f Первое судно: катамаран или тримаран (применительно к сибкатам)
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Первое судно: катамаран или тримаран (применительно к сибкатам)  (Прочитано 5891 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Иван

  • Сообщений: 5
  • Уважуха: +0/-0
Доброго времени года всем формучанам!
Планирую примкнуть к вашим рядам. Цель: семейные путешествия под парусом. Акватория для начала - Волга, Ладога. Дальше Байкал, Белое море и как пойдет... Команда: папа, мама, дети (мелкие). Иногда, возможно незначительное дополнение друзьями, братьями/сестрами подросткового возраста. Т.е. минимум 2 взрослых (чаще с детьми), максимум пусть будет 4 взрослых + пара детей.
Походного опыта полно, парусного пока нет совсем. Планирую сначала учиться, потом начинать с малого.
С производителем определился - смотрю в строну моделей А.П.Кулика. В первую очередь за счет "заточенности" под автонмность. В регатах участвовать пока не планирую.
С размером, скорее всего, тоже определился. Из представленной линейки судов по размерам, весу (в части транспортировки и вытаскиванию/затаскиванию на берег силами 2-х взрослых) и цене под обозначенный параметры подходят 21 футовые лодки.
Остался еще один важный вопрос: тип судна катамаран (СК-21) или тримаран (ФГ-21)? Статью о сравнении на сайте читал, в общем разницу представляю. В пользу катамарана большая палуба, обитаемость, отсутствие крена в стояночном положении (готовить на борту удобнее). С детьми это все значительные плюсы. В пользу тримарана - большая безопасность. Это важно для неопытного пока экипажа. Прошу советов знающих людей.
« Последнее редактирование: 16 Января, 2017, 01:08:51 от Иван »

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4666
  • Уважуха: +197/-180
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
В пользу катамарана большая палуба, обитаемость, отсутствие крена в стояночном положении (готовить на борту удобнее). С детьми это все значительные плюсы. В пользу тримарана - большая безопасность. Это важно для неопытного пока экипажа.
Первое утверждение неверно  :)  - у трима палуба больше и обитаемость лучше.
Аутригеры у куликовских тримов сравнительно невысоко задраны, так что ходовой крен невелик, а стояночный (если не на якорной стоянке) вообще отсутствует, т.к. на аутригерах прицеплены кили-скеги, и на мелководье он ими упирается в дно/берег, т.е. стоит на всех трех "костях".
Хотя нафига, стоя у берега, готовить на борту - не совсем понятно  :) .
Главный же плюс трима (что Вы также отметили) - по меткому выражению одной капитанши тримарана, "когда на катамаране экипаж уже вовсю откренивает и выделяет адреналин, на подветренном аутригере тримарана еще безмятежно заваривают чай".
На тримаране действительно спокойнее, его кильнуть сложнее, хотя бы тупо по причине практически вдвое большей ширины, по сравнению с катом аналогичной длины и парусности. Но слишком расслабляться тоже не надо, возможно всё, стихия ошибок и пренебрежительного отношения не прощает.


Минусы тримарана: бОльший вес, бОльшая трудоемкость и продолжительность сборки/разборки, более высокая цена.

Ber

  • Сообщений: 2865
  • Уважуха: +90/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Думаю с катамараном вам будет проще. Но 4-ро взрослых плюс 2-е детей, на 21-ом будет тесновато в автономном походе. Посоветовал бы 24-й, но дюже он дорог ноне, да и весит изрядно.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Ходил на Ск 20 кат, для двое взрослых, двое детей (8 и 1) и две лайки - тесно и по загрузке автономно на 2-3 недели впритык выходит.  Таскать 20 ку на берег конечно легче, но это не особо нужно если планировать стоянки заранее. Достаточно носы или корму высунуть.
Еще вопрос как возить, я таскал на крыше транспортера и одному грузить упаковки по 35-40 кг было не комфортно

waldgeist

  • Сообщений: 624
  • Уважуха: +29/-7
  • Леонид
  • Название: Эйяфьядлайёкюдль
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М 829
24 нужно брать, не меньше..
Цена правда неподъемная... :-(
Трое взрослых + двое детей + вещи и еда на две недели, я постоянно перегружен на своем тайфуне, в этом году укомплектовал своим вторым матросом второй экипаж и дело немного поправилось.. А у вас если планируется четверо взрослых + дети.. Для 21 это многовато, на Ладоге я видал перегруженные каты, зрелище не из приятных.. 
Сам не так давно под (свои) паруса встал, по форумам шарил и нашел часть тайфуна за небольшую сумму, недостающие  части за зиму легко достроил, так как лет десять занимался ремонтом (тритоновских) изделий..

ГШ

  • -
  • Сообщений: 4059
  • Уважуха: +200/-141
  • Название: SALACIA
  • Тип: Sunwind 20
  • Номер: М 150, -
2007-11 г.г. ходил на ФГ 18, 10 г. один, остальные свдвоем с женой. Последние походы были довольно серьезные - Скагеррак, Лофотены. Вдвоем - хорошо. Постепенно отказались от берегового лагеря, стали делать лагерь только на дневках. Вдвоем в палатке вполне комфортно, +мелкий ребенок - полагаю тоже терпимо, подросток или третий взрослый - нужен береговой лагерь, ходить можно, но идти будет тяжелее. Вчетвером тоже можно - как, формально, и на Тайфуне, полагаю примерно с той же скоростью и удобствами/неудобствами. Вообще, по походным качествам имхо лодка близка Тайфуну при условии переоборудования последнего (рубка). Но был прецедент, где-то тут в форуме - четверо мужиков уселись для гребли на аутригеры (выходили при навальном ветре из речки, не то на Ладоге не то на Онеге) - и крайнюю поперечную балку несколько погнули.
А по числу корпусов - за тримаран, однозначно. На ходу ощущение гораздо большей надежности. Ну и, на худой конец, тримаран превратится в катамаран и на нем еще и двигаться как-то можно будет, а уж жить - точно. А во что катамаран превратится. сами понимаете.
Григорий Шмерлинг

