КиЯ описал способ мокрой нарезки лент.  У нас не было полиэтиленовой пленки, зато осталась лишняя пароизоляция. Получилось еще лучше, потому что она не тянется.

Yarik.72

  • Сообщений: 1372
  • Уважуха: +75/-44
  • Тип: Инзер-2,Альба > Бриз > Янтарь
Re: Фанерная Дори
« Ответ #10 : 05 Октября, 2017, 14:41:38 »
Для меня стало открытием использование аэросила.

Микросферы не пробовал?

Пока не пробовал. Мешок с микросферой стоит не распечатанный. Это же для шпаклевки, в основном? Она должна ухудшать прочность соединения.
Про ухудшение прочности соединения конкретно из-за микросферы по сравнению с аэросилом не слышал. Они оба наполнители и загустители. По рассказам аэросил лучше для вертикальных поверхностей, не вытекает из заполненных полостей. Но возможно это больше зависит от густоты замешивания.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1951
  • Уважуха: +119/-24
Re: Фанерная Дори
« Ответ #11 : 05 Октября, 2017, 15:13:45 »
Про ухудшение прочности соединения конкретно из-за микросферы по сравнению с аэросилом не слышал. Они оба наполнители и загустители. По рассказам аэросил лучше для вертикальных поверхностей, не вытекает из заполненных полостей. Но возможно это больше зависит от густоты замешивания.
Достаточно попробовать пошлифовать застывшую смолу с микросферой(стеклянной или полимерной) или с аэросилом.
В моей инструкции прямо написано, что микросферу можно использовать только для не силовых конструкций.

Кир

  • Сообщений: 937
  • Уважуха: +76/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Re: Фанерная Дори
« Ответ #12 : 05 Октября, 2017, 21:30:51 »

Готовая лента мне не понравилась. Мы покупали на али, не самую дешевую. Она очень тонкая, работает только половина нитей, хуже пропитывается смолой, должна хуже ложиться на углы, по сравнению с нарезанной по диагонали. По ощущениям прочность готовой ленты намного меньше чем нарезанной из рулона по диагонали.
У нас двумя слоями готовой лентой склеены листы встык . С одним слоем лента рвется раньше чем ломается фанера.
В руководстве по постройке тримарана тоже рекомендуют нарезать по диагонали, либо искать такие готовые ленты, что даже за морем не просто.
Спасибо, учту!
У меня лента довольно толстая (соответствует ткани примерно 240гр/м), смолой пропитывалась так же как ткань и на углы и внутренние и наружние вроде тоже без косяков легла.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1951
  • Уважуха: +119/-24
Re: Фанерная Дори
« Ответ #13 : 12 Ноября, 2017, 18:41:47 »
Дублирую свой отчет про дори, опубликованный на форуме КиЯ

Чтобы закрыть на какое-то время тему дори пишу краткий отчет.
Буду благодарен за дельные критические замечания, что можно было бы улучшить в конструкции и в технологии.
Все применительно к форме классической банковой дори.
 
Добавил фотографии в альбом
https://photos.app.g...1RZOHLcLpartFF2
 
И видео с испытаний
https://youtu.be/HXXTz8mRtK8
 
Лодка еще не достоена, но, похоже, что все получилось. Лодка бегает в точности, как планировалось.
Скорость от 6 до 10 км/ч. Крейсерская, которую можно держать долго, наверно, около 7-8 км/ч, максимальная была 10.2 км/ч
Это все соответствует расчетам.
Но мы не упирались и две пары весел, которые мы взяли от других лодок, совсем не подходили для этой. И не было упоров для ног.
С неумелой командой и кривыми веслами так и не успели приноровиться грести. Нужно сделать еще две пары весел, по типу средних, но немного покороче и обязательно упоры.
 
Лодка очень приятно и легко гребется одним человеком. На волнении и ветре, руль не помешает. Особенно в бакштаг. Без ветра, на курсе стоит примерно так же как пелла или даже чуть лучше.
Сегодня катались при сильном ветре, на порывах больше 10м/с. Все достаточно печально. В две пары плохих весел ползем против таких порывов со скоростью 3 км/ч. Если перестать грести, лодку разворачивает лагом к волне и ветру и несет боком со скоростью 3-4 км/ч. Наверно, придется сделать плавничек сзади. И при сильном ветре захотелось понизить передачу у весел.
 
С одним человеком, нос и корма касаются воды. Против волны нос иногда выскакивает и шлепает, даже вчетвером.
 
Валкость заметно больше чем у пеллы. Но стоять можно не напрягаясь. На небольших волнах не раскачивается почти никак в любом положении.
 
