f Котоярви, Курилы-3
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Котоярви, Курилы-3  (Прочитано 15498 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 1957
  • Уважуха: +120/-24
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #10 : 21 Августа, 2017, 13:07:01 »
Ура! Поздравляю, что все живы и здоровы, лодка цела, и с получением нового опыта.
Легко могу себе представить, что сильный встречный ветер может заблокировать прохождение, при недостатке времени, тем более шторм.
Я обычно удивляюсь, когда везет с ветром.

Илья МГУ

  • Moderator
  • Сообщений: 3340
  • Уважуха: +306/-114
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #11 : 27 Августа, 2017, 11:13:31 »
В этом году прямые репортажи не получились. Я во время не дал указание бербазе, а сами не догадались, хотя письма с описанием наших приключений высылались довольно часто.

Попробую изобразить краткое эссе по путешествию.
В целом, до половины всё шло по плану, хотя и с некоторым скрипом. Сезон выдался тяжёлым, лето опоздало. На средних Курилах было туманно и холодно. Соотношение ходовых дней и вынужденных днёвок было терпимым, но с ветрами - полный пролёт. Вместо обещанного ЮВ с самого начала установился СВ, и так до конца. Перебираться от острова к острову старались когда потише, и в основном на моторе. Двигались на сей раз с охотоморской стороны островов, в отличии от 2011 года. Одна из главных целей путешествия - Ушишир была достигнута с опережением графика. Сбылась моя мечта - оказаться в кальдере о. Янкича в ясную погоду. Бывает там это крайне редко, но нам сразу выпало 1.5 солнечных дня.
 Переломной точкой маршрута оказался Матуа. Ниже привожу своё письмо от 8 августа:

"Привет...из бухты Броутона!

Догадываюсь,  какое изумление испытали наши родные и близкие, увидев
вчерашний  трек  "Котоярви"  на  портале  отслеживания местоположения.
Ведёт этот трек от бухты Айну о.Матуа до б. Броутона на о. Симушир. То
есть,  в  прямо  противоположном  направлении.  Единственную  весточку
которую  я  смог отправить, это короткую смс-ку с треккера. Что всё ОК
:) Смысл этого "ОК" был только один - спасать нас пока не надо.

