f Заделка тросов. Методы. Материалы.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Заделка тросов. Методы. Материалы.  (Прочитано 253650 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

gooRu

  • http://www.open650.ru
  • Администратор
  • Сообщений: 418
  • Уважуха: +1006/-2
  • минитрансат по-русски
Большая обзорная тема о заделке стоячего такелажа и других работах.
« Последнее редактирование: 16 Января, 2011, 15:12:36 от Arkadiy73 »
Андрей /// "Ветер" М512 (был) / "Рикошет 550S" (был) / Open 800 - egoist (был)/ Минитрансат (будет)

gooRu

  • http://www.open650.ru
  • Администратор
  • Сообщений: 418
  • Уважуха: +1006/-2
  • минитрансат по-русски
Заделка тросов. Методы. Материалы.
« Ответ #1 : 09 Июня, 2003, 13:18:56 »
Алексей писал в Таверне:

Наконец я заделал все свои ванты, штаг, растяжки, фалы и теперь хочу поделиться своими изысканиями со всеми.
Дабы очередной самодельщик не наступал на мои грабли.
Сразу оговорюсь, вариант который я предлогаю малобюджетный, и видимо интересен для тех кто только начинает,
чья конструкция еще не устоялась, у кого предстоят переделки, настройки и тд.
Наверное для окончательного варианта, нужны тросы, коуши из нержавейки с заделкой нержавеющей трубкой, заплеткой, или фирменной заделкой.

Итак.
Материалы:
Стоячий такелаж - трос жесткий 1*19 3мм оцинкованный (на каширском дворе продается по 8 руб/м)
Бегущий такелаж и малонагруженные растяжки - трос мягкий 2,6мм оцинкованный (на каширском дворе продается по 8 руб/м)
Коуши 3мм оцинкованные - (на каширском дворе продается по 5 руб/шт)
Заделка - медная труба кондиционерная внутренний диаметр 5,5мм (на каширском дворе продается по 30 руб/м)

Купив такой комплект я столкнулся с огромной проблемой затолкать трос 3 в эту трубку вдвое.
Может для опытных товарищей это очевидно, но я потратил на изыскания не менее дня, изуродовал, кучу трубок и троса.
Решение очень простое и элегантное:
Итак о технологии по шагам.
1) отрезаем 45мм медной трубки.
2) отжигаем трубку (нагреваем на газу до красна и опускаем в воду).
3) хвостовой частью напильника раздаем оба конца трубы,
при этом трубку нужно зажать в тиски до частичного сплющевания.
Отожженная медь очень эластична, важно не допустить резких смятий,
которые дадут выступы внутри трубы.
4) Раздатую трубку зажимаем в губках тисков сжимая до овала, трос должен пролезать легко.
Ширина губок тисков должна быть не менее 45мм.
5) С конца троса спускаем наружний слой.
Этот слой потом придется вернуть на место, поэтому операцию делаем аккуратно.
Я рекомендую разделить все наружние жилы на две группы,
причем жилы в каждой группе должны идти к ряду. такая группа легко спускается а потом заплетается назад.
Итак спускаем наружний слой на 150-200 мм.
6) Отрубаем зубилом 20мм сердцевины (это центральный момент, расскажи мне кто об этом раньше, не было бы у меня проблем)
7) Заплетаем наружную оплетку назад, аккутатно.
8) Вставляем трос в тубку, складываем петлю (не жадничайте сделайте петлю побольше,
чтобы при обратном движении тросы лежали параллельно)
9) Вставляя второй слой троса в трубку, аккуратно поджимайте тиски,
наступает такой момент, когда оба троса можно легко протащить в трубку.
(если передавили слишком сильно, не страшно, разверните трубку на 90 градусов и сдавите тисками трос отпустится)
10) Протянув трос в два слоя вытяните его побольше на 100мм и отрубите внешние жилы на 20мм.
(трос имеет полный обьем и вставлен в трубку)
11) Продвиньте трос назад так. чтобы он был заподлицо с трубкой,
и зажмите в тисках, таким образом чтобы короткая ветка троса больше не двигалась.
12) Подтяните длинную ветку чтобы огон стал поменьше и вставьте коуш.
(коуш предварительно оправьте в соответствии с желаемой заделкой).
13) Натягивая длинный конец троса подожмите коуш (можно воспользоваться киянкой и чуть чуть осадить трос по коушу.
14) Обожмите трубку в специальной оправке.
(я для этой цели использовал литые части тросовых жимков продаются на рынке 5руб/шт)

