f Щука-2 с парусом Дубовского
Гонки и путешествия под парусом
Новости Регаты Рулевые Форум Видео Фотоконкурс Справочник

Автор Тема: Щука-2 с парусом Дубовского  (Прочитано 11452 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Щука-2 с парусом Дубовского
« : 02 Августа, 2016, 20:34:10 »
Много фото в высоком разрешении: http://imgur.com/a/mYSn9













Материал паруса: палаточная ткань rip-stop с PU-пропиткой, куплена в Снаряжении
Площадь паруса: 4 кв.м.
"Усы" каркаса: две палаточные дуги 3000х10х1 мм, куплены в Пик-99 (http://pk-99.ru/im-velovitrina/product/duga-dyuralyuminiy-3-m)
Рея (будем условно называть её так): алюминий 1200х18х2 мм, куплена в "Максидом" (трубка 2 метра - 320р)
Мачта: 1200х20х1 мм, но этого маловато, гнет при сильных нагрузках (1.5 мм толщины было бы идеально) - куплена в Lerua Merlen рублей за 60
Шверц: 800х350х8 мм березовая фанера, профиль скруглен шлифмашинкой, покрыт лаком
Перо руля: (размеры будут позже), та же фанера
Баллерная коробка: из корпуса старого системного блока
Шкоты и фал: одна цельная 6мм-веревка 10м, но этого мало, 12 будет в самый раз. Из-за нехватки длины галсовый угол паруса при растравленом фале ниже, чем надо.
Фиксаторы для шкотов/фала (нижнее фото) - 260р в "Снаряжении" за комплект из двух штук. В деле ещё не опробовал, и веревку придется заменить на 5мм для них.
Отличие от конструкции Андрея Дубовского - мачта раскреплена двумя парами вант жёстко, потому что ни единого смысла выносить центр парусности далеко за борт я не вижу. Мне кажется, это увеличивает кренящий момент, но если кто-нибудь научным образом разубедит, буду рад.

Вердикт:
1. По ветру, боком к ветру и чуть против ветра - летает.
2. До 45º против ветра - уверенно идет (круче - медленно и неохотно)
3. Кильнуться при загруженной байдарке очень сложно, при отпускании "нижнего" (подветренного) шкота парус встаёт горизонтально, кренящее усилие пропадает. Если шкот не отпускать, то оно передаётся на корпус через руку, т.е. фактически надо прилагать усилия, чтоб кильнуть.
4. Идя при наличии матроса в бакштаг, почти фордевинд - наблюдал на навигаторе 4 узла (7,5 км/ч). Уверен, что разгонялся сильнее, но не замерял - не до того))

В моём случае я умудрился кильнуться, на полностью пустой незагруженной байдарке, сидя сзади на деке вместе с ногами и натянув шкоты в момент заметного крена. После чего поставил байду на ровный киль (коего у нее нет, впрочем) и пошёл против ветра дальше к берегу.
« Последнее редактирование: 04 Августа, 2016, 01:55:38 от narical »

MaxZZZ

  • Сообщений: 1805
  • Уважуха: +108/-49
  • Максим Зотов
  • Название: Бригадир
  • Тип: катамаран тип Бармалей 2009
  • Номер: М 845
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #1 : 02 Августа, 2016, 22:43:47 »
Спасибо за информацию,  интересно. Лавировочный  угол хорошо  виден  будет на треке навигатора.  Уже ходили в поход с этим парусом?
«Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность» Зигмунд Фрейд

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #2 : 02 Августа, 2016, 22:54:40 »
Спасибо за информацию,  интересно. Лавировочный  угол хорошо  виден  будет на треке навигатора.  Уже ходили в поход с этим парусом?
Нет, планирую в ближайшее время по шхерам. С навигатором беда, а после упомянутого оверкиля - совсем беда. Первое что я сделал, вынырнув - достал телефон и выкинул его в море. Вспомнилось, как горят литиевые аккумы, и я чет испугался его в кармане держать под водой.

tyvaly

  • Сообщений: 60
  • Уважуха: +5/-5
  • Название: шатун
  • Тип: вездеплав
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #3 : 03 Августа, 2016, 13:44:53 »
Каков вес всего парусного вооружения?

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #4 : 03 Августа, 2016, 14:31:02 »
Каков вес всего парусного вооружения?
Скажу, как только смогу замерить. Пока могу поделиться исключительно субъективными ощущениями. Парус ничего не весит и не занимает места (около 200 гр?).
Мачта и рея имеют заметный вес, но опыт с деревяшками очень вдохновляет - изготовленный заранее такелаж позволяет просто спилить (или подобрать) две нужные палки 1.2м и с минимальными потерями времени использовать их. Далее - комплект руля и шверц. Весят они заметно (особенно шверц площадью 0,3 кв.м. из 8мм фанеры). В сумме на текущий момент я бы оценил всё килограмм в 5, но могу ошибаться в обе стороны.

