f Тримаран Александра Чупрынова
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Тримаран Александра Чупрынова  (Прочитано 1111 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

achuprynov

  • Сообщений: 3
  • Уважуха: +2/-0
  • Тип: тримаран
Тримаран Александра Чупрынова
« : 01 Сентября, 2017, 14:28:18 »
Всем, доброго времени суток!

Хочу поделиться с вами моей конструкцией тримарана. Уважаемые форумчане, пожалуйста все вопросы в личку. Ответы на них я буду размешать в первом (этом) посте. Согласитесь, что это будет удобно для будущих читателей - вся информация в одном месте. Kонструкция проста и доступна для изготовления любому желающему. Дополнительные фотографии, чертежи и прочее вы найдете по ссылке:

https://drive.google.com/drive/folders/0B1pXCSDgn0DuRE9Jd2d6ZnRCQjg?usp=sharing
https://www.youtube.com/watch?v=n-UgYt_kj4o

Когда я "заболел" темой парусного судна, то в продаже не нашел ничего, кроме тримаранов Фрези Грант. К сожалению цены на них далеки от моих возможностей. Моя цель была купить/построить парусный тримаран для несложных семейных походов с детьми. Именно тримаран как наиболее безопасное судно. Участие в гонках, пересечение морей, автономные плавания и т.п. не планировались и не планируются.

От идеи до похода по Селигеру прошло 2,5 месяца. За это время компанией "Мастеркат" были изготовлены баллоны и палуба. В "Бен Ганн" был куплен крепеж, трубы, рулевые коробки, кронштейны шверцев и т.д.. Дочка за 4 дня (!) сшила паруса. Времени было очень мало, поэтому решения приходилось принимать быстро и они не все были правильными (что-то переделывал по нескольку раз).

В яхт-клубе "Паруса Селигера" довелось познакомиться с опытным яхтсменом с которым я вышел в свежий утренний ветер и походил около часа научившись выполнять поворот оверштаг, ходить галсами в бейдевинд. Вернулись курсом бакштаг. Он высоко оценил конструкцию судна и ее ходовые качества.

Рули и шверцы
Перья рулей сделал из клееного щита лиственницы (сорт экстра) 200х1000х18, шверцы - 300х1000х18 и покрасил в три слоя резиновой краской. Рулится отлично - очень чутко реагирует на малейшее движение рулем. Эффективность шверцев оценить не могу - очень мало ходили под парусами. Бимс на котором висят рули необходимо будет жестко крепить к трубам палубы, потому что привязанный он люфтит.

Паруса
Рулон ткани куплен на распродаже в компании http://www.textime.ru.  Плащевая ткань с силиконовой пропиткой - Ul Marathon-1603C-Nero-150 -ВО (50% хлопок + 50% полиамид) 135гр/м2. Цвет - слоновая кость. Нитки - лавсан 35лл (лавсан-лавсан) армированные. Иглы 90-100 Jeans. Ткани целый рулон, поэтому вопрос экономного раскроя не стоял, а стояла задача в домашних условиях изготовить паруса максимально ровно. Как ни старались, но грот получился с пузом (я криво раскроил, размер пуза не знаю). Полотна ткани складывались в четыре слоя (ширина около 37 см) и прошивались с закрытой стороны в сантиметре он края, а с открытой в 5-7 см. Полученные полотна стыковались (закрытый край вставлялся в открытый) и прошивались парой строк + зигзагом. Сшитая заготовка расстилалась на полу и обрезалась (вот тут я и обрезал криво грот). После этого пришивались стропы в углах для крепления фалов и шкотов. Штаг на  стакселе был зашит в карман (4 слоя ткани, 8 - на шве кармана). После обрезки заготовки грота к нему был пришит карман из такого же полотна (закрытый край не прошивался, пузо по шву кармана). Схема парусов наглядно видна на фото (масштаб 3см = 1м, мачта - 6м от палубы). По формуле площади треугольника по трем сторонам вычислена площадь парусов: стаксель - 6 м.кв., грот - 5 м.кв. Грот крепится к мачте в процессе сборки и не убирается. Рифление не предусмотрено, да и куда рифить 5 кв.м.?! Если погода будет настолько плоха, то грот будет просто убран. Если соберемся на водоем больше, чем Селигер, то сделаем штормовой стаксель. Грота-шкот снимается с утки на гике, грот прижимается к мачте и обматывается фалом стакселя (который уже лежит на палубе). Обматывать грот вокруг мачты очень не удобно и долго. Нижняя шкаторина стакселя получилась не такая как на чертеже - более горизонтальная, но это только плюс - не мешает обзору.

