f Цанговая обжимка для усадки труб
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Цанговая обжимка для усадки труб  (Прочитано 2765 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Филипп

  • Сообщений: 1794
  • Уважуха: +196/-119
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #20 : 10 Февраля, 2017, 14:09:11 »
https://youtu.be/XQpOE_2VKCc такого типа? За раз имхо при тонкой стенке есть риск смятия стенки. Отпускать концы в условиях данного бюджета не получается. Проще набор колец прогнать по неотпущенной трубе.

Никанор Воронежский

  • Сообщений: 8148
  • Уважуха: +233/-303
  • Анша Абдуль
  • Название: Торнадо был.
  • Тип: Сейчас Ямаха ттр-250
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #21 : 10 Февраля, 2017, 14:23:03 »
Илья. А на токарном станке нельзя их просто укатать?

Никанор Воронежский

  • Сообщений: 8148
  • Уважуха: +233/-303
  • Анша Абдуль
  • Название: Торнадо был.
  • Тип: Сейчас Ямаха ттр-250
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #22 : 10 Февраля, 2017, 14:29:21 »

Илья МГУ

  • Сообщений: 3781
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #23 : 10 Февраля, 2017, 15:20:55 »
https://youtu.be/XQpOE_2VKCc такого типа? За раз имхо при тонкой стенке есть риск смятия стенки. Отпускать концы в условиях данного бюджета не получается. Проще набор колец прогнать по неотпущенной трубе.

Гы-ы-ы... Филипп, ну как тебе такое в голову могло придти?! Ты же - недояхтер! Всё проще в 10 раз. Оснастка делается на токарном станке за вечер. Чуть позже выложу чертёж.
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Илья МГУ

  • Сообщений: 3781
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #24 : 10 Февраля, 2017, 15:50:29 »
Кароч: два куска водопроводной трубы по полметра длиной. Диаметр такой, чтобы осаживаемая труба была меньше на пару см по диаметру. Оба куска надо ровно отторцевать на токарнике. Матрица - сталь (любая). Точили их разной длины, обычно 20-25мм (какая была заготовка). У матрицы надо сделать пологий заход и небольшую выходную фаску. Всё это делалось от балды, на глаз. Остаточный цилиндрический участок матрицы, около 5мм. Матрица прихватывается к обойме тремя точками. При замене, просто их срезали и прихватывали другую. Направляющая втулка - из чего есть под рукой. Мы делали деревянные, фанерные и из винипласта. Она туго вставляется в конец обоймы. Труба входит в направляющую втулку с небольшим зазором. Если делать без втулки, стык при осадке искривляется.

Концы труб надо отжигать. Стык при этом получается на 1-2 десятки меньше чем матрица. Слезает легко, только тюкнуть молотком, и готово. Если не отжигать трубу, задолбаешься стаскивать. Я отжигал в муфеле. Напихивал туда концов труб (сколько влезало), затыкал торцы чтоб не дуло, завешивал дверку стеклотканью. 410 градусов, на часок. Можно и горелкой с мылом.

Чем давить. Два варианта: Домкратом о балку перекрытия или перфоратором. Последний способ более прогрессивный, последние осадки я делал перфом. Упираешь матрицу в тяжёлую чушку, и через защитную втулку долбишь перфом в торец трубы. Усилие при осадке, примерно 1.5 тонны на трубе 50х2. Матрицу обязательно мазать маслом, иначе будут задиры!
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Филипп

  • Сообщений: 1794
  • Уважуха: +196/-119
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #25 : 11 Февраля, 2017, 00:34:31 »
Спасибо Илья за ценный совет. Получается у меня все есть кроме муфельной печи, а отжиг - ключевой момент. Собственно все перечисленные проблемы у меня были - и искривление и труба не выталкивается из неотожженной трубы. 410 градусов это для д16т?

Илья МГУ

  • Сообщений: 3781
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #26 : 11 Февраля, 2017, 13:16:36 »
Спасибо Илья за ценный совет. Получается у меня все есть кроме муфельной печи, а отжиг - ключевой момент. Собственно все перечисленные проблемы у меня были - и искривление и труба не выталкивается из неотожженной трубы. 410 градусов это для д16т?

Я осаживал АМГ6, АМГ3. Дюраль пробовал не я, но тоже всё ок. 410, это рекомендуемая температура отжига Д16. Думаю, что у остальных сплавов рекристаллизация примерно при тех же температурах. Я не контролировал температуру самой трубы, а просто выставлял термостат на 410. Фактическая температура наверняка была меньше из-за утечки тепла вдоль по трубе. Но вполне такого отжига хватает.