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 1776
  • Уважуха: +60/-68
  • Название: БУСЫЙ
  • Тип: Катамаран
  • Номер: АХ-3
На 4х взрослых удобней иметь два катамарана СК-18 например или подобных им измерениям их и таскать проще и при случае поделить можно ,а любой монстр требует команду которая может не всегда собраться в определенное время в отпуске . Детей на двух катах тоже удобней распихивать . Да и по безопасности плаванья два лучше . Если чисто для туризма то рассматривал бы или Альбатросы или СК-18.   
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

vitalya

  • Сообщений: 338
  • Уважуха: +10/-3
СК- 18, с дитенышем или двумя получше Альбы будет-палатка есть.  Ходил на и на том и на другом. Ходил на Ск- 20,на Фг- 18. На фг походил 4года, лодка надежная, а в умелых руках,при прочих равных даже шустрая. К Ск- 20 пока не привык. Для начала лучше Ск- 18 смотреть. Лодка полностью в машине типа тазик восьмерка помещается и семья, два папа- мама плюс мелкий, один штук

Yarik.72

  • Сообщений: 1338
  • Уважуха: +71/-41
  • Тип: Инзер-2,Альба > Бриз > Янтарь
Да и по безопасности плаванья два лучше .
Это весьма спорный вопрос. Большое судно надежнее и позволит уверенно идти по маршруту в таких ветро-волновых условиях, при которых два маленьких будут бороться за выживание или ждать погоды на берегу.
А если рассмотреть гипотетический случай переворота или другой беды с одним из маленьких судов, то даже сумев посадив его экипаж на оставшийся кат, в штормовых условиях тот скорее всего тоже кильнется будучи перегруженным вдвое..
Так что из плюсов такого дробления остается только интерес погонятся друг с другом в хорошую погодку, и возможность ходить меньшим экипажем в походы.

Ber

  • Сообщений: 2865
  • Уважуха: +90/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
Я тоже за большую лодку против двух маленьких. Если хочется безопасности можно взять ПСНЯ-6, это около 55 кило.  Одна только возможность ходить на 24-ке большие переходы без выхода на берег, не говоря уже о значительно более высокой мореходности, перекрывает сложность стапеля и большой вес многократно.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

MaxZZZ

  • Сообщений: 1811
  • Уважуха: +109/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Иван, а  что у Вас  за сплавной катамаран на фото, кто производитель?
«Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность» Зигмунд Фрейд

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 1776
  • Уважуха: +60/-68
  • Название: БУСЫЙ
  • Тип: Катамаран
  • Номер: АХ-3
Люди с детьми собрались отпуска проводить весело и легко ,а вы тут им моря штормовать зачем это им?детям больше двигаться нужно а не сидеть на палубе по 12 часов им утомительно так что я думаю переходы будут небольшие 10-30 км и нахрен им этот монстр который что бы довезти нужно отдельный грузовик или прицеп ,а продать его потом это вообще эпопея не слушайте берите два малениких . А то тут сейчас вам покорители морей океанов насоветуют потом хрен от них избавишся и в одну две лица тяжело таскать возить грузить и обслуживать да и цены на них кусаются. Лучше за такие деньги тогда яхту сразу брать  ;D ;D ;D
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

Yarik.72

  • Сообщений: 1338
  • Уважуха: +71/-41
  • Тип: Инзер-2,Альба > Бриз > Янтарь
а вы тут им моря штормовать зачем это им?
ТС обозначил Акватория для начала - Волга, Ладога. Дальше Байкал, Белое море и как пойдет..., а не ближайший пруд с лягушками. Достаточно серьезные водоемы(ну кроме Волги наверное), где регулярно случаются и шторма и волна приличная, и прочие прелести. Отсюда и советы разумные. Вопрос был про безопасность, безопаснее большое судно. Грузить, собирать и таскать, тут да, удобнее два мелких. Придется выбирать что в приоритете.

MaxZZZ

  • Сообщений: 1811
  • Уважуха: +109/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Я тоже за большую лодку против двух маленьких. Если хочется безопасности можно взять ПСНЯ-6, это около 55 кило.  Одна только возможность ходить на 24-ке большие переходы без выхода на берег, не говоря уже о значительно более высокой мореходности, перекрывает сложность стапеля и большой вес многократно.
Золотые слова!
Хотя  многие предпочитают  дойти куда-нибудь не очень далеко, там стать лагерем и отдыхать.
«Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность» Зигмунд Фрейд

спелеолог

  • Сообщений: 1303
  • Уважуха: +52/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
Читайте внимательно ТЗ:
Команда: папа, мама, дети (мелкие). Иногда, возможно незначительное дополнение друзьями,
То есть 4 взрослых - редкое исключение
То есть ни два Альбатроса/СК18, ни один СК24 не подходят.
Один  Альбатрос/СК18 и основному экипажу маловат, и полностью исключает взять "дополнение друзьями, братьями/сестрами "
Так что из новых ИМХО либо СК21, либо ФГ21
Важное преимущество ката - его легче выкатывать на катках, чем трим. Да он и сам легче.
А про возможность идти на двух корпусах в случае пробития третьего... Если это аутригер, то ладно. А если центральный? Аутриггеры у ФГ маленькие...
К тому же известны только два случая пробития баллонов не у берега. 1) Коротких во время шторма наехал на контейнер, так у него и рама сломалась 2)акулы покусали Кулика в экваториальных водах.