 Прежде  чем  описывать наши приключения прошлых суток, спешу доложить
 главное - все  живы  и  здоровы.  Лодка цела и невредима, команда в полной
 безопасности.  "Котоярви"  обсох  на  галечном  пляже рядом с пирсами
 137-й  бригады. За водой для мытья посуды теперь надо ходить с ведром
 к морю, но это не очень расстраивает. Мы так мечтали о твёрдой суше и
 ровной палубе, что безоговорочно смирились с этим неудобством.
 Как мы тут оказались.
 Переговоры  с  военными  с  Двойной бухте быстро зашли в тупик. Иными
 словами,    нам    предложили    оттуда    мотать.  Согласно  "кодексу
 торгового  мореплавания"  мы  имели  полное  право  встать  к берегу,
 заправиться   водой  и  отстояться в непогоду на любом безопасном для
 нас  участке  берега,  будь там военная база, частные владения и т.д.
 Полоска  береговой  линии в 10м шириной, законно была "нашей". Но мои
 доводы и ссылки на законы были отвергнуты командиром экспедиции МО.
 Надо  отдать  ему  должное,  остатки  совести у этого человека всё же
 есть. Во всеуслышание,  т.е. на рабочем  16-м  канале  запросил прогноз
  погоды у буксира, стоящего на
 якоре  в  бухте.  Прогноз  был угрожающим. В районе полуночи приходил
 шторм  с  СВ. Так же было сказано, что место в бухте, где мы временно
 встали на якорь было опасным (под
 островом  Топорковый).  Островок защитил бы нас от волны, но никак не
 от  ветра.  Дно  этого  участка быхты заросло морской капустой. Стоит
 якорю  проползти несколько метров, как он перестаёт держать. Повторно
 его  отдать  уже  не  успеем.  Всё  они правильно нам рассказали. Вот
 только   вариантов  никаких не предложили. Единственное наше спасение
 - раскорячиться на 5 верёвках на пляже по прежнему было под запретом.
 Мы скачали свежий прогноз. Всё примерно как обещали моряки с буксира,
 но  чуть  сдвинуто  по  времени. Так или иначе, шторм будет. Куда нам
 деваться?  Варианто  немного.  Либо,  плюнуть  на  запреты  и лезть в
 драку  с  вояками,  либо прятаться за остров в бухте Айну. Я допустил
 ошибку  и выбрал второй вариант. Мы вышли из единственной более-менее
 безопасной  бухты  о.  Матуа и встали на якорь под берегом в ЮЗ бухте
 острова,  т.е.  в  б. Айну. Капитан буксира явно нам сочувствовал. Он
 сказал,  что  кроме  шторма  следует  опасаться ещё и боры, стокового
 ветра  ужасающей  силы,  который  регулярно  падает  с гор. Не соврал
 капитан, только что толку было от его предупреждений?
  В общем-то в Айну нет никакой бухты. Просто,
 ровный  участок  берега  с  песчанным пляжем. На карте есть речка, но
 подойти  к  берегу  невозможно  из-за  наката.  В  районе  10  вечера
 началось. Волны с берега не было, просто летела пыль. Под свист ветра
 и  бешены вой ветряка улеглись в спальники и попытались поспать. Сном
 это  назвать трудно. Скорее - временная защита от холода. Наш корабль
 мотало отжимным ветром. Якорь медленно но верно полз.
 Первый  срыв  с  якоря  произошёл  в  районе  полуночи.  Наш  любимый
 "адмирал" стоял насмерть, но не нашёл хорошей зацепки в мелкогалечном
 дне бухты. Вытащить якорь, периодически цепляющийся за всё подряд, да
 ещё  с канатом в 100 метров и капустой было неимоверно трудно, но всё
 же  это удалось. Удастся ли подойти к берегу? Получилось и это. Мотор
 на  полных оборотах, грот на последней полке рифов. Подошли ещё ближе
 чем  в  первый  раз  и  отдали  якорь.  "Адмирал" прополз метров 50 и
 забрал.   Мы   получили   отсрочку.   Надолго   ли?  Ветер  продолжал
 усиливаться.  К  шторму  подключилась  бора.  С  рассветом  ветер  не
 стих,всё только начиналось. В 7-00 раздался звук, похожий на выстрел.
 Якорный канат перетёрся в клюзе и лопнул. Нас быстро понесло в пролив
 Надежды.  Попытки  встать  под  берег  оказались  обречены. Мотор был
 бессилен.  Наш  грот  на 2-м рифе пытался помочь мотору, но даже этот
 крохотный  кусок парусины грозил перевернуть лодку весом в 2.5 тонны.
 Примерно  час  продолжалась  отчаянная  борьба  за берег, но все наши
 старания  были  обречены  на  неудачу.  Скорость  ветра померить было
 нечем,  вертушку анемометра выдрало с клотика и унесло с море. 25, 30
 м/с? Кто ж теперь знает.
 Нам  оставалось  лишь  отдаться  волнам  и  ветру  и  жить по их
 сценарию. Ветер дул с СВ, аккурат вдоль Курильской гряды. Идею встать
 на  пловучий  якорь  пришлось отбросить, иначе нас занесло бы в сулои
 пролива  Надежды.  Их  мощь  мы  ощутили даже в тихую погоду. Страшно
 представить,  чо там творилось в шторм. Единственное спасение - отойти
 от  гряды  на запад, и дрейфовать вдоль островов и проливов.
 Попробовали по разному перекладывать руль. Первый успех - управляемый
 угол   дрейфа   был   около  90  градусов, что вполне нас устраивало.
 Ситуация была под контролем. Мы
 могли  двигаться  вдоль гряды, управляя удалённостью от проливов. Где
 можно  прервать это бегство  на юг? Довольно быстро мы поняли, что до
 Симушира зацепиться не за что. 65 миль - вынь и положь.
  Почему, объяснять долго, но это так. И
 мы  пошли  на Симушир. Сначала на голой мачте, 5-7 узлов, потом стали
 добавлять  стаксель.  Ветер  то  стихал,  то  усиливался. Кругом было
 штормовая    волна    усиленная  сулоями.  Даже  в  безобидных  ранее
 проливах,  совокупность сулоев со штормовой волной впечатляла. Мы шли
 подальше от опасных мест, но всё же ощутили эту мощь стихии. В целом,
 дрейф  был  полностью  под  контролем. Наща корабельная жизнь вошла в
 привычное  русло.  Вахты,  готовка пищи, чай и кофе. Проштормовав две
 ночи  и  день,  в  5  утра  мы  вошли  в  б. Броутона. После минувших
 приключений  кажется,  что  попали  в  рай. Женщины затевают пироги с
 капустой. Готовим праздничный банкет в честь спасения.