Гик
Удленен черенком от лопаты, потому что в исходном проекте задумывалась другая конструкция грота. К следующему походу заменю на цельную трубу. Было найдено (ИМХО) гениальное решение крепления гика к мачте - с помощью мощной такелажной скобы. Дешевле и проще не придумаешь! В торец гика (равно как и в трубы образующие палубу) был забит деревянный дюбель (сосна/ель) и вкручен шуруп-кольцо для строительных лесов.

Палуба
См. "гик". Трубы образующие палубу соединены большими болтами (подобрал подходящие при покупке шуруп-колец). К болтам приварил гайки М12 для такелажных скоб. Пригодились только носовая (крепится штаг) и кормовая (гика-шкот) скобы. В корме предусмотрено место для подвесного мотора - стрингеры центрального баллона удлиненные. Собственно и палуба идет углом в корму, чтобы до мотора не надо было далеко тянуться. И да, мотор вещь не обязательная, но крайне желательная, потому что на веслах (я и жена) груженый тримаран идет очень медленно (достаточно чтобы отойти от берега).

Баллоны
Центральный - 6000х600 3 секции, боковые - 5000х400 2 секции. Кармашками для закруток я так и не пользовался. Очень удобно вставлять стальной пруток 6 мм между закрутками. На фото прутки окрашены в синий цвет. Закрутки закручивал на один полный оборот.

Пирамида
Самое главное Ноу-Хау: грани пирамиды крепятся к стрингерам палубы и носовому бимсу с помощью разрезанного пополам хомута для строительных лесов! (http://zavodsl.ru/item/0004445.html) Под хомут подложена вставка из обрезка трубы, потому что он не затягивается на 40-ой трубе. Было желание сделать палатку по граням пирамиды, но практика показала, что на маленьких водоемах очень удобно ее отсутствие, потому что необходим хороший обзор рулевому. Да и дети сидели в надувном круге внутри пирамиды, а не в кокпите. Палатка может пригодиться на случай дождя, чтобы хотя бы дети не мокли. Вообщем надо будет сделать.

Перевозка
Перевозилось все на Audi A8 D2 (1997 г.в., 3,7л). Стрингеры, мачту и баллоны перевозил на багажнике крыши, остальные трубы поместились в салоне через люк в багажнике. В ногах переднего пассажира стояла сумка с крепежом, кронштейнами, хомутами и прочим железом (тяжелая сумка). В ногах заднего пассажира стояла сумка с парусами и всеми веревками (большая сумка). На дне багажника лежали перья рулей и шверцев (без железа компактнее). Остальное пространство багажника было забито туристическим снаряжением. По рекомендации производителя (на лючке бензобака) накачал колеса до давления 2,9 (обычно 2,2). В описанную схему погрузки никак не вписывается подвесной лодочный мотор. С прицепом было бы намного проще + рули и шверцы можно не разбирать + мотор и канистра с топливом + спокойная езда по дорогам Тверской области.

Сборка / разборка
Собирал долго. Разобрали и погрузили за полдня. Не рекомендую пользоваться нержавеющими болтами и гайками. Видимо из-за мягкости металла при попадании песчинки на резьбу гайку клинит "намертво" (помогает только болгарка). Уж лучше в каждый поход брать новый комплект оцинкованных болтов и гаек, чем иметь проблемы при сборке-разборке. Вернувшись на всех трубах поставил метки (ножевкой по металлу) для ускорения следующей сборки.

Катки-сиденья
Еще одно ноу-хау: для спуска на воду и вытаскивания на берег из рыжей канализационной трубы (110 мм) были сделаны катки длинной по 60 см. Внутрь вставлены отрезки пеноплекса и запенены монтажной пеной - труба не проминается под тяжестью. Вокруг катка обматываются две туристические пенки и получившийся рулон запихивается в специально сшитую сумку. Сумки эти служат отличным сидением на судне и на суше. Да и спать на двух пенках вполне комфортно.
« Последнее редактирование: 07 Сентября, 2017, 16:03:51 от achuprynov »

Materukhin

  • Сообщений: 77
  • Уважуха: +5/-1
  • Название: Windjammer
  • Тип: Ducky15
  • Номер: пока нет
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #1 : 01 Сентября, 2017, 14:36:49 »
 Поздравляю с постройкой парусника! думаю долгими зимними вечерами мы еще сможете оптимизировать необходимые элементы, на которые не хватило времени в этом сезоне. А потом и парусов захочется побольше...  ;)
Я вот тоже начинал с арендованного сплавного катамарана с бенганновской мачтой и самодельным парусом из пароизоляции.
вот тема про это:
http://gik.fordak.ru/index.php?topic=15943.0
Удачи на воде и хорошего ветра!