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 1776
  • Уважуха: +60/-68
  • Название: БУСЫЙ
  • Тип: Катамаран
  • Номер: АХ-3
 ;D ;D ;D Он еще не разу не ответил после первого поста , а за него уже все решили  и то и это и треть е десятое Вы товарищ в нужное время за нужным советом обратились мы хоть что можем только деньги не даем  ;D ;D ;D ;D
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

спелеолог

  • Сообщений: 1303
  • Уважуха: +52/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
;D ;D ;D Он еще не разу не ответил после первого поста , а за него уже все решили  и то и это и треть е десятое Вы товарищ в нужное время за нужным советом обратились мы хоть что можем только деньги не даем  ;D ;D ;D ;D
Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!
Чего бы не почесать языками, пока вода твердая...

Иван

  • Сообщений: 5
  • Уважуха: +0/-0
Прошу прощения, отвечать могу лишь по вечерам и то не всегда)
Стараюсь ответить всем сразу:
1) сплавной кат на фото k-2 red 1100 ( k2red.ru ) немного модернизированный под ребенка: сплошная палуба, в задней части палубы усиление рамы дополнительными трубками на которые крепится полноценное надувное детское сиденье с коленными упорами и ручкой для держания. Успешно шли с ребенком на борту пороги до 3 кс.
2) По размерам мне тоже больше нравится 24 т.к. более надежен и обитаем. В общем настоящий корабль. Даже транспортировка не пугает. И с ценой можно попробовать свою жабу поломать. Но как верно подметили с большой вероятность команда может состоять всего из 2-х взрослых и детей. Вдвоем с СК-24 (или ФГ-24) в плане сборки, установки мачты, затаскивания/вытаскивания на берег и управлениея реально справиться? Я побоялся, что это невозможно и всегда придется искать дополнительно одного-двух матросов. А это не всегда возможно, особенно с  детьми в походе. В основном из-за этого стал смотреть на более скромные в масштабах 21 футовые лодки. Тут и вдвоем справиться можно, и если что еще пару человек (подростков или не крупных взрослых) на борт "впихнуть" можно. Если не в автономку на 2 недели, то в ПВД по Волге, полагаю, это возможно. Если сложится постоянная команда - действительно пускай себе СК-18, например, покупают. Таким образом по моим представлениям большая лодка ограничит нас самих тем, что мы не сможем ходить только семьей и будем зависеть от поиска матросов, а маленькое судно ограничит не нас, а потенциальных матросов, которые могут хотеть с нами, но не влезть :-)
Хотя, если меня убедить, что с 24 футовой лодкой если что мы справимся и вдвоем (собирать, таскать, управлять), то я скорее всего передумаю в ее пользу.

Предварительно из ответов делаю вывод, что у тримарана кроме чуть большей цены и сложности сборки все остальное плюсы по сравнению с катамараном
« Последнее редактирование: 16 Января, 2017, 21:49:02 от Иван »

Иван

  • Сообщений: 5
  • Уважуха: +0/-0
А еще, скажите куда на тримаране транец приделывают? Считаю, что с детьми надо иметь запас в плане безопасности.

Ber

  • Сообщений: 2865
  • Уважуха: +90/-39
  • Название: Granma
  • Тип: Бармалей-2013, Alpiro-18
  • Номер: РЯ-7, РЯ-2
И вот в этот момент к дискуссии должен подключиться производитель. Я думаю со стапелем 24-ки двоем проблем быть не должно, а стапель 18 и 21 все равно слишком долог для ПВД, но лучше если картину нам разъяснит производитель.

ЗЫ Я столкнулся с тем, если есть две лодки и неопытные люди, то мне приходится стапелить две лодки вместо одной, это гораздо больший гемморой чем стапель одной большой, и на воде  одни нервы.

ЗЫ ЗЫ Планируем в этом году 4-5 взрослых и 2-е детей, на одну лодку явно не влезем, все люди не случайные, но один из наших бессменных капитанов в этом году строит дом, кого поставить капитаном второй лодки честно говоря даже не знаю.
"Всему на свете истинную цену  отменно знает время — лишь оно  сметает шелуху, сдувает пену, и сцеживает в амфоры вино." И. Губерман (с)

спелеолог

  • Сообщений: 1303
  • Уважуха: +52/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
Предварительно из ответов делаю вывод, что у тримарана кроме чуть большей цены и сложности сборки все остальное плюсы по
Главные минусы -
1) Вес аналогичного по "полезной нагрузке" трима больше чем ката,
2) Перемещать трим на катках сложнее. Если берег не крутой, то я даже груженый по походному кат в одиночку  выкатываю не заморачиваясь разгрузкой. ИМХО на триме это значительне сложнее.
Во всяком случае это определило мой выбор в пользу ката, хотя мне тоже трим больше нравится

спелеолог

  • Сообщений: 1303
  • Уважуха: +52/-27
  • Название: Чум
  • Тип: СК-19
  • Номер: M888
А еще, скажите куда на тримаране транец приделывают? Считаю, что с детьми надо иметь запас в плане безопасности.
Да туда же, куда и кату с одним рулем

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4666
  • Уважуха: +197/-180
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
21-е лодки более "юзерфрендли"  для семейного экипажа. Каждая силовая операция с ним не будет превращаться в подвиг  :) .
Любой нормальный человек поднимает собственный вес. Т.е. в принципе вы с супругой разгруженный кат/трим весом 140-150 кг сможете при необходимости вынести на берег просто на руках. А вот 200+ кг - уже опаньки, если только вы оба не тяжелоатлеты.
Я не владелец, "просто рядом стоял", но на взгляд со стороны для многих эволюций с 24 Сибкатом нужно минимум 3 человека, двое из которых - физически крепкие мущины  :) .


