f Тримаран Александра Чупрынова
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Тримаран Александра Чупрынова  (Прочитано 5263 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

achuprynov

  • Сообщений: 13
  • Уважуха: +4/-0
  • Тип: тримаран
Тримаран Александра Чупрынова
« : 01 Сентября, 2017, 13:28:18 »
Добрый день!

Хочу поделиться с вами моей конструкцией тримарана. Уважаемые форумчане, пожалуйста все вопросы в личку. Ответы на них я буду размешать в первом (этом) посте. Согласитесь, что это будет удобно для будущих читателей - вся информация в одном месте. Kонструкция проста и доступна для изготовления любому желающему. Дополнительные фотографии, чертежи и прочее вы найдете по ссылке:

https://drive.google.com/drive/folders/0B1pXCSDgn0DuQXdTcl85UE9pNEU?usp=sharing
https://drive.google.com/drive/folders/0B1pXCSDgn0DuTmZfRDB3ZElXODA
https://www.youtube.com/watch?v=n-UgYt_kj4o

Отчет о походе в августе 2017: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=12416.msg342265#msg342265
Отчет о походе в июне 2018: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=12416.msg343123#msg343123
Описание конструкции 2018 г http://gik.fordak.ru/index.php?topic=16006.msg327495#msg327495

Когда я "заболел" темой парусного судна, то в продаже не нашел ничего, кроме тримаранов Фрези Грант. К сожалению цены на них далеки от моих возможностей. Моя цель была купить/построить парусный тримаран для несложных семейных походов с детьми. Именно тримаран как наиболее безопасное судно. Участие в гонках, пересечение морей, автономные плавания и т.п. не планировались и не планируются.

От идеи до похода по Селигеру прошло 2,5 месяца. За это время компанией "Мастеркат" были изготовлены баллоны и палуба. В "Бен Ганн" был куплен крепеж, трубы, рулевые коробки, кронштейны шверцев и т.д.. Дочка за 4 дня (!) сшила паруса. Времени было очень мало, поэтому решения приходилось принимать быстро и они не все были правильными (что-то переделывал по нескольку раз).

В яхт-клубе "Паруса Селигера" довелось познакомиться с опытным яхтсменом с которым я вышел в свежий утренний ветер и походил около часа научившись выполнять поворот оверштаг, ходить галсами в бейдевинд. Вернулись курсом бакштаг. Он высоко оценил конструкцию судна и ее ходовые качества.

Описание конструкции в 2017 г.

Рули и шверцы
Перья рулей сделал из клееного щита лиственницы (сорт экстра) 200х1000х18, шверцы - 300х1000х18 и покрасил в три слоя резиновой краской. Рулится отлично - очень чутко реагирует на малейшее движение рулем. Эффективность шверцев оценить не могу - очень мало ходили под парусами. Бимс на котором висят рули необходимо будет жестко крепить к трубам палубы, потому что привязанный он люфтит.