achuprynov

  • Сообщений: 3
  • Уважуха: +2/-0
  • Тип: тримаран
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #2 : 01 Сентября, 2017, 21:09:44 »
Поход

Старт - яхт-клуб "Паруса Селигера" в деревне Покровское. Так как тримаран собирали долго и уже все надоело, то торопились с выходом: ничего не привязали, время было около 17ч, ветер дул боковой (примерно). Отошли от берега на веслах, поставили грот и тут сорвался узел крепления гика-топенанта и грота-шкота. Пока я пытался все назад закрепить нас снесло в камыши. Помучавшись еще минут 10 нас вытащила яхта на моторе и вернула обратно в яхт-клуб. Яхтой управлял организатор яхт-клуба - Игорь. Отремонтировавшись мы снова отошли от берега на веслах. И тут выронили весло. Купаться очень не хотелось, а весло тем временем уплывало все дальше. Спустив на воду детский круг я догнал весло и вернулся на судно. Поставили грот и пока я разбирался как же им управлять и под каким углом его поставить к ветру нас опять снесло в камыши. Мучались мы долго, но грот упорно не хотел нас вытаскивать. В итоге убрав грот на веслах мы вышли из устья реки Сорога и пошли вдоль берега в поисках места для стоянки. Шли долго .... около 3х часов. Ставить парус больше не решались, потому что ... тяжело на веслах из камышей выходить. Нагреблись вволю, жена с дочкой менялись, а я греб непрерывно. К счастью на следующий день ни у кого ничего не болело. К сожалению берег на всем пути был заросший и подходов не было. Причалили у деревни Залучье в 21ч (солнце уже село) пройдя около 5,5 км! Это было вампирское время - никакие спреи не помогали, только дым. Быстро поставив палатку закинули в нее все вещи, попили чаю со сладостями (в награду за мучения) и легли спать.

На следующий день к нам подошел мужчина, который был в яхте, вытащившей нас из камышей - Виктор. Пообщавшись решили с ним выйти на следующий день для прохождения "курса молодого бойца". В этот день мы отдыхали и набирались сил.

Утром (часов в 9) пришел Виктор и на пустом тримаране мы вышли курсом бейдвинд. Грот подхватил нас уже в 10 метрах от берега. Пройдя камыши сразу поставили стаксель и понеслись. Виктор был в восторге от хода. В молодости он участвовал в гонках на катамаране олимпийского класса и занял однажды 6-е место. С Игорем из яхт-клуба они соседи и вместе ходят на парусной яхте по Селигеру. Полагаю ему есть с чем сравнить мое судно. Вернувшись мы собрали вещи, все привязали в том числе и весла и попутным ветром пошли дальше. Пройдя за час примерно 8,5 км мы причалили к острову Хачин напротив монастыря Нило-Столобенская пустынь. Дочь пожаловалась, что переход не оставил ярких впечатлений (в сравнении с 3х часовой греблей). Было ощущение, что попали в сказку: солнце, тепло, песчанный берег, прибой, хвойный лес. Ночью был шторм - шумел ветер и сильно бил прибой. Тримаран был вытащен наполовину из воды и привязан к деревьям. Палатку яростно мотало, но все колышки (24 шт) не сдвинулись. За время похода шторм налетал 3 раза - палатка (тоже кстати сшитая дочкой) успешно прошла испытания.

На следующий день уточнив прогноз погоды мы решили заканчивать поход. Небо было пасмурным и дул неплохой встречный ветер. Собирались долго (чай на ветру не хотел закипать). Вышли курсом бейдвинд и направились в яхт-клуб, ветер стал слабее и приходилось идти широкими галсами. Минут через 20-30 на горизонте к которому мы шли показалась темная туча и недолго думая было принято решение разворачиваться и идти к ближайшему берегу. В это время мы были рядом с монастырем. Ветер стих совсем и вскоре на воде была тишь да гладь. На веслах прошли около 1,5 км и причалили к берегу недалеко от деревни Светлица. Разгрузили тримаран, вызвал такси из Осташкова и сразу начали разборку. На такси доехал до яхт-клуба и на машине вернулся в Светлицу. В этот вечер тримаран был разобран и частично погружен в/на авто. Оставшееся было погружено на утро за 1,5 часа и через 8 часов мы были дома.
« Последнее редактирование: 07 Сентября, 2017, 15:02:38 от achuprynov »

achuprynov

  • Сообщений: 3
  • Уважуха: +2/-0
  • Тип: тримаран
Re: Тримаран Александра Чупрынова
« Ответ #3 : 01 Сентября, 2017, 21:11:51 »
Зарезервирован под будущие дополнения
« Последнее редактирование: 01 Сентября, 2017, 21:22:06 от achuprynov »