f Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране  (Прочитано 17806 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Mihail

  • Сообщений: 62
  • Уважуха: +9/-0
  • Название: "30"
  • Тип: самодел парусно-сплавной
Привет уважаемому сообществу.
Долго думал открывать новую тему или продолжить тему «клешни» в забытой теме «Crab Claw». Решил, что новичкам интересующимся экзотикой будет удобнее искать.
Сломав в этом сезоне очередную грот мачту, очередной раз понял что под мои задачи (всегда перегруженной лодки) нужно менять концепцию. Про клешню знал немного, но пообщавшись с уважаемым Александром (Утлюк) и почитав его практические отчеты (ОГРОМНЫЙ РЕСПЕКТ), решил успеть в этом сезоне опробовать «клешню».
Проект делался из расчета получить квадратов 10 площади, с учетом имеющихся под рукой материалов. Основные технические решения и ключевые моменты взяты у Александра (Утлюк).
За месяц вечерней и ночной работы получилось следующее.
Рангоут: мачта Т- образная, кусок трубы Д16, диаметр 54х2, высота - 1,8 м, свободностоящая (в «стакане» на струбцине), поперечный рей (труба 35х2,5) на веревочном шарнире. Рейки из трубы Д16, 35х2,5 длиной 5,5 м (3 части) в галсовом углу соединяются пластинчатым шарниром.
Парус: 9 м2, материал – оксфорд 130 гр/м2, с одной стороны каландрированный, крой продольный, по боковым шкаторинам «серпы» (160 мм в центре хорды), серп на задней шкаторине примерно 750 мм. На рейки одевается через широкие карманы, их кроил отдельно, по «косой», затем пришивал к основному полотнищу. Все углы усилены боутами. Заднюю шкаторину усилил корсажной лентой (побоялся сильного растяжения ткани по косой). Галсовый угол паруса жестко закрепляется за рейки, через уточки на ноках рейков производится натяжка паруса, регулируется прогиб рейков. Основная регулировка «пуза» производится раздвижением рейков по поперечному рею с фиксацией снасти на уточках рея.
Бегущий такелаж: положение галсового угла регулируется двумя фалами, один проведен через нок бушприта, второй через блок воле шпора мачты, такой схемой можно достигать наиболее удобную балансирность паруса.  Шкоты к рейкам приходят через четырехточечный скользящий шпрюйт, побоялся концентрированных нагрузок на рейки.
Все веревочки поведены через блоки на стопора, в удобное для управления место, забегая вперед отмечу, что без этого было бы сложно оценить работу «клешни».

Ну а теперь о самом интересном.
Протестировал «клешню» на 60ти километровом маршруте, р. Днестр, Дубоссары – Рыбница (вверх, против течения). Два ходовых дня.
Катамаран сплавной 4,2 х 2,2м, диаметр в миделе 560 мм, вес с палубой, рангоутом….кг 100. Экипаж - 3 члена профсоюза (250 кг). Двигатель, бензин, поспать, поесть, выпить, закусить….еще кг 80. Паруса – 9м2 клешня, 3,6 м2, подвесной парус Катайнена (бизань)
Эмоции начались сразу при отваливании от берега при свежем, прижимном ветре. На фоне второго, в нашей компании, катамаранчика под «стрижем» 6,5м2, пытающегося неуклюже отвалить и встать на курс, мы преспокойно под клешней в «горизонтальном левентике» (термин Утлюка, взял на вооружение, надеюсь с его молчаливого согласия))) в несколько гребков веслами встали в стартовую позицию. Ветер относительного нашего курса был чисто вмордувинд, поэтому сразу пришлось испытывать «клешню» в лавировке. На освоение и осознание что для чего тянуть или травить ушло какое-то время, за которое наши «стрижанутые» друзья уверенно обошли нас курсом бейдевинд.
Постепенно, приопустив галсовый угол и выставив «клешню» вертикально, вдоль ДП, и наваливаясь на ветер пошли уверенным бейдевиндом. На руле сидел мой товарищ, квалифицированный яхтенный шкипер (чисто морской, за рулем такой лодки впервые), так вот он, выпучив глаза, не мог поверить что такая конструкция едет, причем острым курсом и неплохо. Первый оверштаг получился скомкано, но получился, немного не хватило скорости,  я не быстро отработал шкотами и галсом(и), но уже следующие смены галса были выполнены синхронно и качественно. В лавировку шли недолго (4-5лм), т.к. река развернулась на 180 гр. Но даже на этом отрезке догнали друзей под «стрижом». На место для ночевки подошли без лишних маневров, своевременно поставив «клешню» в горизонтальный левентик, ткнулись носами в песок, не беря весел в руки!!! На этом участке скорость не замерял, субъективно до 8 км/ч, ветер был нестабильный 4-5 м/с.
Отвязав рейки от поперечного рея, и намотав на них полотнище паруса «клешня» в секунды превратилась шикарную поперечину между мачтами, для подвешивания фонарей и т.п., так как палуба катамарана на берегу трансформируется в общий стол.
Оставшаяся часть маршрута была с устойчивым ветром фордевинд, курсами галфинд и бакштаг шел уверенно,  и интуитивно понятно настаивал положение «клешни», повороты фордевинд сразу и легко, просто выпустив один шкот и выбрав другой. (вспомнил последнюю мачту, убитую как раз на повороте фордевинд)
На полном фордаке поэкспериментировал с «клешней» ставя ее в разные положения, оптимальным показалось положение, оба рейка вверх, на полный ветер, галс немного выпущен, парус стоит 75 гр. по вертикали. При шквалах скидываешь гас со стопора, «клешня» стремится в горизонтальный левентик.
Максимальная скорость на фордаке, при ветре 6-7 м/с, 12 км/ч, (с оговорочкой, на бизани парус Катайнена).
Выводы:
«Клешня» очень удобный и универсальный парус под определенные задачи, сплавной катамаран, резиновая лодка, байдарка, швербот …. и кто хочет получить от паруса удовольствие и комфорт!
Плюсы этого паруса: буду повторять достоинства, озвученные уже Александром (Утлюк), но таки потвержу
- простота изготовления, невысокая цена материалов;
- установка, разборка - считанные минуты, в моем случае (катамаран возится собранным на крыше авто) воткнул кусок трубы-мачту с поперечным реем в сборе, на рей одел кольца рейков,  растянул и зафиксировал парус с нужным пузом. После первой сборки клешня живет вместе с рейкам в аккуратном рулоне, в специально пошитом чехле (кисе) 5,5 м, ездит вместе с катом на чердаке авто;
- минимальный опрокидывающий момент, вся нагрузка на шкотах и галсе, причем не хилая, в моей схеме больше на галсе, хотя поведен через 4 блока (буду добавлять лопарей), стопора нужны, мне рук пока не хватает. Был момент шкот выскочил со стопора, среагировали быстро, но успел заметить наклон мачты, совсем незначительный. Можно зимой пофантазировать со шпором на шарнире;
- работает на всех курсах, нужных туристической лодке;
- ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ЛЕВЕНТИК, это песня….быстро сбросить ветер, отойти, подойти (под деревья), вытекающие бонусы – зонтик, навес, жена согласилась закрывать навигацию под снегом))).
- В перспективе,  придумаю использовать «клешню» на ночевках как палатку над палубой, снял с мачты и подставил пару палаточных дуг; 
-  ……ну и просто красавица!!!
Еще раз огромное спасибо Александру (Утлюк), и Всем кто меня отговорил от стакселя-бабочки ;D
С удовольствием отвечу на интересующие кого либо вопросы.
Небольшой ролик можно посмотреть тут https://drive.google.com/open?id=0ByqIW6KlOYWnU2Q0bThuT29FbXM