Еще соображение: где  Вы его собираетесь хранить в промежутках между плаваниями?
Так, на минуточку, габарит упаковки  у 21 серии - 2,2 метра, т.е. она влезает в любой лифт, даже пассажирский. И встает вертикально к стеночке на балконе/лоджии или в угол за шкафом. Т.е. хранится в обычной городской квартире, доставляя минимум неудобств.
А у 24 серии габарит 2,9, т.е. нужен грузовой лифт и балкон или лоджия соответствующей длины. А еще лучше гараж.


В обччем, резюмируя: советую пристально посмотреть на ФГ-21. Она на 30см ширее СК-24 и на 90см короче. С точки зрения обитаемости, мореходности и т.д. примерно то на то и выходит, при этом со всеми плюсами тримарана.

А.П.

  • Сообщений: 216
  • Уважуха: +14/-5



К тому же известны только два случая пробития баллонов не у берега.
Справедливости ради-не только два.

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Вытаскивал свой СК-20 с деревянной палубой (вес порядка 200кг) в одно лицо не единожды, мой бешенный атлетизм впечатляет (вешу 65 кг) :)
СК 24 довелось пощупать уже имея свой, таскать его сложнее чем СК-20 но не на много. А если заранее озаботится то проблем не будет. Кроме всего прочего, таскать 24-й нужно со стапеля и на антистапель, остальное время достаточно носами выезжать. Если покажется излишне тяжелым то лебедок разных сейчас полно. Для постановки мачты в одно лицо можно сделать не сложную приспособу. Свою мачту 9,5 м ставлю и убираю один.
На ФГ не ходил, сравнить не могу.

Сергей.М

  • Сообщений: 575
  • Уважуха: +35/-6
  • Название: "Авантюрист"
  • Тип: самстрой
  • Номер: Е3
Доброго времени года всем формучанам!
Планирую примкнуть к вашим рядам. Цель: семейные путешествия под парусом. Акватория для начала - Волга, Ладога. Дальше Байкал, Белое море и как пойдет... Команда: папа, мама, дети (мелкие). Иногда, возможно незначительное дополнение друзьями, братьями/сестрами подросткового возраста. Т.е. минимум 2 взрослых (чаще с детьми), максимум пусть будет 4 взрослых + пара детей.




Под такие запросы подойдет катамаран "Горшкова". На фото клубная модель "удлененная".
Михайлов Сергей, Екатеринбург
катамаран: Е3 "Авантюрист"
клуб Паруса Урала: https://sites.google.com/site/parusaurala/home

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Иван - один нескромный вопрос изВашей туристической проктики: а как Вы решали вопрос сестёр-братьев-друзей в вашей прошлой сплавной ипостаси? ::) С возрастом число претендентов будет только сокращася ... :-[  И ещё кажется забыли напомнить Ивану чтоб с такими крупными лодками он и забыл про покататься на выходные...  :'( заявленные в начале водоёмы порадовали и навели на мысль, что лучше ориентироваться всё на автономное крейсирование семейным экипажем.... 8)
« Последнее редактирование: 18 Января, 2017, 01:14:33 от Дед »
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Иван

  • Сообщений: 5
  • Уважуха: +0/-0
Иван - один нескромный вопрос изВашей туристической проктики: а как Вы решали вопрос сестёр-братьев-друзей в вашей прошлой сплавной ипостаси? ::) С возрастом число претендентов будет только сокращася ... :-[  И ещё кажется забыли напомнить Ивану чтоб с такими крупными лодками он и забыл про покататься на выходные...  :'( заявленные в начале водоёмы порадовали и навели на мысль, что лучше ориентироваться всё на автономное крейсирование семейным экипажем.... 8)
По бурной воде одним экипажем не хожу по соображениям безопасности. Члены команды, как правило, имеют свои суда. Или берут в аренду/ у друзей. Благо сплавных катов/байдарок в разы больше, чем парусников.
С байдарками все немного проще: у меня их небольшой флот на разные случаи жизни - каркасная скоростная для марафонов, одноместные надувнушки для мелких рек, пара таймешек для тещи/братьев/сестер, +сплавой кат свой, и пара сплавных катов (2-ка и 4-ка) у старшего  брата. И это еще не предел: в планах большая байдарка трешка, полуторка для обучения дочери гребле, возможно когда-нибудь созрею на свой сияк (вернее на сияки для всей семьи) 8-) Но если последнее - это из разряда фантазий, то о парусный кат очень хочется реально.

Цель мою верно подметили - автономные семейные походы. На счет покататься на выходные - допускаю, что и такие моменты будут, особенно на первых парах обучения. При этом предполагаю найти стоянку для собранного катамарана. Яхтклубы у нас есть.