 Ну и о грустном. Первоначальная миссия провалена. Ещё ведутся споры о
 планах, но только по инерции. Вперёд идти нельзя. Главный исчерпанный
 ресурс  - топливо. Ветра всё время встречные, других не было с самого
 начала.  До  Курильска мы на том что осталось с большим запасом, даже
 без   ветров.   До  Севкура  не  хватит  никак. Это - не единственное
 препятствие  для  движения вперёд. Сезон 2017 выдался крайне тяжёлым.
 Плавание  2011 года теперь кажется детскими игрушками, по сравнению с
 настоящим путешествием.
  Рабочая версия - возврат на
 Сахалин   через   Курильск. Это гораздо безопаснее, поскольку на всех
 южных  островах  мы  знаем надёжные бухты. Первая надёжная зацепка на
 севере,  это  Парамушир.  Из  всех  остальных  мест  мы можем слететь
 обратно  на Симушир по уже описанному сценарию. Времени теперь много,
 погоды будем выбирать крайне придирчиво.
  Главная проблема - придётся  обменять
 авиабилеты.    Придётся    озадачить    этой    проблемой    бербазу.
 Предположительно - Илюху Воробьёва. Ему отпишу отдельно.
Пока всё, плавание продолжается."

Разбор полётов.
Военные конечно не правы, но шанс зацепиться за Матуа у нас всё же оставался. На острове был Е. Верещага из камчатского РГО. Он на короткой ноге с военными, мы же с ним с ним знакомы по 2011 году. Думаю, он реально мог нам помочь, выступив посредником в переговорах. К сожалению, Верещага в тот день был не на связи, он гулял по острову со своей группой. Диспетчер на Матуа обещал с ним связаться и обеспечить нам сеанс связи. Судя по всему, эту просьбу он выполнил. Последнее что мы увидели после срыва с якоря - автомобильные фары на берегу бухты Айну, потом ещё и сигнальный костёр. Думаю, вояки всё же чуток призадумались над случившимся.

Почему мы пошли на Симушир?
Следующий остров на юг от Матуа, это Расшуа. Остров совершенно неприступный, спрятаться за ним проблематично. В непогоду в гор всегда падает бора, никаких бухт там нет в принципе.  Прятаться на якоре в бору мы уже пробовали (результат описан выше).Примерно то же самое можно сказать и про Кетой. Посередине между ними - Ушишир. Туда не светило по двум причинам - нет пресной воды ( нас уже поджимало), и риф на входе в кальдеру. В тихую погоду там нормально, но в шторм можно и вовсе не зайти.

В принципе, от Симушира уже ближе Петропавловск, нежели Сахалин. Это если учитывать только расстояние. Но в имеющимися ветрами это не так. Прогноз был неутешительным ещё на 4 дня. Потеря этих 4-х дней оказалась последней каплей для принятия решения. На третий мы вышли из Броутона и  пошли на юг. Обратная дорога была лёгкой, с ветрами от бакштага до фордака. Дошли до Курильска и с большим опережением по графику ушли на Сахалин. 
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Евгений

  • Сообщений: 4312
  • Уважуха: +179/-72
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #12 : 27 Августа, 2017, 14:56:43 »
Да, ребята, у вас с Вадимом  настоящие морские плавания. 

Илья, а можно поболее цифр за силу ветра, волнение, чтобы понять возможности наши.
« Последнее редактирование: 27 Августа, 2017, 14:58:45 от Евгений »

Просто ТУРИСТ

  • Сообщений: 2911
  • Уважуха: +131/-148
  • Название: АТАКА
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #13 : 27 Августа, 2017, 15:41:38 »
 Илья ! Кошечка жива !? Кого утопили , Адмирала или Данфорта  !? Эх Серёга , Серёга , не уберег корабельное имущество от сил природы !  :'(
Клятвы данные в штормовую погоду,очень быстро забываются в тихую.Погоду и Родину, не выбирают.

bserg2

  • Сообщений: 1426
  • Уважуха: +112/-50
  • Тип: катамаран
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #14 : 28 Августа, 2017, 00:53:21 »
Илья, не будете переосмысливать мощность мотора? Чтобы под голым рангоутом можно было двигаться против достаточного сильного, штормового ветра?
Я пару раз попадал в сильные шквалы, когда вода, пена, всё летит строго горизонтально, но у меня катамаран маленький, без рубки и чисто моторный, ход сильно замедлялся но не до нуля, я мог медленно двигаться в нужном направлении.


Не хотел тут писать, но на языке вертится, недавно мы с вами дискутировали о возвышенных вещах, о патриотизме и окружающих врагах,  я тогда еще приводил свой опыт, в 2009 меня с командой пограничники погнали в Охотское море по погоде совсем
не соответствовавшей нашему судну. 
Теперь у вас есть похожий опыт. Понимание что наши военные охраняют территорию в частности и от вас тоже не приходит?
Да, должно было сработать членство в РГО, связи, но видите, бывают накладки. Представьте как быть "простым" людям.
Думаю я не ошибусь, если скажу что для того, чтобы путешествовать по России и не по банальным, а по действительно интересным местам, в настоящее время не достаточно быть членом РГО, очень желательно быть или иметь в команде полковника ФСБ или повыше.  Кстати в 2006 году ходил в длительный поход по Сибири с майором фсб, правда помогает, только проблемы наклёвываются (там золотодобыча в районе была) как раз, и их уже нет.
Вот я после того случая в 2009 семенил направления своих походов и теперь стараюсь ходить за границей. Пока с иностранными военными проблем не возникало ни разу, но наоборот помощи и заботы о нашей безопасности было много.
Вот я тоже патриот, в том смысле что хочу чтобы России армия ценила жизнь своих граждан (и вообще любых) в первую очередь. Я понимаю, что конкретные военные тут почти не причём (хотя если раздуть в сми то тоже может быть наукой), военные выполняют приказы и инструкции.
 
