f Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского  (Прочитано 1164 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Ну, наконец-то я это сделал!
СРАЗУ ССЫЛКА НА ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=ahI6kllVVm0

Задачи ставились такие:
1. минимальный вес и объем ПВ (со шверцем и рулем)
2. простота и ремонтопригодность конструкции в полевых условиях
3. ПОВТОРЯЕМОСТЬ конструкции.

Пояснения по пунктам. Байдарка должна оставаться мобильной, т.е. один человек должен быть способен доставить её и свой комплект снаряжения от дома и до стапеля, не проклиная при этом всех богов. В идеале, упаковка байдарки без паруса не должна никак отличаться от упаковки с парусом, не считая приемливого увеличения веса. Кроме этого, узлы и соединения должны быть продуманы так, чтобы минимальными усилиями "в поле" можно было изготовить мачту и рею и поставить их на место, т.е. чтобы не требовалась долгая доводка. Ну и последнее - любой желающий должен иметь возможность повторить конструкцию, не охреневая от поиска редких комплектующих. К примеру, я до сих пор не знаю, где найти материал для руля и шверца, который использовался у Дубовского.

В процессе долгих и мучительных метаний родился ряд технических решений, на мой взгляд - местами изящных.

1. Руль
Крепление руля к корпусу сделал так: прямо в штевне, сквозь резиновую полосу просверлил два отверстия, на которые нержавеющими винтами М6 закрепил скобу из 2мм алюминиевой полосы (продаётся в метизах хлыстом 2м) с отверстиями под ось руля. Проложил изнутри и снаружи по шайбе М6х25, плюс гроверная, затянул барашками. Этот элемент я не снимаю, он очень компактный, байдарка сворачивается прямо с ним. Это был один из самых трудных вопросов - надежно закрепить ось руля к корпусу, не нагородив при этом всяческих сложных конструкций. На всякий случай уточню - к алюминиевой трубе, которая формирует штевень, ничего не крепится - она встравляется как обычно, единственное - давит изнутри на головки болтов.

Рулевая штанга изготавливается из той же алюминиевой полосы. Баллер крепится к ней на два уголка с помощью пары болтов М5, также через шайбу+гровер. К краю рулевой штанги с помощью такелажной скобы крепится кусок алюминиевой трубки подходящего диаметра. В трубке сверлится отверстие. Румпель легко может быть изготовлен в полевых условиях - палка обтачивается под диаметр трубки, вставляется, фиксируется через отверстие сбоку саморезом с круглой петлёй вместо головки (легко закручивается пальцами).

2. Мачта
Мачта изготоваливается в походных условиях. Комплект вант устроен так: шайба прикручивается к верхушке мачты тем же саморезом с петлёй (предварительно можно усилить верхушку мачты шкертиком или электротехническим хомутом, чтобы не расщепилась). В шайбе проделаны 4 отверстия, в которые вставлены 4 закручивающихся карабинчика. К карабинчикам закреплены ванты, оканчивающиеся быстросъемным карабином с зубом. К петле самореза в дальнейшем крепится рея. Снизу мачта также усиливается, и с двух сторон в нее вкручиваются ещё два самореза с петлёй, через которые она крепится к площадке на деке. Ванты регулируются так, чтобы мачта свободно болталась, отклоняясь от вертикали на 30-40 градусов без нагрузки.

3. Рея
Изготавливается в походных условиях) Для фиксации паруса на концах используются саморезы с петлей. Я использовал относительно дорогую анодированную алюминиевую трубку с толстыми (>1мм) стенками, её погнуло. Деревяшка (опробовал на Щуке на Белом море) бесплатна, и её можно сделать ОЧЕНЬ надежной без необходимости нести лишний вес до стапеля.

4. "Усы" паруса (усы-гики у Дубовского)
Изготавливаются из трубы Д16Т 16х1мм. Продаётся хлыстами, надо два куска по 3м. Нарезаются кусками по метру (габариты будущего каркаса в сложенном виде).
В качестве заглушек на торцах используется стандартные алюминиевые электрические наконечники под обжимку - типа ТА25. Диаметр подбирается в магазине, чтобы они легко входили в трубку. Этот элемент является расходным в случае его обычного применения, поэтому стоит недорого. Аналогично, для соединения метровых кусков дуг между собой используются такие же обжимные электрические гильзы, ГА25. Не нужно пытаться приспособить для "усов" каркас от палатки - его жёсткости недостаточно для комфортной фиксации паруса при порывах ветра. Дуги из 16й трубки отлично держат форму под нагрузками, позволяя развернуть парус в сложных условиях, в то время как палаточные дуги могут просто сложиться вдвое. На наконечниках ТА25 есть отверстия, через которые с одной стороны две дуги соединяются карабином в галсовый угол, а с другой стороны - крепятся и растягиваются шкотовые углы паруса.