Немного повторюсь по технологии. Главная задача постройки была научиться клеить фанеру, стеклоткань и протестировать технологии. Поэтому коротко опишу свои впечатления чайника.
 
Борта и шпангоуты - березовая фсф 6мм, дно, транец и банки - хвойная 9мм.
Привальники из дощечек 50*20. Пришлось снизу усилить в средних шпациях. Лучше было бы использовать для привальников брусок 50*25.
Также было бы здорово придумать широкий планширь, как в оригинальном прототипе. При наклоне борта к самой воде он позволил бы безопасно работать с лодки.
 
Галтели – смола с аэросилом и рубленной стеклотканью. Проклеены двумя слоями лент стеклоткани, вырезанных по диагонали, по мокрой технологии, как здесь описывал Димон-Димон.
Изнутри все пропитано эпоксидной пропиткой ХТ-101. В дальнейшем, наверно, будем вместо нее использовать эпоксидную смолу разбавленную ксилолом. Борта и  шпангоуты промазаны эпоксидкой с аэросилом. Потом покрашены эмалью.
Дно проклеено 400 граммовой стеклотканью еще до склейки.
 
Снаружи все стыки тоже проклеены диагональной лентой. Дно проклеено двумя слоями 400 граммовой ткани Т-25 с загибом на борта. Борта проклеены одним слоем стеклоткани ортекс-160.
Борта покрашены смолой кисточкой, в момент застывания, двумя толстыми слоями. Получилось не очень хорошо, потому что толстые слои поплыли под действием силы тяжести, и слой получился неравномерный. Поэтому дно мы делали немного по другому. Сначала закрыли текстуру стеклоткани тонким слоем смолы при помощи валика. Когда слегка подзастыло, нанесли толстый слой эпоксидки с аэросилом при помощи шпателя. Большая часть поверхности дна получилась ровной сразу. Дополнительно промазали такой шпаклевкой нос, корму и грани между бортами и дном.
 
Эпиталавская смола 1445 смотрится на бортах и дне очень красиво. Фанера слегка просвечивается, через толстый слой смолы. Но к сожалению, мы планируем ее закрасить белой двухкомпонентной эмалью, Гамма УР-11. Для защиты от ультрафиолета и для тестирования эмали. По первому впечатлению, эмаль создает очень прочное покрытие, если класть ее максимально тонкими слоями. Сейчас внутри лодки два слоя. Мы планируем еще один или два.
Эмаль стоит около 300 рублей за кг и продается большими ведрами по 18 литров.
 
Лодка выглядит очень жесткой и достаточно прочной. Возможно мы ее слегка пере-утяжелили. Сколько весит, не знаю, но два человека без особого труда поднимают лодку за нос и за корму. Наверно, это нормально для лодки длинной 6400 мм. Нос и корма приподняты на 50 мм. Расчет сопротивления во фришипе(для каяков и каноэ) советовал сделать оптимальный загиб 7-10 см, но я не решился, чтобы лодка меньше плюхала носом по волнам и имела максимальную ватерлинию с одним человеком. Нос усилен внутри деревянным бруском и большим количеством слоев стеклоткани снаружи. Придется соблюдать осторожность, чтобы не протаранить что-нибудь ценное.
 
Средние весла сделаны достаточно примитивно. Два бруска, к которым приклеены фанерки. Все пропитано смолой и будет окрашено несколькими слоями эмали. Думаю, такой защиты хватит веслам надолго. Собираюсь сделать еще две пары весел по той же технологии.
Стальные уключины сейчас стоят неправильно, под углом к борту. Я собирался их переделать, но после испытаний уже не уверен. И так нормально. Скорее, есть смысл использовать другие уключины, которые позволяют разворачивать весла при проносе вперед. Сегодня весла на сильном ветру парашютили очень заметно.
 
Лодка строилась с большими перерывами, часа по два-три в день. Но чистое суммарное время постройки не очень большое. Без напряга можно уложиться за месяц или два. Основной вывод, нужно тщательно планировать работу со смолой, чтобы получать монолит и шкурить минимально. Эпоксидной смолы ушло значительно больше, чем я рассчитывал.
Примерно, 25 литров. Много съели галтели и наружное покрытие дна и бортов.
 
Также ошибкой было загнуть стеклоткань с борта вокруг привальника. Может быть если закруглить фаски привальника и оклеить диагональной лентой, то это и получилось бы, но при загибе под прямым углом, получились пузыри. Стеклоткань сверху привальника придется сошлифовать. Может быть оклеим лентой заново или зашпаклюем смолой и покрасим.
 
Возможно, все весельные  банки нужно было отнести чуть ближе к носу. Правда сейчас лодка имеет идеальную центровку с одним человеком.

 

Anal