f Где у таза ЦБС, или о центровке яхты на пальцах
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Где у таза ЦБС, или о центровке яхты на пальцах  (Прочитано 37669 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Никанор Воронежский

  • Сообщений: 8148
  • Уважуха: +233/-303
  • Анша Абдуль
  • Название: Торнадо был.
  • Тип: Сейчас Ямаха ттр-250
...Тем не менее у меня стойкое убеждение что сия дама достойна большого уважения....
- а у меня вот почему-то всё более стойким становится сумнение что сия дама целиком искуственнаяя - кто-то из наших же собратьев по румпелю, не выдержав долгой и безводной зимы
Дед, не ужели он уже...  :o Ххх...ххх... хочет быть дамой... :-X

Дед

  • Сообщений: 5493
  • Уважуха: +194/-221
  • Название: "Нестор Махно"б.альбатрос
  • Тип: Тайм."Непорочное зачатие"

Дед, не ужели он уже...  :o Ххх...ххх... хочет быть дамой... :-X
[/quote]-  бестолковый ещё к чёрту...
Парус - это свобода!        лень - двигатель прогресса!

Капнемо

  • Сообщений: 916
  • Уважуха: +87/-19
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
  Вот ещё одно полезное свойство шверца по сравнению со швертом касательно центровки судна.  При увеличении полноты курса лодка со швертом всё сильнее приводится, а лодка со швецом сначала…, а потом..., ну на картинках, думаю, все понятно. Картинки иллюстрируют принцип, тонкими моментами пренебрегаем. Так, например, если учесть изменение положения ЦП на парусе в зависимости от угла атаки (на полных курсах ЦП на парусе смещается в сторону задней шкаторины), то круг на картинках станет овалом. Но это сути не меняет.
  Два варианта для наглядности.
  К слову, у меня на Авоське-4 заметные нагрузки на румпеле возникают только на самых-самых полных курсах, практически только на чистом фордаке.
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.

Геннадий Васильевич

  • Сообщений: 395
  • Уважуха: +30/-19
Наверное моя реплика сильно Вас, Капнемо, раздосадует, но эти картинки красочно иллюстрируют только масштаб путаницы в вашей голове.

Капнемо

  • Сообщений: 916
  • Уважуха: +87/-19
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
  Задал мне один собрат-надувнушник вопрос, как оптимально подобрать (или сделать) к существующей лодке парус, место установки мачты и шверцев. А заодно, есть ли у шверца преимущества перед швертом в части изменения центровки судна при изменении полноты курса.

Обратимся к Перегудову:

Цитата:
«Два попеременно опускаемых шверца асимметричного сечения (рис. 74, д). Такие шверцы имеют повышенную подъемную силу, следовательно, их можно делать меньшей площади, чем симметричные. На галсе опускается лишь один шверц — с борта, где находится парус. Второй шверц поднят. Это обеспечивает одинаковую парусную центровку яхты на обоих галсах.
Другое достоинство схемы — малое расстояние по горизонтали между центром парусности и рабочим шверцем, что приводит к меньшим изменениям центровки при изменениях курса, например при переходе с крутого бейдевинда на полный. Хорошая центровка позволяет добиться уверенной управляемости яхты даже при небольшом руле. В частности, на байдарках «Салют» при парусности 4,5—7 м2 оставляют штатное перо руля.
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Эта схема, одна из самых совершенных с точки зрения гидродинамики, является одной из наиболее применяемых на разборных судах с парусностью 4,5 м2 и выше.
……………………………………………………………………………………….
Два асимметричных широко разнесенных шверца (рис. 74,е). Из теории следует, что менять центровку можно, перемещая шверт или шверц не только вдоль, но и поперек судна. Удаление шверца от диаметральной плоскости судна в сторону подветренного борта равносильно его перемещению от мачты в корму. Используя это положение, шверцы можно относить вперед и размещать не на специальной шверц-балке, загромождающей кокпит, а на подмачтовой балке. Все преимущества предыдущей схемы сохраняются."

http://parusa.narod.ru/bib/books/pereg/tcss1/#relabl
§ 15. ЦЕНТРОВКА И УПРАВЛЯЕМОСТЬ ЯХТ

Как меняется центровка при изменении полноты курса, наглядно показано на всем нам знакомом рисунке из Книги (Рис. 1).
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.