В до-муфельную эпоху я использовал для отжига труб насадку на кровельную горелку. Для реализации нужен воздушный компрессор.
Насадка - конус из тонкой нержавки длиной 400мм, диаметр на входе 100, на выходе 60мм (всё примерно). Горелка вставляется в широкую часть конуса и фиксируется тремя лапками с винтиками. С той же стороны что и горелка, в конус вводится нержавая трубочка мм8, которая через  кран подключается к компрессору. Регулируя краном расход воздуха, надо установить температуру 430-450 С (контролировать при помощи тестера с термопарой).  В итоге, получается могучий фен мощностью 5 кВт и большим расходом воздуха. Конец трубы 60х2 нагревает очень быстро.

ЗЫ: матрицу я нарисовал излишне красивой. Реально, делали проще. Сначала протачивали калибр (цилиндрическую часть), потом делали конус градусов 40-60. Надо поймать такой угол, чтобы наружный диаметр конуса был больше диаметра трубы на пару миллиметров, и при этом оставался цилиндрический участок миллиметров 5-8. Ступеньку сглаживали шкуркой и напильником при вращении в станке. Полировать ничего не надо, шероховатости не самой грубой шкурки достаточно. Обязательно делать выходную фаску и её тоже зализывать шкуркой! Достаточно небольшой, 0,5-1мм. Главное, чтобы не было острой кромки.

Процесс абсолютно стабильный. Не припомню ни одной неудачи.
« Последнее редактирование: 11 Февраля, 2017, 13:24:23 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

Филипп

  • Сообщений: 1794
  • Уважуха: +196/-119
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #27 : 11 Февраля, 2017, 14:17:37 »
Ну с горелкой, наверное, это лишка уже. С печкой выйут те же затраты в итоге. Но способ регулировки температуры интересный. Ещё тогда интересно про разницу в усадке на 1-2 десятки для отожженной и неотожженной труб именно из д16т. Хотя, наверное, это я сам смогу выяснить. Сейчас посмотрел свои кольца. Они из какой-то хорошей стали с термообработкой, но размеры другие. Толщина 10мм, заход-выход есть, но цилиндрический участок практически отсутствует. Делали от балды, чем руководствовались не помню уже. Чем это может быть плохо?

Илья МГУ

  • Сообщений: 3781
  • Уважуха: +292/-106
  • Название: "Котоярви"
  • Тип: большая байдарка
  • Номер: М597
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #28 : 11 Февраля, 2017, 18:18:44 »
...... Чем это может быть плохо?

Скорее всего, ничем не плохо. Цилиндр нужен для того, чтобы при зализывании радиуса точно сохранить диаметр матрицы. Второе назначение - нет ухода размера при износе. Контактирует с материалом только "критическое сечение". Если оно уползает из-за износа, диаметр остаётся прежним. Правда, мы делали из чего попало. Никаких хороших сталей с термообработкой. Был попадос с чугуном - матрица разлетелась как граната Ф-1 :)
Несколько смущает длина твоих матриц. Есть опасение,что из-за короткого перехода стык будет искривляться. Но не факт, надо пробовать.

Кроме осадки труб, их можно ещё и расширять. Инструмент (распердоливатель) - труба длиной полметра. С одной стороны - деревянная направляющая, с другой - стальной пуансон. Задавливается в трубу деревяшкой вперёд. Профиль пуансона - аналогично матрице. Такой штуковиной я правил мачту Котоярви. С завода все секции были разного диаметра, одни болтались, другие не лезли. За вечер все секции подогнал идеально. Делал без отжига, поскольку перепады диаметров были в пределах миллиметра.
« Последнее редактирование: 11 Февраля, 2017, 18:21:35 от Илья МГУ »
"Лучше нет для нас призванья, чем бесплодные скитанья..."      Ю. Визбор

bserg2

  • Сообщений: 1333
  • Уважуха: +92/-41
  • Тип: катамаран
Re: Цанговая обжимка для усадки труб
« Ответ #29 : 11 Февраля, 2017, 18:42:12 »
а можно как-то оценить падение прочности состыкованной трубы, если применяется осадка?
и вообще есть ли падение прочности?
допустим на изгиб и на сжатие.