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Примерно это и ожидал услышать... у вас проглядывается (хорошо проглядывается) свой почерк в решении этой проблемы (- "...пара таймешек, для тёщи/братьев/сестёр..." их собачек и котов...) Может и не стоит отходить от этого проверенного метода? Можно конечно завести огромную баржу парусную яхту, чтобы все они вместе там поместились.... но стоит ли?  ::)Вы когда либо выводилина воду всю свою непобедимую армаду эскаду целиком :o? Икак долго длилось это "счастье"?  :-\ " Автономное семейное крейсирование" под парусами  немного отличается от шумных байдарочных тусовок и это вносит кое-какие коррективы. Во-первых: сборка-разборка (и переноска возросших тяжестей!) значительно дольше и чтобы потом, в воспоминаниях о походе в процентном отношении к остальному собственно путешествию и счастью свести их к минимуму лучше ходить на возможно максимальые сроки - недели две минимум (лучше на месяц!). Сюда же говорит и дальность заброски до стапеля - у нас не так много достойных водоёмов для парусного крейсирования... + ещё такой момент - от того места где вы оставите машину (на месяц!) до тех достойных мест где не будет всё засиженно как мухами "массатуристами" от фирм и засрано (извините - другого слова не подберу) местными "отдыхаюшими" (что ещё страшнее, ибо нашему шибко духовному народу (в массе) увы! - свойственно срать прямо с балкона, если он есть... :'() нужна минимум неделя :-\ Х - дальше "засиратели  (пока!) не забираются - цена бензина, время и отсуствие магазинов с бухлом и жрачкой видимо ПОКА ограничивают... :-[ Всё это настраивает и просто вынуждает увеличивать время и дальность "автономки"... Ещё - на паруснике идущем "по мысам" не так быстро сменяются "картинки" за бортом как на байде по быстрой лесной речке, (а тем более на сплаве, где помоему вообще пейзажи разглядывать просто некогда! :o) На паруснике переходы длинные, долгие (детей надо чем-то занимать) зато грузоподЪёмность позволяет брать на борт много всяких полезных приятностей ( или приятных полезностей?) и вкусностей и приближать "парусный быт" к раю ( по сравнению с байдарочным ;)) Но всё же накладывает ряд определённых ограничений по сравнению с Вашей обычной береговой жизнью ( сможет ли ваша тёща вместе с собачкой справлять нужду в дали от берега, на волне, сидя на бале аки птица? ???) Вот это и многое другое (сложность согласования отпусков, да на такой срок!) резко уменьшит число претендентов (реальных, - на словах все будут разглядывая фото и видео восхищаться, хлопать в ладоши и кричать -"Возьми и меня след. раз!") .... из всего вышесказанного, короче - бери Альбатроса и пройди летом с семьёй (пока без тёщи и гончих) по Волге (там летом  погода идеальная - дождь 1-2 раза в месяц на пару часов, тепло, даже днём бы сказал - жарко - песок, вода, рыба... - борьба за выживание в дикой природе  не будет отвлекать тебя от освоения паруса...  :P От Сызрани до Балакова - места наименее засранные и заселённые,  приличная ширина, острова... Не далеко, и что не маловажно - в обоих пунктах есть ЖД - можно и без машины... А осенью  Ты уже будешь тёртым речным волком 8), все основные навыки для Ладоги и БМ наработаются и главное ты будешь точно знать какой корабль тебе нужен на след навигацию.... (брать ли тёщу с бобиком :-*)  Причём никакой дополнительной подготовки, снаряжения и тренировок от тебя для этого не потребуется, разве что собрать лоботряса на травке у гаража и прочитать КНИГУ - "Евангелие от ВМП" ;)
« Последнее редактирование: 19 Января, 2017, 16:49:12 от Дед »
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Четверых посадить на альботроса на пару недель? Вы, батенька,  знаете толк в извращениях :)
Хотя Папа Женя, на подрощенном Альбике ходит вчетвером с таким количество  полезных вещей, которые я на свой трим не возьму :)

Александр Шапарин

  • Вместе с Мариной Землянской, собаками и кошками
  • Сообщений: 984
  • Уважуха: +119/-108
  • Альбатрос Мо 26 "Петрович"; Фрези Грант 18 М825 "Л
 :) :)Не претендуя на Истину в последней инстанции, а исходя исключительно из собственного опыта, порекомендовал бы ФГ 18/21. Причем, если Вы настроены на новую лодку и смотрите на Белое море и другие водоемы с соленойц водой - то лучше в морском исполнении. Сам я счастливый владелец модернизированного "Альбатроса" и ФГ 18. В Вашем случае, при всем моем уважении, почтении и любви к "Альбатросу", рассматривать его все же не стоит... хотя, еще до глобальной модернизации я ходил в походы на нем, имея в кокпите четырех человек и немецкую овчарку. А в далеком 99-м человек было аж пять, не считая овчарки... Тогда я еще не ведал неоспоримых аксиом, коими угощают теперешние корифеи, а просто ходил. Удачно - да, разве что с меньшей скоростью и драйвом... После модернизации мой "Петрович" весит 90 кг и собирается за 3,5 часа.
"Фрези" - это песня! Потрясающая остойчивость (и все же зевать не стоит!), время сборки не спеша - те же 3-3,5 часа. Не сомневаюсь, что профи из сотрудников "Сибката" соберут тримаран и за неполный час, но я и не говорю о рекордах и запредельном мастерстве!
Моя весит 120 кг, и я в одиночку ворочаю и таскаю ее, несмотря на возраст и отнюдь не богатырскую стать. Мы пошили ей 6 упаковок, каждая из которых не превышает 30 кг. Отказались от П-oбразного сидения и закахали два бортовых катка. Места на палубе стало больше, а на катках я в одиночку легко вытаскиваю ее на достаточно крутой беерег со сложным рельефом, ну и наоборот. Те, кто утверждает, что тримаран катать сложнее катамарана, сильно не в теме - с катками под центральным корпусом лодка легко катится и легко балансируется. Аллюминиевые плавники под аутригерами - решение, по мнению многих, спорное, но, исходя из нашей практики - предельно удачное! Сильно упрощает лавировку и совсем не создает помех - если уж чем вы мель поймаете, то пером руля, что, в принципе, некритично. Очень удобная и просторная каюта - мы с женой, четыре собаки и две кошки с комфортом размещаемся там с комфортом... да, стрингера центрального корпуса создают некоторые проблемы, решение которых опять же вполне решаемо... Собирается достаточно легко и интуитивно понятно, установка мачты (это около 15 кг) при отработке правильного алгоритма и практики ненапряжна тоже. Мы, когда пытались поставить ее при накачанных баллонах, изрядно измучались и теперь ставим ее, подпустив центральный корпус. И, что совсем здорово, лодка, при всем своем неоспоримом совершенстве - непаханное поле для модернизаций и подстройки под себя. Отмечаю, что лодки недавних лет подстройки значительно выигрывают по исполнению, качеству изготовления и техническим решениям. В тематическом разделе этого форума есть ссылка на мой ролик - как ходит пресловутая лодка при нешуточном шквале...
...Navigare necesse est, vivere non est necesse...

waldgeist

  • Сообщений: 624
  • Уважуха: +29/-7
  • Леонид
  • Название: Эйяфьядлайёкюдль
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М 829
Может стоит сначала на свой сплавном катамаран поставить мотор  и походить по Ладоге + Белое, и только потом подобрать себе то что нужно..
Я так и переходил, первые три года на моторном, и после уже взял себе то что нужно..
А то сразу, паруса, лодка за сто кг, и тд...

