f Эскиз конструкции крейсерского тримарана
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Эскиз конструкции крейсерского тримарана  (Прочитано 67987 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Прикидывал в свое время крейсерский судно, максимально приближенное по устройству к "складным" жестким тримаранам. Выкладываю здесь краткое описание, возможно, будет представлять интерес.

Разборный тримаран с надувными корпусами габаритными размерами 9х(7-9)м.

Жесткий прототип : Corsair 28R
Разборный прототип: "Домино"

Центральный корпус - каркасно-надувной шириной по палубе 3м с каютой в носовой части. Пайол каюты (между койками) опущен вниз почти до надувной части корпуса. Сечение в районе миделя показано на первом рисунке.
Бортовой баллон - стационарный, разрезной, располагается между поперечными балками и постоянно надут. Дополнительно снизу крепится нормально спущенный аварийный баллон, который пришнуровывается снизу к обшивке. Патрубки для надувания и концы шнуровки выводятся вверх в район фальшборта. Аварийные баллоны надуваются при пробоях корпусов, при ремонте боковых корпусов, на стоянке со сложенными боковыми корпусами. На этом же рисунке условно показан герметичный (открытый сверху на палубу) швертовый колодец.
Главная особенность лодки - поворотные консоли моста с боковыми корпусами (см. второй рисунок).
Консоли имеют по две поперечные трубчатые балки относительно большого диаметра, которые шарнирно крепятся к центральному корпусу и жестко - к боковым. Эти балки раскрепляются нижними и верхними оттяжками (верхняя одновременно служит леером) с краспицами и возможностью регулировки длины на ходу с помощью мягких талрепов, набиваемых лебедкой либо талями. Эти же талрепы служат эластичными элементами, смягчающими нагрузки.
Регулирующие элементы позволяют:
1. Настраивать на ходу "развал" поперечных балок.
2. Поднимать центральный корпус над боковыми при вытаскивании судна на берег Это позволит при необходимости выполнить его и полужестким секционным.
3. При перевороте, подняв балки до вертикального положения, добиться неустойчивого равновесия и обратного переворота судна (как у тримарана Д.Дикса). Для этого требуется доступность ходовых концов мягких талрепов из перевернутого положения (дифференциальные тали).
4. При стоянке, подняв балки вертикально вверх и спустив боковые корпуса для уменьшения парусности, уменьшить габариты судна.

На обоих рисунках синим показаны элементы из ПВХ ткани (баллоны, обшивка и палуба), светло-зеленым - палатка из такой же ткани, темно-зеленым - металлический стоячий такелаж, зеленые диски - мягкие талрепы. Ходовые концы этих талрепов показаны желтым, они идут к двум парам постов управления со стопорам, талями либо лебедками и карманами для размещения этих концов. Для использования в нормальном положении судна - с внешней стороны фальшбортов примерно посередине между балками, в перевернутом - снизу между стрингерами также посередине между балками. Красным показаны мягкие валики из пенополиэтилена(либо пенополиуретана) для упора спины.

Рассмотренный механизм поворотов консолей не проверен на практике и требует натурного макетирования. Именно его и хотелось бы обсудить в первую очередь.

Ustas

  • Сообщений: 59
  • Уважуха: +8/-3
  • рулевой "Стелса"
  • Название: Стелс
  • Тип: швертбот
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #1 : 24 Марта, 2008, 15:29:12 »
Непонятно, зачем делать складывающиеся балки - лодка ведь и так разборная.
За счет чего собственно планируется обеспечить жесткость всей конструкции?
На рисунках я не увидел ничего напоминающего ферму, проще говоря треугольники...
Помоему основной идеей любой лодки, особенно разборной, должно быть то, чтобы она не разобралась на воде...
 

Аркадий Аверченко

  • Global Moderator
  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +85/-93
  • Название: Персей
  • Тип: Perseus-19 Sport
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #2 : 24 Марта, 2008, 15:59:58 »
Да, каютные тримараны это, наверное, наше будущее. Основной смысл разборности-перевозка на трейлере центрального корпуса. Мачта и аутригеры складываются.  На воде получаем многокорпусник с огромной остойчивостью.
Я почему-то не могу разобрать эскизы... битый файл?
Если "Домино" Федоновых, то это относительно небольшая лодка.
http://parusa.narod.ru/race/2002/kazan/

А вот Corsair 28R найти не смог.

Функционал подъемных аутригеров поражает. Обязательно надо отрисовать проект подробней.
« Последнее редактирование: 25 Марта, 2008, 01:18:23 от Arkadiy73 »
Лаборатория Парусных Лодок:  www.sb-lab.ru
-------------------------------------------------------------
А ведь компьютер когда-то был создан чтобы экономить время.

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #3 : 27 Марта, 2008, 17:38:30 »
Непонятно, зачем делать складывающиеся балки - лодка ведь и так разборная.

