f Шверцы на сплавном катамаране.
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Шверцы на сплавном катамаране.  (Прочитано 3874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Филиппыч

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +5/-0
  • Тип: Валдай-6
Шверцы на сплавном катамаране.
« : 02 Августа, 2017, 19:10:45 »
Здравствуйте.

Иногда на нашем сплавном катамаране Валдай-6 от Вольного Ветра пытаемся «ходить под парусом». По ветру-то, понятное дело, может кое-как, а вот против… в лавировку…  :((((
Т.е. все-таки может, но до такой степени это мучительное дело и так неспешно продвигаешься вперёд против ветра, что берёт полнейшее отчаяние и тянешься к мотору.
При этом чувствуется, что имеющееся простое латинское парусное вооружение, в принципе, позволяет. Но то, что в ВВ называют «шверцами» (https://goo.gl/bRofvf ) никак не сопротивляются сносу катамарана, который при его собственной парусности, сводит практически на нет все потуги продвинуться. Так еще и реализация креплений сделана так, что просто умудохаешься с ними.

Эти обрубки весел, по-моему, ну никак  не могут называться шверцами. 
Это практически абсолютно не помогает ходить под парусом.
Оно бесполезно напрочь.

Понимаю, что с т.з. заслуженного морехода всю эту конструкцию не спасти и под парус сплавнику противопоказан, однако… возможностью обладать отдельно сплавным и отдельно парусным судёнышками я не раполагаю.
Поэтому думаю как улучшить то, что есть и заставить радовать нас возможностью хождением под парусами.

Существующую ныне конструкцию я изобразил на Рис.1.

Основные претензии:
1. Мизерная площадь, практически не препятствующая сносу ката.
2. Слабая жесткость крепления, позволяющая отклоняться «шверцу» при нагрузках в стороны
3. Примыкание к баллону отклоняет шверц от вертикали (баллон сильно надут – отжимает, слабо надут –проминается про воздействии силы сопротивления воды F2)
4.  Просто ужасно не удобно опускать-поднимать эти обрубки. Необходимо наклоняться к воде + маленький рычаг + зажимает баллоном (коричневая стрелка с местом приложения)
5.  Необходимо «дорабатывать» веревочкой (зелёным нарисована), чтобы при движении шверцы не отклонялись назад под напором набегающей воды (сила F1)

Предлагается следующий рассмотреть вариант доработки – Рис 2.

Комплекс предлагаемых мер:
1. Механизм крепления остается прежним. Но за основу для изготовления шверцев брать полноценное крепкое  весло 175-180см и использовать оттяжку (зелёная) для фиксации в продольном и поперечном направлениях.
2.  Увеличить площадь лопасти до необходимой (оранжевым).


Реализация только п.1 позволит увеличить жесткость конструкции
и сделает удобным поднимание-опускание шверца (не надо сгибаться до воды с катамарана и появляется больший рычаг)
А правильная система «верёвочек» может быть позволит вообще опускать и поднимать оба шверца с места рулевого на корме.
Минус видится один: ухудшение обитаемости за счет «торчащих» концов и оттяжек.

Реализация п.2. видится в том, чтобы на это весло сделать накладку из двух каких-то пластин (фанера или пластик какой), может быть с заполнением эпоксидкой или чем-то лёгким, с их стяжкой и захомутанием «древка» весла, с обмоткой стеклотканью и пропиткой смолой.
Своими руками подобное не делал, поэтому пока детально не могу представить.
Размер каждого шверца  предполагается где-то 0,35х1,2м., что составит 4-5% от всей парусности (4,9грот+2,5стаксель+ок.1,5 сам катамаран) 
А можно поменьше, стаксель и так не часто разворачивается, а уж справлюсь ли с ним в лавировке - не уверен.

Вот перед тем, как решиться на изготовление такой конструкции,  решил  посоветоваться с более опытными людьми, руки которых растут несколько лучше моих и которые, может быть, не откажут в совете, ткнут в слабые места или предложат что-то более совершенное и простое.