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Четверых посадить на альботроса на пару недель? Вы, батенька,  знаете толк в извращениях :)
Хотя Папа Женя, на подрощенном Альбике ходит вчетвером с таким количество  полезных вещей, которые я на свой трим не возьму :)
Ну вот Кир, про пассажировместимость лоботряса  за меня ответил мой "кровный партнёр" (вернее это я его "кровный"). Мне тоже известен случай - со мной вторым бортом три недели шёл по Волге альбатрос в  заводской комплектации, с родными зелёными сосисками с тремя взрослыми и двумя детьми... А потом, когда Иван пересядет на боее подходящий корабль, лоботряс станет "вторым бортом" для дузей, тёщи и собак!
Может стоит сначала на свой сплавном катамаран поставить мотор  и походить по Ладоге + Белое, и только потом подобрать себе то что нужно..
Я так и переходил, первые три года на моторном, и после уже взял себе то что нужно..
А то сразу, паруса, лодка за сто кг, и тд...
Ну это Ваш личный выбор - ходите три или пять лет под мотром на сплавном (- совсем не лучший вариант! -можно и на матрасе с веслом :-\) - у человека душа паруса ищет - и на альбатросе он его обрящет в полной мере! А может это не его? Может его одиночество угнетЁт и он радостно вернётся на свои сплавные тусовки с толпой друзей и тёщей? ::) Что-то прям косяком Альбатрос пошёл на продажу ::) - на нерест наверное - ловите момент Иван! ;)
« Последнее редактирование: 19 Января, 2017, 20:06:40 от Дед »
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

waldgeist

  • Сообщений: 624
  • Уважуха: +29/-7
  • Леонид
  • Название: Эйяфьядлайёкюдль
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М 829
Ну это Ваш личный выбор - ходите три или пять лет под мотром на сплавном (- совсем не лучший вариант! -можно и на матрасе с веслом :-\) - у человека душа паруса ищет

Выбор не мой.. Жена в какой то момент сказала что на пороги больше не хочет, и я начал импровизировать..
Люди на двойке ходили по порогам, экстрим любят, а тут парус и заметно меньше развлечений, может и не пойдет..


Иван

  • Сообщений: 5
  • Уважуха: +0/-0
Спасибо за оживленную беседу!
Экстрим - не главная цель. Мы путешествуем много и по разному: пешком по горам/лесам/болотам. На байдарках тоже не всегда веселая тусовка, частенько мы ходим одним экипажем марафоны (километров по 100) - тут остается только монотонная работа и удовольствие от результата. Ну если только волна набегает - тогда экстрим)))

А по ФГ в профильных темах были рисунки с сеткой спереди. Кто-нибудь это на практике реализовал?

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Мы путешествуем много и по разному: пешком по горам/лесам/болотам.
- а вот тут боюсь Вам придётся пересмотреть своё расписание - по вышеописанным причинам парус заберёт у Вас все отпуска, разве что в несезон, ненавигацию будете по болотам шариться в ПВД...

А по ФГ в профильных темах были рисунки с сеткой спереди. Кто-нибудь это на практике реализовал?
[/quote] - грузовая сетка спереди и/или сзади - довольно распостранённая модернизация для "автономных крейсеров"...
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"

Выбор не мой.. Жена в какой то момент сказала что на пороги больше не хочет, и я начал импровизировать..
Люди на двойке ходили по порогам, экстрим любят, а тут парус и заметно меньше развлечений, может и не пойдет..


Понимаю и сочувствую :-\... готовьтесь пройдёт ещё неск. лет и она скажет, что ей ближе по сердцу клубника на грядке :-\ - будете свой вулкан в прополочный комбайн переколхозивать? :'(
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Ну вот Кир, про пассажировместимость лоботряса 
Можно то много на чем, в том числе и с перегрузом (на СК 18 - 300 кг, на Альбике 320 это я про 5 человек и собаку), вопрос в том на чем удобнее  и безопаснее четверым?

Я ходил на СК20 и пробовал СК24, пожалел что не взял 24-й себе сразу

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
Баллоны всё равно очень скоро придётся менять (рано или поздно) и в любом случае их лучше увеличить... а про 5 чел. - даже танкистов у ляхов было в танке только четверо (это в танке где экипаж по штату - пять! -"Матка боска!") А ты подумал что когда-то пойдёшь (гипотетически!) вдвоём только с женой? (только представь) - на чём пойдёшь? А про то что 320 больше чем зоо - это аргумент!
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Вдвоем с женой - мечта :)
А если честно, то не знаю, думаю футах на 30-40 было б отлично :)

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2054
  • Уважуха: +113/-24
Из моего опыта, то чем больше лодка, тем лучше, где-то до 150-200 кг. Просто безопаснее, комфортнее, быстрее. С тайфуном весом 150 кг я обычно в одиночку справлялся. Его не нужно обычно целиком на сушу выностить.
А на море с приливами, нужны катки, ровный берег и лучше 2 человека. Но наверно можно одной лебедкой обойтись.
Так что есть смысл брать лодку побольше, пусть даже не новую, если трубы не убиты коррозией и финансы позволяют. Управлять большой лодкой мне тоже обычно проще, кроме лавировки в узостях.

Если больше 200, то это уже совсем другая тема.

