Цитата:
"Точка приложения аэродинамической силы паруса при работе на закритических углах атаки совпадает с центром тяжести проекции паруса, а при уменьшении угла атаки перемещается ближе к мачте, вплоть до 35% его ширины, тем больше, чем меньше угол атаки и чем выше К паруса." (Там же).
Поскольку на острых курсах вплоть до галфвинда (у нас – варианты от 1 до 5) парус работает на докритических углах атаки (даже, если не учитывать вымпельный ветер), будем считать, что при изменении курса расстояние от ЦП до мачты не меняется, и он (ЦП) при отклонении гика на всё больший угол, описывает дугу (всё-таки, по кругу, а не по овалу).
Изобразим эту картину графически (Рис. 5), памятуя о том, что линия действия полной аэродинамической силы А всегда перпендикулярна гику (или хорде профиля паруса, если угодно).