f Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране  (Прочитано 48418 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

fram_64

  • Сообщений: 124
  • Уважуха: +7/-1
  • Название: "за дона Педро!"
  • Тип: к/х им. Формулы 670
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #290 : 14 Ноября, 2017, 21:04:17 »
не уверен, что такой парус можно отнести к клешне, но... имхо, полезная "мурзилка" по поворотам на "не симетричном катамаране"
Techniques of Sailing and Racing the Malibu Outrigger http://www.mit.edu/people/robot/malibu/index.html
« Последнее редактирование: 14 Ноября, 2017, 21:06:13 от fram_64 »
...чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,
чтоб можно было нам завидовать мальчишкам...
                                                  А.Городницкий

Утлюк

  • Сообщений: 1382
  • Уважуха: +80/-62
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #291 : 14 Ноября, 2017, 23:58:50 »
.... .  А как се таки меняют галс эти полинезийцы индонезийцы на своих клешнях так и не понял у них же по моему проа с такими парусами ну повернул на другой галс а как такой здоровенный парус за мачту перетащить??? ХЗ для меня пока загадка .....
Полинезийцы это проа (ни носа ни кормы). Это не ко мне.

Индонезийцы.

Если галсовый угол находится впереди мачты (недомачты), то на пятке верхнего рейка закреплены две верёвки, идущие по бортам в "кокпит".  На рейке, в районе топа недомачты привязывается надёжная, крепкая верёвка, которая пропускается в отверстие в районе того же топа.
https://drive.google.com/file/d/15BpMzGrrwebe4Aepbhc4Q4Uxj12XH0i5/view?usp=sharing
Таким образом обеспечивается возможность переброса переднего рейка с правой (как на фото) позиции, в левую.

Но чтобы это осуществить, надо увалиться, и при пересечении линии ветра, поднять вверх руками нижний реек вместе с тряпкой паруса. Делается это лекго, потому, что ветер в корму и помогает.Клешня складывается из V в I и просто переводится впереди мачты на другой борт.
https://drive.google.com/file/d/1mrtabqTzyQiOQfC65gEgDR1jFvAnzGMZ/view?usp=sharing

На лодках, на фото ниже, парус не пришнурован в нижней части к переднему рейку. При повороте оверштаг нижняя шкаторина вместе с нижним рейком обносятся кормовее мачты, затем ставятся на место, подтягиваются в галсовый угол.
https://drive.google.com/file/d/1AgNZsL3Tn4KGv3uFjWIH2VZ4ZsA7o25E/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1Ucl3XjrZeQPsu_jugxrzDfPmzKJYgljz/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1JtRCFTm8OsaaMfW9J7fDtMZBn9QCcsq-/view?usp=sharing

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 2112
  • Уважуха: +79/-99
  • Название: БУСЫЙ, МИСТИКА
  • Тип: Катамаран, ПИКО-ЯХТА
  • Номер: АХ-3
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #292 : 15 Ноября, 2017, 00:14:57 »
Вот вопрос и нахрена они это придумали ??? все так сложно и неудобно . Толи дело с Бермудой переложил руль и ты уже на другом галсе .
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

Геннадий Васильевич

  • Сообщений: 429
  • Уважуха: +59/-25
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #293 : 15 Ноября, 2017, 00:26:54 »
_Толи дело с Бермудой переложил руль и ты уже на другом галсе .
Так и не заморачивайтесь удочками.

Утлюк

  • Сообщений: 1382
  • Уважуха: +80/-62
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #294 : 15 Ноября, 2017, 00:30:16 »
Вот вопрос и нахрена они это придумали ??? все так сложно и неудобно . Толи дело с Бермудой переложил руль и ты уже на другом галсе .
Лучше у них спросить. И вообще они не торопятся. Места много. У них даже рули не на петлях болтаются как наши. Притянуты к кормовым балкам, поворачиваются с трудом. Конструкцию в общем и целом определяют условия использования и целевое предназначение лодки. Им лучше так.
Лодки у них для работы, поэтому наверное так всё и сделано. Рыбу с вантами по бортам наверное хуже ловить. А так, всё сложил над головой и бегай по палубе. Хотя это всего лишь предположение.

Утлюк

  • Сообщений: 1382
  • Уважуха: +80/-62
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #295 : 06 Января, 2018, 16:27:14 »
Цитировать
Созрели вопросы:
1.На что влияет,и влияет ли угол между рейками клешни,а то два обсуждаемых паруса имеют заметно разную форму?
1. ...... На что влияет? Бесспорно - на площадь. Остальное надо изучать и ещё раз изучать, чтобы не ляпать беспредметно языком.

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается......"

Итак, относительно угла между рейками, он же галсовый угол. На что влияет и влияет ли....

Как упоминалось выше, при неизменной длине рейков, изменение галсового угла влечёт за собой изменение площади паруса. Это вполне понятно.
Вторая, не совсем очевидная зависимость - положение максимума горба профиля как функция величины галсового угла.