Паруса
Рулон ткани куплен на распродаже в компании http://www.textime.ru.  Плащевая ткань с силиконовой пропиткой - Ul Marathon-1603C-Nero-150 -ВО (50% хлопок + 50% полиамид) 135гр/м2. Цвет - слоновая кость. Нитки - лавсан 35лл (лавсан-лавсан) армированные. Иглы 90-100 Jeans. Ткани целый рулон, поэтому вопрос экономного раскроя не стоял, а стояла задача в домашних условиях изготовить паруса максимально ровно. Как ни старались, но грот получился с пузом (я криво раскроил, размер пуза не знаю). Полотна ткани складывались в четыре слоя (ширина около 37 см) и прошивались с закрытой стороны в сантиметре он края, а с открытой в 5-7 см. Полученные полотна стыковались (закрытый край вставлялся в открытый) и прошивались парой строк + зигзагом. Сшитая заготовка расстилалась на полу и обрезалась (вот тут я и обрезал криво грот). После этого пришивались стропы в углах для крепления фалов и шкотов. Штаг на  стакселе был зашит в карман (4 слоя ткани, 8 - на шве кармана). После обрезки заготовки грота к нему был пришит карман из такого же полотна (закрытый край не прошивался, пузо по шву кармана). Схема парусов наглядно видна на фото (масштаб 3см = 1м, мачта - 6м от палубы). По формуле площади треугольника по трем сторонам вычислена площадь парусов: стаксель - 6 м.кв., грот - 5 м.кв. Грот крепится к мачте в процессе сборки и не убирается. Рифление не предусмотрено, да и куда рифить 5 кв.м.?! Если погода будет настолько плоха, то грот будет просто убран. Если соберемся на водоем больше, чем Селигер, то сделаем штормовой стаксель. Грота-шкот снимается с утки на гике, грот прижимается к мачте и обматывается фалом стакселя (который уже лежит на палубе). Обматывать грот вокруг мачты очень не удобно и долго. Нижняя шкаторина стакселя получилась не такая как на чертеже - более горизонтальная, но это только плюс - не мешает обзору.

Гик
Удленен черенком от лопаты, потому что в исходном проекте задумывалась другая конструкция грота. К следующему походу заменю на цельную трубу. Было найдено (ИМХО) гениальное решение крепления гика к мачте - с помощью мощной такелажной скобы. Дешевле и проще не придумаешь! В торец гика (равно как и в трубы образующие палубу) был забит деревянный дюбель (сосна/ель) и вкручен шуруп-кольцо для строительных лесов.

Палуба
См. "гик". Трубы образующие палубу соединены большими болтами (подобрал подходящие при покупке шуруп-колец). К болтам приварил гайки М12 для такелажных скоб. Пригодились только носовая (крепится штаг) и кормовая (гика-шкот) скобы. В корме предусмотрено место для подвесного мотора - стрингеры центрального баллона удлиненные. Собственно и палуба идет углом в корму, чтобы до мотора не надо было далеко тянуться. И да, мотор вещь не обязательная, но крайне желательная, потому что на веслах (я и жена) груженый тримаран идет очень медленно (достаточно чтобы отойти от берега).

Баллоны
Центральный - 6000х600 3 секции, боковые - 5000х400 2 секции. Кармашками для закруток я так и не пользовался. Очень удобно вставлять стальной пруток 6 мм между закрутками. На фото прутки окрашены в синий цвет. Закрутки закручивал на один полный оборот.

Пирамида
Самое главное Ноу-Хау: грани пирамиды крепятся к стрингерам палубы и носовому бимсу с помощью разрезанного пополам хомута для строительных лесов! (http://zavodsl.ru/item/0004445.html) Под хомут подложена вставка из обрезка трубы, потому что он не затягивается на 40-ой трубе. Было желание сделать палатку по граням пирамиды, но практика показала, что на маленьких водоемах очень удобно ее отсутствие, потому что необходим хороший обзор рулевому. Да и дети сидели в надувном круге внутри пирамиды, а не в кокпите. Палатка может пригодиться на случай дождя, чтобы хотя бы дети не мокли. Вообщем надо будет сделать.

Перевозка
Перевозилось все на Audi A8 D2 (1997 г.в., 3,7л). Стрингеры, мачту и баллоны перевозил на багажнике крыши, остальные трубы поместились в салоне через люк в багажнике. В ногах переднего пассажира стояла сумка с крепежом, кронштейнами, хомутами и прочим железом (тяжелая сумка). В ногах заднего пассажира стояла сумка с парусами и всеми веревками (большая сумка). На дне багажника лежали перья рулей и шверцев (без железа компактнее). Остальное пространство багажника было забито туристическим снаряжением. По рекомендации производителя (на лючке бензобака) накачал колеса до давления 2,9 (обычно 2,2). В описанную схему погрузки никак не вписывается подвесной лодочный мотор. С прицепом было бы намного проще + рули и шверцы можно не разбирать + мотор и канистра с топливом + спокойная езда по дорогам Тверской области.