Капнемо

  • Сообщений: 916
  • Уважуха: +87/-19
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
 Расположим изображения наших лодочек, соответствующие разным курсам, в обратном порядке (от острых курсов к полным) (Рис. 2), вставим в этот ряд парочку промежуточных и пронумеруем (Рис. 3).

Видно, что линия действия полной аэродинамической силы А пересекает ДП, в которой установлен шверт, тем дальше назад, чем полнее курс. То есть, как всем известно, с увеличением полноты курса однозначно растёт тенденция к приведению (крен пока не рассматриваем).
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.

Капнемо

  • Сообщений: 916
  • Уважуха: +87/-19
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
  Теперь последовательно наложим изображения друг на друга, чтобы нагляднее увидеть, как ведёт себя линия действия А с увеличением полноты курса (Рис.4).
 Видно, что в варианте 1+2+3 (от крутого до полного бейдевинда) эти линии пересекаются в весьма локализованной области. То есть, если там расположить шверц, то при изменении курса в этом диапазоне центровка будет меняться незначительно, во всяком случае, гораздо в меньшей степени, чем при шверте в ДП, что и отмечено В. М. Перегудовым.
  Ясно, что при более полных курсах вся надежда на руль и закренивание.
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.

Капнемо

  • Сообщений: 916
  • Уважуха: +87/-19
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
Цитата:
"Точка приложения аэродинамической силы паруса при работе на закритических углах атаки совпадает с центром тяжести проекции паруса, а при уменьшении угла атаки перемещается ближе к мачте, вплоть до 35% его ширины, тем больше, чем меньше угол атаки и чем выше К паруса." (Там же).

  Поскольку на острых курсах вплоть до галфвинда (у нас – варианты от 1 до 5) парус работает на докритических углах атаки (даже, если не учитывать вымпельный ветер), будем считать, что при изменении курса расстояние от ЦП до мачты не меняется, и он (ЦП) при отклонении гика на всё больший угол, описывает дугу (всё-таки, по кругу, а не по овалу).
  Изобразим эту картину графически (Рис. 5), памятуя о том, что линия действия полной аэродинамической силы А всегда перпендикулярна гику (или хорде профиля паруса, если угодно).
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.

Капнемо

  • Сообщений: 916
  • Уважуха: +87/-19
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
 Посмотрим теперь на каком расстоянии от ДП оптимальнее всего расположить плоскость установки шверца (Рис. 6).
 Вариант б. При увеличении полноты курса точка пересечения линии действия аэродинамической силы сдвигается вперёд, растёт тенденция к УВАЛИВАНИЮ! Причём сильно.
А вот, если расположить плоскость установки шверца по варианту а, то получается интересная картина:
  При изменении курса от 1 до 3, точка пересечения НЕМНОГО сдвигается вперёд, НЕМНОГО растёт тенденция к УВАЛИВАНИЮ, а при дальнейшем увеличении полноты курса (от 3 до 5), точка пересечения двигается уже назад, постепенно начинает расти тенденция к ПРИВЕДЕНИЮ. Причём, что очень важно, диапазон перемещения точки пересечения очень мал. Именно в этой области и следует располагать ЦБС швеца (Рис. 7).
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.

Капнемо

  • Сообщений: 916
  • Уважуха: +87/-19
  • Название: Авоська
  • Тип: шверцбот
  • Номер: М61
  Остаётся наложить Рис. 7 на проекцию лодки, подобрав масштаб таким образом, чтобы шверц расположился у борта (Рис. 8 ). Расположение мачты относительно корпуса не критично.

 Если Рис. 7 максимально упростить, то получится простая «шпаргалка» (Рис. 9).

  Итак, городим вооружение КЭТ и шверцы на лодке.
1.   Выбираем на лодке положение мачты, исходя из конструктивных соображений, но поближе к носу.
2.   Проводим под углом 45 - 50° к ДП линию до пересечения с привальником. Это точка ЦБС  шверца.
3.   Определяем расстояние L от этой точки до мачты. Это расстояние ЦП паруса до мачты.
4.   Шьём с парус с таким расположением ЦП.
5.   Монтируем всё на лодку и пребываем в уверенности, что на курсах от крутого бейдевинда до галфвинда нагрузка на румпель будет едва заметна.
6.   Перо руля делаем по возможности большим, так как на курсах бакштаг-фордевинд на него (ну и на закренивание, конечно) будет вся надежда.

ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ!
« Последнее редактирование: 29 Мая, 2017, 20:48:47 от Капнемо »
Кайф не когда тепло, а когда согреешься.