В любом случае преклоняюсь перед вашим опытом, у вас очень интересные походы.
А трудности, они делают поход только насыщенней и интересней.
Главное команда.


Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4001
  • Уважуха: +209/-194
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #15 : 28 Августа, 2017, 01:50:08 »
Я понимаю, что конкретные военные тут почти не причём (хотя если раздуть в сми то тоже может быть наукой), военные выполняют приказы и инструкции.
Тут как раз таки причем только и исключительно "конкретный военный", нихрена не шарящий в документах, которыми должен руководствоваться. И их, этих документов, иерархии. Живущий и служащий по принципу "как бы чего..."
И который отдал свое распоряжение вопреки положениям минимум двух документов, имеющих ранг Федерального Закона РФ.
Впрочем, чему удивляться. На Матуа вряд ли отправят "отличника боевой и политической подготовки".

Илья МГУ

  • Moderator
  • Сообщений: 3340
  • Уважуха: +306/-114
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #16 : 28 Августа, 2017, 02:46:46 »
Илья, не будете переосмысливать мощность мотора? Чтобы под голым рангоутом можно было двигаться против достаточного сильного, штормового ветра?

Нет, не буду. Есть некий оптимум, и я к нему близок. Ни 25, ни 45 сил против боры не выгребут.

Не хотел тут писать, но на языке вертится, недавно мы с вами дискутировали о возвышенных вещах, о патриотизме и окружающих врагах, ...

Сергей, ну о чём тут дискутировать? Я и раньше, и в этот раз и в следующем году буду бороздить просторы Родины. И ни разу не променяю их ни на ЮВА, ни на Европу. Мне тут лучше, и ША. Каждому своё.
 История на Матуа учтена на будущее. Не сомневайтесь, в следующий раз я высажусь на берег, заправлюсь водой и погуляю по острову. Просто, добавится ещё один пункт в подготовке.
 Больше всех в этой истории виновата ФСБ. Давая разрешение на Матуа, погранцы были обязаны потребовать визу МО.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Корней

  • Кто тут?
  • Сообщений: 52
  • Уважуха: +6/-2
  • Только вперёд!
  • Название: Туран
  • Тип: Tangoboat
  • Номер: 1387
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #17 : 28 Августа, 2017, 07:44:36 »
С нетерпением буду ждать видео о походе...
Старый мой хороший друг - нам предстоит дорога!

Ber

  • Сообщений: 2866
  • Уважуха: +98/-42
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #18 : 28 Августа, 2017, 10:12:46 »
  Больше всех в этой истории виновата ФСБ. Давая разрешение на Матуа, погранцы были обязаны потребовать визу МО.

   Тут всё несколько сложнее и проще одновременно, у пограничников своя зона ответственности у военных своя. Погранцы должны знать где вы и куда идете, остальное их не касается. К пуговицам претензии есть? Лодка на Гавайи не ушла? Не ушла, тогда вопрос не к ним.
   У нас была похожая ситуация в 15-м году, на рейде Островного. Пограничники остановили, досмотрели, показали у каких островов рыба клюет и сфоткались на фоне нашей лодки. А вот военные так на внутренний рейд и не пустили, у них свое начальство.
   В этом году тоже было интересно: заповедник разрешения на проход  через свои воды не дал, а нам то нужно идти, время поджимает, вот и мы и встали на заповедном острове. При этом каждый день мы докладывались МЧС, а им абсолютно все равно, где мы стоим, главное чтобы были и не тонули.
   Ведомства у нас пока взаимодействуют плохо, хотя иногда это у лучшему.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

waldgeist

  • Сообщений: 633
  • Уважуха: +34/-8
  • Леонид
  • Название: Эйяфьядлайёкюдль
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М 829
Re: Котоярви, Курилы-3
« Ответ #19 : 28 Августа, 2017, 10:53:23 »
Переговоры  с  военными  с  Двойной бухте быстро зашли в тупик. Иными
 словами,    нам    предложили    оттуда    мотать.

Я в такой ситуации в море бы не вышел, женщины и дети в команде..
Если бы начали загонять в море прикладами, тут уже другой разговор..