Сборка / разборка
Собирал долго. Разобрали и погрузили за полдня. Не рекомендую пользоваться нержавеющими болтами и гайками. Видимо из-за мягкости металла при попадании песчинки на резьбу гайку клинит "намертво" (помогает только болгарка). Уж лучше в каждый поход брать новый комплект оцинкованных болтов и гаек, чем иметь проблемы при сборке-разборке. Вернувшись на всех трубах поставил метки (ножевкой по металлу) для ускорения следующей сборки.

Катки-сиденья
Еще одно ноу-хау: для спуска на воду и вытаскивания на берег из рыжей канализационной трубы (110 мм) были сделаны катки длинной по 60 см. Внутрь вставлены отрезки пеноплекса и запенены монтажной пеной - труба не проминается под тяжестью. Вокруг катка обматываются две туристические пенки и получившийся рулон запихивается в специально сшитую сумку. Сумки эти служат отличным сидением на судне и на суше. Да и спать на двух пенках вполне комфортно.

Мачта
Для того, чтобы мачта при натяжении вант не выгибала опорный бимс в нее был вставлен болт М8. Болт упирается в "паук" пирамиды. Перед тем как сверлить мачту и вставлять болт в нее была вставлена пробка и забита на глубину примерно 1,5 метра, после этого был вставлен пучок стеклопластиковой арматуры длиной 1 метр и залит бетоном. Армирование по полметра в кажду сторону от болта. Вес заметно добавился, но компенсировалось ослабление мачты
« Последнее редактирование: 22 Июня, 2018, 13:51:26 от achuprynov »

Materukhin

  • Сообщений: 151
  • Уважуха: +10/-1
  • Название: Windjammer
  • Тип: Ducky15
  • Номер: Е40
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #1 : 01 Сентября, 2017, 13:36:49 »
 Поздравляю с постройкой парусника! думаю долгими зимними вечерами мы еще сможете оптимизировать необходимые элементы, на которые не хватило времени в этом сезоне. А потом и парусов захочется побольше...  ;)
Я вот тоже начинал с арендованного сплавного катамарана с бенганновской мачтой и самодельным парусом из пароизоляции.
вот тема про это:
http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15943.0
Удачи на воде и хорошего ветра!

achuprynov

  • Сообщений: 13
  • Уважуха: +4/-0
  • Тип: тримаран
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #2 : 01 Сентября, 2017, 20:09:44 »
Отчет о походе в июне 2018: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=12416.msg343123#msg343123

Описание конструкции в 2018 г.

https://drive.google.com/drive/folders/1UeZNhHza8-LeZ0vlZQjQfeVVQDb07QkV?usp=sharing
https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1EfDgls582UR_GPOMZ-FoZlpclexXN10M

Сиденья
Для комфортного и безопасного размещения на судне решил установить стационарные сиденья. Яхтенные и лодочные стоят не дешево. Нашел вот такие http://avtomebeli.net/kresla/passenger-seat/passenger_no-regulatory/antivandalnoe_kreslo. Сам не взвешивал, но судя по весу указанному в накладной ТК Деловые Линии вес каждого сиденья 6 кг. Рама собрана из 40-ой трубы и кронштейнов https://bgparus.ru/products/26929999 и https://bgparus.ru/products/32158666. Прикручивал болтами к фанере из того что было. Сидушки намокают и под ними образуется лужа. Нужно будет просверлить сиденья для стока воды. Сиденья удобные.