Для начала вспомним, что наш коллега БАР, отмечал относительно формы профиля клешни:
....У любого куска материи, закрепленного под углом атаки, пузо будет в середине или чуть смещено вперед. Это объясняется распределением давления по поверхности профиля, максимум которого смещен к передней кромке. .... Клешня при этом ведет себя точно так же...
(03 Сен 2016 в 19:14:http://forum.katera.ru/index.php?/topic/29610-karlikovaia-iakhta-s-kleshnyoi-omara/?p=1946385)


Таким образом, поверхность "надутой" клешни, имеет коническую форму с несколько смещённым к передней кромке максимумом выпуклости. Для простоты рассуждений, пренебрегаем этим смещением ("....или чуть смещено вперед....") и считаем дужку паруса (от рейка к рейку) симметричной относительно плоскости, проходящей через биссекрису и перпендикулярную плоскости расположения рейков.

Далее, установим клешню в рабочее положение.
Но прежде определим, что будем понимать под этим термином.
Поскольку основной характеристикой любого паруса многие справедливо считают лавировочные характеристики лодки, оснащённой этим парусом, будем рассматривать расположение клешни в пространстве на курсе бейдевинд.
Если биссектрису галсового угла разместить строго вертикально, то рассмотрев движение воздуха по линиям тока, нетрудно определить, что поток будет огибать парус по симметричному профилю с максимом горба на 50% хорды.

Следующий вариант. Наветренный реёк стоит вертикально. Следует напомнить, что максимум "пуза" остался там же, на оси симметрии конической поверхности, поэтому в таком положении клешни, поток огибает парус по кривой, максимум которой оказывается смещён к наветренному рейку.
Здесь следует сделать небольшое отступление.
Обтекание профиля клешни, наветренный реёк которой в подавляющем большинстве вариантов расположения находится под углом к потоку, следует рассматривать как обтекание стреловидного крыла. Аэродинамика гласит, что при таком обтекании (стреловидного крыла), в создании подъемной силы задействована составляющая скорости набегающего потока, перпендикулярная (нормальная) наветренной кромке (рейку).
В случае вертикального расположения наветренного рейка, поток перпендикулярен передней кромке (рейку), но если его наклонить на некоторый угол к корме, то скорость набегающего потока будет раскладываться на составляющие  - нормальную рейку и параллельную ему. На схеме ниже, красный сплошной вектор (набегающий поток) и пунктирные (составляющие).
(рис.11)
Уяснив особенности создания подъемной силы на стреловидном крыле, посмотрим какое влияние будет оказывать изменение галсового угла клешни (от 40о до 60о) на расположение максимума профиля при прочих неизменных параметрах.
Нетрудно заметить, что увеличение галсового угла приводит к смещению максимума выпуклости (горба) профиля к переднему рейку (кромке).

« Последнее редактирование: 06 Января, 2018, 16:32:06 от Утлюк »

Lomych

  • Сообщений: 5
  • Уважуха: +2/-0
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #296 : 14 Марта, 2018, 18:37:58 »
Небольшой практический вопрос к уважаемым клешневодам. Соединение топа мачты и поперечной распорки клешни устроено довольно хитро, чтобы поперечная распорка эта могла принимать совершенно любые положения относительно мачты. Однако на всех фото и видео Утлюка поперечная распорка расположена строго к корме от мачты. В то же время, на фотках Mihail'а распорка эта бывает и с кормы, и сноса, и с борта. Что это, особенности конструкции или просто момент перескока не попал на видео? Или же перескоков не происходит, а просто Mihail тестировал, как удобнее будет? А то у меня возникла мысль для прототы поднять эту распорку на обычном топовом блоке, пусть себе всегда болтается позади мачты ниже топа и вперёд не лезет.

Утлюк

  • Сообщений: 1382
  • Уважуха: +80/-62
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #297 : 14 Марта, 2018, 19:24:08 »
. Однако на всех фото и видео Утлюка поперечная распорка расположена строго к корме от мачты. В то же время, на фотках Mihail'а распорка эта бывает и с кормы, и сноса, и с борта. Что это, особенности конструкции или просто момент перескока не попал на видео? Или же перескоков не происходит, а просто Mihail тестировал, как удобнее будет?
Бывает всякое. И спереди мачты рей может расположиться и сзади. Если начинать идти попутным курсом, да при ветерке, то рей сам по себе перейдёт в переднее положение. "Перескок" взад происходит автоматически, при переходе на бейдевинд, и наоборот. Но не обязательно. Многое зависит от силы ветра, и "хитрого" верёвочного кардана. Отпущена ли на нём верёвка, и насколько (чем она длиннее, тем грохот при переходе будет ощутимей), какой курс, как натянуты шкоты рейков (т.е. каково положение паруса - ближе к горизонту или вертикали).
У этого узла есть тонкое место - он расположен под медианой (биссектрисой), и в случае обрыва верёвки кардана, мачта сыграет роль шампура. Поэтому за ней нужно смотреть. Для того типа верёвки и деревянных втулок, что используются в кардане моей клешни, контроль в конце каждого "рабочего" дня обязателен. Обычно на пару-тройку дней хватает. Потом таль укорачивается на 5 см путём перемещения взлохмаченной верёвки в узел, а прежний отрезается. Далее хвост оплавляется зажигалкой и прячется в отросток тройника рея.
« Последнее редактирование: 15 Марта, 2018, 11:44:02 от Утлюк »