5. Крепления на корпусе
К корпусу клеятся стандартные элементы для ПВХ-лодок:
- два рыма (или полукольца) в районе носа - для крепления галсовых блоков
- два держателя для весла 27мм - для шверц-балки
- какой-либо элемент (в моём случае полукольцо) на деку для крепления мачты

6. Шверц-балка
Это решение я считаю гениальным) Опыт со Щукой в тяжелых ветровых условиях показал, что большой шверц подвергает узел своего крепления огромным нагрузкам. Обычно используется два варианта - крепить шверц к каким-то элементам, наклееным на корпус (и он пытается их вырвать за счёт рычага при нагрузке), либо надеть шверц на шверц-балку, и тогда этим нагрузкам подвергается точка контакта шверца и балки. Проблемы усиливаются, если лодку наваливает на препятствие. Я придумал более безопасный вариант для надувнушек. Два крепления весла клеятся сверху на баллоны (так, чтобы весло можно было защелкнуть поперек лодки). Сверлятся насквозь так, чтобы шверц-балку, защёлкнутую в крепления, можно было зафиксировать насквозь длинным шплинтом. Шверц-балка по длине должна быть меньше, чем ширина корпуса лодки. К её краям сквозь отверстия цепляются карабины. Шверц крепится к ним с помощью быстросъемного карабина, и за счёт слабины двух соединенных карабинов свободно поворачивается в любую сторону. В рабочем положении шверц опирается широкой плоскостью на баллон лодки, распределяя давление, а основные силы, усиленные рычагом, равномерно приложены к двум приклееным на корпус пятакам посредством шверц-балки, причём "на сдвиг". Быстрая прикидка говорит, что при возникновении экстремальных нагрузок (например, лодку навалило шверцем на препятствие) - скорее сломается шверц, чем крепления балки к корпусу.

7. Бегучий такелаж
Представляет из себя два фала и два шкота в виде цельной веревки. Середина веревки фиксируется на галсе, концы проводятся через фаловые блочки, закрепленные на паре передних рымов (ко второй паре рымов рядом крепятся ванты), затем идут к двум уткам для фиксации фалов, затем - к двум уткам для фиксации шкотов, затем через блочки для шкотов и крепятся к карабину, к которому уже крепится парус посредством тройной веревки. Вместо уток, для быстрой фиксации и отпуска фалов и шкотов я использую хитрые карабины, которые напоминают шкотовые фиксирующие устройства для небольших яхт. Покупались в "Снаряжении", называются CamJam cord tightener  https://www.niteize.com/product/CamJam.asp.
« Последнее редактирование: 11 Мая, 2017, 21:18:24 от narical »

Дед

  • Сообщений: 4425
  • Уважуха: +194/-222
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Re: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
« Ответ #1 : 11 Мая, 2017, 15:22:23 »
Амудсены-полярники!  :-\Дуба не давали там? ::) - кое где вроде лёд в заливах...  :oА CamJam - весьма забавные карабинчики... какая у них предельная нагрузка?
« Последнее редактирование: 11 Мая, 2017, 15:24:53 от Дед »
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

MaxZZZ

  • Сообщений: 1573
  • Уважуха: +111/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Re: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
« Ответ #2 : 11 Мая, 2017, 15:34:50 »
Ну что сказать. Смотеть на это холодно, но молодчаги вы, красавцы! Еще бы трек с лавировкой выложили. Площадь паруса сообщили. И замеры скорости  и их зависимость от загрузки, направления к  ветра, волны.
Цель не мотивирует, если при ее достижении не меняется стиль жизни

Дед

  • Сообщений: 4425
  • Уважуха: +194/-222
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Re: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
« Ответ #3 : 11 Мая, 2017, 16:09:54 »
! Еще бы трек с лавировкой выложили. Площадь паруса сообщили. И замеры скорости  и их зависимость от загрузки, направления к  ветра, волны.
- не, они первопроходцы-нансенны - это им не престало! хорошо что не на собаках!
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
« Ответ #4 : 11 Мая, 2017, 20:27:46 »
Амудсены-полярники!  :-\Дуба не давали там? ::) - кое где вроде лёд в заливах...  :oА CamJam - весьма забавные карабинчики... какая у них предельная нагрузка?
Ну, когда дошли до Большого Черного от Березово, байдарка была покрыта льдом. И еще в видео не вошли кадры, когда снежный шторм обошел нас с флангов, перекрыв видимость во всех направлениях до нуля - у меня на шее висел компас, и я успел взять азимут, чтобы держать курс без ориентиров.  Но это длилось недолго. Замерзли только в первую ночевку - во время второй уже позаботились: успели набрать дров, повесили тент закрыв от ветра костер, нагрели воды, матрос кинул бутылку в ноги в спальник, на ночь накрыли палатку тентом, в тамбур положили нагретые в костре камни.

Про карабины не в курсе.

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
« Ответ #5 : 11 Мая, 2017, 20:36:36 »
Ну что сказать. Смотеть на это холодно, но молодчаги вы, красавцы! Еще бы трек с лавировкой выложили. Площадь паруса сообщили. И замеры скорости  и их зависимость от загрузки, направления к  ветра, волны.
С лавировкой пока похвастаться особо нечем, трек не писали, скорость не замеряли. Ветра хотелось побольше если честно))
Площадь паруса 4,5 квадрата. Я пока не приноровился его настраивать, и очень не хватало колдунчиков, приходилось рожей вертеть.
Отчасти проблема была в шверце - надо резинкой его вертикально ставить, вечно всплывет. На видео мы шли в бакштаг, поэтому он периодически болтался без дела

Утлюк

  • Сообщений: 1217
  • Уважуха: +71/-42
Re: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
« Ответ #6 : 11 Мая, 2017, 20:47:01 »
Площадь паруса 4,5 квадрата.
А угол между "усами"?

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Хатанга 3 Travel с парусом Дубовского
« Ответ #7 : 11 Мая, 2017, 21:02:00 »
Площадь паруса 4,5 квадрата.
А угол между "усами"?
Я без понятия, они же не прямолинейные. Изначально это треугольник 3х3х2.8, две стороны которого выгнуты дугами.