Рули и шверцы
Судно уверенно держит курс. Сколь-либо заметного дрейфа не выявлено. Шверцы справляются со своими функциями. Бимс с рулями отрегулировал дома и вез собранным. В процессе регулировки выяснил, что его нужно жестко соединить с предыдущим бимсом чтобы они стояли паралельно иначе румпели ровно не выставить. Амплитуда хода румпеля между сиденьями достаточна для поворота оверштаг при наличии хода, иначе приходится помогать веслом. Румпели расположены так, что все члены экипажа могут принимать участие в управлении. Когда втроем садились на весла сын оставался на руле и корректировал курс, потому что гребли неравномерно.

Паруса
Чем сильнее ветер тем острее к ветру (бейдвинд) идет тримаран. Сшили штормовой стаксель на 2 кв.м. В сильный ветер ставили его, но в таких условиях судно и под гротом неплохо идет. Как я понимаю он должен работать при курсе бейдвинд, но день когда дул очень сильный ветер и гнал приличную волну мы не решились идти в бейдвинд - убрали стаксель, развернулись и на гроте вернулись в устье реки Сорога. Штормовой стаксель цепляется за рым-гайку на передней грани пирамиды, а большой стаксель за носовой болт палубы. Обвязка грота отдельная (вместо стаксель-фала). В нерабочем положении (при поставленом гроте) привязывается к задней ванте.

Гик
Заменил на цельную трубу 40х2,5х2700. В дальний от мачты конец забил деревянный дюбель и завернул шуруп-кольцо. Поставил заклепки для предотвращения смещения и проворачивания этого дюбеля.  За это кольцо зацепил гика-топенант, гика-шкот и такелажный блок для постановки грота (оттяжки шкотового угла). Оттяжка гика идет от степса мачты до конца гика. Сидеть она не мешает и при поворотах никого не задевает. Как выяснилось позже талреп на оттяжке не нужен да и к гику ее можно крепить ближе к мачте, потому что гика-шкот в рабочем положении (натянутом) берет на себя функции оттяжки.

Крепление баллонов
Петли для фиксации баллонов (закрутки) как выяснилось одноразовые! После 20-ой 4 шт порвались при закручивании на один полный оборот. Остальные закручивал на пол-оборота. И это не удивительно - при таком изгибе стропы она не может не испортиться. Вчера попробовал соединить трубы стропой с силовой трехщелевой пряжкой. Верхнюю трубу подвешивал, а на нижней вис сам (80 кг) и пытался немного рывками подтянуться - выдержала. После, при подтягивании стропы пряжка лопнула. На какой вес (усилие) она была рассчитана не знаю, но есть пряжки более крупные и мощные под 25-ю стропу. Думаю что правильный вариант расположения пряжки над трубой - так нагрузка от стропы равномернее. Плюс в том, что стропа не перегибается, минус - прижим слабее чем с закруткой. Статическую нагрузку такое соединение выдержит легко, а вот как оно себя поведет при динамических - вопрос. При накачивании баллона стропа должна дополнительно натянуться. В Мастеркат-е мне подсказали дополнительно делать обороты стропы вокруг труб, чтобы часть нагрузки шла на трение между слоями стропы (https://youtu.be/Jv3Jh1u6aII?t=252).

Думаю будет лучше использовать стальную пряжку - http://www.equip.ru/shop?mode=product&product_id=2085600 Странно, что она выдерживает только 100 кг.
Или вот такую из полиамида - http://www.equip.ru/shop?mode=product&product_id=2080600 до 120 кг

Есть еще вариант сшить простую петлю из стропы и в месте стыковки труб затянуть петлю из шнура (6-8мм) поверх стропы. Тем самым петля из стропы натянется и трубы прижмутся. Если петля из стропы будет слишком длинной, то сверху на поперечную трубу можно положить полоску толстой резины. При разборке просто разрезать шнур (завязывать "намертво"). Этот вариант я еще не пробовал, потому что петель нет - выкинул все чтобы не было соблазна использовать их еще раз.