1. Восстановление после переворота
2. Регулирование клиренса (наклона балок) на ходу, в зависимости от ветра и волнения.
3. Регулирование клиренса для выброски на берег (подъем центрального корпуса над боковыми)

Цитировать
За счет чего собственно планируется обеспечить жесткость всей конструкции?
На рисунках я не увидел ничего напоминающего ферму, проще говоря треугольники...
Помоему основной идеей любой лодки, особенно разборной, должно быть то, чтобы она не разобралась на воде...

Там 2 поворотные рамы с боковыми корпусами, которые раскрепляются верхними и нижними растяжками (подобно мачте с вантами, но вся конструкция - горизонтальная). Растяжки - с мягкими талрепами, и за счет регулировки их натяжения планировалось регулировать наклон этих самых рам. Конструкция - явно не слишком жесткая (может, это и к лучшему - аутригеры будут несколько качаться при движении по волне, смягчая удары волн) и, наверное, не слишком-то удачная (дальше этих эскизов дело пока не пошло). Просто я попытался придумать конструкцию, которую, в отличие от шарниров Farrier'а, можно сделать "на коленках". Для планируемых размеров нагрузка на растяжки будет очень большой. И, конечно же, надо бы все-таки сделать ее плавающую модель, посмотреть, что из этого получится.

Я почему-то не могу разобрать эскизы... битый файл?

Нет, дело, видимо, в настройках сервера. Файл нормально просматривается после сохранения на диске.

Цитировать
А вот Corsair 28R найти не смог.

Кинематика его конструкции описана в обзоре http://parusa.narod.ru/bib/papers/2007/vaulin/index.htm

Описание данной модели:
http://www.corsairmarine.com/index.php?o=client&n=models&f=models_detail&id=12

Основной смысл разборности-перевозка на трейлере центрального корпуса.

Хотелось бы перевозить не на трейлере (требуется категория Е в правах и каждый ГАИшник будет останавливать), а хотя бы на обычном прицепе к ЛА. Центральный корпус - либо разборный, либо полужесткий (подобно РИБ), либо секционный (а лучше всего - комбинация этих категорий).



Nnnnnnn

  • Сообщений: 3502
  • Уважуха: +113/-67
  • Тип: пешеход
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #4 : 27 Марта, 2008, 18:00:08 »
Хотелось бы перевозить не на трейлере (требуется категория Е в правах и каждый ГАИшник будет останавливать), а хотя бы на обычном прицепе к ЛА.
Категория "Е" никак не связана с трейлером. Она связана с его полной массой. Если масса трейлера и груза меньше 750 кг., то "Е" не надо.

Синявин Иван

  • Сообщений: 273
  • Уважуха: +11/-9
  • http://www.youtube.com/watch?v=lUZz1Q1gxZI
  • Название: PUDEL-II
  • Тип: Байдарочный тримаран
  • Номер: Т-141
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #5 : 27 Марта, 2008, 19:38:01 »
Для трейлерных перевозок есть еще и такая штукенция. http://www.triptyque.net/pages/39.html
То что мне понравилось http://www.triptyque.net/pages/12.html

Как раз, то что "доктор прописал".  :)

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #6 : 15 Апреля, 2008, 18:27:29 »
Категория "Е" никак не связана с трейлером. Она связана с его полной массой. Если масса трейлера и груза меньше 750 кг., то "Е" не надо.

Да, для транспортировки легких прицепов (с разрешенной максимальной массой до 750кг включительно) достаточно категории "В". Это относится и к универсальным (бортовым), и к специализированным (в том числе трейлерам для перевозки лодок) прицепам. Насколько я понял, в ПТС прицепа, помимо всего прочего,  прописываются:
1. Категория.
2. Максимальная разрешенная масса груза.
3. Максимальная разрешенная длина груза.
Грузоподъемность прицепа не должна быть меньше указанной в судовом билете массы лодки.
Для легких прицепов обычная грузоподъемность (500-550)кг. В такой вес из разборных жесткокорпусных каютных фанерных судов, проекты которых продаются, вписываются, например, катамаран "Tiki-21" (с большим запасом) и складные тримараны "Scarab-22", "Triptyque-22". В то же время их длина  - больше, чем обычно допускается для предлагаемых на рынке легких трейлеров. Во всяком случае, я не обнаружил таких прицепов для лодок длиной (7-8)м (оно и понятно - эти суда обычно гораздо тяжелее) - только тяжелые, для которых нужна категория "Е". Отсюда - желательно обеспечить возможность разборки лодки.
Далее, названные лодки относятся к яхтам ограниченной мореходности прибрежного плавания. Минимальный размер действительно морского многокорпусника - видимо, порядка 26фт. Например, Варрамовский "Tiki-26" на одной из трансатлантических регат составлял отдельный класс. Вес такой лодки - около 700кг. Опять не вписываемся ни по длине (около 8м), ни по массе. В принципе, лишние для прицепа 200кг можно и в сам тягач погрузить, только не разобрать эту лодку таким образом, да и как с ГАИ объясняться, доказывая, что перегруза нет? Снова просится "более разборная" конструкция, лучше - комбинированная, с надувными элементами.
Кстати, в обоих Индийских плаваниях Кулика назывался вес экспедиционного груза как раз около 700 кг. Собственно, это - и есть водоизмещение порожнем (продукты, топливо, воду они закупали на месте).
Еще вариант - самостоятельное изготовление трейлера для транспортировки легкой длинной лодки (желательно, для облегчения - с использованием частей самой этой лодки, подобно тележкам для перевозки надувных катамаранов). Но тогда придется заниматься еще и "преодолением трудностей" по регистрации самоделки в ГАИ. Может быть, проще - категорию "Е" получить.