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4041
  • Уважуха: +213/-199
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #1 : 02 Августа, 2017, 19:38:45 »
или предложат что-то более совершенное и простое.
Вырезать шверцы из фанеры толщиной 15-20мм, примерно так:


Филиппыч

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +5/-0
  • Тип: Валдай-6
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #2 : 02 Августа, 2017, 20:01:09 »
Спасибо. Кажется я переумничал.
Видимо, жалко стало отбрасывать весь приобретенный "механизм".
Действительно, так легче, проще и надежнее.
Еще одна поперечная труба, пущенная перед одним из бимсом ну никак не может помешать.
Крепление её для пробы можно и уровня "на коленке" сделать, хоть просто хомутами к бимсу и стрингерам. (Лучше, конечно, "по уму", но всё же)
С фанерой проще, чем вокруг весла танцы с бубнами.
Действительно, спасибо большое! :)

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 1849
  • Уважуха: +67/-77
  • Название: БУСЫЙ
  • Тип: Катамаран
  • Номер: АХ-3
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #3 : 02 Августа, 2017, 23:17:17 »
Ну у меня была 4ка сплавная на нее ставил парус и центральный шверт после регулировки центровки ходила против ветра дай бог каждому парусному Правда еще был сделан паук под мачтой и растянут 4 мя тросами на концы поперечных балок набиты ванты все нормально конечно сплавные балоны ограничивают скорость порядка 10 км в час но против ветра ходил круто казалось то чуть не прямо против )))) Самое главное его перегружать нельзя то-есть если на сплаве это 4 гребца то с парусом это 2 а то будет плот  ;D
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

Дмитрий МГН

  • Сообщений: 282
  • Уважуха: +34/-5
  • Название: Кощей
  • Тип: пляжник
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #4 : 03 Августа, 2017, 08:25:28 »
Я так делаю, по имоему самый не геморойный вариант.
А вообще была у меня шестерка с латиной от вольного ветра, продал латину, купил швейную машинку и сшил гафель почти такой же площади, радует он меня гораздо больше чем латина.
"Страшно не то, что мы теперь взрослые, а то что взрослые теперь мы"
"Мысль не выраженная в тексте, не существует"
"Если кому-то дали «героя», то сто процентов кого-то другого нужно отдавать под суд."

bserg2

  • Сообщений: 1426
  • Уважуха: +114/-50
  • Тип: катамаран

Филиппыч

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +5/-0
  • Тип: Валдай-6
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #6 : 03 Августа, 2017, 11:43:59 »
Я так делаю, по моему, самый не геморройный вариант.
Я рассматривал вариант со швертом и, в первую очередь, вариант со ссылкой от bserg2 (всё равно, благодарю), однако с учетом наших привычек эксплуатации, а также практикуемого способа перевоза ката,
любая небыстросъемная конструкция  в центре каркаса заметно усложняет жизнь.
Труба (лучше разъёмная) с ручкой и два шверца по краям, быстрозакрепляемые на каркасе смогут быть идеальным решением.

Кстати, если учесть, что сплавник на одном баллоне не ходок по определению, асимметричные шверцы вряд ли осилю и мозгом и руками
то одновременное использование двух шверцев (а не одной, как по классике), кажется вполне себе разумным.
А значит и площадь одного шверта может быть поменьше (раза в полтора?).