Главный вопрос - стоит ли оно того. По опять же субъективным ощущениям - да (и в этих двух буквах просто не уместить все мои эмоции, если честно).
Чудес не бывает - лавировочное парусное вооружение не может быть невесомым, а в случае надувной плоскодонки это верно вдвойне. Но ощущение, когда весло валяется на деке, а байдарка рвется вперед, стоит этих дополнительных килограмм ))

Утлюк

  • Сообщений: 1158
  • Уважуха: +67/-42
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #5 : 03 Августа, 2016, 21:00:52 »
Это парус не Дубовского. Вернее мачта не его.
Мачта на его парусе как раз используется "хлипенькая", но ей всё равно, поскольку у неё регулируемые ванты, которые позволяют наклонить её "за парусом". Она практически не работает на излом.
Вот в моей конструкции мачта силовая, потому как не наклоняется, но она стоит на "твердой" лодке. Для надувнушки надо делать тонкую наклонную, не отступая от ТУ, т.е. "по Дубовскому".

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #6 : 03 Августа, 2016, 21:20:44 »
Для надувнушки надо делать тонкую наклонную, не отступая от ТУ, т.е. "по Дубовскому".
Не согласен, в моём случае просто до предела хлипкая трубка (1 мм стенка) и без усилий гнется руками, ветер её гнет только при очень сильных порывах. То есть, нагрузка на изгиб там небольшая даже при жестких вантах.

podvodnic73

  • Сергей Живайкин
  • Сообщений: 1185
  • Уважуха: +114/-33
  • www.omnomad.com
  • Название: Котя
  • Тип: Простор
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #7 : 03 Августа, 2016, 22:19:06 »
Просто, функционально и симпатично! И при этом Щука не утратила свои главные преимущества - мобильность, компактность и малый вес.
narical, буду признателен за размеры паруса. Пожалуй сделаю и на свою такой.
Кстати, я правильно понял, мачта опирается на веревку натянутую между бортами?

P.S. Отвлекли. На счет кренящего момента и выноса паруса - научно обосновать не могу, но интуиция подсказывает, что в твоем варианте этот самый момент будет больше. Точнее больше шансов кильнуться  :)
« Последнее редактирование: 03 Августа, 2016, 22:49:17 от podvodnic73 »
http://omnomad.com/nash-magazin-tovarov-i-uslug - недорогие закрутки и регулируемые транцы
http://omnomad.com/tag/katamaran - о моём катамаране
http://vk.com/public62458049 - группа в ВК

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #8 : 03 Августа, 2016, 23:53:34 »
narical, буду признателен за размеры паруса. Пожалуй сделаю и на свою такой.
Кстати, я правильно понял, мачта опирается на веревку натянутую между бортами?

Размеры базировались от дуг. Купил две трехметровые дуги, соединил их с одного края изолентой, второй край соединил веревочкой (вот тут важно, не помню сейчас сколько длина, около 2100-2300 мм). Затем вставил распорку длиной 1200мм между дугами, они приняли форму паруса. Потом всю эту конструкцию положил на ткань и обвел маркером. Так как по ширине получается больше 2м, полотно сперва пришлось сшивать из двух кусков. Если где продаётся ткань с шириной погонного метра >2м, то проще её использовать. Приложу чертеж, но он использовался как черновик больше, т.е. баллерный узел и перо руля сделаны совсем по другим размерам. (Открыть можно в Draftsight, это бесплатный аналог Автокада и понимает DWG: http://www.3ds.com/products-services/draftsight-cad-software/free-download/)

Мачта опирается просто на ткань деки, ровно как в конструкции Андрея. Веревка растягивает её низ к бортам.

Надо сказать, что я изначально не мог найти в продаже алюминиевые трубки длиной более 1м, поэтому купил дополнительно деревянную палку круглого сечения там же в Леруа, и с обоих сторон забил в метровую алюмишку деревянные вставки, отпилив по 10см. Таким образом, получил составную мачту 1200мм. Когда нашёл в Максидоме 2м трубку из толстого алюминия - для реи отпилил сразу 1200мм в размер, после чего заглушил той же деревяшкой с торцов. Надо сказать, это сослужило очень хорошую службу - во время волнения на Белом море рея сделала ноги, и я впоследствии выловил её из воды в ста метрах в стороне.

P.S. Отвлекли. На счет кренящего момента и выноса паруса - научно обосновать не могу, но интуиция подсказывает, что в твоем варианте этот самый момент будет больше. Точнее больше шансов кильнуться  :)
Если мачту сделать на резинках, она будет наклоняться к воде. Парус в этом случае легко зацепит в воду. Чтобы этого не случилось - креняющую мачту надо делать выше, чем жёсткую. Выше мачта - больше рычаг для порывов ветра. Ну и точка приложения кренящей силы в случае далекого вылета мачты вбок кажется мне куда более опасной в плане возможности кильнуться. А вообще про оверкиль я уже писал - это крайне маловероятное событие при загруженной байдарке.

narical

  • Сообщений: 37
  • Уважуха: +7/-0
  • Название: Щука-2
  • Тип: байдарка
Re: Щука-2 с парусом Дубовского
« Ответ #9 : 04 Августа, 2016, 01:56:23 »
Добавил в шапку фото всего комплекта ПВ, только шверц там сиротливо сбоку выглядывает.