Пирамида
Паук крепления пирамиды к мачте сделал из обрезка трубы разрезанного вдоль с приваренными проушинами для замков (лень было сверлить и резать 14 шт). Старый паук был очень не удобен - все болты и гайки были впритык. Есть мнение подобным образом сделать крепление граней пирамиды к палубе. Существующее решение из хомутов для строительных лесов не очень удобно. Почему-то в этот раз задняя правая грань сползала вперед на 3-5 см хотя затянута была очень хорошо. Если выпадет стальная проставка, то грань начнет болтаться что недопустимо. Задние грани удлинил, чтобы они были ближе к сиденьям. В боковые грани на всю длину забил брусок (50*50). Таким образом нагрузка на растяжение и сжатие приходится на брус, а труба "работает" на изгиб. Трубы стали слегка тяжелее.

Перевозка
Был приобретен прицеп Трейлер Прораб 2,6*1,3. Старался ничего не разбирать. Сиденья в сборе с рамой (ширина около 250 см) влезли. Из фанеры сделал передний и задний борт и вырезал в них отверстия под трубы. Сзади трубы выступали примерно на 30-40 см. Впереди они не мешали цеплять прицеп и маневрировать. Максимальная длина труб - 380 см. Все снаряжение поместилось в прицеп.

Сборка / разборка
Собрал за 1,5 дня. Разобрали и погрузили за 5 часов. В этот раз использовал оцинкованные болты и гайки - все раскрутилось без проблем. Хомут оттяжки гика хотел передвинуть, но открутить не смог - болт и гайка из нержавейки.

Катки-сиденья
Катки привязывал к боковым поплавкам по два на сторону для сидения при гребле. Сидеть жестко - надо что-то придумать. Для кемпинга купил раскладные стульчики - намного удобнее.

Мачта
Усилил трубой 55*2 мм. Сама мачта из 2х отрезков 50*2,5*3000 мм. 55-ю одел на нижнюю часть мачты и сдвинул на 80 см вверх. Таким образом нижняя часть получилась длинной 380 см. На верхнюю одел отрезок таким образом чтобы он упирался в нижнюю часть и сверху на 50-ю трубу крепились два хомута для вант, штага, грота и тд. Это гарантирует, что хомуты не сползут вниз. Субъективно мачта стала заметно прочнее и не так выгибается при сильных порывах ветра и при сильном натяжении стаксель-фала (тянул со всех сил).

Стоячий такелаж
Добавил штаг. Передние ванты закрепил за мачтовый бимс (по середине) и раздвинул к аутригерам, чтобы не задевал стаксель. Задние ванты сдвинул на один бимс назад (как и грани пирамиды). В этот поход пользовался талрепами, но думаю избавиться от них, потому что синтетический трос 10мм все равно тянется и регулировать натяжение талрепами пустая трата времени. Проще один раз отрегулировать длину. Про оттяжку гика писал выше.

Бегучий такелаж
Стаксель-шкот цельный. В рабочем положении проходит под уткой на пирамиде далее через рым-гайку М8 и на щелевой стопор. Стопоров два - каждый для своего курса. Очень удобно пользоваться стопорами. В следующий поход установлю стопор и для гика-шкота. К стакселю шкот цепляется карабином - это очень не удобно, долго и опасно когда стаксель начинает заполаскивать при смене курса или постановке. Надо думать о двух стаксель-шкотах (основном и штормовом) .... Стаксель-фал проходит через такелажную скобу на топе мачты и внизу через две скобы идет к утке на пирамиде. Верхнюю скобу надо заменить на такелажный блок, потому что поднимать стаксель тяжело - чувствуется сопротивление на изгибе. Внизу вторая скоба работает как маятник - фал можно перекинуть на другую сторону и закрепить за утку. Паук пирамиды обматывал для предотвращения застревания стаксель-шкота при смене галса. На некоторых фото видно, что стаксель-шкот после утки идет к мачтовому степсу и там через скобу к сиденьям - это не удобно и слишком велико трение, а также лишние веревки валяющиеся на палубе. Гика шкот фиксируется на утке между щелевыми стопорами.