 

Mihail

  • Сообщений: 62
  • Уважуха: +9/-0
  • Название: "30"
  • Тип: самодел парусно-сплавной
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #1 : 11 Октября, 2016, 04:40:43 »
Немного фото
рождение клешни

Mihail

  • Сообщений: 62
  • Уважуха: +9/-0
  • Название: "30"
  • Тип: самодел парусно-сплавной
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #2 : 11 Октября, 2016, 05:00:53 »
Клешня на первых испытаниях

Mihail

  • Сообщений: 62
  • Уважуха: +9/-0
  • Название: "30"
  • Тип: самодел парусно-сплавной
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #3 : 11 Октября, 2016, 05:07:02 »
Второй день испытания клешни

Mihail

  • Сообщений: 62
  • Уважуха: +9/-0
  • Название: "30"
  • Тип: самодел парусно-сплавной
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #4 : 11 Октября, 2016, 09:16:23 »
Второй день испытания клешни
« Последнее редактирование: 11 Октября, 2016, 09:21:18 от Mihail »

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 1812
  • Уважуха: +63/-70
  • Название: БУСЫЙ
  • Тип: Катамаран
  • Номер: АХ-3
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #5 : 11 Октября, 2016, 09:46:26 »
Вы в троем шли у каждого по веревке в руках ) а где видео против ветра ?
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko

Бортмеханик

  • Сообщений: 1303
  • Уважуха: +53/-30
  • Название: Desafinado
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #6 : 11 Октября, 2016, 10:39:46 »
крой продольный, по боковым шкаторинам «серпы» (160 мм в центре хорды),
Серпы или горбы ?
Продольные швы между полотнищами прямые, без выточек/выкружек ?
Анатолий
---------------------------
...Тут бортмеханик в кабину вбежал, И говорит, мол, ... нам настал... (с)

MaxZZZ

  • Сообщений: 1818
  • Уважуха: +110/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #7 : 11 Октября, 2016, 11:39:31 »
Здорово,  поздравляю с  успешным завершением строительства и испытанием  такой оригинальной конструкции.  Вопросы, :
1) Галс  -это что за снасть? К галсовому углу клешни?
2) Катайнен как влияет на лавировочный  угол,  успели разобраться?
3) из чего исходили,  выбирая  высоту мачты до рея качалки?
« Последнее редактирование: 11 Октября, 2016, 12:03:57 от MaxZZZ »
Цель не мотивирует, если при ее достижении не меняется стиль жизни

podvodnic73

  • Сергей Живайкин
  • Сообщений: 1209
  • Уважуха: +117/-33
  • www.omnomad.com
  • Название: Котя
  • Тип: Простор
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #8 : 11 Октября, 2016, 11:39:48 »
Из чего сшит парус?
http://omnomad.com/nash-magazin-tovarov-i-uslug - недорогие закрутки и регулируемые транцы
http://omnomad.com/tag/katamaran - о моём катамаране
http://vk.com/public62458049 - группа в ВК

АНДРЕЙ-КОТЛАС

  • Сообщений: 1812
  • Уважуха: +63/-70
  • Название: БУСЫЙ
  • Тип: Катамаран
  • Номер: АХ-3
Re: Парус "КЛЕШНЯ" на сплавном катамаране
« Ответ #9 : 11 Октября, 2016, 12:01:30 »
Из чего сшит парус?
Парус: 9 м2, материал – оксфорд 130 гр/м2
Skype: ua1oko Andrey https://vk.com/ua1oko