Кстати, по площади планируется выйти на следующие параметры:
"Парусность" ката: грот (4,9м.кв.) + стаксель (2,5м.кв.) + собственная парусность баллонов (5м [баллоны 6м, но с носиками] х 0,4м [над водой] = 2 м.кв.)
Итого: 9,4 м .кв.
Требуемая площадь шверат (шверец) - 6% = 0,564
Требуемая площадь одного шверца = 0,564 / 1,5 = 0,376
Т.е. можно будет брать фанерины где-то 0,3мх1,2м
Как считаете, все более-менее верно?
« Последнее редактирование: 03 Августа, 2017, 11:46:23 от Филиппыч »

Дмитрий МГН

  • Сообщений: 282
  • Уважуха: +34/-5
  • Название: Кощей
  • Тип: пляжник
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #7 : 03 Августа, 2017, 12:07:49 »
Цитировать
любая небыстросъемная конструкция  в центре каркаса заметно усложняет жизнь.
Дк оно ж на двух болтах крепится, быстрее только на пальцах.
Цитировать
сплавник на одном баллоне не ходок по определению
Ну шестерка да, её просто винтом крутит, а двойка как нефиг на один баллон встает.
Цитировать
Т.е. можно будет брать фанерины где-то 0,3мх1,2м
Как считаете, все более-менее верно?
Много. Причем для латины там все вообще смешно, при слабом ветре скорости не хватает, чтобы перья работали, при сильном ветре жесткости конструкции чтобы паруса нести. У меня на шестерке стояло перо 1000х250, лавировалась также как бермуда без шверта. И это не на глазок, я реально на латине гнался за бермудой без шверта.
« Последнее редактирование: 03 Августа, 2017, 12:10:08 от Дмитрий МГН »
"Страшно не то, что мы теперь взрослые, а то что взрослые теперь мы"
"Мысль не выраженная в тексте, не существует"
"Если кому-то дали «героя», то сто процентов кого-то другого нужно отдавать под суд."

Филиппыч

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +5/-0
  • Тип: Валдай-6
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #8 : 03 Августа, 2017, 13:00:45 »
Цитировать
Дк оно ж на двух болтах крепится, быстрее только на пальцах.
  Да так. Основные минусы для меня в центральном расположении.
Шверцы за пределами обитаемого пространства, там же можно пристроить и рычаг (на одну из шверц прямо, к примеру)

Цитировать
её просто винтом крутит... не хватает ... при сильном ветре жесткости конструкции чтобы паруса нести
Не окончательно, но очень заметно помогает два диагональных троса на каркасе под палубой на тальрепах.
Естественно кручение остается (плоскость-то другая), но по опыту заметно меньше.

Цитировать
Много.... лавировалась также как бермуда без шверта
Извините, заранее, может быть я что-то недопонял, но пример, как мне показалось, подтверждает абсолютно обратное, а именно, что было "мало", во всяком случае, в описанном примере.
Т.е. если бы площадь была большей, то и качество лавировки было бы выше и "бермуда без шверта" имела бы меньше шансов.
Или не так?

Дмитрий МГН

  • Сообщений: 282
  • Уважуха: +34/-5
  • Название: Кощей
  • Тип: пляжник
Re: Шверцы на сплавном катамаране.
« Ответ #9 : 03 Августа, 2017, 13:36:27 »
Цитировать
подтверждает абсолютно обратное, а именно, что было "мало", во всяком случае, в описанном примере.
Согласен пример привел не корректный, это скорее к вопросу о бессмысленности латины и лавировки.

Большая лопата дает большое сопротивление, а две ваших лопаты это 1,5 квадратных метра не зеркальной поверхности. Они вас на лавировке будут больше тормозить, чем тащить на ветер. Чтобы примерно ощутить о каких силах идет речь, опустите человека по пояс за борт, и погребите сначала с ним, а потом без него. Хрен бы с ней со скоростью, но подъемная сила пера от скорости в квадратичной зависимости, т.е. на малых скоростях шверт сопротивляется дрейфу также эффективно как и рулит руль, т.е. не сопротивляется вообще. Поэтому засунув просто две огромных лопаты, вы получите выигрыш только на ветрах в которые вы не сможете эффективно нести паруса.
"Страшно не то, что мы теперь взрослые, а то что взрослые теперь мы"
"Мысль не выраженная в тексте, не существует"
"Если кому-то дали «героя», то сто процентов кого-то другого нужно отдавать под суд."