Mihail

  • Сообщений: 80
  • Уважуха: +11/-0
  • Название: "30"
  • Тип: самодел парусно-сплавной
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #298 : 15 Марта, 2018, 13:07:12 »
Доброе время суток уважаемому сообществу, давно не отмечался, хотя форум читаю часто.
Небольшой практический вопрос к уважаемым клешневодам. Соединение топа мачты и поперечной распорки клешни устроено довольно хитро, чтобы поперечная распорка эта могла принимать совершенно любые положения относительно мачты. Однако на всех фото и видео Утлюка поперечная распорка расположена строго к корме от мачты. В то же время, на фотках Mihail'а распорка эта бывает и с кормы, и сноса, и с борта. Что это, особенности конструкции или просто момент перескока не попал на видео? Или же перескоков не происходит, а просто Mihail тестировал, как удобнее будет? А то у меня возникла мысль для прототы поднять эту распорку на обычном топовом блоке, пусть себе всегда болтается позади мачты ниже топа и вперёд не лезет.
Карданов для Т-образного подвеса клешни можно придумать (и придумано) великое множество от блока на топе ....до магнитных пар с масляной подушкой. Я пошел от простого, по примеру Александра (Утлюк), за два сезона веревочный кардан не подводил, узелок перевязывал 1 раз и то не по причине перетирания веревки, правда у меня сферические , деревянные пробки с полукруглыми отполированными фасками на выходе веревки, пропитаны маслом, + сама веревка в районе кардана тоже пропитана силиконовым маслом. Единственно не нравиться "стойка" тройника на рее, планирую от тройника, как такового, уйти. На приложенных схемках думаю будет понятно. В прошлом сезоне неожиданно открыл для себя, что клешня в положении "почти зонтик" (с минимальным креном) очень даже хорошо тянет на острых курсах, и чем свежее ветер тем этот эффект интереснее. Александр ( Утлюк)  в своей теме это свойство уже описал и подвел под науку. Вот как раз для такого положения клешни и нужен Т-подвес, ну и идеальное положение, чтобы рея не болталась ниже топа. Можно рассматривать карданы от виндсерфинговых мачт.

Утлюк

  • Сообщений: 1382
  • Уважуха: +80/-62
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #299 : 15 Марта, 2018, 14:14:38 »
Карданов для Т-образного подвеса клешни можно придумать (и придумано) великое множество от блока на топе ....до магнитных пар с масляной подушкой. Я пошел от простого, по примеру Александра (Утлюк), за два сезона веревочный кардан не подводил, узелок перевязывал 1 раз и то не по причине перетирания веревки, правда у меня сферические , деревянные пробки с полукруглыми отполированными фасками на выходе веревки, пропитаны маслом, + сама веревка в районе кардана тоже пропитана силиконовым маслом. Единственно не нравиться "стойка" тройника на рее, планирую от тройника, как такового, уйти. На приложенных схемках думаю будет понятно. В прошлом сезоне неожиданно открыл для себя, что клешня в положении "почти зонтик" (с минимальным креном) очень даже хорошо тянет на острых курсах, и чем свежее ветер тем этот эффект интереснее. Александр ( Утлюк)  в своей теме это свойство уже описал и подвел под науку. Вот как раз для такого положения клешни и нужен Т-подвес, ну и идеальное положение, чтобы рея не болталась ниже топа. Можно рассматривать карданы от виндсерфинговых мачт.
Всё гениальное просто! И наоборот. ;D Спасибо за идею. ;)
Выглядит заманчиво, и, главное, не увеличивает расход верёвки при перевязке узла, плюс убирает вес тройника. Обязательно попробую, тем более, есть планы поменять трубы рейков и недомачты АД31 на АД35. А как известно - лиха беда начало, а потом уж как поедет....  до основанья.

ПС: Алаверды - убрал нафиг утки для крепления штертиков растяжки(подвязки) рейков с заглушек рея.
                           С фиксацией штертиков вполне справляется пара дырок в заглушке. (ПСССЫ: ".....пара дырок в заглушке....." и клиновидная прорезь типа "ласточкин хвост" в её торце.)
« Последнее редактирование: 15 Марта, 2018, 15:54:01 от Утлюк »