Рама
Носовой и кормовой бимсы крепятся к стрингерам стальными хомутами, потому что за нос тянет штаг и стаксель, а за корму - гика-шкот плюс надежная фиксация рулей.
« Последнее редактирование: 22 Июня, 2018, 16:39:34 от achuprynov »

achuprynov

  • Сообщений: 13
  • Уважуха: +4/-0
  • Тип: тримаран
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #3 : 01 Сентября, 2017, 20:11:51 »
Зарезервирован под будущие дополнения
« Последнее редактирование: 01 Сентября, 2017, 20:22:06 от achuprynov »

Синявин Иван

  • Не стремитесь изменить весь мир. Поменяйте себя. Не нужно идти в толпе, в ногу с другими. Ищите свою дорогу. А когда Вам станет невыносимо трудно в пути, радуйтесь этому. Ведь Вы по настоящему живете!
  • Сообщений: 287
  • Уважуха: +11/-9
  • Название: ШАРПЕЙ-II
  • Тип: Парусный катамаран
  • Номер: Т-142
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #4 : 29 Сентября, 2017, 13:21:47 »
Молодец, Александр! Реально молодец! Знатный тримаран получился!

Геннадий Васильевич

  • Сообщений: 422
  • Уважуха: +53/-24
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #5 : 01 Ноября, 2017, 03:53:09 »
Александр!
А каково состояние мачты в р-не "паука"?

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4119
  • Уважуха: +231/-236
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #6 : 01 Ноября, 2017, 23:49:56 »
Я насчитал у Вас на фото 7 (в скобочках, прописью - "семь"!) поперечных балок. Вопрос: куда Вам их столько???
Для тримарана хватило бы и 4-х (imho, конечно).

achuprynov

  • Сообщений: 13
  • Уважуха: +4/-0
  • Тип: тримаран
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #7 : 02 Ноября, 2017, 10:43:26 »
У ФрезиГрант их 4, но явно большего диаметра. У меня бимсы из Д16т 40х2. Много не мало.

podvodnic73

  • Сергей Живайкин
  • Сообщений: 1263
  • Уважуха: +137/-38
  • www.omnomad.com
  • Название: Котя
  • Тип: Простор
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #8 : 02 Ноября, 2017, 13:14:34 »
Александр, а почему не сделали палубу больше? Я так понял главная цель - туризм, от чего бы тогда не сделать ее максимально большой и тем самым обеспечить большую обитаемость и, как следствие, комфорт? На мой взгляд, палуба до внешнего крепления баллона добавила бы не только обитаемости, но и безопасности. Как представлю, не дай бог, споткнуться или подскользнуться на одной из труб...
Кстати, вижу подобную картину на многих тримаранах, может кто просветить, для чего оставляются эти "дыры" между палубой и баллонами?
http://omnomad.com/nash-magazin-tovarov-i-uslug - недорогие закрутки и регулируемые транцы
http://omnomad.com/tag/katamaran - о моём катамаране
http://vk.com/public62458049 - группа в ВК

achuprynov

  • Сообщений: 13
  • Уважуха: +4/-0
  • Тип: тримаран
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #9 : 02 Ноября, 2017, 13:36:06 »
Размер и форма палубы определяются несущей конструкцией. Цельным куском от края до края - не получится. Между стрингером палубы и аутригерами разместились шверцы. Может в будущем натянем какую-нибудь сетку. Обитаемости хватает. Ходить по палубе нужно осторожно и обязательно за что-нибудь держаться.

Ну и экстерьер никто не отменял - судно должно быть красивым.

И самое главное: натягивать палубу за аутригер нельзя - он не жестко держится. Единственный вариант - сетка натянутая от носа к корме с прорезью для рукоятки шверца.
« Последнее редактирование: 02 Ноября, 2017, 13:41:01 от achuprynov »