Ну вот и все, с трсом 2,6 все проще.
Трубку я отрезал 30мм, вырубать середину там не надо, но там я делал другую хитрость:
Просовывал трос втрое, третий шлаг, на половину длинны трубки, его там расклинивает, получается намертво, и
проволочки не торчат.

Будут вопросы, пишите!
АлексейК

первоисточник: http://catamaranforum.ru/msg/21904.html
Андрей /// "Ветер" М512 (был) / "Рикошет 550S" (был) / Open 800 - egoist (был)/ Минитрансат (будет)

AlexK

  • Сообщений: 42
  • Уважуха: +4/-1
Мини отчет о состоянии заделок троса.
« Ответ #2 : 30 Сентября, 2003, 18:24:40 »
Ну вот, сезон закрыли.
Можно посмотреть на матчасть.
Из всех сделанных заделок ни одна не сьехала, это радует.
На некоторых заделках, там где коуш был поставлен в отверстие пластин из нержавейки появилось смятие коуша, пластина его как-бы прорезает. Не надо так делать. Коуш должен охватывать мочку или карабин, тогда все нормально.
Оцинкованный трос пркрылся белым налетом, но нигде не поржавел, это хорошо, думаю при эксплуатации как у меня за сезон : две недели на Ладоге + 4 выхода на выходные по 2-4 дня - тросы прослужат минимум сезона три.
Из не совсем штатных нагрузок, в последней поездке оттянулся,
сломал все что мог, оторвал топовую заделку вант, вырвал вантпутенсы, сломал бушприт и наконец апофеоз- сломал мачту.
Тросы выдержали. без видимых дефектов.

АлексейК
уважением,
АлексейК

Анархист

  • Сообщений: 736
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
Из опыта
« Ответ #3 : 01 Октября, 2003, 08:56:14 »
Вообщё-то медные трубки продаються на рынке уже очень мягкие.
Да и потом, медь отпускаеться несколько другим способом, чем железо. Т.е. после нагрева остывает своим чередом- без воды на воздухе. Но смысл отпускать не закалённую вещь?
Лично я последние годы заплетаю троса встречным способом, а эти трубки использую лишь для того, чтобы держался коуш и спрятать концы троса.
Внимание! Эта медь- ОЧЕНЬ МЯГКАЯ!
Яков "Анархист" Гольдин

AlexK

  • Сообщений: 42
  • Уважуха: +4/-1
Не эксперт, но готов поспорить.
« Ответ #4 : 01 Октября, 2003, 12:13:44 »
Реч  идет не об отпускании, а об отжиге, я так понимаю это делается чтобы снять все внутренние напряжения.
На счет мягкости:
При заделке трубкой, как я писал мягкость и нужна, чтобы при обжатии заделки деформировался не трос , а трубка, жилки троса вдавливаются в медь и заделка не ползет.
Может медь и мягкая, но опыт эксплуатации (один сезон) показал:
Заделки не ползут, коуши при неправильном соединении мнутся, трос не рвется, хотя нагрузки приличные, мачта (которая в статике выдерживала нагрузку 96кг на середину, в положении конци на табуретках) сломалась, а тросам ничего. Чесно говоря я считал, что мою мачту сломать невозможно.
Однако "с ...  можно .... сломать".