Александр Хазацкий

  • Сообщений: 2054
  • Уважуха: +113/-24
Мы всегда больше облизывались на тримараны, но катамараны почему-то обычно оказывались практичнее. Среди лодок Кулика мне тоже тримараны больше нравятся. Особенно большие Касатки. Но, правда, они какие-то все еще не доведенные. Сейчас, я бы смотрел еще на старые Тайфуны и самые большие Даки.

feniksm99

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +4/-0
  • Название: феникс М99
  • Тип: катамаран-13
  • Номер: м99
    Иван, еще немного информации что брать - трим или кат.
 С начала о главном (на мой взгляд). Когда-то читал книгу о скорости парусников *Быстроходные парусные суда*.
  *...самое яркое впечатление от паруса- это скорость...* и ещё там же было математически доказано, что катамараны
 длиной до 9 м быстроходнее тримаранов при прочих равных условиях. Походы, путешествия под парусом- это конечно
 прекрасно. Сам в нулевые годы на катамаране *Феникс* дошел без движка до Стокгольма, но, как правило, матросы на
 длинных переходах шибко скучали. А вот на соревнованиях от избытка общения и адреналина впечатлений всегда в
 избытке. Стоит ли заведомо отказывать себе в этом !
 Далее - вопрос о транце под мотор на тримаране, куда и как его ставить. На катамаране это решается просто.
 Вес лодки имеет большое значение. Большой вес не всегда высокая надёжность, часто это плохие материалы или
 плохой конструктив,а бывает и то и другое. Ув. А.Кулик пишет: *...вес кат. и трим. при одной длине одинаков...* -
 сомневаюсь. Если трим. шире ката, то должно быть тряпок и железа больше.
 Много рассуждений про то, что лучше, - одна большая лодка или две маленькие. По-моему и то и другое плохо.
 Лучше один кат. но средних габаритов, Длина около 6м,ширина по осям 2,2м Ф баллонов 50см, парусность-13м, вес- 110кг.
 Особое внимание нужно уделять расстоянию от палубы до воды. Увеличивать клиренс катамарана за счёт большого Ф бал-
 лонов просто, но при этом растёт лобовое сопротивление, а это плохо. Ставить палубу на шпангоуты- хорошо, но
растёт трудоемкость, падает рентабельность.
 Кроме сибкатов есть и другие производители разборных парусных судов, к примеру... на форуме легко можно найти.
 Иван, удачи с выбором и до встречи на воде.

                                                       

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Дайте ссылку на то, где математически доказано про превосходство катамаранов над тримаранами до 9 метров длиной. Любопытно почитать

feniksm99

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +4/-0
  • Название: феникс М99
  • Тип: катамаран-13
  • Номер: м99
  Ув. Кир, в гугле:  Изд. судостроение 1983г. Автор Джозеф Норвуд, стр. 20-21. *...Катамараны в пределах размерений прогулочного судна
 БЫСТРОХОДНЕЕ  тримарана благодаря уменьшенному сопротивлению при выходе из воды наветреннего
 корпуса и эффективной работы парусов за счёт малого ходового крена...*.
 Про 9м- это по памяти, нужно читать всю книгу.

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
 - как-то плохо стыкуется "выход из воды наветренного корпуса" с "эффективнойработой парусов за счёт малого крена" - Вам не кажется? и при чём тут 9 метров?
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

waldgeist

  • Сообщений: 624
  • Уважуха: +29/-7
  • Леонид
  • Название: Эйяфьядлайёкюдль
  • Тип: Тайфун
  • Номер: М 829
Понимаю и сочувствую :-\... готовьтесь пройдёт ещё неск. лет и она скажет, что ей ближе по сердцу клубника на грядке :-\ - будете свой вулкан в прополочный комбайн переколхозивать? :'(

Хозяйство с комбайном уже давно сколхожено, но жена там не появляется..

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
  Ув. Кир, в гугле:  Изд. судостроение 1983г. Автор Джозеф Норвуд, стр. 20-21. *...Катамараны в пределах размерений прогулочного судна
Спасибо.

feniksm99

  • Сообщений: 16
  • Уважуха: +4/-0
  • Название: феникс М99
  • Тип: катамаран-13
  • Номер: м99
- как-то плохо стыкуется  - Вам не кажется? и при чём тут 9 метров?
     Нет не кажется. Попробуйте прочесть хоть пару указанных страниц Норвуда, там помимо формул,
  много популярного текста.
    Первое судно, построенное мной где-то в 1983г, был тримаран  10кв.м по проекту В. Байбакова.
  Конструкция несколько отличалась от модели А. Кулика тем, что на центральном корпусе Ф55мм и
 длиной около 6м располагалась объёмная ферма из 4-х стрингеров Ф40мм. Внутри фермы стрингера
 соединялись 3-я шпангоутными стойками из бакелитовой фанеры толщ. 15мм. и высотой 15-20мм.
 Пирамиды под мачтой небыло. В переди от мачты располагалась герметичная съёмная рубка
 разм. 220х120х80см. Сооружение выглядело очень солидно. К сожалению фот не сохранилось.
 Прошел на нём Онегу, Чудское озёра и, затем утилизировал.
 Пару слов о комфорте на тримаране. Главный недостаток трима- ИЗМАТЫВАЮЩИЙ КРЕН, большой
 вес, тихоходность. Проблему установки руля, крепления швертов решить не удалось. Вопроса
 установки транца под мотор небыло, т.к. в те времена и хороших лодочных движков тоже небыло.
 Ночевать в рубке на кате или на триме можно, но только в самом крайнем случае. Даже владельцы
 микрух иногда предпочитают ночевать в палатке на берегу.