 

Nnnnnnn

  • Сообщений: 3502
  • Уважуха: +113/-67
  • Тип: пешеход
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #7 : 15 Апреля, 2008, 19:09:45 »
Далее, названные лодки относятся к яхтам ограниченной мореходности прибрежного плавания. Минимальный размер действительно морского многокорпусника - видимо, порядка 26фт.
По моему, весьма произвольная цифра. Например, с моей точки зрения, она слишком мала. Я бы предпочел 30+ футов.  Из соображений комфорта, в первую очередь.
Если бы я был жестко ограничен размером 26 футов, то для плаваний в открытом море-океане выбрал бы однокорпусную яхту традиционной конструкции. В скорости я бы особо не проиграл, а в спокойствии выиграл.
Можно на 18-20 футовом пляжном катамаране достаточно быстро пересечь океан, но это недоступный мне уровень напряжения.
С другой стороны, на Tiki-21 обошли вокруг света. All James' models, particularly in the Tiki range, from 21' are ocean-going vessels.
Цитировать
Например, Варрамовский "Tiki-26" на одной из трансатлантических регат составлял отдельный класс.

Есть определенные сомнения про отдельный класс. Я слышал, что когда то Tiki-26 выиграл эту гонку в малом классе. Да, и если мне не изменяет память, однокорпусники сравнимых размеров прошли дистанцию быстрее.
Цитировать
Может быть, проще - категорию "Е" получить.
Наверное проще и надежнее.

 
« Последнее редактирование: 15 Апреля, 2008, 19:21:22 от Nnnnnnn »

MaxZZZ

  • Сообщений: 1818
  • Уважуха: +110/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #8 : 15 Апреля, 2008, 19:24:01 »
Пару лет назад интересовался  - ГАИ не регистрировало  трейлеры-самоделки. А получение заключения гос экспертизы на прицеп в МАМИ довольно дорогое удовольствие,  дешевле купить готовый трейлер. 
Цель не мотивирует, если при ее достижении не меняется стиль жизни

CB

  • Сообщений: 2094
  • Уважуха: +69/-21
Re: Эскиз конструкции крейсерского тримарана
« Ответ #9 : 16 Апреля, 2008, 17:35:34 »
Я бы предпочел 30+ футов.  Из соображений комфорта, в первую очередь.

Согласен. Только с каждым футом нелинейно растет и стоимость и трудоемкость постройки. Тут уж не до жиру.

Цитировать
Если бы я был жестко ограничен размером 26 футов, то для плаваний в открытом море-океане выбрал бы однокорпусную яхту традиционной конструкции.

Однокорпусной-то и "микрухи" достаточно (imho, разумеется). Только экипаж - всего 2чел.
 
Цитировать
Есть определенные сомнения про отдельный класс. Я слышал, что когда то Tiki-26 выиграл эту гонку в малом классе.

Действительно, все перепутал (еще это и в памяти это отложилось). Первоисточник (описание модели из http://www.multihull-maven.com/boat.php?id=268):

The trailerable Tiki 26 is a larger version of the Tiki 21. She was designed just large enough to be ocean-going. There are 4 berths in the hulls and two on deck under a framed tent. One hull has a cuddy for sheltering in bad weather.
In 1992 a Tiki 26 won its class in the Transatlantic Singlehanded Race.

Тяжело читать на языке, который не изучал.

Цитировать
Да, и если мне не изменяет память, однокорпусники сравнимых размеров прошли дистанцию быстрее.

Думаю, что от лодок Варрама особо высоких скоростей ожидать и не приходится. Они же не гонщики. Помимо всего прочего, еще и отсутствие шверта(швертов) должно сказываться, и явная недогрузка парусами. У меня концепция этих катамаранов ассоциируется с "Аргонавтом/Альбатросом" - простая надежная чисто походная лодка. Даже эластичность узлов моста похожи.