АлексейК
уважением,
АлексейК

Анархист

  • Сообщений: 736
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
Ломаеться всё.
« Ответ #5 : 02 Октября, 2003, 03:22:19 »
Собственно- это факт. Да и потом пара медь-железо не долговечно. Всё равно попалзёт. И не дай бог когда не нужно. Не даром на флоте заделки плетут. Даже на швартовых, да собственно все концы буть верёвка, буть трос. И это ведь не от хорошей жизни. Переменные нагрузки делают своё дело медленно и не уклонно!
Яков "Анархист" Гольдин

Robert

  • Сообщений: 321
  • Уважуха: +2/-2
Заделка тросов. Методы. Материалы.
« Ответ #6 : 23 Ноября, 2003, 20:44:24 »
Нда.. Шикарная гальваническая пара получается. :(
цинк+сталь+медь...
Народ, в морской воде как, ничего? Надолго хватает ?:)
Болты оцинкованные на 3 недели обычно :)
И у цинка есть проблема-продукт его коррозии занимает гораздо больший объем, чем сам цинк. о есть он сперва раздаст кольцо, а потом высыпется, трос и поползет.

Вообще-то лучше брать алюминиевую трубку и нержавейку-трос. Или трубку из нержавейки же. Толщина стенок решающей роли не играет-трос удерживается в основном трением о коуч. Вот там то надо плотно трос укладывать.

Ayrton

  • Сообщений: 201
  • Уважуха: +3/-0
  • Жёсткий
  • Название: Тамара
  • Тип: Ассоль
  • Номер: 198
Заделка тросов. Методы. Материалы.
« Ответ #7 : 24 Ноября, 2003, 12:50:21 »
Цитата: "Robert"
И у цинка есть проблема-продукт его коррозии занимает гораздо больший объем, чем сам цинк. о есть он сперва раздаст кольцо, а потом высыпется, трос и поползет.


Продукт коррозии почти любого металла занимает бОльший объем, чем сам металл. Приятное исключение - окись чистого аллюминия, она же корунд, она же сапфир, она же изумруд, она же рубин. Ну а уж какой объем занимает ржавчина (она же окись или двуокись железа) - это известно каждому, кто пытался открутить приржавевшую гайку... :)

Но в данном случае, факт увеличенного объема окиси, до поры до времени, играет положительную роль! :) Ржавчина под медной трубкой (она там есть, даже если ее нет на самом тросе) распирает соединение, достигается "эффект приржавевшей гайки", а заодно и герметизирует соединение. Медный огон не "поползет" - скорее разружится трос в тех местах, где медная трубка заканчивается и при отсутствии "герметизации ржавчиной" процесс в паре медь-железо идет наиболее интенсивно. Главное не замачивать огон в керосине масле, солярке и т.д. (чешуйки ржавчины начнут скользить друг по другу) и не мокать в кислоту (сульфаты, хлориды и прочие соли железа и меди растворимы в воде) - и он будет держать, пока трос не лопнет...

Ясен пень, что огон нержавеющей трубкой на нержавеющем тросе надежнее... Но автор сразу предупредил - решение бюджетное! А плести настоящий огон на тонком стальном тросе 19*1... Пусть Деникин его плетет!!!  8)

Анархист

  • Сообщений: 736
  • Уважуха: +30/-30
  • Всем привет!
!!!!!
« Ответ #8 : 25 Ноября, 2003, 03:37:06 »
Ровно пять минут!
Яков "Анархист" Гольдин

Ayrton

  • Сообщений: 201
  • Уважуха: +3/-0
  • Жёсткий
  • Название: Тамара
  • Тип: Ассоль
  • Номер: 198
Re: !!!!!
« Ответ #9 : 25 Ноября, 2003, 10:44:23 »
Цитата: "Анархист"
Ровно пять минут!


Ну ты Монстр, такелажных работ!
Буду следующий раз в Москве, непременно хочу это увидеть. Уложишься в 300 секунд - с меня хороший французский коньяк (или иное, по твоему вкусу)! Только, чтоб огон был по всем правилам и с маркой... :) А не уложишься - с тебя банка пива "балтика №5" - я же не зверь, чтоб требовать равных ставок в явно неравном споре... :)