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
Прочел, объяснения для себя не нашел. есть утверждение что каты быстрее тримов, по тому что кат идет на ровном киле и лучше использует ветер, а при выходе на поплавок снижает сопротивление.
Первое: к теме походного судна, рассматриваемого в этой теме, это имеет мало отношения
Второе: Тримараны могут нести заметно большую парусность при одинаковой длине, и так же могут выходить на поплавок
Третье: крен на тримаране, далеко не всегда зло.
Для сравнения над фиксировать параметры, без этого мало толку
Про 9 метров не нашел

Кэп Хатанги

  • Сообщений: 4666
  • Уважуха: +197/-180
  • Вячеслав, Екатеринбург
  • Название: "Летучий мышЪ"
  • Тип: Простор(Mod) серийный №00003
  • Номер: Е11
  Ув. Кир, в гугле:  Изд. судостроение 1983г. Автор Джозеф Норвуд, стр. 20-21. *...Катамараны в пределах размерений прогулочного судна
 БЫСТРОХОДНЕЕ  тримарана благодаря уменьшенному сопротивлению при выходе из воды наветреннего
 корпуса и эффективной работы парусов за счёт малого ходового крена...*.
 Про 9м- это по памяти, нужно читать всю книгу.
При всём уважении к Норвуду  ;) , не менее здесь уважаемый Перегудов утверждал, что, наоборот, "при прочих равных тримаран быстроходнее равноразмерного ему катамарана".
Фраза из последней редакции его Книги, в гугле ее не видел, читал на бумаге.


На практике, из личных наблюдений: аналогичные по парусности, весу и размерам каты и тримы ходят примерно одинаково. Разница в скорости определяется не архитектурой судна, а характеристиками прокладки между румпелем и шкотом  ;) .

CB

  • Сообщений: 2078
  • Уважуха: +68/-21
Изд. судостроение 1983г. Автор Джозеф Норвуд, стр. 20-21. *...Катамараны в пределах размерений прогулочного судна
 БЫСТРОХОДНЕЕ  тримарана благодаря уменьшенному сопротивлению при выходе из воды наветреннего
 корпуса и эффективной работы парусов за счёт малого ходового крена...*.
Ну здесь же ясно сказано: быстроходнее при хождении на одном корпусе ("на лапе"). Режим гонки при достаточной энерговооруженности судна, приличном ветре и квалифицированном рулевом. Да, ходили катамараны в этом положении и через Атлантику, сутками не опускаясь на оба корпуса.
В принципе, и тримаран может так ходить (если шверты и рули на аутригерах) - что мешает? Даже гидродинамика получше будет - аутригеры тримарана обычно поуже, чем корпуса катамарана.
Думаю, что это все к туристским разборным судам никакого отношения не имеет. Выбираем число корпусов, исходя из желаемой планировки внутренних помещений и условий транспортировки судна. В частности, каюта (палатка) на мосту катамарана может быть шире, чем на тримаране. В то же время (при жестком или каркасном, или частично каркасном корпусе) высота в каюта тримарана больше. При жестких корпусах удобнее и проще складывается на трейлере тримаран.  И т.д.   

Александр Шапарин

  • Вместе с Мариной Землянской, собаками и кошками
  • Сообщений: 984
  • Уважуха: +119/-108
  • Альбатрос Мо 26 "Петрович"; Фрези Грант 18 М825 "Л
Простите, мне одному кажется, что в процессе полемики забывается, собственно название темы и вопросы, заданные ТС?
Можно сколь угодно ссылаться на Норвуда, Проктора, Колса и прочих классиков, но в данном случае, пожелания ТС так глубоко не заходят...
 Резюмирую - Иван, берите Фрези Грант, не пожалеете!
...Navigare necesse est, vivere non est necesse...

Кир

  • Сообщений: 1476
  • Уважуха: +71/-17
  • Название: Rikki Tikki
  • Тип: Тримаран
А лучше съездить на обское море, на фестиваль и напроситься походить на разных варианта, а после сделать выбор.

Сапёр Водичка

  • Сообщений: 1392
  • Уважуха: +37/-28
  • Название: Тигра
  • Тип: Handmade Cool&K
  • Номер: KAZ 535
Да, да! Там классно!
С радостным духом он ветру свой парус подставил и поплыл.
Сидя на крепком плоту, искусной рукою все время
Правил рулем он, и сон на веки ему не спускался.

Pu®Ген

  • Сообщений: 1544
  • Уважуха: +45/-13
  • Название: Йолка
  • Тип: L&K sk
  • Номер: E-16
Крылья, ноги... Официально, быстрее всех свет!
Но есть предположение, что бесконечность быстрей света, если это не бесконечный тормоз.
Мля, относительно чего это я? ))

Дед

  • Сообщений: 5442
  • Уважуха: +190/-220
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"
 - про хвост...
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Yarik.72

  • Сообщений: 1338
  • Уважуха: +71/-41
  • Тип: Инзер-2,Альба > Бриз > Янтарь
СК-21 удобнее, практичнее и безопаснее
Чем что?

vitalya

  • Сообщений: 338
  • Уважуха: +10/-3
Спасибо за оживленную беседу!
Экстрим - не главная цель. Мы путешествуем много и по разному: пешком по горам/лесам/болотам. На байдарках тоже не всегда веселая тусовка, частенько мы ходим одним экипажем марафоны (километров по 100) - тут остается только монотонная работа и удовольствие от результата. Ну если только волна набегает - тогда экстрим)))

А по ФГ в профильных темах были рисунки с сеткой спереди. Кто-нибудь это на практике реализовал?
Сетки для начала поставьте бортовые, на всю длину.Если их будет не достаточно, поставите носовые. Я от носовых отказался, хотя изначально планировал. Они, носовые нужны в качестве гальюна для женщин. Не дай бог, нагрузите носовые сетки сверх меры, кувыркнетесь через скулу. Я пару раз был близок к подобной ситуации. Это про ФГ-18